Харизма. Харизматический лидер.

Социальная психология как наука.

 

2. Предмет и задачи социальной психологии.

Предмет – социально – психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

 

Объект – конкретные социальные общности(группы) или отдельные их представители(люди).

 

Задачи социальной психологии как науки. Социальная психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

 

изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей; б) соотношения между его компонентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества;

 

всестороннее осмысление и обобщение данных об: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов: б) воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;

 

исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;

 

выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных условиях;

 

социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятельность;

 

всеобъемлющее изучение социально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях;

 

осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;

 

исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей людей, являющихся их членами;

 

выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;

 

всестороннее изучение социально-психологических особенностей политической жизни и политической деятельности людей, своеобразия трансформации психики человека и групп людей, оказавшихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;

исследование массовидных социально-психологических явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях;

 

прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических законов и механизмов.

 

3. Возникновение и становление социальной психологии как науки. Таксонимичная, дифференциальная и системная социальная психология (С. Московичи).

 

Первый этап - становление социальной психологии как науки - охватывает период с середины XIX века по 1908 год. Определяются предмет изучения и основные проблемы. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т.д. Большинство вышеперечисленных работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки.

 

Второй этап продолжается до середины 40-х годов XX века и характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время.

 

Третий этап в развитии социальной психологии начинается с середины 40-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.

 

Серж Московичи (род. В 1925 г.) французский психолог и социолог, один из авторов теории социальных представлений и теории масс (толп). Основные работы: «Очерк о природе человеческой истории» (1968); «Век толп. Исторический трактат по психологии масс» (1981); «Технология изобретения богов» (1988); «От коллективных представлений к социальным представлениям» (1989) и др.

 

Теория социальных представлений – анализ того, как научное знание присваивается обыденным сознанием и используется в каждодневной практике. Создание теории социальных представлений явилось ответом на процесс индивидуализации социальной психологии, усилившийся после Второй мировой войны и выражавшейся в широком распространении идей американской экспериментальной социальной психологии. В своей теории С. Московичи, опираясь на идеи Э. Дюркгейма, Л. С. Выготского, Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, В. Вундта, предлагает социальную интерпретацию социальной психологии.

 

Социальные представления – система ценностей, идей и практик, предназначенных для того, чтобы ориентировать индивидов в социальном и материальном мирах, а также для облегчения интрагрупповых коммуникаций между индивидами.

 

Социальные представления – это знания и верования, которые возникли в повседневной коммуникации и имеют соответствующую структуру.

Социальные представления – это общественное обыденное сознание, в котором очень сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и во многом составляющие социальную реальность. Наука не вытесняет эти обыденные убеждения. Напротив, научные представления и здравый смысл в той или иной мере трансформируются друг в друга. Таковы, например, социальные представления о городе, о здоровье, болезни, человеческом теле, о женщине и детстве, о психоанализе и т. д., тщательно изученные Сержем Московичи и его школой. Социальные представления в вышеуказанной трактовке и составляют предмет социальной психологии

Согласно Московичи, теория социальных представлений должна определить: как возникают и строятся концептуальные схемы, как формируется система значений и личностных смыслов субъекта в ходе социальных интеракций.

Представления можно рассматривать как форму социальной реконструкции реальности с особым языком, логикой и структурой импликаций. Понятия, содержащиеся в представлениях, получают квазифизическую форму существования, которая позволяет им быть конституируюмщим фактором социальной реальности.

Речь идет о своеобразной онтологии здравого смысла, ограничивающей «свое» пространство индивида. Социальный процесс – это процесс когнитивного освоения действительности, в котором объекты и индивиды познаются и дифференцируются на основе моделей предыдущего опыта.

Различаются следующие типы социальных представлений: руководящие – разделяемые всеми членами группы, единообразные и принудительные; эмансипированные – продукт циркулирующих знаний и идей, принадлежащих подгруппам, каждая подгруппа вырабатывает собственное представление; полемические – выработанные в ситуации социального конфликта или полемики, т.е.не разделяемые всеми членами общества, определяемые их антагонистическими отношениями.

С концепцией социальных представлений у Московичи тесно связано исследование психологии масс (толп). В 1981 г. в Париже по прошествии ста лет после появления фундаментальных работ Ле Бона и Тарда в свет выходит монография Сержа Московичи «Век толп», в подзаголовке которой специально подчеркнуто, что в ней раскрывается психология масс (psychologic des masses).

 

4. Методы социальной психологии.

 

Все общеизвестные группы методов получения первичной информации (наблюдение, опрос, тест, документ и эксперимент) являются достаточно универсальными методами практически всех наук о человеке. Часть из них, такие, например, как наблюдение или эксперимент, имеют несколько больше, чем опрос или документ, возможностей для проявления своих особенностей в социальной психологии. Наблюдение способно дать максимальный эффект именно в социальной психологии в той мере, в какой исследователь именно данной области психологически готов к наибольшей полноте и глубине восприятия психического состояния и поведения человека. Эксперимент же предполагает достаточно высокий уровень технологической и технической оснащенности средствами и методами социальной психологии.

К специфическим же методам собственно социальной психологии можно отнести такие методы, какими являются средства диагностики и регуляции групповой деятельности – диагностики СПК, стиля руководства и лидерства, коррекции межличностных отношений в группе и регуляции на их основе СПК. Сюда же можно отнести и методы социально-психологического контроля в целом, предполагающие комплексное применение методов диагностики, прогнозирования, коррекции и регуляции явлений групповой, коллективной и массовой психологии как специфической феноменологии данной науки.

 

5. Методологические основы социально-психологического исследования.

 

В социальной психологии выделяют несколько типов данных в зависимости от возможностей их получения. Р. Кеттелл предложил различать L, T, Q - данные.

 

L-данные являются жизненными документами, они были получены в более ранних исследованиях или их предоставляет сам испытуемый (или описывают люди, знающие его) в ходе актуального исследования. Это могут быть дневники, письма, рисунки, рассказы о событиях или состояниях, т. е. исторические документы.

 

Q-данные имеют общее свойство – они получены в актуально проводимом исследовании и возможно осуществлять какие – либо формы контроля при их фиксации.

T-данные – результаты тестов достижения и предполагают сопоставление достижений испытуемого с достижениями других людей в аналогичных ситуациях.

Q-данные получают с помощью тестов– опросников.

