Традиции крестьянского быта в конце 19 – начале 20 вв.



Занятие № 3, 4. Общественное движение в России на рубеже XIX – ХХ вв. (4 часа)

Повседневная жизнь рабочих в России в конце 19 – начале 20 вв.

Используемая литература:

1) Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих России (конец Х1Х - начало ХХ в.). - М.: Наука, 1979.

2) Ермолов В. А. «ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКИХ РАБОЧИХ НА РУБЕЖЕ ХIХ-ХХ ВВ.» // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2010. С. 27 – 33.

История повседневности представляет собой отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В этой связи жизнь малообеспеченных слоев России на рубеже XIX–XX вв. представляет большой интерес, поскольку это была эпоха бурного промышленного развития и углубляющегося социального расслоения.

Продолжительность чистого урочного рабочего времени в 70 – 80-х годах XIX в. равнялась 12 –14 часам, а в 1913 г. – 9 – 10 часам. Однако продолжительность пребывания на работе фактически растягивалась за счет времени, отводившегося на обед, а иногда и на завтрак. В последней трети XIX в. это время составляло один – три часа, но обычно полтора – два часа , а накануне первой мировой войны, как правило, – полтора часа .

В годы революции 1905 – 1907 гг. рабочие, борясь за введение на их предприятиях 8-часового рабочего дня, добились расширения сферы его применения в промышленности.

Несмотря на то, что в послереволюционный период предприниматели в ряде случаев сумели «урезать» сделанные ими ранее уступки, все же к кануну первой мировой войны доля занятых 8-часовой работой достигла уже почти 8%.

!НО. На металлургических заводах и шахтах с их непрерывным циклом работ сверхурочных часов было просто не избежать.

Характеризуя продолжительность рабочего дня в различных промышленных районах страны в эпоху капитализма, следует констатировать, что ниже средней она была в Петербургской, привислинских, прибалтийских и юго-западных губерниях, а повышенной – в Центральном промышленном районе.

 

Малоимущая часть российского общества была неоднородной и довольно сложной по своему социальному составу. Примерно на одном уровне доходов были промышленные рабочие, учителя сельских и городских начальных школ, фельдшеры, начинающие актеры, литераторы, артисты, духовные лица, младшие офицеры армии и флота. В 80-е годы XIX века средний уровень годовой заработной платы учителя деревенской церковно-приходской школы не превышал 180-360 руб. в год, что было в 4-6 раз меньше зарплаты среднего чиновника.

В 90-х годах XIX века в промышленных центрах России начал складываться городской пролетариат, окончательно порвавший связи с деревней. Пролетариат был не только численно растущим, но и многослойным с разным уровнем квалификации. Среднегодовая зарплата российского рабочего (288 дней по 12 часов в день), равная 214 руб., которую приводят в своем учебнике «История Отечества (1900-1940)» для 10 класса Мишина И.А. и Жарова Л.Н., примерно соответствует заработку рабочих легкой промышленности. Но зарплата варьировалась в зависимости от губернии.

В конце XIX - начале XX вв. часть заработной платы удерживалась хозяевами за продукты и товары, забираемые рабочими в заводских лавках. На некоторых фабриках и заводах такая форма обеспечения продуктами и товарами считалась обязательной. Во всей фабрично-заводской промышленности России доля наличных денег, выплачиваемых рабочему, составляла в 1901 г. 84,7 % от общего заработка. Существенные перемены в материальном положении рабочих стали проявляться с 1909 г.

Как же расходовалась заработная плата рабочего? Большую часть ее на рубеже XIX-XX вв. «съедала» плата за жилье. Рабочие высшей квалификации были в состоянии оплачивать наем квартиры. Для рабочих средней квалификации наем квартиры служил средством дополнительного заработка за счет подселения угловых жильцов, которые в значительной мере покрывали расходы по квартирной оплате основного квартиросъемщика. Супруга в этом случае оставляла работу на фабрике и занималась приготовлением пищи на всех, стиркой белья своих жильцов, зарабатывая 30-40 руб. в месяц.

Среди владельцев заводов и фабрик были, конечно, люди просвещенные, отличавшиеся высоким уровнем социальной ответственности, считавшие своим долгом заботу о рабочих. Так, в письме к своей дочери А.П. Боткиной П.Н. Третьяков писал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также к обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь [2, с. 23].«Предприниматель С.И. Прохоров, изучивший курс химии в Московском университете, составил учебную программу, ввел дополнительные науки и в 1905 г. преобразовал свое ремесленное училище в мануфактурно-техническое с подготовительными классами. Училище готовило химиков-технологов, которые с успехом работали на многих мануфактурах России. Кроме того действовали вечерние классы для взрослых, где обучалось более 600 человек.

Успешно развивался фабричный театр, для которого выстроили помещение на 1300 мест. Репертуар состоял из русской классики – Островский, Гоголь, Писемский и др. Расширили больницу, богадельню, увеличили число пенсий рабочим, построили новое четырехэтажное общежитие с электрическим освещением, паровым отоплением, водоснабжением и канализацией».

Другой представитель крупной русской буржуазии А.И. Коновалов окончил Московский императорский университет. По своему характеру это был промышленник с широким политическим кругозором. Кроме развития самого текстильного производства, он много внимания уделял бытовым нуждам своим рабочих, построив для них семь благоустроенных по тому времени общежитий. Открыл бесплатную библиотеку, школу в селе Семигорье с трехлетним сроком обучения, построил здание для реального училища в Кинешме.

