Глава II I . Музыкальный анализ произведения

ИМЕНИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА»

 

АННОТАЦИЯ

 

В.А. Моцарт

Ария Илии « Zeffiretti lusinghieri … »

из оперы «Идоменей»

 

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 53.02.04

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

 Выполнила:

студентка I курса

Кухарская Дарья Викторовна

Руководитель:

Суханова Наталья Евгеньевна

 

Санкт-Петербург

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………. ..3

Глава I. Композитор В. А. Моцарт

1.1 Биография. Жизненный и творческий путь…………… …4

1.2 Эпоха и стиль……………………………….…………… …8

1.3 Венская классическая школа …………..…………………11

1.4 Оперное творчество………………..………………………13

 

Глава II. Опера «Идоменей»

2.1  История создания…………………………………..……….17

2.2     Сюжет………………………………………………………..19

2.3 Музыка……………………………………………………….22

 

Глава III. Музыкальный анализ произведения

3.1 Музыкально-теоретический разбор арии…………………….24

3.2 Текст арии………………………………………………………26

3.3 Трудности вокального исполнительства….…………………..27

 

Заключение………………………………………………………….28

Список используемой литературы………………………………...29

Приложение…………………………………………………………30

 

Введение

 

«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки».

П. Чайковский

 

Искусство Моцарта – одна из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. Творчество великого австрийского композитора отразило передовые идеи своей эпохи, неиссякаемую веру в торжество света и справедливости.

В музыке Моцарта преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомраченная лирика; вместе с тем она содержит немало страниц, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом. Для Моцарта нет такого жанра в музыке, в котором он не добился бы полного успеха: в операх, в симфониях, в песнях, в танцевальных мелодиях – он велик всюду. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.

Биография Моцарта, в особенности его образ жизни и обстоятельства его ранней смерти, была предметом многочисленных спекуляций и споров, которые в свою очередь дали почву для появления различных художественных вымыслов и расхожих мифов. Он стал символом чрезвычайно одаренного ребёнка, рано ушедшего гения и авантюриста, который пишет увертюру в день премьеры оперы.

Задачи работы:

1) Проанализировать во взаимосвязи жизненный и творческий путь композитора.

2) Определить структуру и характеристику произведения, проанализировать его с помощью средств музыкальной выразительности.

3) Провести работу над вокально-техническими умениями, способствующими успешному исполнению произведения.

 

Глава I. Композитор В. А. Моцарт

1.1  Биография. Жизненный и творческий путь

 

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт, родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.

Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта "Аполлон и Гиацинт". В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф ("Притворная простушка") и немецкого зингшпиля ("Бастьен и Бастьенна").

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы "Митридат, царь понтийский" (1770) и "Луций Сулла" (1771).

В 1770 году, в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом "Золотой шпоры" и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера "Идоменей, царь критский", поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском "Бургтеатре" была поставлена его опера "Похищение из сераля", имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу "Все они таковы, или Школа влюбленных" ("Так поступают все женщины", 1790).

Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.

В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере "Волшебная флейта" (1791).

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).

В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение "Реквиема" (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

"Реквием" был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

Один из известных моцартовских монументов, размещенных по всему миру, — бронзовый памятник композитору в Севилье (Испания).

В 1841 году в Зальцбурге при участии вдовы Моцарта Констанцы был основан Университет "Моцартеум" (Universität Mozarteum Salzburg) как "Соборное музыкальное общество и "Моцартеум". В задачи учреждения входилокак обучение музыкантов, так и изучение творческого наследия Моцарта. В 1881 году университет объединился с международным фондом "Моцартеум". В 1914 году эта организация получила статус консерватории. С 1998 года консерватория называется "Университет "Моцартеум" в Зальцбурге". Продолжающий действовать при университете международный фонд "Моцартеум" собирает Моцартовскую библиотеку и поддерживает сеть музеев в Зальцбурге, посвященную Моцарту.

Музей Моцарта открыт в Зальцбурге в доме, где родился композитор. В 1996 году был открыт музей Моцарта в квартире, где композитор проживал в 1781-1787 годах.

Также музеи Вольфганга Амадея Моцарта открыты в Вене и в Праге.

 

 

1.2  Эпоха и стиль

 

В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения. Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого периода, охватывающего конец XVII- XVIII вв., лежали рационализм и свободомыслие.

В музыке Моцарта гармонично сочетаются просветительский классицизм с его культом разума, идеалом “благородной простоты и спокойного величия” и направление “Бури и натиска” с его культом сердца, идеалом свободной личности.

Несомненно, в творчестве композитора присутствует художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены.

Большое воздействие оказали на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э. Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению. Отражение гармонической целостности бытия, ясность и красота сочетаются в музыке Моцарта с глубоким драматизмом.

Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения величайшего значения.

 

Индивидуальный стиль.

В.А. Моцарт является одним из основоположников классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната, квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации.

Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве. В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера.

 

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал.

Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.) Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада, форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт вошел в историю музыкальной культуры как гениальный мастер композиции. Для его композиций характерна ясность, красота и совершенство формы, простота как высшая художественная цель, как результат мастерства.

Моцарт начал сочинять очень рано, еще ребенком. Влияния господствующего стиля рококо не могли не отразиться в его еще не успевшем созреть творчестве (например, в первых операх, сочинениях для клавира и т. п.). Но возмужавший мастер, художник-новатор настойчиво преодолевал консервативные традиции и давление моды. Он утверждал реализм во всех жанрах музыки.

Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры и изменил традиционные оперные формы. Для его зрелых опер характерны органичное единство драматической и музыкально-симфонической закономерностей, индивидуальность драматургических решений. Учитывая опыт Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее»; в «Свадьбе Фигаро» на базе оперы-буффа пришёл к реалистической музыкальной комедии характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы «Дон Жуан».

Индивидуальный стиль венского классика отчетливо выражен в мельчайших эмоциональных изгибах хроматически обостренной мелодической линии соль-минорного струнного квинтета; но не менее того — в веселом, неудержимо стремительном потоке звуков увертюры “Свадьбы Фигаро”; и так же ярко — в трагедийном звучании начальных тактов “Дон Жуана”.

Моцарт расширил идейный и эмоциональный диапазон симфонической и камерной музыки, внес в нее глубокий психологизм. Он усилил контрастность, напряженность и активность тематической разработки. Драматический конфликт заложен у Моцарта нередко уже в самой музыкальной теме. Певучестью проникнуты все голоса инструментальных произведений Моцарта.

Ориентируясь на достижения Й. Гайдна, Моцарт разработал тип камерно-инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью гармонического языка.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля, связанного с переходом от клавесина к фортепиано.

Таким образом, индивидуализация образов, наполненность экспрессией, стремительность развития, романтичность, изящество и филигранность, редкая красота мелодики и совершенство формы – вот, пожалуй, черты, которые в некоторой степени характеризуют моцартовский стиль, весьма далекий от мифа о беспечном, наивном художнике, «солнечном юноше», гении, творящем без усилий и раздумий.

 

 

1.3 Венская классическая школа

 

Венская классическая школа — направление европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественная непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века, то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштейн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

Термин «венские классики» ввёл в употребление австрийский музыковед Р.Г. Кизеветтер в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список Бетховена. Англоязычные музыковеды также называют венских классиков представителями «Первой венской школы».

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

 

1.4  Оперное творчество

 

Mоцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11 лет. В 11-12лет написал: «Аполлон и Гиацинт», «Мнимая простушка», «Бастьен и Бастьенна». В 14 лет – «Митридат-царь

понтийский». Моцарт писал оперы в разных жанрах: оперы buffa – «Мнимая простушка», «Мнимая садовница», «Так поступают все». Оперы зингшпиль – «Директор театра», «Бастьен и Бастьенна», «Похищение из сераля». Оперы seria – «Митридат-царь понтийский», «Идоменей». Но главная заслуга Моцарта в том, что на основе этих старых жанров, он создаёт новые: на основе оперы buffa – лирическую комедию «Свадьба Фигаро» и психологическую драму «Дон-Жуан». На основе оперы зингшпиль – философскую сказку «Волшебная флейта». Новаторство Моцарта в том, что он в одной опере использует приёмы и комической, и серьёзной опер. По сути, Моцарт является оперным реформатором.

Оперное творчество Моцарта – это высшее достижение оперного реализма 18 века.

Самые выдающиеся оперные произведения В. Моцарта появились в венский период (1781—1791). Путь к этим шедеврам шел через освоение, а затем и преодоление установившихся традиций, в том числе – традиций опер К.В. Глюка.

«Свадьба Фигаро» — опера- buffa Моцарта на итальянском языке в 4-х действиях, написанная на либретто Лоренцо да Понте по одноимённой пьесе П. Бомарше.

Премьера состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре.

Эта опера иллюстрирует комедию положений. Ситуации на сцене стремительно сменяются, сюжет живо развивается. Постоянная путаница и неразбериха, связанная с переодеваниями мужчины в женское платье – характерные признаки народно-бытовой оперы того времени как жанра. Многие принципы искусства буффонады можно увидеть и в сегодняшних продолжателях этого жанра – кинокомедиях: пародии, подвижность развития сюжета, сатирическая направленность бытовой фабулы.

В опере 4 действия в 2-х актах. Вся фабула развивается в испанском замке графа Альмавивы. Центральное событие сюжета - предстоящая женитьба главных героев, Фигаро и Сюзанны. Оба служат в замке графу и графине. По древнему феодальному обычаю господин имел право «первой брачной ночи». Это правило Альмавива отменил после своего бракосочетания. Но надолго ли?

Ревнивый по отношению к собственной супруге граф волочится за каждой хорошенькой женщиной. Это становится объектом насмешек Фигаро и поводом проучить его как следует. В ходе многочисленных коллизий остроумный слуга Фигаро несколько раз одерживает верх над своим господином и водворяет его на «свое место» - в конце действа посрамленный граф просит прощения супруги на коленях.

