Превращение османской империи в мировую державу



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. Возникновение и развитие Османской империи. 4

1.1 Начало османских завоеваний в Малой Азии. 4

1.2 Превращение османской империи в мировую державу. 8

ГЛАВА 2. Общественное устройство в городах Османской империи. 14

2.1 Ремесло. Торговля. Культура. Наука. Религия и искусство. 14

2.2 Стамбул — центр всей системы управления государством. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

К началу XVI в. военно-феодальная Османская империя подчинила своей власти почти весь Балканский полуостров. Лишь на далматинском побережье Адриатического моря сохранила независимость Дубровницкая республика, формально признавшая, однако, после битвы при Мохаче (1526) верховную власть Турции. Венецианцам также удалось удержать свои владения в восточной части Адриатики - Ионические острова и остров Крит, а также узкую полосу земли с городами Задар, Сплит, Котор, Трогир, Шибеник[1].

Актуальность. Турецкое завоевание сыграло отрицательную роль в исторической судьбе балканских народов, задержав их общественно-экономическое развитие. К классовому антагонизму феодального общества добавился антагонизм религиозный между мусульманами и христианами, по существу выражавший отношения между завоевателями и покоренными народами. Турецкое правительство и феодалы угнетали христианские народы Балканского полуострова, чинили произвол.

Вся структура феодального турецкого государства была подчинена интересам ведения захватнических войн. Османская империя была единственной подлинной военной державой средневековья. Военным успехом турок, создавших сильную армию, способствовала благоприятная для них международная обстановка - распад монгольской державы, упадок Византии, противоречия между государствами средневековой Европы. Но созданная турками огромная империя не имела национальной основы. Господствующая народность-турки - составляла меньшинство ее населения. В конце XVI - начале - XVII столетия начался затяжной кризис феодальной Османской империи, определивший ее упадок и облегчивший в дальнейшем проникновение европейских колонизаторов в Турцию и другие страны, находившиеся под ее господством.

Объект исследования: Османское государство XV-XVI веков.

Предмет исследования: Город в Османском государстве XV-XVI веков по законодательным источникам.

Цель исследования: изучить города в Османской империи XV-XVI веков по законодательным источникам.

Задачи исследования:

¾ Изучить возникновение и развитие Османской империи;

¾ Рассмотреть общественное устройство в городах Османской империи;

¾ Изучить ремесло, торговлю, культуру, науку, религию и искусство в городах Османской империи;

¾ Сделать выводы по результатам исследования.


ГЛАВА 1. Возникновение и развитие Османской империи

Начало османских завоеваний в Малой Азии

 

Малая Азия издавна заселялась тюркскими племенами, которые приходили в нее с армией Халифата Это были выходцы из Приаралья и Средней Азии. Наступление сельджуков в Анатолии и образование Румского султаната стало источником постоянной военной угрозы для Византии и всей Юго-Восточной Европы Их ответом стал Первый крестовый поход (1096—1099), в результате которого сельджуки, потерпев поражение под Никеей и в битве при Дорилее (Эскишехире), отступили на восток Анатолии Но в 1116 году они отвоевали свои территории, и султанат получил название Конийского[2].

Восточными соседями сельджуков Коньи были Данишмендиды, вошедшие в состав султаната в 1174 году. Власть этой туркменской династии распространялась на землях, включающих города Токат, Амасья и Сивас Основатель династии Малик Данишменд Гази прославился как борец за веру во время смуты, наступившей после смерти султана Сулаймана ибн Кутулмыша Этим моментом хотели воспользоваться участники Первого крестового похода, чтобы очистить Анатолию от тюрок Сказания о Данишменде были записаны двести лет спустя В них он сравнивается с Саидом Батталом, воином эпохи становления ислама Преемник Даниш-менда Амир-Гази Гюмюштегин за войны с неверными также получил от халифа ал-Мустаршида титул «Малик».