!!!Были владельцы фабрики, которые совсем иначе решали проблему снятия социальной напряженности. Глава торговой фирмы сибиряк И. Ф. Смирнов дважды в год устраивал для своих работников «грандиозное пьянство за счет фирмы», приурочивая эту акцию к какому-либо празднику. Каждый имел право напиться до потери сознания. Из конторы фирмы звонили в полицию и просили, «чтобы сегодня пьяных служащих конторы Смирнова в каталажку не брали, а доставляли их за счет фирмы на квартиры».

Приобретение одежды было крупной статей расхода рабочего бюджета, так как спецодежду на предприятиях не выдавали.

Питание, как и жилье, всегда относились к наиболее важным компонентам материальной жизни. Продукты питания производились в стране в достаточном количестве, как по ассортименту, так и по качеству и продавались по вполне доступным ценам.

Весьма обременительной статьей расхода рабочего бюджета была так называемая «питейная статья». Основными причинами пьянства были, с одной стороны, деревенская традиция праздников, с другой – изнурительная работа.

Досуг для большей и низкооплачиваемой части рабочих в воскресные дни начинался с посещения церкви, а заканчивался кабаком либо публичным домом, игрой в карты на деньги или коллективными драками «стенка на стенку», которые без соответствующего «подогрева» не обходились.

Русская творческая интеллигенция попыталась, было, изучить палитру народных вкусов, но потерпела сокрушительный провал. Закончив сезонные работы, крестьяне покупали на Никольском рынке лубочные книжки с яркими обложками, городские гостинцы и отправлялись домой. Столичных рабочих, исключая высокопрофессиональных, также мало интересовали серьезные издания. Большинство из них лишь нерегулярно читало газеты «Русское Слово», «Копейка», Московский и Петербургский «Листки», нарасхват шли военные рассказы, русские народные сказки и приключения сыщика Ната Пинкертона.

Столь же равнодушно отнеслись рабочие к «1-й народной выставке картин», которую организовало для них в 1904 г. Товарищество передвижников. Художественные полотна великолепных мастеров живописи Маковского, Мясоедова, и других, выставленные на просмотр в рабочих районах Петербурга, не вызвали ожидаемого наплыва.

Со временем, ближе к революции 1917 г., уровень грамотности лиц молодого возраста и подрастающего поколения рабочих и крестьян заметно повысился. В 1914 г. дети рабочих и крестьян составляли до 40 % учащихся многих московских институтов. То же самое отмечалась и в военных училищах. Эта тенденция и нашла свое отражение в качественных изменениях читательского спроса, хотя беллетристика все еще занимала первое место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Продолжительный рабочий день и короткий досуг, низкая заработная плата, часто неудовлетворительное в качественном и количественном отношениях питание, неблагоустроенные жилища, несоответствующие в большинстве случаев санитарно-гигиеническим нормам жилищно-бытовые условия, нехватка средств для получения образования детьми – таковы некоторые параметры жизненного уровня рабочих России капиталистической эпохи. Революционные социал-демократы, большевики оценивали жизненный уровень пролетариата России на всем протяжении капиталистической эпохи как низкий.

Традиции крестьянского быта в конце 19 – начале 20 вв.

Использованная литература : КАРЯКИН В.Ф. ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

Жилище

 Изба являлась традиционным жилищем русского крестьянина. Постройка дома для крестьянина это важный этап в его жизни, непременный атрибут обретения им статуса домохозяина. Усадьба под новостройку отводилась решением сельского схода. Заготовка бревен и возведение сруба обычно осуществлялась посредством мирской или соседской помочи. В селах региона основным строительным материалом выступала древесина.

В конце XIX века зажиточные крестьяне в деревнях все чаще стали строить каменные дома. Дома крыли соломой, реже дранкой. Состояние крестьянской избы и надворных построек выступало верным показателем хозяйственного состояния крестьянской семьи. «Плохая изба и развалившийся двор – первый признак бедности, о том же свидетельствуют отсутствие скотины и мебели». По убранству жилища можно было безошибочно определить материальное положение жильцов. Корреспонденты Этнографического бюро так описывали внутреннюю обстановку домов бедных и зажиточных семей: «Обстановка семьи бедного крестьянина – это тесная ветхая лачужка вместо дома, да хлевишко, в котором есть одна лишь коровенка и три – четыре овцы. Бани, амбара и овина нет. У зажиточного всегда новая просторная изба, несколько теплых хлевов, в которых помещаются 2-3 лошади, три - четыре коровы, два – три теленка, два десятка овец, свиньи и куры. Есть баня и амбар. Русские крестьяне были весьма непритязательными в домашнем обиходе. Постороннего человека, прежде всего, поражал аскетизм внутреннего убранства. Крестьянская изба конца XIX в. мало, чем

отличалась от сельского жилища века предыдущего. Большую часть комнаты занимала печь, служащая, как для обогрева, так и для приготовления пищи. Во многих семьях они заменяли баню. Большинство крестьянских изб топились «по-черному».

 Иная мебель практически отсутствовала. Не во всех семьях имелись скамейки и табуретки. Спалиобычно зимой на печах, летом на полатьях. Чтобы было не так жестко, стелили солому, которую накрывали дерюгой. Солома служили универсальным покрытием для пола в крестьянской избе. На нее члены семьи отправляли свои естественные надобности, и ее, по мере загрязнения, периодически меняли.

О гигиене русские крестьяне имели смутное представление. Постоянные работы по хозяйству и в поле практически не оставляли крестьянкам времени для поддержания чистоты в домах. В лучшем случае раз в день из избы выметали сор. Полы в домах мыли не чаще 2 - 3 в год, обычно к престольному празднику, Пасхе и Рождеству.


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!