«Похищение из сераля» – первая национальная опера, написанная в традициях зингшпиля, которая ныне остается в мировом репертуаре старейшей оперой на немецком языке.

Зингшпиль, то есть веселая пьеса с музыкой, был распространен в Германии и Австрии в конце XVIII – начале XIX вв. Все действие находит выражение в разговорных диалогах, а музыкальные номера раскрывают чувства героев.

Наряду с мелодикой австрийской и немецкой народной песни звучит буффонная скороговорка, виртуозные рулады сочетаются с выразительным, интонационно правдивым речитативом.

Работа Моцарта над оперой совпала с женитьбой композитора на Констанце Вебер. Отец Моцарта был против этого брака, да и родители невесты всячески противодействовали выбору Констанцы. Ситуация разрешилась мгновенно: Моцарт похитил Констанцу из отчего дома. Свадьба состоялась три недели спустя после премьеры оперы. Это был самый счастливый период в жизни Моцарта, что и нашло отражение в музыке. К тому же, главную героиню оперы звали так же, как будущую жену композитора.

«Дон-Жуан» — величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались по крайней мере три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано — Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Бетховен, правда, отдавал предпочтение «Волшебной флейте», но это потому, что он считал сюжет «Дон-Жуана» аморальным.

В каталоге своих сочинений Моцарт назвал «Дон Жуана» «веселой драмой» (drama giocoso). Такое определение нередко встречалось в жанре buffa, к которому, действительно, приближается эта опера по целому ряду признаков: 2х–актная композиция с большими финалами в конце каждого действия; чередование музыкальных номеров с речитативами secco; преобладание низких мужских голосов; жанровый характер многих арий; явный акцент на буффонаде в партии Лепорелло; сцены переодеваний и потасовок, и т.д. Однако ни в одной комической опере никогда не было такого накала страстей, таких резких столкновений смешного и возвышенного, балаганного и трагедийного, житейского и мистического, как в моцартовском «Дон Жуане».

Моцарт, по существу, открыл в «Дон Жуане» совершенно новый оперный жанр, который получил развитие в XIX веке – психологическую музыкальную драму. Каждый из персонажей оперы обрисован как неповторимая личность, не сводимая к одной идее. Среди них есть герои комедийного плана (трусоватый, но не покидающий господина даже в самую страшную минуту Лепорелло, лукавая простушка Церлина, «неотесанный», однако верный своей любви Мазетто); есть «борцы за идею» в духе героев Глюка – Донна Анна и Оттавио. Трогательная и по-христиански самоотверженная Донна Эльвира близка персонажам опер seria. Сам Дон Жуан в своих сольных выступлениях выступает как герой комедийной оперы, но противоречивость его натуры, как и трагическая смерть, никак не укладываются в комедийные рамки.

 

«Так поступают все» опера- buffa В. А. Моцарта на итальянском языке в двух действиях. Автор либретто Лоренцо да Понте. Премьера оперы состоялась 26 января 1790 года в Бургтеатре в Вене. Эта опера Моцарта шлa на сценах мира под таким множеством разных названии, какого не знала ни одна другая опера в истории этого жанра. Например, в «Метрополитен-опера» она называлась «Женщины, подобные этой». В Англии — «Услуга за услугу». В Германии у нее была дюжина разных называний, включая такие невероятные, как «Кто выиграл пари?», «Месть девушек» и даже «Партизаны». В Дании она шла под названием «Побег из монастыря», во Франции — верьте или не верьте — как «Китайский чернорабочий» и — пятьюдесятью годами позже — «Бесплодные усилия любви». Последняя версия была состряпана «фирмой» Барбье и Карре, которые полностью отвергли оригинальное либретто и приспособили моцартовскую музыку к их собственной переделке ранней шекспировской комедии. Для такого обращения с оперой имелась причина. Но ни один из множества вариантов либретто никогда не пользовался большей популярностью, чем оригинал.

«Милосердие Тита»опера- seria В. А. Моцарта в двух действиях; итальянское либретто К. Мадзола по тексту П. Метастазио.
Первая постановка: Прага, 6 сентября 1791 года.

В последний летний месяц 1791 года, незадолго до своей безвременной кончины, Моцарт получил от импресарио Доменико Гуардазони предложение, на которое, несмотря на плохое самочувствие, с удовольствием согласился. Это был заказ на сочинение оперы «Милосердие Тита», постановкой которой дирекция Пражского Сословного театра намеревалась отметить предстоящее значимое событие в жизни чешского государства: коронацию императора Священной Римской империи Леопольда II в качестве короля Богемии. Несмотря на разноречивые суждения, опера полноправно занимает место в сокровищнице мировой музыкальной культуры. Ценность произведения не только в прекрасной музыке, но и в том, что помимо извечных тем: дружбы, преданности, любви, ненависти и предательства композитор затрагивает в нём важную проблему, которая остаётся актуальной и в нынешнее время - это вопрос о власти и правителях.