 

В социальной психологии принято разделять все методы на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Под методом следует понимать один из универсальных способов познания, описания явлений действительности, в основе которого лежит единый принцип. Под методикой понимается совокупность технических, методических приемов, способов фиксации эмпирических данных. Методика всегда привязана к изучению какого – либо конкретного явления, например, методика Т.Лири направлена на диагностику межличностных отношений. Под техникой принято понимать совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода, например, приемы статистического анализа, контроля надежности получаемых данных и т. д.

 

Методология социально-психологического исследования имеет три уровня существования.

 

Первый уровень – общая методология – общий философский подход, в основе которого лежат наиболее общие принципы. В социальной психологии это вопрос о соотношении общества и личности.

 

Второй уровень – специальная методология, связанная с адаптацией общих принципов для более узкой сферы. Для социальной психологии, в связи с ее двойственным происхождением, необходима адаптация методологических принципов психологии и социологии.

 

Третий уровень рассматривает методологию как совокупность конкретных приемов исследования, и они подразделяются на метод (стратегия исследования) и методику или технику как способ фиксации эмпирических данных (Г.М.Андреева).

 

Такой подход означает, что любой методический прием – тест, опрос – должен применяться в определенном методологическом русле, т. е. соответствовать более высокому уровню принципов.

 

6. Методы анализа коммуникации: контент-анализ, когнитивное картирование, нарративный анализ.

 

Контент-анализ (от англ. «содержание» и греч. «разложение, расчленение») - метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала. Включает в себя:

- выделение системы опорных понятий (категорий анализа);

- отыскание их индикаторов - слов, словосочетаний, суждений и т. п. - (единиц анализа);

- статистическую обработку данных

 

1. Подготовительный этап (разработка программы анализа материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранного метода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), подготовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание следует здесь обратить на составление т. н. классификатора, представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

 

Категории анализа - это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы.

Например, анализируя характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение его к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, допустим, тревожность как свойство личности, мы предварительно выделяем совокупность составляющих её «тем»: беспокойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансового положения и др.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией.

 

Единицы анализа или индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выделение единиц анализа является непростым делом и требует от исследователя вдумчивости и проницательности.

Помимо того, необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.

 

Единицы счета - это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

- частоту проявлений в тексте категории или ее признака;

- пропорцию представленности категории (её признака) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста. Так, это может быть: сравнительное количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т. д.

 

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них. какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

 

Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали - перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т. п.). Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

 

Пилотажное исследование, завершающее подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

 

2. Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте.

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибки как:

- неверное соотнесение единиц анализа с категориями;

- пропуск тех или иных единиц анализа;

- фиксация того, чего нет на самом деле.

 

Все это нарушает устойчивость результатов контент-анализа. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости кодировщиков, в неподходящей обстановке их работы, наконец, в отсутствии внимательности, терпения или добросовестности.

 

3. Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т. д.

В тех случаях, когда анализируется большой массив данных, иногда используются специальные математико-статистические способы, разработанные для нужд контент-анализа.

 

7. Теории коммуникации.

 

8. Аргументирующая коммуникация. Вербальная и визуальная коммуникация.

 

9. Понятие группы в социальной психологии.

 

Под социальной группой необходимо понимать любую объективно существующую устойчивую совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемых формальными или неформальными социальными институтами. Общество в социологии рассматривается не как монолитное образование, а как совокупность множества социальных групп, взаимодействующих и находящихся в определенной зависимости друг от друга. Каждый человек в течение своей жизни принадлежит к множеству подобных групп, среди которых — семья, дружеский коллектив, студенческая группа, нация и т.д. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей, а также осознание того факта, что при объединении действий можно достичь существенно большего результата, чем при индивидуальном действии. При этом социальная деятельность каждого человека во многом определяется деятельностью тех групп, в которые он включен, а также взаимодействием внутри групп и между группами. Можно утверждать с полной уверенностью, что только в группе человек становится личностью и способен найти полное самовыражение.

 

Группы делятся на: Условные (Невозможно собрать воедино. Люди объединяются условно по одному признаку). Реальные (Действительно существующие группы, которые можно увидеть, посчитать и исследовать)

 

Реальные, в свою очередь, делятся на: Лабораторные (сформированы для для экспериментов).Естественные (сформированы по естественным жизненным причинам)

 

Естественные группы делятся на:

 

Большие (неограниченное количество людей):организованные (футбольный матч, рок-концерт);неорганизованные (стихийные, спонтанные группы)

 

Малые (3-15 человек): становящиеся группы (малая группа в развитии);коллективы (высшая точка развития, общая цель, структура, групповые правила).

Специфический признак: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов.

 

Выделяют следующие разновидности социальных групп:

1. В зависимости от характера взаимодействия — первичные и вторичные.

Первичной группой, по определению Ч. Кули, является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.

 

Вторичная группа — это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер. В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).

 

 

10. Гражданское общество, социальный институт, общественность, страт.

 

Гражданское общество – такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются, защищаются его права и свободы, а государство способствует динамичному развитию экономики и политической свободы. Находясь под контролем общества, государственная и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

Структура:

1. Экономическая система – закрепляет отношения собственности, распределения, обмена и потребления отношения производства материальных и нематериальных благ.

2. Политическая – включает в себя государство, право, политические партии, общественные движения, политические отношения и политическое сознание (взгляд на текущую политику).

3. Духовно-культурная – образование, наука, культура, искусство, религия и соответствующие культурно –научные отношения.

4. Социальная – личность, семья, школа, церковь, межличностные отношения, отношения между крупными социальными группами, классами, сословиями.

 

Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией. Социальные институты: армия, семья, образование, государство.

• экономические (вся система производства, распределения, торговли и финансов, объекты инфраструктуры);

 

• политические (вся система государственных и политических органов и организаций);

 

• культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество);

 

• семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи);

 

• здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения рекреации, спорта и туризма);

 

• информации и коммуникации (средства массовой коммуникации и информации).

 

Каждый социальный институт имеет: цель своей деятельности; набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам; систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов; конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.

Общие признаки для всех социальных институтов:

• наличие специально созданных учреждений (организаций), в рамках которых действуют социальные институты;

• наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;

• наличие набора социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется поведение граждан в соответствии с интересами общества;

• существование системы ценностей, связанных с идеологией;

• использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.

Слово «страт» означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М. Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу. Он считал, что в основе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти.

