Специфика формирования философии в Древнем Китае.

Тема 2.Предпосылки философии в Древнем мире.                                        3.2.1.Становление философии в Древней Индии.

Активно обсуждается вопрос: являются ли философскими идеи индийских и китайских мыслителей, живущих в 6-5 вв. до н.э. Точки зрения ученых сводятся к тому, что эти идеи

1) не имеют отношения к философии - так как чужое мнение принималось на веру без доказательств. 

2) это протофилософия 

3) это философия, имеющая свою специфику, так как  интровертна, логика в ней уступает место эмоциональным образам, разум выступает, как космическая сила

Есть противопоставление восточной и западной философии –

 (для восточной характерен мистицизм , для западной рационализм,   восточная духовно-практическая- западная теоретическая,  восточная толерантная , а западная - полемическая- и т.д.)

Философия Древней Индии

В соответствии различными источниками  философской мысли, известными как в древности, так и в современную эпоху в древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

XV — VI вв. до н. э.ведический период (период ортодоксальной философии индуизма);

VI — II вв. до н. э. — эпический период (создаются эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи», появляется буддизм и джайнизм);

II в. до н. э. — VII в. н. э.эпоха сутр, т.е. кратких философских трактатов,  рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).

 Индийскую философию в целом характеризуют:

-практическая направленность философии, которая служит не праздной любознательности, а имеет целью совершенствование жизни человека;

-источник философии — тревога за человека, которая проявляется в стремлении предостеречь человека от ошибок, которые ведут к страданию, хотя вся индийская философия буквально пропитана скепсисом и пессимизмом по этому поводу;

вера в «риту» — вечный нравственный миропорядок, существующий во вселенной;

-понимание вселенной как арены для нравственных деяний;

-представление о неведении как источнике всех страданий человека, и представление о том, что лишь знание может быть условием спасения человека;

-представление о длительном сознательном сосредоточении как источнике любого знания;

-осознание необходимости самоконтроля и подчинения страстей разуму, который рассматриваются как единственный путь к спасению;

-вера в возможность освобождения.

 

Известны четыре веды:

§ Ригведа — книги гимнов;

§ Самаведа — книги напевов;

§ Яджурведа — книги  жертвенных формул;

§ Атхарва- веда — книги заклинаний.

Помимо религиозных гимнов («самхит»), веды также включают в себя описание ритуалов («брахманы»), книги лесных отшельников («араньяки») и философские комментарии к ведам («упанишады», дословно — «у ног учителя»), представляющие с точки зрения философии наибольший интерес.

Веды содержат наиболее значимые идеи и категории философии Древней Индии.

Основой мира является Рита — закон всеобщей взаимосвязи и последовательности всех процессов; космический закон эволюции и порядка, а также этический закон всех живых существ. Рита субстанциональна по отношению к миру.

Безличное духовное начало мира Пуруша — «первочеловек», возникший из хаоса; Пуруша — промежуточный этап между хаосом и материальным миром, его глаза стали Солнцем и Луной, дыхание породило ветер, из его тела возник мир. Также Пуруша — это первичная энергия, чистое сознание, в отличие от пракриты — сознания материального.

Брахма-Космос — Бог, творящий мир, выдох и вдох которого ассоциируются с бытием и небытием, а чередующиеся жизнь и смерть, длящиеся по 100 лет Брахмы (миллиарды земных лет), — с абсолютным бытием и абсолютным небытием.

Сансара (санскр. samsara — перерождение, круговорот, блуждание. прохождение через нечто) — приносящий страдание процесс бесчисленных перерождений личности и бессмертной души, се перемещение в различные тела — растений, животных, людей. Это понятие означает мирское бытие, взаимосвязь всего живого. Цель человека — выйти из этой череды перерождений, покончив со страданиями.

Карма — закон судьбы, предопределяющий жизнь человека. Карма проводит человека через испытания, совершенствуя душу до уровня мокши (высший нравственный уровень развития души; такая душа называется махатма). Но на карму можно влиять своими поступками, характер которых ее «улучшает» или «ухудшает». Плохие поступки влекут в будущем беды, хорошие — формируют благоприятные условия для человека и в целом позитивно сказываются даже на Космосе. Дело в том, что все в мире взаимосвязано, любое событие имеет последствия.

