Глава 3. Влияние мифологии Японии на религию

Федеральное государственное бюджетное

образовательное

учреждение высшего образования

«Челябинский государственный институт культуры»

 

Факультет документальных коммуникаций и туризма

Кафедра истории, музеологии и документоведения

 

ДОКЛАД

К ЭКЗАМЕНУ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

«Японская мифология: от первичных сюжетов к религиозным системам»

 

 

Выполнила студентка:

901а группы, 1 курса,

Очной формы обучения

Григорьева Екатерина Сергеевна

 

 

Челябинск 2023

Оглавление

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Основы японской мифологии. 4

1.1    Определение японской мифологии. 4

1.2    Начало Начал. 5

1.3   Идзанаги и Идзанами.. 7

1.4   Ёми. Подземное царство. 8

1.5   Солнце, Луна и Море. 9

1.6   Сусаноо и Аматэрасу. 9

Глава 2. Ёкаи.. 10

2.1 Кто такие Ёкаи?. 10

2.2 Виды Ёкаев. 11

2.3 Места обитания ёкаев. 14

Глава 3. Влияние мифологии Японии на религию.. 15

Заключение. 16

Список литературы.. 17

 

 

Введение

Многим известно, что на мифологии основывались религия и философия. В мифах черпали вдохновение многие деятели культурной среды: скульпторы, художники, литераторы, а также и многие другие деятели.

Но при этом современный человек зачастую склонен недооценивать мифологию, ошибочно приравнивая её к выдумкам, детским сказкам. А ведь она переполнена знаниями,мудростью накопленною веками, и как не один другой жанр литературы способна обогащать человеческую душу своими богатыми символическими образами. Это огромная история со своими особенностями, загадками, ценностями, которая учит человека, и даже возможно заставляет его задуматься о многом в его жизни, и в жизни всего мира в целом.

Поэтому, можно говорить с уверенностью об актуальности данной темы для современного общества. Возможно, она способна будет вызвать у читателя живой интерес к мифологии и побудит к изучению мифов начиная с истоков.

 

Глава 1. Основы японской мифологии.

Определение японской мифологии

Японская мифология — мифология древних японцев, система сакральных знаний, включающая традиции синтоизма и буддизма, а также народные поверья. Религия синто содержит огромное количество ками (яп. «божество» или «дух»), каждый из которых играет свою особую роль в мифологии.

Большая часть японских мифов известна благодаря «Кодзики», «Нихонсёки» и некоторым дополнительным источникам.

«Кодзики», или «Записи о деяниях древности» — древнейшее собрание мифов и легенд.

« Синтосю », датированная XIV веком, с буддистской точки зрения объясняет, как появились боги.

Эпическая поэма « ХоцумаЦутаэ » содержит альтернативные версии мифов.

Японская мифология напрямую связана с культомимператора. Традиционно считается, что императорская семья является прямыми потомками первых богов.

Так, Японское слово тэнно (天皇), император, буквально обозначает «божественный (небесный) правитель».

На самом деле японский фольклор довольно сложный и запутанный, и разобраться в нем довольно непросто. Он сформировался из китайского буддизма и национального синтоизма, где принципы одной религии дополнялись принципами и заповедями другой.

 

Начало Начал

Мифология Японии включает огромное количество различных божеств. Имена многих из них весьма длинные. Например, Ниниги — АмэНигисикугиНигисиамацухикоХиконо-но Ниниги-но Микото, что обычно сокращается как Хикохо-но Ниниги или Хоно-Ниниги.

«Кото Амацуками» («Уважаемые небесные боги») — группа пятерых ками, которые появились в начале начал.

Когда были созданы небо и земля, три бога «Такамагахара» («Высокие небесные поля»), так называемые «Хиторигами» («Одиночные боги») снизошли на землю. Их так назвали, потому что они появлялись не в паре, как Идзанаги и Идзанами. Эти трое богов, называемые «Дзока-но сансин» («Три бога Созидания»), были:

· Амэ-но-Минакануси-но-Ками - главный бог

· Такамимусуби-но-ками- бог завоевания и господства

· Камимусуби-но-ками - бог рождения

Когда сформировалась земля, и моря взошли на поверхность, появились и другие боги.