В 1176 году император Византии Мануил Комнин объявил войну султану Кылыч-Арслану II из-за невыполнения последним пункта договора с Византией о возвращении некоторых ее бывших территорий Мануил выступил в поход на Конью Дорога была очень тяжелой — через горы В сентябре 1176 года армия Мануи-ла сделала остановку в Мириокефалоне, а затем вошла в горное ущелье Циврица Здесь, в самом неудобном для себя месте, она была атакована Кылыч-Арсланом II и понесла огромные потери Император был вынужден подписать мирный договор с султаном, и Малая Азия вновь на долгие годы осталась во владении сельджуков В составе армии Мануила находились крестоносцы, которые рассчитывали на то, что византийцы расчистят им путь на восток А через двадцать пять лет они уже и Византию стали рассматривать как преграду на этом пути из-за ее нерешительности и неумения воевать с Халифатом. В 1204 году во время Четвертого крестового похода Константинополь был захвачен, разграблен и обращен в руины. Византийскому императору пришлось перенести столицу в Никею на северо-западе Малой Азии, и только в 1261 году его двор смог вернуться в отстроенный заново Константинополь.

Власть сельджуков на всей территории Малой Азии и большей части Армянского нагорья казалась незыблемой. Но весной 1243 года султан Гияс ад-дин Кейхосров II потерпел сокрушительное поражение в битве с монголами у горы Кёседаг к северо-востоку от Сиваса. Стовосьмидесятитысячная армия султана, в составе которой находились отряды армян, греков, лати-нов и курдов, уступила тридцатитысячному отряду монголов под командованием Бачу-нойона. Сельджуки сохранили самостоятельность, уплатив победителям огромную контрибуцию.

Арабский путешественник Ибн Батута писал о Малой Азии 1330-х годов, что среди ее населения было очень много христиан, живших под управлением тюрок-мусульман. Меньше всего тюркских племен было на северо-востоке Анатолии и в Киликийском армянском царстве. Все народы Малой Азии сохраняли присущий им образ жизни, веру и язык.

В конце 1270-х годов на северо-западе Анатолии возникло владение, вошедшее в историю как бейлик Османов — по имени предводителя тюркской племенной группы, ядро которой составляли кочевники-огузы племени кайыг. Эти племена были частью той большой волны туркмен, которые бежали с востока от монголов. Сначала они кочевали в Малой Азии в райо­не Караджадага, к западу от нынешней Анкары, а затем перебрались в районы Ахлата, Эрзерума и Эрзинджана, дойдя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Затем, спасаясь от монголов уже в Анатолии, часть кайыт — четыреста-пятьсот шатров — во главе с Эртогрулом ушла из райо­на Чукурова на территорию сельджукского султана Ала ад-дин Кейкубада I и попросила его о покровительстве. Султан пожаловал Эртогрулу пограничные территории (удж) султаната, примыкающие к Вифинии, с обязательством отражать нападения Византии, стремящейся вернуть эти ранее принадлежащие ей земли. Это были территории в районе Мелангии (Караджахисар) и Сёгюта к северо-западу от Эскишехира. Эртогрул расширил свои изначально небольшие владения за счет нападения на византийцев, и ему удалось сохранить завоеванные территории. Эртогрул жил долго и умер в 1288 году в возрасте девяноста лет[3].

Его сын Осман, давший имя будущей империи, родился в 12 58 году в Сёгюте. К Эртогрулу и затем к Осману присоединились соседние тюркские бейлики. Осман после смерти отца направил все усилия на завоевание Вифинии — областей Брусы, Белокомы (Билед-жик) и Никомедии. В 1291 году он захватил Мелангию и сделал ее своей резиденцией. Осман получил от султана Ала ад-дин Кейкубада II титул бея и символ власти — барабан и бунчук. В 1299 году Ала ад-дин Кейку-бад II был свергнут в результате дворцового переворота и бежал из столицы, а после того как последний сельджукский султан был убит монголами в 1307 году, Осман стал данником потомков Хулагу.

