Становление этнологии как науки

Этнология

Лекция №1

Тема: Предмет и задачи этнологии. Краткий исторический очерк.

План:

·Предмет и задачи этнологии

·Становление этнологии как науки.

Список рекомендованной литературы:

1. Садохин А.П. Этнология. - М.: Гардарики, 2008.

2.Краткий этнологический словарь. М., 1994.

3. Этнология / Под ред. Е.В.Миськовой, Н.Л.Мехедова, В.В.Пименова. М.: Академический проект, 2006.

4.Этнография. /Под ред. Г.А.Поленичкина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

5. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1998.

6. Чеснов Я. В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.

 

 1. Предмет и задачи этнологии

Своеобразие каждой науки, как известно, определяется собственным предметом изучения и методами его исследования. С начала становления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений.

« Примитивные » народы как предмет этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этиологии как науки стали народы, находящиеся на значительно более низком уровне культурного развития, чем европейцы. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур. Такой методологический подход в определении предмета этиологии был обусловлен тем, что к концу XIX в. в результате процессов модернизации практически все европейские народы сумели создать качественно новый тип цивилизации, значительно превосходивший все иные, созданные на планете. В результате стреми тельного технического развития и уверенности в безграничности человеческого прогресса европейцы начали считать, что историческое место культурно отсталых пародов должно быть не рядом с ними, а далеко позади. Эти народы были для европейцев в некотором роде «живыми предками», подлежащими изучению и подчинению. Чтобы зафиксировать это различие, европейцы стали называть отсталые народы латинским словом «primitive», что дословно переводится как «первые». Новое слово получило широкое распространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку очень удачно вписывалось в систему классификации культур, основанную на критерии достигнутого уровня технологического развития. Исходя из этой классификации, примитивные народы и их культуры стали главными объектами формирующейся этнологии, о чем самым убедительным образом свидетельствуют работы наиболее известных основоположников этнологии XIX в. — Л.Г. Моргана («Древнее общество») и Э. Тайлора («Первобытная культура»). Ранние работы основоположников немецкой этнологии Т. Вайца и А. Бастиана также посвящены описаниям не имевших прошлого «первобытных народов», которым противопоставлялись имевшие свою историю «культурные народы». К последним, естественно, относились народы Европы, которые творили историю, стремительно покоряя природу, в то время как примитивные народы были беспомощны перед окружающим их миром из-за своей лености, инертности и необузданности.

Изменение предмета этнологии в XX в. На рубеже XIX—XX столетий этнология начинает преподаваться в университетах. Благодаря этому обстоятельству в нее пришло новое поколение ученых-теоретиков, которое заменило поколение основоположников-практиков. Со сменой поколений исследователей в этнологии меняются и представления о предмете самой науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Многие ученые стали придерживаться убеждения, что так называемые примитивные народы, как и европейцы, имеют свою историю и не находятся на более ранней ступени развития человечества, будучи удаленными от первобытности, как и мы. В определении их как примитивных верным является лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.

Эту точку зрения довольно убедительно выразил известный немецкий этнолог Рихард Турнвальд. Анализируя понятие «первобытный народ», он писал: «Один фактор кажется особенно важным: это степень покорения природы с помощью инструментов, приспособивши, навыков и знаний. "Первобытными" лучше назвать такие племена, которые используют для добычи пищи и обустройства жизни лишь самые простые орудия труда и обладают скупыми знаниями об окружающем их мире».

Если исходить из критериев технической оснащенности и знания физических законов, то «первобытные народы», определенные Турнвальдом как «люди, покорившие природу», действительно, больше зависят от природы, чем современные индустриальные общества. Однако для последних также несомненно верно, что их независимость от природы обратилась сегодня в зависимость от техники, ставшей «второй натурой» современного человека.

На основании этих рассуждений сторонники данной точки зрения предлагали сохранить в этнологии сам термин «первобытные народы», но понимать под ним те общества и культуры, которые сохранили социальную стабильность благодаря взвешенному, непотребительскому отношению к природе.