· Умаси-Асикаби-Хикойи-но-ками- Юноша-Бог Прекрасных Побегов Тростника.

· Амэ-но-Токотати-но-ками - Бог Навечно Утвердившийся в Небесах.

Эти пять богов заняли особое место среди «Амацуками» («Небесные боги»). После них пришли «Камиёнанаё» («Семь поколений божественной эпохи»), а их последними представителями были Идзанаги и Идзанами, которые создали японские острова.

 

«Амэ-но Минакануси но Ками»

 

«Такамимусуби-но ками »

 

 

«Камимусуби-но ками»


 

Идзанаги и Идзанами

От Амацуками произошло еще семь поколений божественной эпохи. Последними из которых стали Идзанаги и Идзанами. Идзанаги стал олицетворять мужское начало, а Идзанами женское. Перед ними стояла сложная, но очень важная задача – сотворить прекрасный мир.

Им была дана нагината(оружие) украшенная драгоценными камнями.Нагината называлась Аманонухоко, «Божественная алебарда с драгоценными камнями». Отправившись на мост, соединяющий землю и небо, Идзанаги и Идзанамистали перемешивать нагинатой морские воды.С алебарды начали падать солёные капли, которые образовали остров Оногоро («самозагустевший»). Затем боги спустились с небесного моста и поселились на этом острове.

Когда Идзанаги и Идзанами решили пожениться, они возвели дворец Яхиродоно («великий дворец»). Во время брачной церемонии Идзанами, женщина, первая поприветствовала Идзанаги. Он посчитал это не совсем приличным, но свадьба все равно состоялась. Идзанами и Идзанаги могли рожать других божеств в отличие от остальных богов. У них родились двое детей: Авасима и Хируко, но они были безобразны. Идзанами иИдзанагиположилиих в лодку и выпустили в море, а затем обратились к другим богам с вопросом, что же они сделали не так. Боги дали ответ, что во время свадебной церемонии первым должен был заговорить мужчина. И только повторив обряд бракосочетания, они стали счастливы.

 

От них была рождена великая восьмерка островов (Оясима) :

· Авадзи

· Иё (Сикоку)

· Оки

· Цукуси (Кюсю)

· Ики

· Цусима

· Садо

· Ямато ( Хонсю)

Вскоре родились ещё шесть островов и множество богов. Последним рождается бог огня Кагуцути (или Хомусуби), в процессе рождения он опаляет лоно Идзанами, и она умирает, удаляясь в царство мертвых Ёми-но куни. Идзанаги, огорченный смертью супруги, убил Кагуцути, что породило ещё несколько богов.

 

Ми. Подземное царство

Идзанаги в отчаянии отправился в подземное царство Ёми, дабы вернуть свою супругу обратно. Как оказалось, между земным и подземным миром нет большой разницы, за исключением вечной темноты. От нее Идзанаги страдал и очень скучал по жизни наверху. Возможно его любовь и преданность супруге помогала и подбадривала его. Идзанами укрывали тени, и поначалу он даже не мог ее увидеть. Вскоре он нашел жену, но она уже опробовала пищу царства мёртвых, навеки став его жительницей.

Идзанаги отказывается оставить Идзанами в мире мертвых. Тогда она соглашается вернуться, носначала хочет отдохнуть какое-то время, и удаляется в опочивальню, просит мужа туда не заходить. Идзанаги прождал довольно долго, не нарушая свое обещание, но затем не выдержал, зашел в покои и зажёг факел. Вместо прекрасного тела егоИдзанамион увидел гниющий труп, покрытый личинками и другими противными существами. Идзанаги завалил вход в подземный мир камнем и в ужасе убежал оттуда..Идзанами в ярости кричала, что отомстит, забирая каждый день по 1000 людей, а Идзанаги ответил ей на это, что будет каждый день давать жизнь 1500 человек. Так в мире ипоявилась Смерть.