«Волшебная флейта» (1791 год) – не только последняя опера Моцарта, но и последнее полностью написанное композитором произведение. Она была создана летом 1791 года для постановки в честь открытия третьего оперного театра Вены – Театра венских предместий. «Волшебная флейта» - первая сказочная опера, ее созданием Моцарт «угадал» то направление, которое станет наиболее интересным для оперных композиторов в начале XIX века. В этой опере Моцарт обратился к построению, характерному для немецкого жанра музыкальных спектаклей, который называется зингшпиль. Его особенность заключается в чередовании музыкальных эпизодов и разговорных сцен.

​В темах Увертюры к «Волшебной флейте» Моцарт создал «музыкальные портреты» главных действующих лиц оперы: Зарастро (медленное вступление), Папагено(главная тема), Тамино и Памины (побочная тема). Тем самым композитор еще больше объединил увертюру и оперу.

 

Глава II. Опера «Идоменей»

2.1 История создания

 

В январе 1779 года 23-летний Моцарт, европейски известный композитор и исполнитель, только что вернувшийся в Зальцбург после девятимесячного пребывания в Париже, был назначен придворным органистом архиепископа Зальцбургского. Это лишало его права отлучаться из города. Однако когда в следующем году он получил заказ на постановку оперы-seria при дворе баварского курфюрста в Мюнхене в новогодний карнавальный сезон, суровый хозяин, считавший Моцарта простым слугой, не смог отказать ему в отпуске.

В основу сюжета положен древнегреческий миф о царе Крита Идоменее, участнике Троянской войны, на которую он отправился во главе могущественного флота. В одной из версий повествования о возвращении Идоменея на родину используется распространенный фольклорный мотив рокового обета: принести в жертву богу или чудовищу первое встреченное существо, которым оказывается сын или дочь. То ли Идоменей испугался такого жертвоприношения, то ли жертва оказалась неугодной богам, но они наслали на Крит моровую язву. Чтобы смягчить гнев богов, критяне изгнали царя, и он умер далеко от родины, на юге Италии.

Миф об Идоменее уже использовался в музыкальном театре. В 1712 году в Париже была представлена пятиактная опера известного композитора А. Кампра на либретто Антуана Данше (1671—1748), поэта и драматурга, автора трагедий и 12 оперных либретто, преимущественно на античные сюжеты. Его «Идоменей» насыщен трагическими событиями и заканчивается кровавой развязкой. Любовный треугольник образуют царь Идоменей и его сын Идамант, влюбленные в пленную троянскую царевну Илию. Богиня мести Немезида поражает царя безумием, в припадке которого он убивает сына, выполняя таким образом обет, хотя прежде пытался заменить его отречением от престола. Аббат Джамбаттиста Вареско (1735—1805), капеллан зальцбургского архиепископа, перевел текст этого либретто на итальянский язык и приспособил его к особенностям оперы-seria. Из пяти актов он сделал три, завершив их благополучной развязкой, напоминающей финалы реформаторских опер Глюка (с ними Моцарт впервые познакомился во время пребывания в Париже в 1778 году): божество отказывается от жертвы, на которую герой или героиня идут добровольно, движимые любовью к отцу, супругу, сестре, жениху. Трагическое соперничество сына и отца было заменено Вареско на традиционное соперничество двух женщин, оспаривающих любовь царевича Идаманта. Одной из соперниц либреттист дал имя Электры, введя тем самым мотивы цикла об Атридах, изначально с мифом об Идоменее не связанного (отец Электры царь Аргоса Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой, которую, мстя за отца, убивает сын Орест — см. «Орестею»). О связи с французским либретто свидетельствуют сохранившиеся большие массовые сцены, хоровые и балетные. Впрочем, первые, тесно связанные с драматическими событиями, прямо перекликаются с реформаторскими свершениями Глюка.

Моцарт начал работать над «Идоменеем» в октябре 1780 года в Зальцбурге, а в декабре приехал в Мюнхен с целью оценить возможности исполнителей, ибо любил, по собственному выражению, «чтобы ария подходила певцу, как хорошо сшитое платье». Но возможности солистов были весьма ограниченны. От голоса 67-летнего немецкого тенора, исполнителя заглавной партии, мало что осталось, к тому же он признавал только рутинные арии и как актер, по словам Моцарта, был подобен статуе. Молодой итальянский кастрат был совершенно безграмотен, и Моцарт целыми днями разучивал с ним партию Идаманта с голоса. Композитор вмешивался в работу либреттиста, требуя сокращений, а потом, не добившись его согласия, сам вычеркивал целые куски текста, исключая на репетициях уже подготовленные певцами арии. Так продолжалось до января 1781 года. Репетиции возбудили всеобщий интерес, о музыке после первого прослушивания с похвалой отозвался баварский курфюрст. Слухи дошли до Зальцбурга, и многие земляки Моцарта посетили премьеру, состоявшуюся в Новом придворном театре Мюнхена 29 января 1781 года. Театр был переполнен, представление сопровождалось овациями. В марте 1786 года состоялась еще одна постановка, последняя при жизни Моцарта, — в Вене, во дворце принца Ауэрсперга. Для нее композитор внес в оперу ряд новых поправок, заменил в партии Идаманта кастрата тенором, для которого специально написал арию (рондо), открывающую II акт. Ныне, при отсутствии в труппе контртенора, партия Идаманта исполняется как меццо-сопрано, так и тенором.

