Рекомендации по проведению Урока Доброты в общеобразовательной школе.



     Уважаемые коллеги, пусть Уроки Доброты станут результатом нашей серьёзной и глубокой работы над самовоспитанием чувств, мыслей и поступков, а главным условием их проведения станет формирование духовной общности между учителем, учениками, родителями и взращивание в учениках таких человеческих качеств, как чуткость, доброжелательность, правдивость, сострадание, отзывчивость, сочувствие, чистота…

   «Лучшее воспитание тогда, когда возникает духовная общность между учителем и учеником, воспитателем и воспитанником, – пишет Ш.А.Амонашвили. – В этой общности образы перетекают из одного мира в другой без какого-либо посредничества, как бы сами собой».

     Урок Доброты может быть проведен как в системе программных обучающих уроков (литературы, математики, биологии, родного языка, физики), так и в виде специальных тематических уроков, воспитательных и классных часов.

    Готовясь к Уроку Доброты, очень важно нам, учителям, помнить, что главный метод воспитания – это образ жизни самого воспитателя, учителя:наше благородство, милосердие, культура, наше возвышенное слово, стремление совершенствоваться, утончать свои чувства и отношение к ребёнку, ко всем окружающим.«Каждое слово, каждый поступок педагога должны отражать его личность, его нравственность, человечность, доброту, правдивость… С учителя начинается, по сути, познание ребёнком мира человека; легко понять, что значит при этом пример учителя. Большое духовное богатство надо иметь воспитателю, чтобы постоянное самовыражение его личности действовало на ученика как стимул к самоусовершенствованию. Сколько бы хороших слов ни произносил учитель, они останутся для воспитанников пустым звуком, если в жизни своего наставника они не увидят воплощения всех этих слов и призывов», – напоминает нам В.А. Сухомлинский.

    Мы предлагаем строить Урок Доброты на основе устремления Ребёнка к развитию, взрослению, познанию и свободе, чтобы ученики могли жить на уроках (думать, рассуждать, творить), а не просто слушать и усваивать материал.

  Ведь педагогическое мастерство учителя заключается именно в том, чтобы проживать и эмоционально переживать содержание урока вместе с детьми. Если этого не будет, то не возникнет важнейшего этапа урока – обращения взгляда ученика на свой собственный духовный мир, возникновения в нем потребности в нравственном улучшении и самосовершенствовании и возможности ответить на самые важные для себя вопросы: «Каков мир вокруг него? Каково его место в этом мире? Как ему жить в нём?».

  Урок Доброты – это совместное коллективное действие, направленное на самосовершенствование и учителя, и ученика. В нём учитель не выступает как некий идеальный знаток, которому всё известно. Он сам рассуждает, мыслит, переживает, сорадуется, ищет ответы на сложные вопросы и тем самым побуждает к подобным действиям учеников.

  Урок Доброты не заканчивается после звонка. Он может продолжаться в мыслях и поступках ученика даже в его взрослой жизни и ещё, он помогает учителю создавать новые Уроки Доброты.

 

 

Приложение 2.

 

Строматы. Лист Восьмой. О Доброте и воспитании Доброты

 

Доброта, так же как Любовь, как Духовность, есть вселенская категория, то есть, она феномен не только земного, планетарного происхождения. Если допустить, что во Вселенной существует множество разноуровневых цивилизаций, то во всех этих цивилизациях должна присутствовать категория доброты, иначе цивилизации не будут иметь перспективы, рано-поздно они будут разрушены. Примеры тому мы можем познать и в земной действительности: цивилизации Лемурии и Атлантиды, которые достигли высших уровней развития, погибли в силу того, что в их основе восторжествовало зло.

       Что есть Доброта и каков его смысл?

       В сознании современного человечества Доброта находится в плену материалистического, – скорее, грубоматериалистического, – толкования. Хотя в таком толковании содержится некая тень истины. В этом понимании Доброта связывается с нравственностью, которая регулирует человеческие взаимоотношения. Доброта призвана тоже регулировать отношения между людьми, притом регулировать не в том узком смысле, чтобы люди не причиняли друг другу неудобства (как, скажем, это делает уважение, почитание и т.д.), а в том смысле, чтобы способствовать строительству будущего. Доброта в этом контексте есть некая сила, которая рождает воодушевление, надежду, уверенность, вдохновение. Доброта скрепляет людей в единое целое изнутри, делает их жизнь надёжней и краше. Если в обществе Доброта станет всеобщей нормой жизни, то оно более успешно будет духовно и материально эволюционировать. Если же в обществе преобладает противоположное, то есть зло, то оно потерпит инволюцию и гибель.
       Доброта не существует вне жизни, вне сердца и сознания. Взвешивание помыслов и поступков человека совесть производит критериями Любви и Доброты. И хотя Доброта есть неотъемлемое качество жизни и личности, тем не менее эманация Доброты творит в пространстве некую живую духовную сущность, которая далее становится независимой от своего родителя. Чем больше люди эманируют Доброту через мысли, речи, переживания и поступки, чем основа Доброты – переживания и чувства – чище и искреннее, чем чаще это состояние становиться для людей постоянной нормой, – тем сущность Доброты, творимая людьми, тоже становится мощнее и сильнее. И дело в том, что приобретая самостоятельную от своих родителей жизнь, сущность Доброты начинает со своей стороны влиять на людей – способствует более успешному облагораживанию людей и их жизни, способствует тому, чтобы общество и отдельные его члены более успешны в служении своей миссии. Качества сущности эманируемой Доброты, по всей вероятности, те же самые, что и качества мыслей, мыслеформ и мыслеобразов. То есть: свершённая Доброта есть детище духа и, ставшей самостоятельной сущностью, приобретает вечную жизнь;
далее сущность свершившейся доброты тут же вовлекается эманацией Доброты, накопленной человечеством в течение своей исторической жизни и делается с ней единым целым;
Сущность свершенной доброты в дальнейшем обязательно возвращается к своему родителю (человеку, обществу), притом возвращается вместе с целостной эманацией, в которую она влилась, чтобы воздать должное. Это и будет содействием эволюционному восхождению человека и общества.