Другая часть ученых выступала против сохранения термина «первобытные народы», поскольку он предполагает использование термина «культурные народы», а такое противопоставление придает первому понятию уничижительный смысл. И действительно, нет ни одного человеческого общества, которое не имело бы культуры, даже если говорить о людях каменного века, создавших первые каменные орудия труда. Ведь культура — родовое качество человека, его сущностная характеристика, отражающая уникальную способность человека к преобразованию окружающего мира. Это отличает человека от других живых организмов нашей планеты, приспосабливающихся к окружающей среде. В мире вообще не существует человекa в его первозданном состоянии, как это представлялось ученым на рубеже XVIII—XIX вв. Каждый человек предстает одновременно и как существо окультуренное, и как создающее культуру, поэтому разговор о «бескультурных» и «культурных» народах бессмысленен. Речь может идти только о разных типах культур, изучение которых и должно стать основным предметом этнологии.

В связи с этим вместо термина «первобытные народы» ученые предлагали другие термины и понятия, которые, по их мнению, в большей степени соответствуют новой предметной области этнологии. В понятийный аппарат этнологии предлагалось ввести названия «архаические культуры», «доиндустриальные общества», «традиционные общества», «бесписьменные культуры», «племенной союз» и т.д. Каждое из них стремилось выразить соответствующие особенности этнических культур, и поэтому нее они сохранились в современной этнологии, не заменив при этом понятие «первобытные народы».

Разнообразие точек зрения и концепций нашло свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходе дискуссий и споров сложились следующие варианты.

• Описательная и обобщающая наука, которая стремится исследовать общие законы социального и культурного развития человека и человечества.

• Сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования.

• Раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы.

• Наука о динамике культуры как искусственного, внеприродного мира человека.

• Наука, которая путем сравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных и современных обществ.

Исторические события и процессы XX в. привели ученых к убеждению, что любой народ имеет право на самостоятельную жизнь, на самобытную культуру, на право быть равным в сообществе народов. Господствующим среди этнологов стало убеждение об отсутствии «отсталых» и «передовых» народов — все народы равноправны. Культуры народов могут быть оценены лишь функционально, по отношению к своей общности, т.е. с позиций того, насколько эффективно они обеспечивают жизнь того или иного народа.

Расширение предмета этнологии в наши дни. Быстро меняющаяся ситуация в мире в последние десятилетия вновь заставила ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии. Многочисленные диаспоры мигрантов и беженцев в Европе и Северной Америке, образовавшиеся в результате различного рода конфликтов, существенно изменили этнический состав многих развитых государств. С другой стороны, интеграционные процессы в странах Западной Европы также породили целую труппу проблем этнического характера. Из них наиболее актуальны сегодня совмещение типов поведения разных народов, взаимодействие и сосуществование различных типов культур, взаимная адаптация психологических особенностей в условиях устойчивых межкультурных контактов, развитие этнического сознания в нетрадиционных условиях, особенности экономического поведения представителей какого-либо этноса в другой хозяйственной культуре.

К настоящему времени этнологическая наука представляет собой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоящую из следующих разделов:

— этническая антропология (исследует проблемы этногенеза и антропофизического развития народов);

— этническая социология (социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентичность, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);

— этническая психология (формирование этнических стереотипов, этнического самосознания и идентификации);

— экономическая этнология (хозяйственная и экономическая деятельность этносов);

— этнодемография (демографические процессы и динамика численности пародов);

— этническая география (расселение народов, особенности их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);

— этнопедагогика (особенности воспитательного и образовательного процесса у различных этносов).

Процесс дифференциации этиологической науки еще далек от завершения, и в ближайшие два десятилетия следует ожидать появления новых направлений.

Таким образом, предмет этнологии постоянно расширяется, что не позволяет дать четкое определение этой науки. Поэтому и в отечественной, и в зарубежной этнологии существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этнологической науки.