В начале XIV века Османский бейлик значительно расширил свою территорию. Захватив в 1301 году район Енишехира и построив там укрепленный город-крепость, Осман стал готовиться к захвату города Бру-сы. Летом 1302 года в сражении с правителем Брусы при Вафее (Коюнхисар) он одержал победу Это был первый крупный военный успех тюрок-османов Однако в 1305 году они потерпели поражение в битве при Левке от византийской армии, в которой сражались и каталонцы. Но междоусобица в Византии свела на нет эту победу — ряд византийских городов на черноморском побережье оказался в руках Османа Тогда же Осман совершил несколько набегов на европейские территории Византии в районе Дарданелл. На пути к Брусе Осман захватил еще ряд крепостей, и к 1315 году город был уже фактически в окружении тюркских гарнизонов.

Брусу завоевал сын Османа — Орхан, родившийся в год смерти своего деда Эртогрула. Осада Брусы длилась в общей сложности десять лет. Город сдался в апреле 1326 года.

Бруса, которую тюрки стали называть Бурса, стала столицей Османов. В 1327 году в ней начали чеканить первую турецкую серебряную монету — акче. Через четыре года Орхан завоевал Никею (Изник), а в 1337 году — Никомедию.

Когда тюрки во главе с Ала ад-дином, братом Ор-хана, двинулись к Никее, они в горах столкнулись с византийцами и дали им бой. Войско императора было разбито, а сам он ранен. Никея сдалась после осады в 1331 году. Блокада Никомедии продолжалась дольше — девять лет, поскольку ее гарнизон постоянно получал военную помощь и продовольствие морским путем. И только после блокады узкого залива Мраморного моря город сдался. Никомедия была переименована в Измит и стала первой османской гаванью и верфью Укрепившись на берегах Мраморного моря и Босфора, тюрки получили возможность наступления на Фракию.

В 1338 году Орхан с тридцатью кораблями появился у стен Константинополя, но был разбит. Император Иоанн VI предложил мир и даже отдал за Орха-на свою дочь Таким образом Орхан уже мог рассчитывать и на территории азиатского берега Босфора.

К середине XIV века Османы начали активно действовать не только на западе Анатолии, но и на востоке, где их владения граничили с владениями ильхана Эртена После смерти Эртена Орхан с выгодой для себя использовал междоусобицу, начавшуюся среди наследников ильхана, и присоединил их земли к своим, захватив в 1354 году Анкару.

В 1354 году армия под командованием сына Ор-хана, Сулеймана, переправилась через Дарданеллы на Галлипольский полуостров и, воспользовавшись войной между католиками и православными, быстро захватила большую часть Балкан Завоевание Балкан завершилось в 1356 году. Новые территории образовали провинцию Румелию. Интересы Османов сосредоточились на Европе — столица из Бурсы была перенесена в Эдирне (Адрианополь)[4].

Превращение османской империи в мировую державу

 

В первой половине XVI в. османские правители добились значительного расширения границ своей державы за счет новых территорий, завоеванных в Европе, Азии и Африке. Однако эти успехи дались им нелегко, они потребовали напряжения всех сил империи.

В самом начале XVI в. Османидам пришлось столкнуться с новым соперником на восточных границах. Им стало только что образовавшееся государство Сефевидов в Иране. Его основатель - шах Исмаил (1501-1524) первоначально опирался на военную поддержку тюркских племен, расселившихся преимущественно в Закавказье и в восточных районах Анатолии и находившихся под сильным влиянием таких край-них шиитских сект, как алй-иляхй (в переводе с персидского "обожествляющие Али"). Они получили в народе названий "кызылбашей", т.е. "красноголовых" за свои головные уборы с 12 красными полосками (свидетельство почитания 12 шиитских имамов). Для упрочения своих позиций Исмаил провозгласил шиизм государственным вероисповеданием во всей стране. Эта мера оправдалась, ибо к 1510 г. шах подчинил себе почти все земли, входившие ранее в состав государства Аккоюнлу. Укрепление власти Сефевидов в Иране не только ограничивало османскую экспансию на Среднем Востоке, но и представляло серьезную угрозу для внутреннего спокойствия Османской империи, где многие туркменские племена признали Исмаил а своим истинным правителем. С начала XVI в. в Анатолии усиливается волна народных выступлений, принимающих форму религиозных движений. В них ощущается влияние "еретических" идей кызылбашей. Их предводители часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропагандировали тезис о грядущем явлении "скрытого имама" - Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы завоевать доверие народа. Стремясь ослабить своего грозного соседа, шах Исмаил активно поддерживал восстания в Анатолии, направляя туда своих многочисленных "халифе" (эмиссаров).

