Влияние оригами на развитие личности ребенка.



Взгляды педагогов на исскуство оригами как способ развития личности ( М. Монтесори, Ф. Фребель)

Мария Монтессори. Сегодня в мире практикуется огромное количество разнообразных воспитательных систем. Все они ориентированы на то, чтобы вырастить из ребенка гармоничную и развитую личность, но каждая идет к этой цели своей дорогой.

Методика Монтессори заключается, прежде всего, в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. В школах и садах Монтессори деление на группы и классы чисто условное - по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому - со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами.

Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения детей (начало внедрения в практику - 1906 г.), а также философия обучения в школах и детских садах. Педагогика Монтессори основывается на открытом преподавании, в противоположность закрытому, например, фронтальному преподаванию. Эта педагогика, в отличие от педагогики идеологической, может быть названа экспериментальной, в том смысле, что собственные наблюдения ребенка ведут обучающего к выбору подходящих дидактических приемов применительно к данному ребенку и данной ситуации. Суть педагогики Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому».

Педагогика Монтессори идет «от ребенка», в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии.

Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте. Одно из основных требований к процессу воспитания - «уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка» Идея Марии Монтессори о «космическом воспитании» и образовательный процесс ХХI века: Материалы Международного конгресса. - Белгород: изд-во БелГУ, 2007. - 236 с..

Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психическим и физическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Свободная и самостоятельная деятельность не возможна без:

· умения сосредоточенно работать продолжительное время;

· доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом;

· слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.

Монтессори называла это «поляризацией внимания». Этот феномен она открыла в работе с детьми раннего возраста.

Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» есть следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению - поляризации.

Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности.

Монтессори заметила также, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не утомительна для ребенка, как принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога.

«Чем дальше развивается способность внутренней концентрации, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу, тем четче становится новый феномен: дисциплина детей», - писала М. Монтессори. В дисциплине проявляется улучшение способности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы» Сорокова М. Г., Система М. Монтессори: теория и практика. Академия - 2006, 384 с..

При создании окружающей обучающей среды обязательно учитываются физические возможности ребенка. На легко доступных полках предлагается множество дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать обучающегося. В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом.

Ф. Фребель. Первые попытки использования оригами в педагогических целях в Европе справедливо связывается с именем Фребеля (1782-1852 гг.) Именно ему принадлежит заслуга создания в начале ХIХ веке первых детских садов и внедрение практики их работы в систему образования Германии, а впоследствии и других стран Европы.

Педагогические теории Фрребеля были неразрывно связаны с его жизнью. Он жил, как преподавал. Рано почувствовав на собственном опыте дисгармонию между школьной зубрёжкой и окружающей его действительностью, обложившись книгами по естественной истории, он обратился к природе как к лучшему учителю. После непродолжительной работы лесничим и управляющим сельскохозяйственными угодьями в Бамберге он становится помощником учителя школы для мальчиков во Франкфурте.

Целью его жизни становится не просто преподавание, а «облагораживание всего человечества посредством улучшения системы воспитания и образования». Он считает, что первейшая и главная задача педагога – способствовать органическому развитию заложенных в ребёнке природных данных. Он лично общается с Песталоцци, бывшим тогда на вершине своей педагогической славы, и находит его идеи весьма близким своим взглядам. Вслед за Руссо Фребель считал Природу лучшим учителем и живым воплощением божественной идеи. Таким образом, изучение её законов было для него одновременно и познанием замыслов Творца. Целью воспитания в этом контексте была гармония между развитием человеческих способностей и природы.

Для реализации этих идей он организует в Кейлау собственную небольшую частную школу, которую начинают посещать окрестные ребятишки. Сельское окружение позволяет Фребелю воплощать в жизнь свою идею о том, что постоянная практическая деятельность ребёнка является составной частью воспитания и способствует умственному росту. Для Фребеля ручной труд был направлен «не на подготовку ремесленника, а на выработку более совершенного человека». Фребель считал, что жизнь, движение и знание – есть три части одного гармонического аккорда. Знание постигается через движение, что способствует естественному росту ребёнка. Его философия воспитания и образования включают в себя четыре важных компонента:

1. Свободная активность.

 2.Творчество.

 3.Участие в жизни социума.

 4. Мышечная активность.

Основываясь на этих идеях, он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлечённых понятий, а через в буквальном смысле осязаемые реалии складывающейся бумаги.

Пытаясь воплотить эту идею в жизнь, он сочиняет в 1826 году главный труд – «Воспитание человечества» и одновременно складывает вместе со своими учениками незатейливые фигурки из бумаги, по сути, делая первый шаг к внедрению оригами в педагогический процесс. К сожалению, в начале ХIХ веке Фребель не мог быть знаком с оригами в полном объёме, и количество предлагаемых им изделий из бумаги было весьма ограниченно. Вместе с тем его можно смело назвать первым европейским педагогом-оригамистом. Его педагогические идеи дали плодотворные плоды, Система детских садов выжила, окрепла и стала общепризнанной. Уже в 1892 году в Англии был основан специальный Фребелевский колледж, основанный задачей которого было распространение педагогических идей немецкого гуманиста в среде английских педагогов. В 1975 году колледж входит в состав Рохамптоновского института, приобретая мировую известность своей инновационной деятельностью в области начального образования и воспитания детей. При нём открывается музей раннего детства, экспонаты и материалы которого могут использоваться педагогами для расширения своей практики. Идеи Фребеля не остаются застывшим набором тезисов. Каждое поколение педагогов наполняет их своим творческим содержанием. Не удивительно поэтому, что в наши дни оригами начинает играть определенную роль в деле образования и воспитания подрастающего поколения в некоторых странах мира, включая Россию.

Влияние оригами на развитие личности ребенка.

Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство, близкое ему и доступное.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это ещё не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Если же поставить задачу разобрать фигурку и собрать ее самостоятельно из другого листка бумаги, уровень сложности вырастает многократно.

Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное — ребенок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные).

Но и этого недостаточно: нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема — это ступень лестницы, ведущей вверх, и взобраться по этой лестнице можно, лишь, когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим, и если они будут на месте. Пусть лестница удобна и не одна ступенька не выломана, подняться по ней легко лишь в том случае, если путь будет интересен.

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочно узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского мастерства и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное — оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению. Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простора для творчества и фантазии. Необходимо показать детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Очень удачным моментом в работе с оригами соединение искусства слова, декоративно-прикладное искусство и искусство складывания (оригами): в этот момент дети учатся творить. Можно изготовить поделки в стиле оригами, а затем расписать их, используя элементы декоративно - прикладного искусства. В конце процесса из-под кисти детей выходят настоящие шедевры, которые можно взять в руки и рассмотреть со всех сторон. Из стаканчика можно выпить воды, а в коробочку можно сложить всякую мелочь. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребенка.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!