 

2.2 Сюжет


Опера-seria В. А. Моцарта в трех действиях; либретто Дж. Вареско по либретто А. Дешана. Полное название этой оперы – «Идоменей, царь Крита, или Илия и Идамант» («Idomeneo, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante»).
Первая постановка: Мюнхен, 29 января 1781 года, под управлением автора.

Действующие лица:

· Идоменей, царь Крита (тенор)

· Идамант, его сын (кастрат-альт)

· Илия, троянская царевна, дочь Приама (сопрано)

· Электра, греческая царевна, дочь царя Аргоса Агамемнона (сопрано)

· Арбак, наперсник Идоменея (тенор)

· Верховный жрец Нептуна (тенор)

· Голос Нептуна (бас)

· Жители Крита, пленные троянцы, воины Крита и Аргоса, матросы, царская свита

Действие происходит в столице Крита Кидонии по окончании Троянской войны (1208 год до н. э.).

Покои Илии во дворце Идоменея. Троянская пленница в смятении. Дочь царя Приама, оплакивающая гибель отца и братьев, она отдала свое сердце греку Идаманту, спасшему ее во время бури. Больше всего ее мучает ревность: быть может, Идамант любит не ее, а царевну Электру, несчастную сестру Ореста, изгнанную вместе с братом из родного Аргоса? Скрывая свои чувства, она с насмешкой встречает Идаманта, который пришел с радостной вестью: богиня Минерва, покровительница Греции, смирила гневные волны, и корабли отца приближаются к Криту. Идамант велит созвать пленных троянцев и освободить их от оков. Теперь на Крите остался один пленник — царевич Идамант, покоренный красотой Илии. Все славят мир и победу Амура. Лишь Электра упрекает Идаманта в покровительстве врагам. Входит опечаленный Арбак, посланный навстречу царю: Идоменей, сохраненный богом войны Марсом, пал жертвой Нептуна. Это повергает в отчаяние не только Идаманта, но и Электру: ведь царь обещал ее в жены сыну. Теперь же Идамант отдаст и царство, и сердце троянской рабыне, презрев ее, греческую царевну. В сердце Электры царят фурии, жестокие богини мести, пред которыми бессильны любовь и жалость.

Обрывистый берег еще бушующего моря, усеянного обломками кораблей. Народ, против которого ополчились небеса, море и ветер, взывает к богам. Из волн поднимается Нептун, усмиряет бурю трезубцем, и море постепенно успокаивается. Идоменей, увидев бога моря, склоняется перед его мощью. Нептун окидывает его угрожающим взглядом, опускается в волны и исчезает. Отослав свиту, царь в одиночестве размышляет о страшной цене спасения: он дал клятву Нептуну принести в жертву первого, кто встретит его на берегу, и теперь скорбная тень будет постоянно преследовать его. Идамант, в отчаянии блуждающий среди обломков, приближается к Идоменею. Отец и сын не узнают друг друга, а когда Идамант называет себя, Идоменей отталкивает его и поспешно удаляется. Недоумевающий Идамант приходит в отчаяние: он нашел обожаемого отца и тут же потерял его; он думал, что умрет от счастья, а погибает от скорби. Тем временем море окончательно успокаивается. На берег сходят возвратившиеся с Идоменеем воины. Их радостно встречают критянки. Все прославляют Нептуна песнями и плясками.

Царские покои. Идоменей рассказывает верному Арбаку о данном Нептуну обете и просит помочь избавить сына от страшной участи. Арбак советует немедленно отослать Идаманта в чужие земли, где он найдет покровительство другого бога. Идоменей решает, что предлогом станет возвращение в Аргос Электры, которую Идамант будет сопровождать. Приходит Илия поздравить Идоменея с избавлением и называет его своим отцом, а Крит — новой родиной. Идоменей догадывается о ее любви и страшится, что в жертву Нептуну будут принесены три жертвы: одна падет под жертвенным ножом, две других умрут от горя. Хотя он спасся от морской бури, в душе его бушует буря еще более ужасная. Зато Электра счастлива: она отправится в путь с единственным, кто ей дорог в этом мире, пусть он и любит другую — соперница будет далеко, а она рядом и сумеет завоевать его сердце. Доносятся звуки марша. Корабли ждут Электру.

Пристань в Кидонии. Электра и аргосские воины готовятся к отплытию. Идоменей прощается с сыном и Электрой; все сулит счастливое плавание. Внезапно начинается гроза, море бушует, небо грохочет, непрерывно сверкающие молнии зажигают корабли. Громадное чудовище поднимается из волн, вызывая всеобщий ужас: бог шлет его на погибель виновному. Идоменей взывает к жестокому Нептуну — пусть он покарает его одного и не требует другой жертвы. Критяне бегут, спасаясь от неистовства бури.