Чтобы ослабить влияние пропаганды в пользу Исмаила, османские власти уже в 1502 г. провели многочисленные аресты сторонников иранского шаха, часть кызылбашских племен переселили в Морею (Южная Греция), а другим запретили пересекать границу с Ираном. Но эти репрессии не имели заметного успеха. Одно из наиболее крупных восстаний кызылбашей произошло в 1511-1512гг. Во главе его стоял Карабыйиклы Хасан-халифс, выходец из туркменского племени текелю, называвший себя Шахкулу ("рабшаха", т.е. Исмаила), но более известный у местных властей как Шай-танкулу ("раб дьявола"). Первоначально, в апреле 1511 г. у Шахкулу было около 10 тыс. сторонников. Основными лозунгами восставших были освобождение от обременительных налогов и прекращение произвола султанских властей. Отряды Шахкулу взяли город Анталья и осадили провинциальный центр - Кютахью. Отдельные группы восставших доходили до Бурсы и побережья Мраморного моря. С большим трудом султанским войскам удалось оттеснить Шахкулу к Сивасу, где и произошло решающее сражение. Силы восставших уступали в боеспособности правительственным войскам. Шахкулу пал на поле боя. Повстанцы были разбиты, остатки разгромленных отрядов отступили на территорию Ирана.

Сын Баязида II Селим I (1512-1520), сместивший с престола с помощью янычар своего отца, начал правление с массовых репрессий против шиитов. Они вызвали ответные гонения против суннитов во владениях Сефевидов и привели к резкому обострению отношений между двумя державами. Вскоре соперничество Стамбула и Тебриза вылилось в длительную войну[5].

В 1514 г. в битве на Чалдыранской равнине близ г. Маку султанские войска, используя свое превосходство в артиллерии и других видах огнестрельного оружия, нанесли сокрушительное поражение иранцам. Затем они овладели столицей Сефевидов Тебризом, крупным торговым и ремесленным центром, но не смогли закрепиться в Иране и отошли в Анатолию. Оставляя Тебриз, они увели с собой около тысячи семей лучших местных ремесленников, которые были переселены в Стамбул. Согласно перемирию 1515 г., к Турции были присоединены некоторые районы Восточной Анатолии с г. Эрзурумом и северная часть Ирака Арабского с г. Мосулом.

После поражения Сефевидов у османских правителей остался лишь один соперник на мусульманском Востоке - империя мамлюкских султанов, включавшая Египет, Сирию, Палестину, ряд территорий в Северной Африке, а также вассальные государства в Киликии, на Верхнем Евфрате и в Аравии. Ее глава - султан Кансух аль-Гури, претендовавший на роль лидера мусульманского мира, активно поддерживал антиосманскую деятельность шаха Исмаила.

Летом 1516г. армия Селима I вторглась в Северную Сирию. Уже первые столкновения показали военно-техническую и тактическую отсталость войска мамлюков, которые были полностью разбиты турками в сражении у Мардж Дабика под Халебом. За поражением у Халеба последовал быстрый крах мамлюкского режима в Сирии и Палестине. Города, находившиеся на пути движения османской армии, не оказали ей никакого сопротивления. При подходе войск султана к столице Сирии Дамаску в нем вспыхнуло восстание устного населения против мамлкжских властей.

В Египте мамлюки оказывали туркам довольно упорное, но безуспешное сопротивление. В начале 1517 г. армия Селима I вступила в Каир. Мамлюкское войско отступило в Верхний Египет. Через некоторое время мамлюки были окончательно разгромлены. Их предводитель Туман-бей, выданный Селиму, был повешен в Каире. После завоевания Египта власть османского султана распространилась и на Хиджаз (Западную Аравию). В Каире Селим I получил ключи от храма Каабы в Мекке, считавшегося главным мусульманским святилищем. Возвращаясь из Египта, султан увез в Стамбул последнего аббасидского халифа ал-Мутаваккиля, жившего при дворе мамлюкских правителей, и основные атрибуты его власти - плащ пророка, знамя и другие священные реликвии.