       Латины не зря призывали людей: «Спеши творить добро». Подтекст этой мудрости заключается в том, что Доброта есть условие преуспевания, условие процветания, условие одухотворения и т.д. Даже с точки зрения личного успеха лучше творить добро, чем зло, ибо зло, которое тоже пользуется всеми качествами Доброты, тоже возвращается к своему родителю и воздаёт должное, то есть, разрушает, губит, умножает зло, сеет болезни. Добрый человек более здоров, чем злой.

       Рассмотрим Доброту с точки зрения Духовности. В этом смысле – Доброта, так же, как и Любовь, есть Воля Бога. Она есть божественная сила созидания. Наше Звёздное Небо – это есть проявление Божественной Доброты. Природа, которая нас окружает, есть проявление Божественной Доброты. Все проявленные миры, сущности, реалии, в том числе мы сами, каждый из нас, – есть Божественная Доброта. Доброта есть Воля Бога в человеке, ибо только человек сотворён по образу и подобию Бога. Если человек творит Добро и спешит творить Добро, то он уже соработник у Бога, участник творения миров, созидательная часть Вселенной. Если человек отойдет от творения Добра, то он нарушит Волю Бога, станет силой разрушительной, тёмной. Добром мы должны принять всё, что связано со Светом – исходит от Света или восходит к Свету. В этом процессе для восприятия и оценки явлений Добра нужно иметь расширенное сознание; узкоматериалистический взгляд лишит восприятие жизненных явлений адекватности, полноты, породит ошибку.
       Скажем, что есть жизнь? Ответ, естественно, однозначен – жизнь есть Добро. Тогда что же есть смерть? Этот узкий взгляд нам ответит – конечно, зло. Значит, Добром можно считать бессмертие. Однако на Земле за жизнью следует смерть, и делается вывод: за добром следует зло.

       Что есть созидание? Конечно же, Добро. А разрушение? Разумеется, зло. Значит, если однажды созданное никогда не разрушится, то это можно считать проявление Добра. Но раз мы знаем, что на Земле нет ничего вечно существующего и всё обязательно когда-либо будет разрушено, то получается, что опять за Добром следует зло. Так можно делать вывод, что нет ничего постоянного, раз и навсегда ценного, даже нет смысла творить Добро, ибо всё равно оно обернётся злом.

       Но эти рассуждения не соответствуют той великой Истине, которая всё рассматривает в плене эволюционного восхождения. То, что земным глазам может показаться злом, духовное зрение обернёт Добром. Жизнь есть движение, а не застой. Но движение это происходит не по кругу и потому не есть вечное топтание на месте. Это движение – спиральное эволюционное восхождение. Добро с духовной точки зрения есть именно спиральное эволюционное восхождение, а всё, что твориться в этом процессе, есть временные (пусть эпохально-временные или одномоментно-временные) проявления Добра. Они скорее подтверждают, с какой глубиной переживаний и сознания твориться Добро. И так как уровни переживаний и сознания Добра в эволюционном движении всё углубляются, утончаются, то уже созданные ценности могут быть разрушены (сделает это или время, или природа, или человеческие усилия, или силы, о которых мы не знаем, или все они вместе). Злом будет не само разрушение, а преждевременное, преднамеренное разрушение. Злом будет то, если люди или человек могли уберечь необходимую им и будущему поколению ценность, но не уберегли. Могли, но не сделали. Эволюционное движение требует смены формы и построений, преобразования и преображения. Итак, можно ли в этом смысле считать смерть злом? Злом будет убийство, а естественный уход из жизни будет преображением, то есть, будет означать переход на иной качественный уровень.

       Если мы научимся духовному зрению, научимся за тенью Истины созерцать саму Истину, а не её тень, то Доброта наша изменится качественно. Будем творить не всякую Доброту, а Доброту, способствующую эволюции, то есть утверждению Воли Бога. Тогда мы сможем осознать, что надо делать, чтобы помогать, спасать, содействовать и т.д. – ради эволюции. И чего не надо делать, ибо то, что земными глазами нам представляется добром, духовным зрением станет злом.

