Древне – славянский культ и его служители



 

Очень неясен вопрос о древнеславянских служителях культа, исполнителях религиозных обрядов. Ритуал семейно-родового культа выполнялся, скорее всего, главами семей и родов. Общественный же культ был в руках особых профессионалов — волхвов. Само это слово удовлетворительно не разъяснено, несмотря на многочисленные попытки. Есть мнение, что в нем отразились связи славян с кельтами (волох, валах — прежнее обозначение кельтов), либо с финнами (от финского velho— колдун), либо даже с германцами ( v ö lva — пророчица). Во всяком случае, несомненна связь слова «волхв» со словом «волшебный», «волшебство». Но кем же были волхвы? Простыми колдунами, шаманами или жрецами богов? Были ли какие-нибудь различия, ранги, специализация между волхвами? На это ответить трудно. Сохранились, впрочем, и другие обозначения для исполнителей религиозно-магических обрядов: чародей, ведун, вещий, баяльник, ворожеи,, кудесник и пр.

Есть известия, что после принятия на Руси христианства волхвы выступали как защитники старой веры и одновременно как руководители антикняжеских и антифеодальных восстаний (например, в 1071 г.). И это понятно, ибо христианство пришло на Русь как чисто феодально-княжеская религия. В позднейшее время у всех славянских народов сохранялись колдуны, чародеи, чернокнижники, которым приписывались тайные знания, сношения с нечистой силой. Но наряду с ними сохранились от древней эпохи и специалисты по лечебной магии, связанной с народной медициной,— знахари (шептуны, ведуны). В народных поверьях они отграничивались от колдунов и нередко сами себя противопоставляли им, утверждая, что действуют они при помощи силы божьей, а не нечистой силы.

Очень характерно, что у русских считались более сильными колдунами и знахарями иноплеменники: финны, карелы, мордва и пр. Это явление, впрочем, известно и другим народам.

В древнеславянской религии, несомненно, существовали священные и жертвенные места, а кое-где и настоящие святилища и храмы с изображениями богов и пр. Но известно только об очень немногих: Арконское святилище на острове Рюгене, святилище в Ретре, дохристианское святилище в Киеве (под Десятинной церковью).

Из чего состоял собственно культ, трудно судить с уверенностью. Но главной его частью было, несомненно, принесение жертв. «Кладут требы», «ставят трапезу», «жрут», «короваи молят» и пр.— такие выражения нередки в древних источниках. В жертву приносили не только животных («куры режють» и т. п.), но в важных случаях и людей. В «Повести временных лет» есть несколько упоминаний о человеческих жертвоприношениях: про жителей Киева сказано, что они приводили к изображениям богов, поставленных на холме, «сыны своя и дочери и жряху (приносили в жертву.— С.Т.) бесом»; после успешного похода князя Владимира на ятвягов в Киеве было решено по старому обычаю принести богам человеческую жертву, наметив ее по жребию.

 

Вопрос о мифологии и общем характере славянской религии

 

Древнеславянской мифологии, к сожалению, совершенно не сохранилось, хотя, вероятно, она существовала. В церковных поучениях неоднократно упоминаются какие-то «кощюны»: этим словом переводилось греческое слово «миф». Скудость остатков древнеславянской религии побудила некоторых исследователей считать эту религию жалкой, убогой в сравнении с религиями других древних народов. «Особенно убого было язычество Руси,— говорил, например, Е. В. Аничков,— жалки ее боги, грубы культ и нравы». Но дело, видимо, просто в недостаточной изученности религии древних славян и в скудости источников. Знай мы о ней столько же, сколько о религии, например, древних римлян, славянская религия едва ли показалась бы нам более убогой и жалкой, чем римская.

12. Древнеславянские боги и их функции.

 1. Перун – грозное славянское божество. Считался
покровителем всех воздушных явлений.
2. Златая мать – богиня тишины и покоя.
3. Световид – внук Златой матери (Златой Бабы) –
обозначал «весь белый свет».
4. Знич – обозначал изначальный огонь, животворящую теплоту.
5. Белбог – покровитель различных благ.
6. Сильный бог – бог телесной крепости.
7. Даждьбог – податель всяких благ земных,
богатства, счастья, благополучия.
8. Живот – жизнедатель, хранитель жизни.
9. Лёд – бог войны. Начальник над воинскими
действиями и кровопролитием.
10. Коляда – бог мира.
11. Услад – покровитель удовольствий у увеселений.
12. Лада – богиня любви и красоты.
13. Леля – покровитель воспламенения любви в сердцах
человеческих. Сын Лады.
14. Полеля – хранитель благополучия брака. Второй сын Лады.
15. Дид – бог супружеской жизни. Третий сын Лады.
16. Дидилия – богиня благополучных родов. Лечит бесплодие.
17. Мерцана – богиня зари.
18. Триглава – означала три начала: земля, вода, воздух.
19. Волос – бог крупного скота.
20. Могошъ – бог мелкого скота.
21. Купало – бог земных плодов.
22. Родомысл – покровитель законов, податель благих советов,
мудрости, красных и умных речей.
23. Сьва – богиня осени и садовых плодов.
24. Зевана – богиня звериной ловли.
25. Чур – бог межей. Его просили о сохранении межей на полях.
26. Прове – бог прорицания, прознания.
27. Радегаст – покровитель городов.
28. Корс – покровитель охотников до пива и мёду.
29. Позвизд – бог бурь и непогод.
30. Догода – бог хорошей погоды.
31. Зимерзла – богиня суровых морозов.
32. Чернобог – покровитель несчастий.
33. Стрибог – бог, наказывающий беззаконников в преисподней.
34. Баба Яга – страшная злая волшебница.
35. Кикимора – бог сна и ночных видений.
36. Царь морской – бог моря.
37. Зимцерла – богиня весны.
38. Вий – божество преисподни. Главный служитель Чернобога.
39. Хорс – бог солнца.
40. Святибор – бог леса.
41. Поренуч – бог беременных женщин.
42. Дон – река, приравненная к богу. Славяне приносили реке
жертвы, для того, чтобы она их защищала и кормила.
43. Буг – река, такие же функции как и у реки Дон.
44. Макошь – богиня хорошего урожая.
45. Стриба – бог воздушных течений и стихий.
46. Масленица – богиня весеннего солнца. В её честь пекут


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!