Атман — частица Брахмы-Твориа. божественный неизменный компонент души человека. Другой компонент души — манас, эта часть возникает в процессе жизни, она подвержена изменениям (как позитивным, так и негативным) в результате получения того или иного опыта.

Веды представляют собой универсальное знание, характерное для большинства дошедших до нас учений Древнего мира. В ведах содержится немало идей социально-этического и нормативною характера.

Веды оказали влияние на всю индийскую философию, первые школы которой появились в период приблизительно с VII по I в. до н.э. Часть этих школ признавала веды в качестве священных книг; эти школы называют ортодоксальными: санкхья, йога, веданта, вайшешика, миманса, ньяя. Другие школы не считали веды священными (хотя и не могли полностью избежать их культурологического воздействия), опираясь на иные источники; наиболее известные неортодоксальные школы — буддизм , джайнизм, чарвака. Во взглядах представителей некоторых философских школ Древней Индии было немало общего, но многое и отличало их позиции.

Веданта

Веданта (санскр. — конец или цель вед) обозначает совокупность религиозно-философских школ и учений индийской философии, основу которых составляет концепция «брахмапа-атмана».

В понятии «веданта» иногда объединяют все традиционные ортодоксальные школы философии Древней Индии. Однако в последующем, уже во второй половине I тысячелетия н.э., сформировалась самостоятельная школа «веданта». В этом учении, в частности, решается вопрос о тождестве первичного абсолюта- брахмана (космической души) и индивидуальной души познающего его субъекта — атмана. Разные течения веданты решают ее различным образом. В одном случае Брахман тождествен «я»; в другом — «я» — часть Брахмана; в третьем — «я» лишь детерминировано Брахманом.

По мнению некоторых исследователей, веданта считается наиболее значительным и влиятельным философским учением Древней Индии; это учение — философский базис индуизма — одной из наиболее распространенных религий мира.

Сапкхья

Санкхья (санскр. — число, перечисление, расчет) — одна из наиболее древних философских школ; ее основоположник — мудрен Капила, который жил в VII в. до н.э.

Согласно данному учению, в основании реальности два начала: идеальное — пуруша, и материальное — пракрити. Оба начала не- сотворимы и неуничтожимы. Веру в Бога сапкхья отрицает, в силу недоказуемости его существования и возможности объяснения возникновения мира, не прибегая к понятию Бога.

Одна из главных проблем учения — осмысление причинно- следственной зависимости; разделяющие идеи санкхьи убеждены в том, что следствие содержится в причине еще до того, как оно возникает.

Человек в силу своего невежества связывает свою душу, свое «я» с телом; страдания тела он ошибочно воспринимает как свои собственные. Поэтому человек должен стремиться к освобождению через постижение истины.

Йога

Йога (санскр. — участие, единение, сосредоточение, порядок, глубокое размышление), прежде всего, известна глубоко разработанной системой упражнений, с помощью которых человек достигает особого состояния, когда он освобождается от материального мира, его душа способна слиться с пурушей, «я» человека — с высшим «Я».

Эта система упражнений использовалась многими другими индийскими учениями, составляя элемент их систем.

По философским взглядам йога в значительной мере повторяет санкхью, но, в отличие от последней утверждает существование Бога как высшего «Я». Йога исходит из того, что микрокосм — человеческая душа во многом повторяет космическое тело Вселенной. Осознанное стремление человека к совершенствованию себя может найти некое соответствие среди космических процессов; нужно стремиться овладеть способностью изменения самого себя.

Основные понятия и действия йоги: подчинение тела — яма (управление дыханием, температурой, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела — асана; созерцание определенною реального или мыслимого объекта — охавана; состояние транса (резкое изменение ментального и эмоционального состояния) — дхьяна; особое сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает необратимость психических процессов — самадхи.

Чарвака — Локаята

Локаята (санскр. — направленный только на этот мир. имеющее хождение в народе) — возникшая в середине I тыс. до н.э. древнеиндийская материалистическая система, не признающая священность вед.

Чарвака (переводят как «материалист», доходчивое слово) — одна из более поздних разновидностей локаяты.

Чарвака объясняет мир взаимодействием четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. В результате их соединения в различных пропорциях возникают все вещи материального мира, в том числе и души. Обосновывается такая позиция тем, что человек своими органами чувств ничего кроме материи не воспринимает. То есть сознание — это свойство материи; кроме нее в мире ничего нет. Поэтому выполнение религиозных обрядов не имеет смысла.