Впоследствии сложилась легенда о передаче ал-Мутаваккилем титула и прерогатив халифа всех мусульман турецкому султану. На самом деле Селим I лишь включил в свою титулатуру почетное звание "служитель обоих священных городов", т.е. Мекки и Медины. Этот титул, а также обладание священными реликвиями значительно усилили претензии османских султанов на политическое верховенство в мусульманском мире.

С установлением османского господства в Сирии и Египте не произошло существенных изменений в земельных отношениях и в общественном строе этих стран. Арабские феодалы, поддерживавшие мамлюков во время войны с турками, были лишены своих владений. Зато те, кто выступили против мамлюков на стороне Селима I, значительно усилились, расширив свои владения за счет земель, отобранных у приверженцев мамлюков. Тимарная система не получила здесь широкого распространения. Лишь в Халебском округе конфискованные земли раздавались в качестве тимаров и зеаметов. Этот округ был превращен в военный плацдарм с готовой вооруженной силой для подавления восстаний сирийского населения против османских властей. После победы над мамлюками Селим I, получивший прозвище "Явуз" (Грозный), задумал еще один поход против Исмаила, чтобы окончательно разделаться с шахом.

По законодательным актам и периодически проводившимся в XVI в. описям податного населения можно получить представление о состоянии земледелия и уровне жизни крестьян. Во внутренних райо-нах, особенно на равнинах Центральной Анатолии, деревенские жите-ли явно отдавали предпочтение посевам зерновых, причем пшеница и ячмень выступали в качестве едва ли не единственных культур. На морском побережье, вдоль больших рек и вблизи крупных городов хозяйства имели менее монокультурный и натуральный характер. Здесь крестьяне отводили большие площади под масличные, техниче-ские, садово-огородные культуры и виноград. Вместе с тем в силу неразвитости транспортных возможностей обширные сады и виноград-ники были отличительной чертой городов, а не деревень[6].

Однако в целом уровень развития производительных сил в сельском хозяйстве оставался низким. В полеводстве, по предположениям ученых, преобладало двухполье. Сельскохозяйственная техника была примитивной, наибольшее распространение имели деревянная соха, серп и т.п. Волы являлись главным видом рабочего скота. Крестьянское хозяйство имело натуральный характер. Большинство сельского населения удовлетворяло свои основные потребности в одежде, домашней утвари, питании не через рынок, а продуктами собственного производства. Деревенские жители выходили на рынок со своей продукцией, лишь когда им были необходимы деньги для уплаты налогов или покупки инвентаря.

Турецкие завоевания сопровождались огромным разрушением производительных сил в завоеванных странах. В конце XV - начале XVI в. по мере перенесения военных действий в более отдаленные районы и стабилизации внутреннего положения в стране хозяйственная жизнь в азиатских и европейских провинциях стала налаживаться, бежавшие в леса и горы тысячи крестьянских семей вернулись к мирному труду, увеличилась площадь обрабатываемых земель, возросло поголовье скота.

Данные описей податного населения показали заметное увеличение численности райятов на протяжении XVI в. Этот процесс имел важные экономические и социальные последствия. Распашка пригодной к обработке земли в ряде районов достигла своих физических пределов. Тем не менее расширение пахотных полей шло медленнее, чем росло население. В результате произошло уменьшение райятских наделов и повышение удельного веса среди деревенского населения холостых крестьянских юношей, лишенных возможности получить надел земли и завести семью. Хотя увеличение численности райи привело к расширению площади запашки и соответственному росту сборов зерновых, но в конечном итоге низкий уровень обработки почв и ограниченность ресурсов свободных земель определили возраставшую напряженность продовольственного баланса. Реакция крестьян на возникшие трудности была различной. Часть из них переходила от более высококачественных, но менее урожайных культур (пшеница) к менее качественным, но более урожайным (ячмень, просо, бобовые). Другая часть крестьян пыталась найти выход из сложившегося положения за счет переселения в города.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!