Царский сад. Илия обращает жалобы к цветам, а клятвы к ветеркам: зефиры отнесут их вдаль, и любимый узнает, что его ждет верное сердце. Появляется Идамант. Он хочет проститься с Илией, прежде чем припять смерть. Он идет сражаться с морским чудовищем, чтобы положить конец своим страданиям. Ничто теперь не привязывает Идаманта к жизни — отец его сторонится, Илия не любит. Она не в силах более скрывать свои чувства: если Идамант хочет умереть, она тоже умрет — от горя. Влюбленные счастливы: нет больше печали и страданий, все победит любовь. Вошедший Идоменей и Электра потрясены. Идоменей умоляет сына бежать. Илия готова следовать за любимым или умереть. Электра жаждет мести. Вбегает Арбак: огромная толпа окружила дворец, ее ведет Верховный жрец Нептуна. Арбак оплакивает судьбу Крита.

Площадь перед дворцом, украшенная статуями. Идоменей, сопровождаемый Арбаком и свитой, восходит на трон. Верховный жрец Нептуна обращается к царю: страну постигло страшное бедствие, жестокое чудовище проливает реки крови, пожирает тысячи людей, и, чтобы спасти народ, царь должен перестать медлить с жертвой. Идоменей открывает потрясенному народу, кто должен стать жертвой.Величественный храм Нептуна; вдали видно море. Двор и галерея заполнены народом, жрецы готовятся к жертвоприношению. Выходит Идоменей с пышной свитой и обращается к богу моря с молением умерить гнев и вернуть свое благоволение. Издалека доносятся радостные клики: народ славит победителя. Арбак сообщает, что Идамант поразил чудовище. Но Идоменей скорбит о неминуемой смерти сына, которого в венке и белых одеждах вводят стража и жрецы. Их окружает мрачная толпа. Идамант падает в ноги отцу, тот просит у сына прощения. Идамант поручает отцу Илию: пусть она станет дочерью Идоменею, а он с радостью примет смерть за родину и отца, которым боги вернут мир. Идоменей заносит жертвенный нож, но вбежавшая Илия останавливает его — она станет жертвой вместо Идаманта; смерть дочери врага Греции будет угодна богам. Когда Илия склоняется перед верховным жрецом, начинается сильное землетрясение, статуя Нептуна колеблется. Жрец застывает перед алтарем, все цепенеют от ужаса. Таинственный голос провозглашает волю неба: Идоменей должен отречься от власти, царем станет Идамант, а Илия будет его женой. Среди всеобщего ликования лишь Электра охвачена яростью. Она готова отправиться вслед за братом Орестом и другими греческими героями в ад, где вечный плач; грудь ее терзают змеи ревности, и горе наносит последний удар. Идоменей возвещает народу волю Нептуна и всех богов. В его сердце возвращается мир. Песни и пляски, прославление Амура, Гименея и царственной Юноны сопровождают коронацию Идаманта.

2.3 Музыка

 

«Идоменей» — опера-seria с типичным для этого жанра преобладанием больших виртуозных арий. Однако здесь ощутимо возрастает как значение речитатива в драматических эпизодах, так и роль оркестра в целом, в частности роль солирующих инструментов в сопровождении арий. Моцарт использует такие, не свойственные жанру оперы-seria формы, как терцет и квартет, большие массовые сцены и балетные сюиты.

Опера захватывает с самых первых тактов, с оркестрового вступления в ре-мажоре, где звучат героические царственные фанфары, трубы и литавры. И тут же возникает буря чувств в музыке, тут же возникает в музыке жалоба, неожиданно звучащий минор. И это все сменяет друг друга постоянно: постоянная игра героического света и тени человеческих страстей, может быть, даже мрака человеческих страстей, совершенно уникального для музыки XVIII века.

I акт начинается скорбной арией Илии «Братья, отец мой, прощайте!» (“Padre, germani , addio!”). Она насыщена краткими взволнованными возгласами, разделенными паузами. Завершает 1-ю картину мрачная и неистовая ария мести Электры «В сердце моем вас чую, фурии злого ада» (“Tuttе nel cor vi sento”). Инструментальное вступление звучит взволновано, выражая настроение Электры еще до того, как начнётся вокальная партия. В данной арии музыка выражает значение слов «vendetta e crudelta» («жестокая месть»), создавая впечатление, что Электра почти задыхается от своей ярости.

В 1-й картине II акта находится один из самых виртуозных номеров оперы — ария Идоменея «Море здесь, в душе, бушует» ("Fuor del mar"),

типичный образец блестящей бравурной арии оперы-seria, в которой сочетается героика и вместе с тем буря чувств. Финал  2-й картины — красочная сцена бури; два тревожных хора разделены драматическим речитативом Идоменея «Я пред тобой, бог беспощадный, виновен!»