 

Солнце, Луна и Море

После того как Идзанаги побывал в подземном царствеЁми, он решил совершить обряд очищения. Он начал раздеваться и снимать с тела украшения. Каждая драгоценность, упавшая на землю, рождала божество. Ещё большее их количество было создано во время омовения тела и лица. Когда Идзанаги умывал лицо, проливая слезы по жене, то из левого глаза родилась богиня Солнца, из правого бог Луны, а из носа, которым он вдыхал гнилостный воздух Ёму, вышел бог штормов.

· Аматэрасу (олицетворение солнца) — от левого глаза

· Цукуёми (олицетворение луны) — от правого глаза

· Сусаноо (повелитель моря и олицетворение штормов) — из носа

Идзанаги разделил мир между ними.

Аматэрасу становится главным божеством пантеона и получает во владение «равнину высокого неба.

Цукуёми стал владеть ночным временем и луной.

Сусаноо стал владельцем морских просторов. (По некоторым версиям мифа Сусаноо также повелевает стихиями, в том числе снегом и градом).

 

Сусаноо и Аматэрасу

Аматэрасу – богиня солнца, её вражда с братом Сусанно описывается в нескольких сказаниях японской мифологии.

В одной из легенд Идзанаги изгнал Сусаноо в Ёми из-за его грубости и неуважения. Сусаноо с небольшим желанием согласился, но перед этим захотел попрощаться с сестрой и отправился на небесные поля Такамагахара. Аматэрасу не поверила в добрые намерения брата, ведь прекрасно знала его сложный характер. Она потребовала устроить состязание, чтобы проверить Сусаноо, правдивы ли его добрые намерения. Условия были таковы: побеждал тот, кто сможет дать жизнь более богоподобным и благородным детям.

Аматэрасу создала трёх женщин из меча Сусаноо, а Сусаноо - пятерых мужчин из цепочки своей сестры.Богиня сказала, что раз цепочка её, то и сделанных мужчин тоже стоит отнести на ее счет, а женщин на счет её брата.

В ярости от такого заявленияСусаноо совершает ряд проступков, считавшихся ужасными грехами. В том числе он сдирает шкуру с живой лошади, которое являлось священным животным для Аматэрасу.В ужасе его сестра бежала и скрылась в пещере Ама-но Ивато (яп. «Пещера солнечного бога»). Мир погрузился во тьму.

Амэ-но-Удзумэ – богине развлечений, лишь хитростью удалось развеселить Аматэрасу и вызволить из пещеры. С тех пор Амэ-но-Удзумэстала известнакак богиня утренней зари. Вновь мир стал наполнен светом прекрасной Аматэрасу. А Сусанно боги, посовещавшись, изгнали.

 

Глава 2. Ёкаи

Кто такие Ёкаи?

Для лучшего понимания японской мифологии важно знать кто такие Ёкаи. В Японии термином «Ёкаи» обозначают различных существ низшей мифологии. В эту группу входят предметы, духи, демоны, фантомы – различные сверхестесвенные создания.

Согласно синтоизму – традиционной религии японцев, мир населён множеством душ и наполнен различными существами. Слово «Ёкаи» состоит из двух кандзи, обозначающих одновременно беду, очарование, нечто необъяснимое, загадочное, ужасное и потустороннее. Это то, что странно встречается при необъяснимых обстоятельствах, чаще всего не предвещая ничего хорошего.

Вид этих существ неестесвенен и уродлив. Иногда они могут выглядеть совсем как люди, но с неправильными пропорциями тела. Ожившие предметы, необъяснимые природные явления, необъяснимые звуки, странные химеры, состоящие из разных животных. Все это – мир Ёкаев.