 

Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство

 

11. Динамические процессы в малой группе.

В словаре по психологии приводится следующее определение: под динамическими процессами понимают всю совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характерных для жизнедеятельности малой группы (образование группы, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад). К процессам групповой динамики относятся феномены руководства и лидерства, процессы принятия групповых решений и нормообразования, — то есть выработка групповых мнений, правил, ценностей; сплоченность и групповые конфликты.

Кроме того, к групповой динамики относятся: процессы группового давления и другие способы регуляции индивидуального поведения. То есть все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования.

 

В западной психологии термин «групповая динамика» был введен К. Левиным в 30-х годах XX века. К. Левин стоял у истоков традиции изучения малых групп. С целью их изучения им создавались лабораторные группы, а вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». В последствии данный термин стал обозначать социально-психологическую школу К. Левина в исследовании малых групп.

По мнению Г.М. Андреевой, термин «групповая динамика» обозначает «совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие».

К важнейшим из динамических процессов относятся: образование малых групп, процессы групповой сплоченности, явление группового давления, лидерства и руководства, процессы принятия групповых решений, эффективность совместной деятельности, как итог развития групп, может быть рассмотрено становление коллектива.

 

Образование малой группы. Вне зависимости от причин образования малой группы (чаще всего эти причины внешне заданы функционированием общества), этот процесс включает несколько стадий.

На первой стадии происходит знакомство членов группы. Происходит формирование первоначальных представлений людей друг о друге. На этом же этапе происходит ознакомление с целями и задачами совместной деятельности.

Вторая стадия характеризуется первичным сближением членов группы, образованием системы межличностных отношений, формированием групповых норм. В процессе общения происходит выработка групповых правил поведения, ценностные ориентации. Вместе с тем, на второй стадии группе свойственна лишь формальная целостность, особенно если причины возникновения группы являются заданными извне, какими-либо потребностями общества (например, набор класса, обусловлен приходом нового поколения в систему образования). На данной стадии возможно обострение межличностных отношений, появление эмоционально-психологического дискомфорта, возникновение конфликтов. Начинает складываться система взаимных симпатий и антипатий.

На третьей стадии начинает оформляться групповое мнение, появляются общие настроения и совместные переживания людей. Однако на данной стадии возможно появление внутри формальной группы неформальных подгрупп.

На четвертой стадии происходит формирование чувства «Мы», по сути дела происходит психологическое оформление людей в группу.

 

Групповая сплоченность. Эта характеристика рассматривается как один из основных показателей эффективности осуществления процесса группообразования.

Групповая сплоченность - один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В качестве показателей групповой сплоченности рассматриваются:

 

уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, — чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность;

 

степень привлекательности, полезности группы для ее членов — чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, то есть тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий, тем выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность.

 

Основоположниками концепции групповой сплоченности являются такие ученые, как: К. Левин, Л. Фестингер, Д. Картрайд, А. Зандер. Согласно их представлениям групповая сплоченность является своего рода «результирующей» тех сил, которые удерживают людей в группе. При этом считается, что группа удовлетворяет человека в той мере и до тех пор, пока он полагает, что «выгоды» от членства в ней не просто превалируют над «издержками», но превалируют в большей степени, чем это могло бы быть в какой-либо другой группе или вообще вне ее.

 

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся:

 

сходство главных ценностных ориентации членов группы;

ясность и определенность групповых целей;

 

демократический стиль руководства;

 

взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

 

относительно небольшой объем группы;

 

отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;

 

престиж и традиции группы.

 

12. Коллективные влияния: социальная фасилитиация, социальная леность, деиндивидуализация.

 

Социальная фасилитация-это социальное явление, при котором пребывание в присутствии других людей улучшает выполнение индивидуальных задач. То есть люди лучше справляются с задачами, когда они с другими людьми, а не когда они выполняют их в одиночку.

 

Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

Боязнь оценки в групповой ситуации уменьшается. Таким образом, когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация; когда же затерянность в толпе уменьшает боязнь оценки, то результат – социальная леность.

Для борьбы с социальной леностью и увеличения мотивации членов группы применяются две основные стратегии:

 

1) стратегия идентификации индивидуальной продуктивности, то есть руководитель дает индивидуальные задания и учитывает личный вклад каждого в полученный результат;

2) создание духа команды, то есть вознаграждение и поощрение группы как целостного образования.

 

В случаях, когда социальная фасилитация (возбуждение людей) суммируется с социальной леностью (размывание ответственности) ослабевает нормативное сдерживание и результатами могут быть явления от легкого нарушения до разрушительных социальных взрывов.

 

Видимо, группа вызывает чувство принадлежности к чему-то большему, чем «Я». В определенных ситуациях люди, являющиеся членами группы, склонны к тому, чтобы отбросить нормативное сдерживание, утратить чувство индивидуальной ответственности.

 

Деиндивидуализация - утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

 

13. Социальные влияния: групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.

 

Огруппление мышления - режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий.

Из-за синдрома огруппления мышления могут не состояться поиск и обсуждение противоречащей информации и альтернативных возможностей. Отобранная информация часто рассматривается предвзято, допускается небрежность при переоценке возможных альтернатив, не разрабатывается план на случай непредвиденных обстоятельств. Когда лидер выдвигает идею, а группа изолирует себя от противоречащих взглядов, огруппление мышления может привести к несовершенным решениям

 

Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы, смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы. Например, если люди изначально склонны высказаться «за» что-либо, обсуждение только ужесточит их позицию. Если они возражают против чего-то, после обсуждения они будут возражать еще сильней.

Следовательно, обсуждение в группе зачастую усиливает изначальные установки ее членов, как положительные, так и отрицательные.

 

Феномен групповой поляризации – это окно, через которое исследователи могут наблюдать за влиянием группы. Выделяют два вида группового влияния.

1. Информационное групповое влияние. Во время группового обсуждения складывается банк идей, большая часть из которых согласуется с доминирующей точкой зрения. Идеи, входящие в базовый запас знаний членов группы, часто будут высказываться во время обсуждения или, даже не будучи упомянутыми, повлияют в целом на его результаты.

 

Но для того, чтобы изменить свою установку, участнику дискуссии требуется нечто большее, чем просто услышать чьи-либо аргументы. Активное участие в дискуссии вызывает несравненно большие изменения установок, чем пассивное восприятие. Участники и наблюдатели слышат те же самые идеи, но когда участники выражают их своими собственными словами, вербальная определенность усиливает воздействие. Чем больше члены группы повторяют идеи друг друга, тем больше они их усваивают и ценят.