Буддизм

Учение основано Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни (563-483 гг. до н.э.), которого назвали Будда, что означает «постигший истину», «просветленный».

Гаутама был принцем из рода Шакьев, сыном раджи (монарха, царя) Шуддходхана из Капилавасту (город на севере Древней Индии), вырос счастливым человеком, женился по любви, у него родился сын. Но однажды, встретив за пределами дворца больного, старика, похоронную процессию, он столкнулся, тем самым, с болезнями, старостью, смертью и осознал несовершенство мира, полного страданий. После этого, встретив отшельника, он решил также стать отшельником, чтобы изменить свою судьбу, найти путь к преодолению страданий.

После семилетних скитаний Гаутама (став Бодхисаттвой — «предназначенным к просветлению») понял, что путь аскета не ведет к устранению страданий, но после долгих размышлений «прозрел», постиг истину и стал Буддой (считается, что это произошло в 527 г. до н.э.). После этого он много странствовал, проповедуя свое учение; у него появилось много учеников и продолжателей его дела, которые после смерти Будды обсудили и систематизировали наследие учителя.

Основная идея учения заключается в освобождении человека от страданий» для чего ему необходимо достичь нирваны — состояния высшего блаженства.

Будда в ходе размышлений сформулировал четыре благородные истины:

-жизнь полна страданий;

-причины страдания — жажда славы, удовольствия, наживы и самой жизни;

-от страданий можно избавиться;

-освобождение наступает при отказе от земных желаний, приходит просветление, нирвана.

К просветлению ведет «средний путь» — жизнь, исключающая крайности: «путь удовольствия» — развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения и «путь аскетизма» — умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения. «Средний путь» предполагает знания, разумные самоограничения, самосовершенствование, созерцание, мудрость и, наконец, просветление.

Для этого необходимо соблюдать пять заповедей — не убий: не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ; а также восемь принципов (восьмеричный путь):

§ правильное видение — понимание четырех благородных истин и своего пути в жизни;

§ правильные намерения — твердая решимость изменить свою жизнь;

§ правильная речь — избегать лжи, грубых и пошлых слов (слова влияют на душу);

§ правильное действие — непричинение никому зла, согласие с собой и другими;

§ правильный образ жизни — честность во всем, соблюдение буддистских заповедей;

§ правильное умение — усердие и трудолюбие;

§ правильное внимание — контроль над мыслями, они влияют на дальнейшую жизнь;

§ правильное сосредоточение — медитации, в ходе которых осуществляется связь с космосом.

Представляется важной онтологическая идея дхарм. Дхармы — это группы элементов порождающих: 1) телесные формы, 2) ощущения, 3) понятия, 4) отпечатки кармы, 5) сознание.

Они не существуют отдельно друг от друга, но в различном сочетании друг с другом составляют все представление человека о себе и окружающем его мире. Вся жизнь человека — это не что иное, как непрерывный поток дхарм. Постоянное изменение их соотношений формирует постоянно изменяющиеся ощущения, впечатления и мысли человека. Каждая вещь возникает в результате функционирования или взаимодействия других вещей, а возникнув, сама оказывает на них влияние, участвует в появлении новых вещей; т.е. речь идет о принципиальной изменчивости бытия (нет ничего постоянного и устойчивого), о всеобщей относительности, а также о том, что материальный мир — всего лишь иллюзия.

В I в. до и.э. буддизм раскололся на два течения — хинаяна («узкий путь спасения», «малая колесница» — предполагает личное спасение, монашеский образ жизни) и махаяну («широкий путь спасения», «большая колесница» — доступная многим людям). Позже в буддизме появилось несколько других направлений. Учение получило распространение в Индии и особенно (после III в. н.э.) в Китае, Юго-Восточной Азии, а также в иных регионах.

 

Дискуссии – Безначальны ли Атман и мир или они имеют начало?

- Возможно ли бытие нерожденных существ в том мире?

- Существует ли воздаяние для индивида в настоящей и будущей жизни?

- Сохраняется ли душа после смерти в сознательном или бессознательном состоянии?

- Является ли мир конечным или бесконечным?