Синтоизм не имеет четкого дуалистического деления на добро и зло, поэтому Ёкаи имеют весь спектр вполне человеческих эмоций и желаний. Они способны жестоко мстить, гневаться, ревновать, но при этом и веселиться, устраивать пиры, подшучивать друг над другом, они могут пугать людей из шалости, или же ненамеренно, когда хотят прогнать незванных гостей со своей территории.

В разных историях поведение одного и того же Ёкая может сильно отличаться. Поэтому несмотря на нелицеприятное описание, они могут считаться как малые божества. Они являются хранителями и покровителями местности, помощниками в различных делах, часто выступают как проводники и посланники богов, защитники святилищ.

 

Виды Ёкаев

Мистические животные

В японской мифологии часто встречаются животные, обладающие волшебной силой. Согласно легендам, большинство из них умеет обращаться в людей или обладает антропоморфными чертами (такие оборотни называются хэнгэ). В японских мифах часто встречаются различные типы таких существ:

· Тануки - енотовидные собаки

· Кицунэ- лисы

· Хэби - змеи

· Мудзина - барсуки

· Бакэнэко и нэкомата - кошки

· Оками- волки

· Цутигумо - гигантские пауки

· Инугами - собаки

· Тэнгу - вороны

· Каппа- лягушка-черепаха

· Цуру - журавли.

· Нэдзуми- крысы

 

Тануки

 

 

Кицунэ

Бакэнэко

Они

Они – демоны-людоеды. Это существа огромного размера, с ярко-красной кожей, также встречаются упоминания о маленьких Они. Эти демоны умеют обращаться в иных гуманоидных существ, а также очень любят человеческое мясо.

Цукумогами

Цукомогами— это название целого класса существ, которыми, по легендам, могли стать предметы обихода, которым больше ста лет. Зачастую это сандалии, старые зонты, чайники.

Юрэй

Юрэй – («Потусторонний (неясный) дух», «призрак») — термин в японской мифологии, который употребляется в частности относительно духов умерших людей. Это безобидные привидения, не причиняющие вреда живым людям. За исключением призраков, исполненных определённых чувств, которые могли бы толкнуть их к превращению в злобного духа, мононокэ.

Мононокэ («Воплощённый злой дух», то есть являющийся не призраком, а вполне материальным существом) — эти существа гораздо сильнее обычных ёкаев, так как это люди, или реже — животные, обратившиеся в ёкаев под действием тяготящих их чувств, таких как зависть, злоба, ненависть, месть, ревность и пр. В японской литературемононокэ упоминаются как отдельный класс существ, которые обладают значительной силой, превзойти которую может только властелин мононокэ – Аякаси. Задачеймононокэ, зачастую, является убийство людей, которые являются объектом сильных негативных эмоций, пробудивших духа.

Юрэй

Аякаси

Аякаси («Сверхъестественное создание») — это дух, который появляется после кораблекрушения. Сейчас «Аякаси» является приблизительным синонимом слова «ёкай», или же означаетсверхъестественные явления.

 

Места обитания ёкаев

Согласно классификации ёкаев по месту обитания, можно разделить их на пять групп:

· Живущие в горах (например: демоны тэнгу и ведьма ямауба)

· Живущие на обочинах дорог(одноглазый хитоцумэ-кодзо, безликий ноппэрапон и гигантское чудище — микосинюдо)

· Живущие в доме(домовой — дзасики-вараси)

· Живущие в водоёмах(корабль-призрак — фунаюрэй; появляющаяся на морском берегу в женском обличье исо-онна; водяной каппа, ёкай непроточных вод — нуси)

· Среди передвигающихся, постоянно меняющих своё местонахождение особенно выделяется лошадь без головы — кубикирэ-ума.

 

Глава 3. Влияние мифологии Японии на религию

Религия в Японии тесно связана с мифологией. Синтоизм сформировался тогда, когда в Японии не было письменности, и возможно поэтому не имеет ни основателей учения, ни пророков, ни священных писаний. И это еще раз свидетельствует о языческом происхождении культа.