 

2. Нормативное групповое влияние. В человеческой природе заложено желание оценивать свои мнения и способности, а это мы можем делать только сравнивая свои мнения с чужими. Наибольшее влияние на нас при этом оказывают представители той группы, с которой мы себя идентифицируем. Более того, желая понравиться другим, мы можем начать выражать более жесткие мнения, когда обнаруживаем, что другие разделяют наши взгляды.

 

Экспериментальные данные позволяют сравнить особенности влияния большинства и меньшинства.

 

v Большинство оказывает более сильное воздействие на уровне реакций людей на тот или иной факт, меньшинство — на уровне правильности позиции.

v Влияние большинства проявляется довольно быстро, конформные реакции чаще появляются в ответах испытуемых в первых пробах. Влияние меньшинства часто оказывается на латентном, неосознаваемом человеком уровне и может проявляться не в данной экспериментальной ситуации, а в последующих, лишь частично по содержанию связанных с ней.

 

Внутренняя картина состояния человека, находящего под воздействием большинства и меньшинства, совершенно различна.

 

*Переживая конфликт с большинством, человек очень часто ощущает свою некомпетентность, незащищенность. Его стремление присоединиться к большинству диктуется страхом остаться в социальной изоляции.

 

*Позиция меньшинства часто воспринимается представителем большинства с иронией, раздражением (позиция «сверху»), его точка зрения — ошибочной, непродуманной. Но при этом последовательное меньшинство воспринимается как более уверенное в себе. При влиянии меньшинства, утверждает Ч. Д. Немет, человек испытывает значительно меньший стресс, чувствует себя внутреннее более защищенным, что позволяет ему спокойнее и продуктивнее отнестись к конфликту мнений: у него часто возникает мотивация переоценить ситуацию в свою пользу.

 

Исследования позволили также установить, что к основным факторам, делающим позицию меньшинства влиятельной, необходимо отнести последовательность, уверенность, гибкость (готовность к компромиссу), уважительное отношение к оппонентам.

Г. Мюньи показал, что сила влияния меньшинства существенно зависит от образа, который складывается о нем у большинства: если оно воспринимается как жесткое, бескомпромиссное, категоричное, то это создает сильный психологический барьер. Не менее важные параметры — последовательность и уверенность группового меньшинства в своей позиции.

 

Харизма. Харизматический лидер.

 

Харизматический лидер - человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом.

Харизматический лидер востребован прежде всего в таком обществе, где постоянно происходят какие-то кризисные ситуации и отсутствует система контроля власти со стороны граждан.

Когда после радикальных перемен наступает стабилизация, люди хотят просто жить спокойно при эффективном управлении. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств.

Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

 

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

 

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

15. Классификация групп.

 

 

16. Психологическая характеристика больших социальных групп.

 

В социальной психологии «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

- случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория);

- большие организованные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное положение в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и поэтому долговременны, устойчивы в своем существовании (нации, классы, профессии).

 

Факторы образования стихийных групп:

1. Общественное мнение – общность суждений членов группы в связи с событием.

2. Событие (повод), объединивший людей.

3. Совместные действия, связанные с поводом.

4. Стихийные социально-психологические процессы (заражение, внушение, паника).

Основные виды стихийных групп:

Толпа – бесструктурное и неосознанное скопление людей по поводу конкретного события (происшествия), обусловленное сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания (агрессивная толпа, паническая толпа, повстанческая толпа (направлена против властей), стяжательная толпа (стремиться получить выгоду перед другими).

 

Масса – относительно стабильное образование с нечеткими границами; более организованное, сознательное и длительное образование, чем толпа; достаточно разнородное объединение (демонстрация, манифестация, митинг).

 

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.

 

17. Классификация малых групп. Границы малой группы.

 

Под малой группой (МГ) понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

 

Границы МГ. В большинстве исследований число членов МГ колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2. Наименьшей МГ является группа из 2-х человек – так называемая «диада». Однако существует т.з., что наименьшее число МГ не 2, а 3 человека, т.е. триада. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения – чисто эмоциональный контакт. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию – наблюдателя. Этот третий может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельностное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований. Не менее остро стоит вопрос о «верхнем» пределе МГ. Достаточно стойкими оказались представления Дж. Миллера «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти. Долгое время принимали за верхний предел МГ число 7±2.

 

Классификация МГ. Целесообразно выбрать наиболее распространенные, каковыми являются три классификации:

 

деление МГ на «первичные» (семья, группа друзей, группа ближайших соседей) и «вторичные» (нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи).

 

деление их на «формальные» (в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами) и «неформальные» (такая социальная общность, которая сформирована на основе межличностных отношений и не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса).

 

деление на «группы членства» (члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения.) и «референтные группы» (такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают).

 

18. Семья как малая социальная группа, альтернативные браки и стилевое разнообразие в рамках единобрачия.

 

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

 

Функции семьи:

репродуктивная – биологическое продолжение рода;

воспитательная — формирование нравственных качеств личности;

социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе

хозяйственно-экономическая – ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи;

духовно-эмоциональная – эмоциональное развитие личности, духовное взаимообогащение, любовь, поддержка;

сексуальная– удовлетворение сексуальных потребностей;

досуговая – организация нормального досуга, взаимообогащение интересов;

социализирующая – формирование человека как личности подготовка младшего поколения к жизни в обществе;

функция социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.

 

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие формы семьи или типы семейных структур:

- супружеская, или нуклеарная, семья - ее основу составляет пара, связанная брачными отношениями; имеющая детей;

- патриархальная семья - семья, в которой основная власть принадлежит отцу, так как он обеспечивает экономическую самостоятельность семьи, все остальные члены беспрекословно выполняют его волю, роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей;

- матриархальная семья - наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

- свободный союз - организация семьи без оформления официальных документов;

- партнерская, или демократическая семья - предполагает добровольное распределение обязанностей между членами семьи, совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимную поддержку. Быт такой семьи организуется всеми членами;

- многопоколенная семья - (расширенная, родственная) - семья, включающая наряду с супругами и детьми других родственников (бабушек, дедушек и др.), где представители 2-3 поколений ведут совместное хозяйство и организуют повседневный быт.

