Военное дело Персии XVI – XVII вв.



Тема 2. Индия и страны Ближнего Востока в Новое время

Формирование идеологии национального обновления. Индийский Национальный Конгресс и Мусульманская лига.

Определенное единение индийских индусов и мусульман в ко­лониальный период первоначально сохранялось и даже получи­ло новые импульсы. Мусульмане, лишившиеся прежнего приви­легированного положения в результате английских колониальных захватов, перестав быть господствующим социальным слоем, естественно, были наиболее враждебно настроены в отношении колониального режима. Вполне солидарны с ними в этом были индусские народные массы, которые страдали от вводившихся колонизаторами аграрных и прочих реформ. Наиболее ярким свидетельством этого стихийного единения стало Сипайское восстание (1857-1859 гг.), когда не только простые люди разных конфессий выступили единодушно, но и восставшие князья — мусульмане и индусы — забыли свои прежние распри и установили между собой союзнические отношения.

Мусульманское "возрождение" началось во второй половине XIXв. Основатель мусульманского культурного движения сэр Сайид Ахмад-хан (1817-1898) видел пути возрождения своей общины в реформировании ислама, в принципе свободы толкования Писания, в отбрасывании отживших норм, следовании доводам разума и "духу времени". Он выступал сначала за сближениемусульман и индусов и лишь после возникновения Индийского национального конгресса (1885 г.), убедившись, что Конгресс глух к интересам мусульман, пришел к выводу о необходи­мости отдельного мусульманского культурно-политического движения и выступил с призывом к мусульманам поддерживать бри­танскую власть.

В мусульманском движении кроме последователей Сайида Ахмад-хана имелись и другие направления: радикальные, анти­английские, террористические. Среди них надо упомянуть так наз. "индийских ваххабитов" и группу, тяготевшую к учебному заведению "Дар-уль-улум" в Деобанде.

В конце XIX в. стали возникать индусские шовинистические организации. Тенденции, пунктиром намеченные в деятельнос­ти религиозных реформаторов и просветителей, — а именно осо­бый пиетет к индусскому наследию в культуре, преувеличенные представления о его роли в мировой культуре и т.п., — стали стержнем взглядов группы интеллектуалов, которые начали кон­солидироваться вокруг таких организаций, как "Хинду махаман-дал" (1900-1906), "Хинду сабха"(1909-1914), "Шри Бхарат дхар­ма мандал" (с 1906 г.), "Сарвадешан хинду сабха", или "Хинду махасабха" (с 1915 г.), "Раштрия сваямсевак сангх (с 1925 г.).

Внутри этого направления наметились две ветви: революци­онная и политически умеренная (даже, можно сказать, проанг-лийская). События развивались так, что второе направление вы­тесняло первое.

Ислам также служил идеологической основой революцион­ных, террористических организаций. Они были разгромлены од­новременно с индусскими, а их участники проделали эволюцию, похожую на эволюцию индусских радикалов. Одни присоедини­лись к Национальному конгрессу, составив в нем группу "му­сульман-националистов". Другие стали видеть своих основных врагов в индусах.

Роль англичан в процессе постепенного обострения отноше­ний между индусскими и мусульманскими массами не следует переоценивать. Но их негативное влияние на этот процесс нельзя отрицать. Дело даже не в сознательном коварстве колонизато­ров, а в их объективном интересе расширить свою социальную базу в Индии. Ситуация складывалась так, что британские влас­ти и мусульманские образованные круги оказывались союзника­ми в условиях поднимающего голову национализма, получавше­го индуистскую окраску. Показателями промусульманской политики англичан в кон­це XIX - начале XX в. стали раздел Бенгалии (1905 г.) на "ин­дусскую" и "мусульманскую" части и создание Мусульманской лиги (1906 г.) — партии, занявшей первоначально отчетливую верноподданническую позицию и созданную, в частности, что­бы "защищать и развивать политические права мусульман".

Примерно с середины 1920-х гг. активизируется деятельность коммуналистских индусских и мусульманских обществ и организаций.