 

 

Специфика формирования философии в Древнем Китае.

Протофилософия Древнего Китая выросла на корнях традиционного общества, где ритуал имел мировоззренческий характер, обеспечивая устои неба и земли, верхов и низов. ( Индусы тяготели к иррациональности, а китайцы   были более рационалистичны в образе жизни и в своих философских построениях)

Великие империи народа хань создавались, разрушались, но возникали новые бюрократические государства. Культ природы, культ предков . По тексту «Комментария Цзо» можно реконструировать первоначально значение понятийного комплекса 5 элементов ( вода, огонь, металл, дерево, почва), превратившегося в матрицу всего мироздания. Есть понятие о субстанции ци, которая едина, но распадается на  низших иерархических уровнях. Две ее разновидности – ян ци( светлое начало ) и инь ци (темная субстанция) Они, взаимодействуя, порождают вещи.

 Но подлинная философия возникла в период с 6 по 3 вв до н.э .в период «воюющих царств» До прихода династии Цин в 3в до н.э.- смутное время привело к появлению скептицизма и , собственно, философии.( множетво школ). Роль главного носителя китайской культуры стало играть конфуцианство ( основа идеологии китайского государства). Продолжал существование и даосизм.

Проблема прекращения смуты, раздробленности. Доминанта, определяющая уклад жизни древнего китайца – этически ориентированный рационализм.

Дух традиционализма. Учение Конфуция- Кун Цю (551-479гг.). Книга «Лунь Юй»(«Беседы и суждения» - главный источник сведений о конфуцианстве .Антропоцентризм. Концепция идеального человека. Стремление обеспечить трансляцию культуры и пробудить память человечества. Стремление быть достойным великой культуры должно пробудить качество жень – человечность, любовь к людям, верность. Внешнее проявление человечности является способом приближения к ней. Так как неявно сказывается следующее правило и нравственной жизни: субъект должен вести себя так, как будто он уже обладает человечностью, чтобы хотя бы на время частично познать и обрести ее.

Главный принцип –1) «Чего не желаешь себе, того не делай другим»                           2) Помоги другому достичь такого же высокого положения, какое желаешь для себя.  

Сохранение древней культуры-вэнь и моральных ценностей должно обеспечиваться изучением древних канонов и ритуала. Максимально рационализировал культ предков , исключая элемент мистического общения с духами. «Духов почитай, но держись от них подальше»

Человек обязан почитать старших - отца, брата, а социальные отношения –параллель отношений семейных . Законы не нужны - правление должно быть основано на традиции. Повиновение нижестоящих вышестоящим, подданных – правителям обеспечивалось жесткой системой этических норм, регламентирующих поведение человека в течение всей его жизни. Государя следует почитать, как отца. «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между 4 морями являются его братьями»

 Моизм - школа Мо Цзы (475-395) – ориентированы на начала всеобщей любви. Отдельная любовь – предпосылка взаимной ненависти, а посему надо                                    ориентироваться на предельные основания любви.

Школа легизма (законники) противопоставила нравственным основаниям силу закона, т.е. заменили любовь законом, а совесть – страхом перед наказанием. Стимулы, движущие людьми – выгода и страх перед законом. Легистские реформы были проведены  в княжестве Цинь.(390-338), где была предпринята кодификация законов. Казни конфуцианцев, уничтожение книг, но только они смогли объединить Китай.

Школа даосизма занималась онтологическими проблемами. Трактат Дао Дэ цзин или Лао-Цзы.  С  точки зрения представителей этой школы, «Дао» - первоначало и одновременно завершение всего. Из него все возникает, в него все возвращается. Само же дао вечно и вездесуще. В мире все рождается из бытия, а бытие рождается из небытия. За противоречивым единством дао скрывается отношение бытия и небытия, порождающих друг друга. Небытие тождественно безымянному дао, а бытие – дао, дающему имя. Все начинается с бытия, обретает свою бытийность и находит свой покой в небытии. Знание бытийного дао создает лишь предпосылку принятия безымянного, вечного, и несотворенного дао.

Человек должен следовать законам земли, как земля следует законам неба, небо следует законам дао, а дао следует самому себе, ибо оно есть верховное начало.     

Мудрый и мужественный даос не спорит, не торгуется, не борется, но побеждает.                       

 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!