       Доброта есть свойство Духа. Ребёнок, пришедший в земную жизнь, уже несёт в себе семена Добра, эманация Добра изначально присутствует в ребёнке, он изначально склонен быть добрым. Но косточка винограда ещё не есть виноград. Если косточку не зарыть в тёплую землю, не поливать и не ухаживать, не желать нужной погоды для её проявления, то виноградник не вырастет и виноград не соберём. В Новом Завете сказано: «Я посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог». Ребёнок тоже своего рода семя, которое мы – воспитатели, учителя – «сажаем и поливаем», дабы проявилась в нём Божья Воля. Если человек не посеет семя и не будет ухаживать за ним, иначе говоря, если не будет воспитывать ребёнка, не будет взращивать в нём Доброту, то семя это погибнет, человека с Добрым Сердцем не получим, а получим человека со злым сердцем. Здесь так же, как в огороде, где выращиваются овощи или цветы: если не ухаживать за ними, то сорняки в огороде вырастут сами, их сеять не нужно. Если не воспитывать Доброту и не дать ей стать ориентиром, ядром духа, то на месте Доброты (а это место-Сердце), зло вырастет само и погубит Доброту. Отсюда: Новый Завет настораживает: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе. Злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое. Ибо от избытка сердца говорят уста его». Сокровища сердца – это вроде засеянное Божественными семенами поле. Но поле это нуждается в уходе. Иначе на нём вырастет тьма, которую и будет потом человек сеять вокруг себя.

       Легко ли творить добро и почему люди не спешат его творить?
       Сознание человека, конечно, понимает, что нужно творить добро, нужно быть добрым. Голос совести то и дело зазвучит даже в самом озлобленном на весь мир человеке. Но почему человеку трудно подчиниться зову совести, почему не проявляет он страсть к творению Добра? Что мешает ему быть добрым? Наконец, почему в современной жизни Доброта ущемлена, а злоба расцветает?

       Всё дело в том, в какой воспитательной среде оказался Ребёнок. Всё дело в том, с помощью какой педагогики воспитывается в нём доброта.

       Доброта, как свойство Духа, любит свободу, свободное проявление. Иначе говоря, Доброта нуждается, чтобы с ней обращались по-доброму. Действует аксиома: Доброта воспитывается Добротой. Зло не в состоянии воспитать в ребёнке Доброту. Но Доброта в состоянии преобразить зло, высвободить из него доброе семя. Педагогика насилия, авторитарно-императивная, губительна для семени Доброты в Ребёнке. Авторитарная педагогика учит формальному осознанию Доброты, то есть, Ребёнок знает, что он должен быть добрым. Но авторитарная педагогика не будит чувство Добра в Ребёнке, не даёт ему возможность переживания сострадания, сорадости, что должно сопровождать как добромыслие, так и доброделание. На пробуждение Доброты в Ребёнке способна только гуманная педагогика, которая задевает его духовные, чувственные основы, задевает сердце, где и покоится семя Доброты. Сказано: «Без Сердца что поймём?» Без участия Сердца понять, принять, пережить и устремиться к творению Доброты невозможно. А Сердцу не учат, ибо оно само уже всё знает (в нём совесть, чего же ещё!), ему следует дать простор для проявления даров Духа, которые хранятся в нём («сокровище Сердца»). Воспитание Сердца вмещает суть воспитания Доброты.

       Семя Доброты имеет склонность проявиться с самого раннего возраста, может быть, даже до рождения. Потому откладывать задачу воспитания Доброты равносильно тому, что дать возможность возникновению зла (оно не требует воспитания, оно само собой «воспитывается»). Что мы должны иметь в виду, говоря о воспитании Доброты? Вот что
– Доброта воспитывается Добротой;

– А носителями Доброты являются люди (мамы, папы, воспитатели, учителя, люди, окружающие Ребёнка). Отсюда вопрос: «Ты сам, воспитатель Доброты, добрый или злой?».

-Воспитание есть питание Духа образами. Ребёнок нуждается в мощных потоках добрых, прекрасных образов; потоки добрых образов то же самое, что и проливной дождь для посевов.

– Образы воспринимаются через чувства и переживания, и только этим путём могут стать достоянием сознания. Образы, воспринятые без участия чувств, без переживаний превратятся в формальные знания, мало влияющие на истинное духовное состояние Ребёнка.

– Рядом с Добротой должно присутствовать чувство благодарности. Благодарность, признательность (скрытая или открытая) умножает силу Доброты.

– Доброта свершается скрыто, без условностей, без ожидания выгоды и взаимной доброты, свершающий доброту предпочитает забыть о ней и остаться невидимым. Это есть красота и нравственность свершения добра.

       Люди становятся злыми не потому, что жизнь к этому принуждает, а потому, что в них Доброта не набрала силу с помощью воспитания. Добрый человек не может творить зло, какая бы ни была вокруг него жизнь. Задача в том, чтобы каждый занялся облагораживанием своего окружения, устремил безобразное к прекрасному.

 

Приложение 3.

 


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!