 

 

19. Теория ролей. Социальные роли: ситуационные и константные. Ролевые девиации.

 

20. Агрессия. Психологическая природа агрессии. Формы агрессивных реакций. Модель социально-когнитивного основания агрессивного поведения.

 

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия - физическое или вербальное поведение, цель которого — причинение вреда кому-либо. Источником враждебной агрессии является гнев, и ее конечная цель — причинить вред. Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то мы имеем дело с инструментальной агрессией.

 

Агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая, враждебная – инструментальная)

 

Агрессия относится в первую очередь к:

 

1) врожденным побуждениям или задаткам;

2) потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3) познавательным и эмоциональным процессам;

4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

 

Теории агрессии

 

Изучая причины враждебной и инструментальной агрессии, социальные психологи основное внимание уделили следующим трем принципиальным идеям: 1) существует врожденная физиологическая потребность в агрессии; 2) агрессия является естественной реакцией на фрустрацию; 3) агрессивное поведение — результат научения.

 

21. Аттракция.

 

Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми и взаимной симпатии называется межличностной аттракцией. Как видно из определения, аттракция – это прежде всего эмоция, которая побуждает нас действовать определенным образом при взаимодействии с конкретным человеком, а не с социальной группой или с социальным институтом. Таким образом, она всегда включена в межличностный контекст, выступая одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений.

 

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние и внутренние.

 

Внешние факторы аттракции:

 

1.Степень выраженности у человекапотребности в аффилиации, т.е. потребности создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей и, естественно, симпатии не вызывает.

2.Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей. Для человека с негативными эмоциями другие люди просто не существуют или они его раздражают. Естественно, такой человек не может нравиться окружающим.

3. Пространственная близость: чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Вероятнее всего, брачными партнерами становятся люди, либо живущие недалеко друг от друга, либо те, кто учатся или работают вместе. Огромное количество дружеских отношений, влюбленностей, ухаживаний прекращается под воздействием пространственной разделенности.

 

Пространственная близость выступает фактором межличностной аттракции прежде всего потому, что люди, живущие неподалеку, находятся в сходной социальной среде, имеют общую информацию, общие вопросы и проблемы, что способствует их социальным контактам и даже взаимопомощи. Следствием может стать близкое личное знакомство. Однако пространственная близость потому и является внешним фактором аттракции, что находящиеся близко люди не только могут симпатизировать друг другу, но и испытывать по отношению друг другу неприязнь и ненависть.

 

Внутренние факторы межличностной аттракции.

 

1. Физическая привлекательность партнера по общению.

 

а) нам приятно видеть красивое ;

 

б) красивые люди, как правило, более коммуникабельны по причине различных условий социализации красивых и некрасивых людей;

 

в) действие эффекта ореола: красивый – значит, хороший; люди склонны ассоциировать красоту с положительными личными характеристиками.

 

2. Демонстрируемый стиль общения.Выделим черты человека, которого не любят: а) самовлюбленность, высокомерие, заносчивость, тщеславие; при взаимодействии с таким человеком вы чувствуете отсутствие интереса к себе, результатом чего может быть снижение самоуважения; б) догматичность, постоянная склонность не соглашаться, противоречить своему собеседнику, что вызывает встречное оскорбление и негативные чувства; в) двуличность, неискренность: при общении с таким человеком возникает ощущение опасности (« чего он хочет от меня?», «кому он может передать содержание нашего разговора?» и чувство, что вас хотят использовать в чьих-то целях.

 

3. Фактор сходства между партнерами по общению.Нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся и мы не нравимся людям, отличающихся от нас.

 

Выделим факторы, усиливающие воздействие сходства на аттракцию:

 

а) число вопросов, по которым люди достигают согласия: один вопрос не может сформировать или разрушить дружеские отношения, а вот число вопросов, по которым мы достигаем согласия, становится хорошим показателем того, будут ли наши отношения продолжительными;

 

б) важность и значимость тех или иных взглядов: некоторые взгляды занимают центральное место в нашем мировоззрении, они более устойчивы, их трудно изменить, поэтому согласие по этим вопросам оказывается зачастую является принципиальным моментом в установлении наших отношений с другими;

 

в) взаимосимпатия: знание того, что не только нам нравится другой, но и мы нравимся ему. Это не только повышает нашу самооценку, но и усиливает интерес и дружеское расположение к этому другому человеку.

 

22. Социальное мышление. Безусловное самопринятие и иррациональные убеждения в теории А. Эллиса.

 

 

23. Когнитивный диссонанс. Толерантность к когнитивному диссонансу. Редукция когнитивного диссонанса.

 

1. Величина диссонанса, возникающего после принятия решения, возрастает с увеличением важности решения и в случае относительной привлекательности отклоненных альтернатив.

2. Величина диссонанса, возникающего после принятия решения, уменьшается с увеличением числа когнитивных элементов, соответствующих тождественным характеристикам выбранных и отклоненных альтернатив.

3. Величина диссонанса, являющегося результатом попытки добиться принудительного согласия, достигает наибольшей величины, если обещанная награда или угроза наказания настолько значительна, что может спровоцировать поведение, не соответствующее убеждениям человека.

4. Если принудительное согласие проявляется в действиях субъекта, величина диссонанса снижается в зависимости оттого, насколько увеличивается желание получить награду или возрастает угроза наказания.

Истребитель демонов умер и очнулся в мире одаренных!

5. Если принудительное согласие не проявляется в действиях субъекта, рост величины диссонанса зависит от увеличения угрозы наказания или желания получить награду.

6. Величина диссонанса, вызванного выражением разногласия с окружающими, уменьшается с увеличением числа существующих когнитивных элементов, консонантных с мнением. Эти последние элементы могут содержать информацию об объективной реальности или знание о том, что есть немало сторонников рассматриваемого мнения.

7. Величина диссонанса, вызванного выражением разногласия с окружающими, увеличивается с ростом важности мнения для человека, значимости мнения для группы в целом и авторитета тех, кто высказывает противоположное мнение.

8. Чем больше разнятся два высказываемых мнения, тем больше будет число диссонантных отношений и тем больше будет величина диссонанса.

 

После прояснения этих положений теории становится понятной суть ее центральных гипотез:

1. Возникновение диссонанса вызывает стремление к его уменьшению.

2. Сила этого стремления зависит от величины существующего диссонанса.

Эти гипотезы намечают три основных способа уменьшения диссонанса:

1. Путем изменения одного или более когнитивных элементов, включаемых в диссонантные отношения.