Множественность определений предмета исследования этнологии частично объясняется различными постановками вопросов, частично — наличием различных теорий и концепций. В совокупности все эти определения предмета науки, разные способы постановки проблем, их объяснения и описания и составляют этнологию как науку в целом.

В такой ситуации динамичных изменений предметного поля этнологии автор не берется дать еще одно определение этой науки. Однако для более строгого и систематизированного изложения материалов данного учебника и для обстоятельного изучения этнологии студенческой аудиторией необходимо ввести хотя бы рабочее определение. Ни в коем случае не претендуя на универсальный и единственно верный подход, мы считаем, что этнология - это наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Таким образом, предметное поле современной этнологии очень широко, и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Особенно это касается этнографии, культурологии, социологии, психологии, антропологии, политологии.

 

 

Становление этнологии как науки

Предыстория этнологии. История любой области научного знания с большей или меньшей очевидностью свидетельствует, что ее возникновение всегда диктовалось практическими потребностями. Становление этнологии как самостоятельной науки в этом отношении не является исключением. Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей истории человечества (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях о культуре, традициях и обычаях не только «своего» народа, но и жителей соседних стран. Такие знания позволяли легче ориентироваться в окружающем мире, надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Этнографические сведения о близких и дальних народах мы находим в мифах, сказках, легендах, в дошедших до наших дней надписях, графических изображениях и других письменных памятниках Месопотамии, Египта, Персии и других древних государств.

К эпохе античности такого рода сведений было накоплено довольно много, они были точны и обстоятельны. Поэтому уже в Древней Греции и Риме были предприняты попытки привести их в систему. Они и стали основой для первых этнографических описаний. Их характерной чертой был этноцентризм, т.е. деление народов по уровню их культурного развития на цивилизованные и дикие, причем эталоном служила собственная культура.

Демографические, экологические и социальные изменения раннего Средневековья привели к том, что в Западной Европе падает интерес к этнографическим знаниям. Ведущими центрами их накопления и хранения становятся Византия, Китай и Арабский Восток.

Возрождение интереса к знаниям о других народах и странах в Западной Европе было обязано католической церкви и государственной колониальной политике. Крестовые походы, путешествия миссионеров и купцов, Великие географические открытия позволили европейцам собрать обширные сведения о народах Африки, Америки. Юго-Восточной Азии, а позднее Океании и Австралии.

С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная предыстория этнологии как особой науки о народах. В это время господствовала теория географического детерминизма, в соответствии с которой человек, народы и культуры рассматривались как продукты окружающей природной среды. Широкое распространение получила также идея «благородного дикаря», живущего по законам природы, благодаря эволюции он превратился в современного цивилизованного человека, живущего по законам социума. Обширный этнографический материал стал, таким образом, основой для построения теории поступательного развития отдельных народов и их культур.

Возникновение самостоятельной науки о народах произошло в середине XIX в. и было связано с назревшей необходимое лью теоретического объяснения различий в культурном развитии народов, понимания механизмов формирования и особенностей этнической психологии, выяснения причин расовых различий, установления взаимосвязи этнических особенностей и общественного устройства, определения причин расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и начали появляться теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах, названную этнологией.

Сам термин «этнология» взят из греческого языка и состоит из двух слов — etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки называли этносом другие народы (негреков), отличавшиеся от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п. В этом значении оно вошло в римскую культуру и латинский язык. В связи с его латинизацией появляется прилагательное «этнический» (ethnicos), которое используется в библейских текстах в смысле «языческий, нехристианский».

Вплоть до XIX в. понятие «этнология» употреблялось лишь спорадически — при описании различного рода этнографических процессов, но не как обозначение особой науки. Использовать его в качестве наименования зародившейся науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, разработавший в 1830 г. общую классификацию «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.

Это название довольно быстро получило широкое распространение в крупнейших европейских странах, а с середины XIX в. вошло и в русский язык.

Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Однако это событие сразу же было ознаменовано началом острых научно-теоретических споров между различными направлениями и школами о предмете, целях и месте данной науки, в определенной мере не прекратившихся и сегодня. Одним из самых продолжительных и дискуссионных стал вопрос о содержании и смысле самого названия науки. В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная и пестрая картина значений и интерпретаций понятия «этнология».

Середина XIX в. окалалась весьма благоприятной для быстрого развития этнологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс был стимулирован глобальной территориальной экспансией европейцев, в ходе которой они столкнулись с народами и культурами, совсем непохожими на их собственные. Колониальная политика требовала самых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимых сведений могла дать только этнология и поэтому новая наука пользовалась поддержкой государства. Первоначально она развивалась как наука об «отсталых», т.е. не создавших собственной государственности народах. Но в первые десятилетия XX в. появились представления об «этносах» как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня социально- экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время. В то же время, в соответствии с политическими и экономическими интересами в Англии, Германии, Франции, Австрии, США, становление этнологии в каждой из этих стран имело свои особенности.

Развитие этнологии в Германии. Самые глубокие традиции наука о народах имеет в Германии, где еще в 1789 г. сформировалось научное направление Völkerkunde, ставившее своей целью изучение внеевропейских народов и культур. В 1880-х гг. для общего названия описаний всех других народов, сделанных немецкими путешественниками и учеными, был введен термин «этнология». Примерно с середины XIX в. понятия «Völkerkunde» и «этнология» стали рассматриваться (и рассматриваются в настоящее время) как синонимы. Оба они обозначали монографическую и сравнительную науку о человеческих культурах.

Вместе с тем в немецкой науке о народах сложилось еще одно направление, получившее название «Völkskunde» (народоведение), изучавшее главным образом немецкоязычные народы и их культуры. Данное направление также сохраняется и сегодня в немецкой науке.

Развитие этнологии в Великобритании. В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии. Появление антропологии как биологической науки о природе человека ученые связывают с выходом в свет в 1596 г. книги О. Гасманна с аналогичным названием. В XVIII в. благодаря колонизации, возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам она переживает бурное развитие. В начале XIX в. в ведущих европейских странах возникают антропологические общества, целью которых было изучение останков первобытных людей. И уже в середине столетия, на основе исследований черепов и скелетов неандертальцев, была поставлена задача реконструкции истории человечества и культуры. Так в составе антропологии появилось повое научное направление, получившее название социальной антропологии. В научный оборот его ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. В 1906 г. он определил этим термином свое направление этнологических исследований, подчеркнув таким образом отличие от изучавшейся культурной антропологии Эдуарда Тайлора. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получило распространение и стало английским вариантом термина «этнология». В настоящее время представители английской социальной антропологии ориентируют свои научные интересы на изучение различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций.

Становление этнологии в США. В США этнология возникла позднее, чем в Европе. По причине этнического своеобразия страны и острой проблемы расовых отношений американская антропология изначально была сосредоточена на исследованиях в области физической антропологии, на расовых и культурных различиях. Это направление развития было задано основоположником американской этнологий Льюисом Генри Морганом — многогранным и талантливым ученым. Его исследования систем родства в примитивных культуpax, классификация типов семейно-брачных отношений, периодизация человеческой истории на целые десятилетия предопределили тематику исследований американских этнологов. Однако в середине 1950-х гг. благодаря Францу Боасу научные ориентиры этнологии США существенно сужаются, ограничиваясь проблемами культурных особенностей народов. Это направление, названное Боасом «культурной антропологией», позднее стало включать любые этнокультурные исследования и тем самым превратилось в американский синоним «этнология».

Развитие этнологии во Франции. Во Франции в связи с активной политикой колонизации руководители государства постоянно испытывали потребность в обстоятельной и подробной информации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимых наро-1Ш1. Поэтому наука о пародах там была названа этнографией (от греческого etnos — народ и graphien — описание). И это название сохранялось до конца XIX в., когда была осознана научная неполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в них исторических данных и теоретических обобщений. Дополнение этнографических описаний историческими и теоретическими материалами позволили этнографии в начале XX в. трансформироваться в этнологию, которая и в настоящее время сохраняет это название.