Наряду с ударной ре-мажорной, стоящей в самом центре оперы, бурной и грозной и вместе с тем героической арией Идоменея, находится еще одна жемчужина этой оперы. Это ария Илии «Se il padre perdei”: ария, в которой Илия приходит и обращается к Идоменею, называя его своим отцом. Совершенно уникально пишет эту арию Моцарт, и он в письмах к отцу на это обращает внимание. Ария с четырьмя концертирующими духовыми инструментами, притом такими разными, как флейта, особенно барочная флейта, тихая и очень нежная, и валторны с их пленэрным звучным тембром — ария необычайной красоты, в которой есть необыкновенная искренность чувства.

III акт открывает грациозная лирическая третья ария Илии «О зефиры, вы воздушны, так летите к милу другу» ("Zeffiretti lusinghieri"), украшенная легкими колоратурами. Грациозная, воздушная, местами пасторальная музыка, передающая всю палитру высоких, чистых, прекрасных чувств влюблённой героини.

Квартет в той же 1-й картине «Иду искать я смерти» объединяет более протяженные мелодии вторящих друг другу Идаманта и Илии и краткие реплики Идоменея и Электры. 3-я картина включает вычеркнутые Моцартом последние арии героев, нередко исполняемые в современных постановках. Ария Идаманта «Нет, не смерти мне бояться» — героическая, насыщенная виртуозными пассажами. Предсмертная ария Электры «Ореста, в груди моей муки» (“D’Oreste, d’Aiace ho in seno i tormenti»), крашенная в демонические тона, близка традиционным ариям ревности.

 

Моцарт очень тонко работает с тональностями. В центре, конечно, стоит тональность, лишенная диезов и бемолей, до-мажор. Однако очень много движений прослеживается  

в бемольные тональности, и только в третьем действии начинают появляться тональности с большим количеством диезов.

Ми-мажор, вообще очень редкая и совершенно особая, почти мистическая тональность, в которой Илия поет о своей любви и верности в своей арии к Идаманту. Затем Моцарт выбирает ля-мажор, тональность с тремя диезами, чуть менее радикальная, в которой поют о своей взаимной любви Илия и Идамант, в момент когда они наконец доверились и открылись друг другу.

В момент когда Идоменею нужно было убить собственного сына Идаманта, тональный план резко меняется и движется в сторону четырех бемолей, ля-бемоль мажора, который предательски появлялся порой на какие-то мгновения на протяжении оперы, а потом скрывался. Но благодаря очень тонкой модуляции, Моцарт вкрапляет в эту сцену тень ми-мажора, а потом и ля-мажор – тональности любви. И мы понимаем, что эта любовь между отцом и сыном в предсмертный момент становится возможна, трагически возможна.

 

 

Глава II I . Музыкальный анализ произведения

3.1 Музыкально-теоретический разбор арии

 

Ария Илии «Zeffiretti lusinghieri» из оперы «Идоменей» - это очень воздушная, грациозная и светлая музыка. Не зря композитор даёт темповое обозначение andante grazioso.

Интересно, что эта ария написана В.А. Моцартом в форме сонатного аллегро. Можно выделить следующие части: А(экспозиция), В(разработка) и А1(реприза), не точно повторяющая материал экспозиции, но находящаяся в тональном подчинении, что и позволяет говорить о наличии медленной сонатной формы с некоторыми чертами, характерными для обычной арии: ритурнель — инструментальное вступление, а также выразительная фермата в завершении второго раздела, перед репризой.

Инструментальное вступление (тт.1-17) создаёт мечтательное, любовное настроение и звучит в основной тональности — E-dur. Уже в ритурнеле можно услышать тематические элементы вокальной партии из экспозиции.

Первый раздел арии, экспозиция, имеет тему главной и тему побочной партии.

Тема главной партии звучит в E-dur. В вокальной партии Моцарт использует воздушную триоль, величественные, изысканные пунктиры, неоднократно звучит лирическая интонация – м.2, мелодическое движение в аккомпанементе удваивается опорными интервалами - терциями, особое внимание привлекают лёгкие колоратуры, создающие впечатления полётности и невесомости, что в полной мере соответствует строкам текста: «Deh, volate al mio tesoro» (Ну, летите же к моему сокровищу).

В трёх начальных тактах (тт.18-20) устанавливается тонический органный пункт, засчёт чего фактура тяготеет к аккордовости. Это добавляет лирической мелодии главной партии, звучащей на p , высокого пафоса, величественности, хоральности.

Далее в вокальной мелодии звучит новый мотив, который в форме произведения называется связующая часть. С момента, где Моцарт использует триоли в аккомпанетенте (в оркестре это партия кларнетов и фаготов), осуществляется переход с последующим закреплением в тональности H - dur.

Тема побочной партии (повтор первой строфы текста) начинается с 37 такта, звучит в тональности доминанты, включает в себя новые повороты в мелодии: пунктирные секстовые восходящие интонации. Сразу прослеживаются контрасты в фактуре  – гармонические фигурации в аккомпанементе (тт.37-40), вследствие меняется и характер. Динамические оттенки также изменяются весьма резко – mf - p.

Далее следует заключительная часть (начиная с 48-49 тт.), своего рода расширенный каданс. В аккомпанементе звучат мотивы из начального ритурнеле (с солирующими скрипками в оркестре). Экспозиция завершается сокращённой оркестровой вставкой, основанной на материале темы побочной партии.