Через долгие годы после Идзанами и Изданаги, борьбы между их детьми, внук Аматэрасу – Ниниги, сошел с неба на землю и стал управлять первым государством Идзумо. Согласно преданиям, символами его священной власти стали зеркало, меч и яшма. Согласно мифологии, каждый из этих предметов стал священным и имел своё культовое значение. Меч – символ могущества, зеркало – божественность, яшма – символ верности подданых. Считается что именно от Ниниги произошел первый император Японии, который унаследовал все три божественных предмета – Микадо.

Согласно «синто» боги («ками») породили не всех людей на земле, а только японцев, поэтому принадлежать к этой религии и поклоняться её божествам может только японец по рождению. Именно происхождением от божества и объясняется представление японцев о своей особой миссии в этом мире, своём сильном характере и укладе жизни.

В «синто» и по сей день остались древнейшие формы верования предков, такие как магия, тотемизм, и по сей день существуют множество действующих культовых ритуалов, которые спустя века сохранились практически без каких-либо изменений. Ритуалы составляют основу «синто», их смысл заключается в восстановлении и укреплении связи между человеком и душой «ками».

Синтоизм не содержит привычных нам представлений о добре и зле, но при этом присутствуют понятия чистого и нечистого. Если человек совершил что-то плохое, то есть он нечист и должен пройти ритуал очищения. А вот грехом в «синто» считается нарушение мирового порядка – Цуми, и за этот грех человеку придется расплачиваться после смерти. Также в религии Японии нет такого понятия как загробный мир, Рай, Ад или Страшный Суд. Смерть считается неизбежным уходом, затуханием жизненных сил, которые потом вновь могут возрождаться, ведь все находится в круговороте перевоплощений. Считается что души умерших всегда находятся рядом с живым миром, и именно поэтому и те, и другие могут легко вступать в контакт друг с другом.

 

Заключение

Таким образом, можно сказать, что мифология и религия Японии очень тесно связаны, мифология очень повлияла на религию, создав огромное количество сюжетов, различных существ, верований, обрядов и ритуалов. На сегодняшний день историки Японии и всего мира спорят насчет достоверности сюжетов, но большинство сходятся во мнении, что раз наши предки глубоко верили в это, скорее всего это действительно было. Вряд ли на сегодняшний день прогрессивные японцы свято верят в Ками и Ёкаев, но для них это часть их традиционной культуры, к которой они относятся с глубоким уважением.

Я считаю, что все эти боги и существа действительно могли существовать, ведь не смотря на развитость современного мира, и наличие большого количества историков и религиоведов, мы не можем знать абсолютно всё, что происходило до нас. Лично для меня всё это просто интересно изучать, каждый раз узнавая что-то новое.

В заключении хочется сказать что мифология сыграла большую роль в формировании религии Японии. И это всё непосредственно очень отразилось на других отраслях культуры страны, а также на образе и правилах жизни японцев.

 

 

Список литературы

1. Гагеман, Карл. Игры народов. Индия. Япония. Китай. Африка : - / К. Гагеман, С. С. Мокульский, А. А. Гвоздев. - Электрон. дан.col. - Москва :Юрайт, 2020. - 351 с. - (Антология мысли). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт, для авториз. пользователей. - ISBN 978-5-534-13520-6

 

2. Двуреченская, А. С. Культура стран и регионов: Индия. Китай. Япония : учебное пособие / А. С. Двуреченская. - Кемерово :КемГИК, 2012. - 51 с. - URL: https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49441. - Б. ц.

 

3. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

 

4. URL:https://pikabu.ru/story/yaponskiy_folklor_tsukumogami_4562821

 

5. URL: https://pikabu.ru/story/yaponskaya_mifologiya_kitsunye_chast_1_4561066

 

6. URL: https://pikabu.ru/story/mifologiya_yaponii_amatyerasu_tsukiyomi_i_susanoo_4595415

 

7. URL: https://www.mirf.ru/worlds/legendy/chudovischa-yaponskoy-mifologii/

 

 


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!