2. Путем добавления новых когнитивных элементов, которые являются консонантными с уже существующим познанием.

3. Путем уменьшения важности элементов, включаемых в диссонантные отношения.

 

Применение этих способов приводит к следующим результатам.

1. Диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен увеличением привлекательности выбранной альтернативы, или уменьшением привлекательности отклоненной альтернативы, или сочетанием способов.

2. Диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен, если воспринимать некоторые характеристики выбранных и невыбранных альтернатив как идентичные.

3. Диссонанс, возникающий после принятия решения, может быть уменьшен снижением важности различных аспектов решения.

4. Если проявляется принудительное согласие, диссонанс может быть уменьшен изменением мнения так, чтобы привести его в соответствие с поведением; или увеличением поощрения или грозящего наказания.

5. Если принудительное согласие получено, но не проявляется в поведении, диссонанс может быть уменьшен возвращением к первоначальному мнению субъекта или уменьшением желания получить награду или угрозы наказания.

6. Присутствие диссонанса ведет к поиску новой информации, которая будет обеспечивать познание, консонантное с существующими когнитивными элементами, и избеганию тех источников новой информации, которая могла бы увеличить существующий диссонанс.

7. Когда некоторые из когнитивных элементов диссонантны познанию относительно поведения индивида, диссонанс может быть уменьшен изменением поведения, и, следовательно, этих элементов.

8. Принудительное или случайное знакомство с новой информацией, которая может увеличить диссонанс, приведет к неверному истолкованию и ошибочному восприятию субъектом этой информации с целью избежать увеличения диссонанса.

9. Диссонанс, вызванный разногласиями, может быть уменьшен путем изменения собственного мнения, влияния на других с целью изменения их мнения и отклонения общения с теми, кто выражает несогласие.

10. Существование диссонанса будет вести к поиску единомышленников и инициированию коммуникации и процессов влияния с целью получения социальной поддержки.

11. Влияние, оказанное на человека, будет более эффективно, если оно ведет к уменьшению диссонанса.

12. В ситуациях существования однородного диссонанса среди большой группы людей получение социальной поддержки легко достижимо.

 

Заканчивая краткое изложение теории, я должен отметить еще несколько моментов, касающихся эффективности усилий, направленных на уменьшение диссонанса.

 

1. Эффективность усилий, направленных на редукцию диссонанса, будет зависеть от устойчивости к изменениям когнитивных элементов, включаемых в диссонантные отношения, и от доступности информации, увеличивающей количество консонантных мнению когнитивных элементов.

2. Основные источники сопротивления к изменениям когнитивных элементов кроются в восприимчивости этих элементов по отношению к реальности и в количестве консонантных отношений, образуемых этими элементами с другими.

3. Максимальная величина диссонанса, который может существовать между двумя элементами, равна сопротивлению изменениям наименее устойчивого из них. Если величина диссонанса возрастает, наименее устойчивый элемент будет изменен, что приведет к редукции диссонанса.

 

24. Социометрия. Диапазон социометрических задач. Социоматрица . Социограмма. Социометрические индексы

одаренных!

 

Метод социометрии является совершенно специфическим именно для социальной психологии. Социометрия позволяет выявить особенности структуры неформальных отношений в группе (группах); выяснить степень психологической совместимости конкретных людей; изучить внутригрупповой статус участников групповых объединений; исследовать качество психологического климата в группе.

Социометрия – теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено (1892–1974 г.г.). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия – это способ первичной диагностики наличия определённых проблем во взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблицы, схем, графиков, числовых величин.

Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации. Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N – 1 (социометрическая константа), где N – число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При наличии размеров группы до 12–16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура – ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы, т.е. вводится так называемое социометрическое ограничение (d). Данная форма повышает надёжность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Её недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе. Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления «глубинной» связи членов группы. Последнее предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации группы или коллектива, его перемещения, переформирований и т.п. – «С кем из членов Вашего коллектива Вы хотели бы остаться в том случае, если он будет реорганизован?».

 

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, а так же в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус – величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному её члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности – степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, «предписанная роль», приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит в их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями. К наиболее популярным групповым индексам относят следующее: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированности группы (степень включённости в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), показатели сплочённости и ряд других.

Одной самых значимых из научно-практических инноваций Дж. Морено является так называемая социограмма. Это определённая рисуночная схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов, содержащих графические аспекты социометрического статуса членов группы. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный в данной группе член группы (или несколько таких членов), далее – менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний круг). Между индивидами, обозначенными кружками, прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную, либо одностороннюю, симпатию или антипатию.

 

Таким образом, графический анализ данных осуществляется путём построения социограмм. Социограмма позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряжённые «участки» внутри групповых отношений, «популярных» его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо «отвергаемых» (индивиды, получившие максимальное количество отклонений или минимальное число выборов), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень. Она представляет собой несколько концентрических кругов (рис. 1), в центр которых помещают «популярных индивидов, в наружное кольцо – «отвергаемых», во внутреннее кольцо – «средне популярных».

 

25. Теория стадиального развития морального мышления Л. Колберга. Метод дилемм.

° Шесть стадий Колберга

 

Уровень I. Преконвенциональная мораль

 

Стадия 1. Послушание и ориентация на наказание. Стадия 1 Колберга подобна первой стадии морального мышления у Пиаже. Ребенок полагает, что некие властные фигуры устанавливают фиксированный набор правил, которым он должен безусловно подчиняться. Что касается дилеммы Хайнца, то ребенок, как правило, говорит, что Хайнц был не прав, когда украл лекарство, поскольку «Это против закона» или «Красть плохо», как будто ситуация ограничивается только этим. Когда ребенка просят развить свою мысль, он обычно отвечает с точки зрения возможных последствий, объясняя, что воровство — плохой поступок, «так как вас накажут» (Kohlberg, 1958b).

Хотя огромное большинство детей на стадии 1 возражают против кражи Хайнца, все же не исключено, что ребенок поддержит этот поступок, прибегнув тем не менее к рассуждениям, присущим стадии 1. Ребенок может сказать: «Хайнц мог украсть лекарство, потому что он сначала его попросил, и украл он не какую-то большую вещь; его не накажут» (см. Rest, 1973). Несмотря на то что ребенок соглашается с поступком Хайнца, его рассуждения находятся на стадии 1; его волнует, что позволяют властные фигуры и за что они наказывают.

