Общественное бытие и общественное сознание



Тема 7. Человек в системе социальных связей

 

 

Введение

 

Раздел философии, изучающий качественную специфику общества в целом, его общих законах и перспективах развития, называется социальной философией.

Латинский глагол «социо» означает «соединить, объединить, затевать совместный труд». Отсюда первоначальное значение понятия «общество» - общность, союз, сотрудничество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество – это так или иначе самоуправляющая общность. Русский термин «общий» восходит к праславянскому корню «обчий», что означает «то, что вокруг».

Следует различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества. При всей их общности, обусловленной общностью объекта изучения – общества, - есть и различия. Социологию в основном интересует способ организации и связи отдельных элементов социальной системы в единое целое, или иначе, - социальная структура общества. Социальная философия анализирует проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил и его развития.

 

 

Философские подходы к пониманию общества и его истории

 

В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества.

•   Натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII-XVIII вв. Представители этого подхода утверждают, что общество есть своеобразное продолжение природы, а тип общественного устройства является результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов (Ш. Монтескьё). В Новейшее время таких взглядов придерживался русский историк Л.Н. Гумилёв (1912-1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма.

Действительно многие проявления общественных образований давали реальную возможность для выводов о том, что климатические условия, рельеф местности, место расположения определяют реальное состояние общества и возможности для удовлетворения потребностей. Таким же образом абсолютизация расовых, возрастных, демографических характеристик приводили к тому, что особенности того или иного общественного устройства выводились, исходя из особенностей той или иной расы, свойств и особенностей людей. В подобном понимании общественной жизни очевиден метафизический подход к анализу общественной жизни и к такому пониманию общества, как простой совокупности индивидов, а не как целостной самоорганизующейся системы отношений между людьми.

•   Цивилизационный. В основе лежит идея уникальности каждого общества (цивилизации), своеобразия пути, пройденного отдельными народами. Исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и существующих в настоящее время. Цивилизационный подход предполагает учёт и изучение в первую очередь того своеобразного и самобытного, что есть в истории народа или целого региона (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин)

Слово “цивилизация” происходит от латинского «civis», что означает «городской, государственный, гражданский». Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию «silvaticus» – «лесной, дикий, грубый». В дальнейшем понятие «цивилизация» приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:

1. Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

2. Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.

3. Стадия «сдвига». Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.

4. Стадия «зрелости». Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.

5. Эра «высокого массового потребления». Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

Теории локальных (локальный с лат. – «местный») цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

•   Идеалистический. История, с точки зрения этого подхода, рассматривается как процесс движения к достижению идеала, высшей духовной цели (Г. Гегель, О. Конт, Г. Лебон). Сторонники этого подхода усматривали в качестве фактора, объединяющего людей в единое целое, те или иные идеи, верования, мифы. Выразителями идей всегда выступали социальные лидеры, вожди, которым приписывалось реальное творчество истории. В этом случае также доминирует метафизическая абсолютизация конкретного социального явления. А именно, наличие сознательного фактора в осуществлении истории и игнорирование объективного содержания потребностей, основания их интересов и деятельности людей.

•   Материалистический (К. Маркс и Ф. Энгельс). Этот подход основывается на утверждении, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. В рамках материалистического подхода к обществу было введено понятие «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация как термин марксистской философии обозначает определённую ступень в развитии общества, основой которой является господствующий способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ можно описать как взаимосвязь производительных сил и производственных отношений.

Производительные силы – это, прежде всего человек с его знаниями, умениями и навыками, который является главным фактором производства, без него производства бы не было. Производительные силы также включают в себя предмет труда и средства труда.

Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства, в процессе движения продукта от производителя к потребителю.

В основе смены общественно-экономических формаций лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это означает, что с течением времени отставание производственных отношений от роста производительных сил приводит к конфликту. Разрешение этого конфликта приводит к смене одного способа производства другим, следовательно, и одной формации – другой. Переход этот совершается через социальную революцию. С помощью понятия общественно-экономическая формация в марксизме была обоснована периодизация исторического процесса, в соответствии с которой выделялись 5 основных формаций в развитии общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие «азиатский способ производства»).

Формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

 

 

Общественное бытие и общественное сознание

 

Философские подходы к пониманию общества зависят от того или иного решения основного вопроса философии применительно к социальной действительности. Применительно к обществу в целом основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении духовной жизни общества к его материальной жизни.

Материальную жизнь общества в философии принято называть общественным бытием, а духовную жизнь общества – общественным сознанием.

Общественное бытие своим ядром имеет материальное производство средств жизни и включает в себя отношение между обществом и окружающей природой, социально-политическую и научно-практическую деятельность людей, а также материальную сторону семейно-бытовой жизни.

Общественное сознание – это обыденное и теоретическое сознание общества, общественная психология и идеология, массовое сознание и др.; Это совокупность идей, теорий, настроений, вкусов, привычек, традиций и т.п., присущих данному обществу.

Общество – это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!