Тогда же, в середине 1920-х гг., «Хинду махасабха» выдвигает лозунг сангатхан ("сплочение"), означавший более тесное сотрудничество индусов всех каст, включая неприкасаемых, и объявляет кампанию шуддхи ("очищение") — обращение мусульман ИО индийских христиан в индуизм. По мысли лидеров «Хинду маха-сабхи», большинство индийских мусульман и христиан — это бывшие индусы, и следует "вернуть" их в лоно родной религии. Мусульманские организации со своей стороны начинают вести активную прозелитическую деятельность под лозунгом танзим-ва-таблих.

Появляется идея о "двух нациях" в Индии — индусской и мусульманской. Трудно сказать, кому следует отдать сомнитель­ные лавры первооткрывателя этой идеи — индусским или му­сульманским мыслителям. В последующие годы наиболее ярким пропагандистом теории "двух наций" стал М.А.Джинна. Она слу­жила ему обоснованием борьбы за расчленение Индии и созда­ние государства мусульман — Пакистана.

Прогрессивные стороны паниндусской пропаганды и деятель­ности перекрывались, поглощались их негативными аспектами.

Военное дело Персии XVI – XVII вв.

Становление династии Сефевидов. В конце XV века Иран разделился на несколько территорий, не подчинявшихся цен­тральной власти. Это привело к междоусобным войнам, ока­завшим отрицательное влияние на развитие страны. В результате. государство ослабло. Возникла угроза вторжения Турции. Эти два фактора превратили в жизненную необходимость объе­динение Ирана в единое государство. Эта историческая задача была решена династией Сефевидов.

Основатель этой династии Исмаил I Сефеви, в результате войн, происходивших в 1500 -1501 годах, завоевал ряд крупных терри­торий. В 1502 году, заняв Тебриз, он объявил себя шахиншахом (1502 - 1524). Так возникло Сефевидское государство. В состав этого государства входили Иран, Азербайджан, часть Армении, Аф­ганистан, часть Ирака и другие территории. Тебриз был назначен столицей государства.

Исмаил I Сефеви не только создал централизованное государ­ство, но и превратил его в одну из мощнейших держав своего вре­мени.

Для укрепления центральной власти в стране, Исмаил I Сефеви упразднил прежнюю форму землевладения, называемую суюргал и ввел тиюльни.

Однако новый порядок не остановил стремление крупных зем­левладельцев отмежеваться от центральной власти.

Сефевидские правители вели непрерывные захватнические вой­ны. Они жестоко подавляли освободительную борьбу народов на подчиненных им территориях.

Период правления шаха Аббаса I. В период правления Аббаса I (1587 - 1629) государство Сефевидов достигло вершины своего развития. Это было достигнуто в результате ликвидации самовлас­тия самых крупных землевладельцев в отдаленных провинциях Ирана. На заре становления государства Сефевидов, эти землевла­дельцы оказали Сефевидам большую помощь, за что последующие шахи даровали им огромные владения, где они, практически, были правителями.

Аббас I перенес столицу государства из Тебриза (Азербайджан) в Исфахан (Иран). Был наведен порядок в налоговой системе стра­ны, снижено количество налогов. Особое внимание уделялось развитию торговли и ремесленничества. Было построено множество караван-сараев, проложены новые торговые пути. Велась борьба с разбойниками на караванных путях. Были уста торговые отношения с Россией, Турцией, Англией, Нидерландией, Францией и Венецией, что способствовало развитию, не только внешней, но и внутренней торговли. Были сооружены новые оросительные системы, что позволило подвести воду к множеству посевных площадей, садов и огородов.

Аббас I большое внимание уделял всестороннему укреплению вооруженных сил. Он постоянно пополнял свою армию живыми силами и новым вооружением. Так, при помощи английских специа­листов, он внедрил в вооружение огнестрельное оружие и пушки. Эта реформа вскоре дала свои результаты.

В войне 1602 года между Ираном и Турцией победил Иран. В ре­зультате этой победы, Иран укрепился на Закавказье. Вскоре Ира­ну удалось при помощи Англии изгнать Португалию с острова Ормузд в Персидском заливе. Этот остров был необходим Ирану для экспорта шелка в Европу. Интересы Англии тоже были удов­летворены - английская Ост-индская компания получила льготы в торговле с Ираном.

 

 


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!