Колберг называет мышление на стадии 1 преконвенциональным, поскольку дети еще не рассуждают как члены общества. Они рассматривают моральные правила как нечто внешнее по отношению к ним — как то, чему им велят следовать влиятельные люди (Colby, Kohlberg & Kauffman, 1987a, p. 16).

 

Стадия 2. Индивидуализм и обмен. На этой стадии дети осознают, что не существует какого-то одного правильного взгляда, который исходит от властных фигур. Различные индивидуумы имеют разные точки зрения. «Хайнц, — могут указать дети, — мог посчитать, что будет правильно взять лекарство, аптекарь же думал иначе». Поскольку все относительно, каждый человек волен преследовать свои, индивидуальные, интересы. Один мальчик сказал, что Хайнц мог украсть лекарство, если он хотел, чтобы его жена осталась жива, но что ему не надо этого делать, если он хочет жениться на более молодой и красивой женщине (Kohlberg, 1963, p. 24). Другой мальчик сказал, что Хайнц мог украсть лекарство, потому что

возможно, у них были дети и ему был нужно, чтобы кто-то в доме присматривал за ними. Но, может быть, ему не следовало красть его, так как его могут посадить в тюрьму на такой срок, которого он не выдержит (Colby, Kohlberg & Kauffman, 1987b, p. 208).

Таким образом, для Хайнца правильно то, что отвечает его собственным интересам.

Вы могли заметить, что дети на стадии и 1 и 2 говорят о наказании. Однако они воспринимают его по-разному. На стадии 1 наказание связано в уме ребенка с дурным поступком; наказание «доказывает», что непослушание порочно. Напротив, на стадии 2 наказание — это всего лишь опасность, которой человек естественным образом хочет избежать.

Хотя на стадии 2 респонденты иногда кажутся аморальными, у них все-таки есть определенное представление о правильном поступке. Это понятие справедливого обмена или честной сделки, за которым стоит философия взаимных одолжений — «услуга за услугу». Что касается истории Хайнца, то респонденты часто говорят, что Хайнц был прав, когда крал лекарство, так как аптекарь не хотел заключить честную сделку; он «пытался обобрать Хайнца». Или же они могут сказать, что он должен был украсть ради своей жены, «так как она может отплатить ему за услугу через какое-то время» (Colby et al., 1987c, p. 16–17).

Считается, что респонденты на стадии 2 по-прежнему мыслят на преконвенциональном уровне, поскольку рассуждают скорее как обособленные индивидуумы, чем как члены общества. Дети представляют себе людей, обменивающихся услугами, но в их рассуждениях по-прежнему отсутствует идентификация с ценностями семьи или общества.

 

Уровень II. Конвенциональная мораль

 

Стадия 3. Хорошие межличностные отношения. На этой стадии дети — которые теперь, как правило, достигают подросткового возраста — рассматривают нравственное поведение как нечто большее, чем обычные сделки. Они считают, что люди должны жить в соответствии с ожиданиями семьи и общества и вести себя «хорошо». Хорошее поведение означает наличие хороших мотивов и межличностных чувств, таких как любовь, эмпатия, доверие и забота о других. Хайнц, обычно заявляют они, был прав, когда крал лекарство, так как «он был хорошим человеком, хотел спасти ее» и «Его намерения были хорошими, он хотел спасти человека, которого любил». Даже если Хайнц не любит свою жену, часто говорят эти респонденты, он должен украсть лекарство, потому что «я не думаю, что муж должен сидеть и смотреть, как умирает его жена» (Kohlberg, 1958; Colby et al., 1987c, p. 27–29).

Если мотивы Хайнца были хорошими, то намерения аптекаря — плохими. Аптекарь, указывают респонденты на стадии 3, был «эгоистичным», «жадным» и «интересующимся только собой, а не жизнью другого человека». Иногда действия аптекаря вызывают у респондентов столь сильное негодование, что они говорят, что его нужно посадить в тюрьму (Colby et al., 1987c, p. 20–33). Типичным ответом на стадии 3 является ответ 13-летнего Дона:

Во всем виноват аптекарь, он был нечестным, пытаясь заработать слишком много и позволяя человеку умереть. Хайнц любил свою жену и хотел ее спасти. Я думаю, так поступил бы каждый. Я не думаю, что его посадят в тюрьму. Судья посмотрит на случившееся со всех сторон и поймет, что аптекарь просил слишком много (Kohlberg, 1963, p. 25).

Мы видим, что Дон рассматривает вопрос с точки зрения черт характера и мотивов действующих лиц. Он говорит о любящем муже, нечестном аптекаре и понимающем судье. Его ответ заслуживает определения «конвенциональная мораль», поскольку предполагает, что с выраженной им позицией должно согласиться все общество — «любой» будет прав, сделав то, что совершил Хайнц (p. 25).

Как упоминалось ранее, имеются аналогии между первыми тремя стадиями Колберга и двумя стадиями Пиаже. В обоих последовательностях присутствует переход от безусловного послушания к реалистичному взгляду и приданию значения добрым побуждениям. Но у Колберга этот переход занимает три стадии, а не две.

 

Стадия 4. Поддержание существующего общественного строя. Аргументы, соответствующие стадии 3, наиболее эффективны в диадных взаимоотношениях между членами семьи или близкими друзьями, когда один человек может предпринять реальные усилия, чтобы понять чувства и потребности другого и попытаться помочь. На стадии 4, напротив, респондент начинает проявлять более широкий интерес к обществу в целом. Теперь упор делается на подчинение законам, уважение власти и выполнение своих обязанностей, с тем чтобы сохранялось существующее общественное устройство. Реагируя на историю Хайнца, многие респонденты говорят, что они понимают, что мотивы Хайнца были благородными, но не могут оправдать воровство. Что произойдет, если все мы начнем нарушать законы каждый раз, когда нам кажется, что у нас есть на то веские основания? Результатом станет хаос: общество не сможет функционировать. Вот объяснение одного респондента:

я не хочу уподобиться людям, маниакально призывающим к порядку, но если бы каждый стал поступать так, как ему хочется, руководствуясь собственными представлениями о добре и зле, тогда, я думаю, настал бы хаос. Современную цивилизацию, на мой взгляд, отличает определенная правовая структура, с которой люди так или иначе должны считаться. Общество нуждается в некой централизующей основе (Colby et al., 1987c, p. 89).