Разработка (вторая строфа текста) написана Моцартом в тональности e - moll. Она развивается на материале финального мотива темы главной партии из экспозиции, но имеет совершенно другой характер (тт.65). Начинается мелодия вокальной партии на p, выразительные пунктирные скачки на кварту, а затем на сексту добавляют волевых интонаций двум первым коротким фразам. А в конце третьей фразы на словах «il pianto amaro” (горькие слёзы) композитор использует трель и в вокальной партии, и в аккомпанементе. И резко осуществляется переход в параллельную тональность – G-dur. В мелодии партии вокалиста звучат скачки на хроматические интервалы, секундовые, секстовые, септовые интонации, в конце фразы – выразительная фермата, подводящая к репризе.

Последний раздел звучит в основной тональности – E-dur. Реприза неточная, но тема главной партии звучит без изменений и сохраняется идея тонального подчинения: связующая часть, побочная партия и заключительная часть написаны в основной тональности. Завершается ария коротким заключительным оркестровым отыгрышем – ритурнелем в E-dur.

На протяжении всего произведения сохраняется единый размер - 3/4.

 

3.2 Текст арии

 

Язык оригинала: итальянский.

Zeffiretti lusinghieri,
Deh, volate al mio tesoro:
E gli dite, ch'io l'adoro,
Che mi serbi il cor fedel.

E voi piante, e fior sinceri,
Che ora innaffia il pianto amaro,
Dite a lui, che amor più raro
Mai vedeste sotto al ciel.

 

 

Подстрочный перевод текста арии:

 

Льстивый Ветерок,

Ну, летите же к моему сокровищу:

 И скажите ему, что я его обожаю,

 Да хранит меня верное сердце.

 

 И вы, растения, и искренние цветы,

 Кто теперь слезы горькие поливает,

 Скажите ему, что более редкой любви

 Вы никогда не видели под небом.

 

3.3 Трудности вокального исполнительства

 

Ария Илии «Zeffiretti lusinghieri», произведение для лирического или колоратурного сопрано, требует от вокалиста подвижности голоса, а также лёгкого, импровизационного и чувственного исполнения. Не везде удобны тесситурные условия, ведь высокие звуки в музыке Моцарта следует брать на p .  Их необходимо петь свободно, в высокой позиции, на хорошей опоре. Партия богата различными украшениями – колоратуры, трель  - сила, красота тембра, легкость и полётность голоса в их исполнении достигается не нажимом дыхания на гортань, а эффективным использованием певцом резонансных свойств голосового аппарата. При исполнении произведений этого композитора также важно помнить, что линию вокальной партии нужно вести на легато, а вибрато на всём диапазоне должно быть однородным. Вокалисту следует быть внимательным к ритмической организации партии, ведь она весьма неоднородна: часто встречается пунктирный ритм, триоли, группировки шестнадцатых и тридцать вторых.

Мелодическое движение смешанное. Хроматическое движение по малым секундам чередуется с широкими скачкам на сексту, септиму (например, на словах «Mai vedeste sotto al ciel»). Скачок на септиму является определённой трудностью. Нижний звук следует исполнять в позиции верхнего звука, а на верхнем звуке не зажимать гортань. Для исполнения важна чистота интонации, чтобы все модуляции звучали убедительно.

Динамические оттенки очень выразительные и их следует соблюдать с особой точность – mf - p. В конце  произведения,  (на словах «il cor fedel” необходимо сделать crescendo, выписанное в нотах. Вокалисту следует внимательно следить за итальянским текстом, чётко проговаривать двойные согласные и не редуцировать гласные звуки.

 

Заключение

 

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!» Так гениально выразил Пушкин сущность незабвенного искусства Моцарта. Действительно, подобного сочетания классического совершенства с дерзновенностью мысли, такой бесконечности индивидуальных решений на основе четких и ясных закономерностей композиции мы не найдем, наверное, ни у одного из творцов музыкального искусства. Однако среди многообразных жанров моцартовского творчества опера была самым любимым, и я в этом убедилась!

«Я готов плакать, когда слышу оперную арию…» - говорил великий гений.

Исследуя арию, я выполнила все поставленные задачи: проанализировала во взаимосвязи жизненный и творческий путь композитора, определила структуру и характеристику произведения, проанализировала его с помощью средств музыкальной выразительности, а также провела работу над вокально-техническими умениями, способствующими успешному исполнению произведения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/1-6-3-opery-mocarta

2. https://ukiik.ru/wp-content/uploads/2017/08/8.-Opernoe-tvorchestvo-Motsarta.doc

3. https://classic.chubrik.ru/Mozart/

4. https://www.belcanto.ru/idomeneo.html

5. http://files.coc.ca/studyguides/idomeneostudyguidelisteningguidefinal.pdf

6. https://www.belcanto.ru/sonatnaya.html

7. https://bustena.wordpress.com/2014/02/27/mozart-zeffiretti-lusinghieri-analisis/

 


Приложение








Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!