Поскольку на стадии 4 респонденты выносят моральные суждения исходя из интересов общества как целого, они рассуждают с точки зрения полноправного члена общества, к которому они принадлежат(Colby et al., 1987a, p. 17).

Как вы помните, на стадии 1 дети также обычно противятся воровству, так как оно является нарушением закона. Может показаться, что испытуемые на стадиях 1 и 4 дают один и тот же ответ, поэтому мы понимаем, почему Колберг настаивал на необходимости прозондировать рассуждения, стоящие за внешней стороной ответа. На стадии 1 дети говорят: «Воровать плохо» и «Это против закона», но они не могут развить свою мысль, указывая лишь на то, что за воровство человека могут посадить в тюрьму. На стадии же 4 респонденты имеют представление о значении законов для общества в целом — представление, которое намного превосходит понимание ребенка младшего возраста.

 

Уровень III. Постконвенциональная мораль

 

Стадия 5. Общественный договор и права личности. На стадии 4 люди хотят, чтобы общество продолжало функционировать. Но исправно функционирующее общество — не обязательно хорошее общество. Тоталитарное общество может быть хорошо организовано, но едва ли оно является идеалом нравственности. На стадии 5 люди начинают задавать вопрос, что делает общество хорошим? Они начинают размышлять об обществе с теоретических позиций, отстраняясь от собственного общества и рассматривая права и ценности, которое обязано поддерживать любое общество. После чего они оценивают существующие общества с точки зрения этих предварительных соображений. Говорят, что люди в этом случае занимают «предобщественную» (prior-to-society) позицию (Colby et al., 1987a, p. 20).

На стадии 5 респонденты в основном полагают, что хорошее общество лучше всего представлять в виде общественного договора, в который люди свободно вступают, чтобы трудиться на всеобщее благо. Они понимают, что различные социальные группы внутри общества будут иметь разные ценности, но верят в то, что все разумные люди смогут прийти к соглашению по двум пунктам. Во-первых, все они нуждаются в том, чтобы были защищены их основные права, такие как свобода и жизнь. Во-вторых, им нужны некоторые демократические процедуры для изменения несправедливых законов и улучшения общества.

Разрешая дилемму Хайнца, респонденты на стадии 5 дают понять, что они в целом против нарушения законов; законы — это пункты общественного договора, которые мы согласны выполнять, пока не сможем изменить их демократическими средствами. Тем не менее право жены Хайнца на жизнь — это моральное право, которое должно быть защищено. Поэтому респонденты на стадии 5 иногда оправдывают кражу Хайнца в сильных выражениях:

Обязанность мужа спасти свою жену. Тот факт, что ее жизнь в опасности, превышает все прочие нормы, которыми вы могли бы воспользоваться при оценке его поступка. Жизнь более важна, чем собственность.

Этот молодой человек далее сказал, что «с нравственной точки зрения» Хайнц должен спасти жизнь даже незнакомого человека, поскольку, если быть последовательным, ценность жизни означает любую жизнь. Когда его спросили, должен ли судья наказать Хайнца, он ответил:

Обычно нравственная и правовая точки зрения совпадают. Здесь они приходят в противоречие. Судья должен посчитать нравственную точку зрения более важной, но при этом исполнить закон, вынеся Хайнцу мягкое наказание (Kohlberg, 1976, p. 38).

Таким образом, респонденты на стадии 5 говорят о «моральных нормах» и «правах», пользующихся преимуществом перед конкретными законами. Но Колберг настаивал, что мы не должны судить о том, находятся ли люди на стадии 5, только на основании их словесных определений. Нам необходимо посмотреть на их социальную позицию и способ рассуждений. На стадии 4 испытуемые также часто говорят о «праве на жизнь», но для них это право узаконено тем, что для их социальной или религиозной группы является авторитетным источником права (например, Библией). Так, если их группа больше ценит собственность, а не жизнь, они, скорее всего, делают то же. На стадии 5, напротив, люди предпринимают более независимые усилия, когда размышляют о том, что обязано ценить любое общество. К примеру, они часто приводят аргумент, что без жизни собственность мало что значит. Они пытаются логическим путем определить, каким должно быть общество (Colby et al., 1987c, p. 53–55; Kohlberg, 1981, p. 21–22).

 

Стадия 6. Универсальные принципы. На стадии 5 респонденты приближаются к концепции хорошего общества. Они полагают, что нам необходимо а) защищать определенные права личности и б) разрешать споры с помощью демократических процессов. Однако одни демократические процессы не всегда приводят к результатам, которые мы интуитивно признаем справедливыми. К примеру, большинство может проголосовать за закон, который чинит преграды меньшинству. Поэтому Колберг полагал, что должна быть более высокая стадия — стадия 6, — определяющая принципы, благодаря которым мы достигаем справедливости.

Предложенная Колбергом концепция справедливости следовала философским концепциям Иммануила Канта и Джона Ролза, а также идеям таких великих нравственных лидеров, как Ганди и Мартин Лютер Кинг. Согласно этим людям, принципы справедливости требуют, чтобы мы относились беспристрастно к притязаниям всех сторон, уважая базовое достоинство всех людей как индивидуумов. Следовательно, принципы справедливости универсальны; они относятся ко всем. Поэтому мы не должны голосовать за закон, который помогает одним людям, но ущемляет права других. Принципы справедливости ведут нас к принятию решений, основанных на равном уважении всех.

На практике, говорил Колберг, мы можем достичь подобных решений, рассматривая ситуацию с точки зрения другого человека. В дилемме Хайнца это означает, что все стороны — аптекарь, Хайнц и его жена — принимают на себя роли других людей. Чтобы сделать это беспристрастным образом, люди могут воспользоваться «занавесом неведения» (Rawls, 1971), делая вид, что они не знают, чья роль им в итоге достанется. Если бы так поступил аптекарь, даже он осознал бы, что жизнь должна иметь преимущество перед собственностью; ибо он не захотел бы рисковать, оказавшись на месте жены Хайнца в условиях, когда собственность ценится выше, чем жизнь. Тем самым все они согласились бы, что жену необходимо спасти — это было бы единственным справедливым решением. Подобное решение, должны мы заметить, требует не только беспристрастности, но и соблюдения принципа, что каждый человек заслуживает полного и равного уважения. Если бы жизнь жены признавалась менее ценной, чем жизнь других людей, справедливого решения достичь не удалось бы.


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 21; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!