Развитие этнологии в России. Интерес к этническим проблемам появился в России во второй половине XVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставлены вопросы о месте и роли своего отечества среди других народов, об исторических корнях русского народа, об особенностях русской культуры и т.п. Но теоретическое осмысление этих проблем в русской культуре связано со славянофильством — одним из направлений русской общественной мысли 1840—1850-х гг. Исходя из идеи мессианской роли России в мире, славянофилы считали своим долгом развивать национальное самосознание русского народа, сохранять его национальную самобытность. Как самостоятельная наука этнология в России сложилась и то же время, что и на Западе, т.е. в середине XIX в. Началом русской этнологии принято считать учреждение в 1845 г. Русского географического общества. В том же году председатель отделения этнографии К.М. Бэр выступил с программным докладом «Об этнографических исследованиях вообще, и в России в особенности». Согласно его представлениям, основная работа отделения этнографии должна ориентироваться на всестороннее изучение России: ее географии, природных богатств и народов. Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Кавказа. Для этого в Географическом обществе было создано этнографическое отделение, перед которым была поставлена задача исследовать «умственные способности русского народа», его способы жизни, нравы, религии, предрассудки, языки, сказки, и т.д. Тогда же была принята программа «Об этнографическом изучении народности русской», в соответствии с которой проводились все этнографические исследования.

Идеи К.М. Бэра развил, конкретизировал и активно реализовал сменивший его па посту председателя отделения Н.И. Надеждин. Он был идейным руководителем группы молодых ученых, которые ставили своей целью этнографическое изучение русского народа. На одном из заседаний Географического общества в 1846 г. Надеждин выступил с программой «Об этнографическом изучении народности русской», предполагавшей описание 1) быта вещественного, 2) быта житейского, 3) быта нравственного, 4) языка. Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры и среди них «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных и нравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитания детей.

Особое место в истории русской науки о народах занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая. Он стремился доказать единство человеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас и пародов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваны природными и социальными условиями. Исследование папуасов Новой Гвинеи и других народов Океании, их материальной и духовной культуры, психологии и социальных отношений позволили ученому обоснованно отвергнуть расистские теории. И хотя в его трудах не исследуются собственно теоретические проблемы этнологии, они тем не менее содержат богатые наблюдения и материалы для таких обобщений.

На рубеже XIX—XX вв. значительный вклад в развитие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет предлагает исследовать национальную психологию через постижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваются типические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом к пониманию психологии народа служат его культура, истории, конкретная социальная действительность, в совокупности определяющие содержание коллективного духа нации.

«Дух народов», по мнению Шпета, символизирует смысл и идею народа», которые раскрываются в типологических изображениях его состава и изменений во времени. «Дух» в этом смысле есть собрание характерных черт «поведения» народа. Вместе с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективный характер следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.

В советский период отечественная этнология особое внимание уделяла межнациональным отношениям. Как правило, они изучались, на основе статистических данных о повседневном поведении и конкретных поступках людей. Так, дружба народов оценивалась по числу представителей различных национальностей на крупных общесоюзных стройках или по количеству межнациональных браков. В целом исследования этнических проблем этого периода носили политически заказной характер и не раскрывали всех процессов этнического развития. Вне поле зрения ученых оставались такие кардинальные проблемы, как этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д.

Однако плеядой ученых того времени (В.Г. Богораз, П.Ф.Преображенский, СП. Толстов, Б.А. Куфтин, СИ. Руденко, Н.Н. Чебоксаров, СА. Токарев, Ю.В. Бромлей и др.) созданы теории хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей, проведены разносторонние исследования в области региональной этнологии.

Наконец, на рубеже 1970—1980-х гг. заметным явлением в отечественной этнологии стала концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, выясняющая механизм появления и развития этносов.

В настоящее время основным научно-исследовательским центром отечественной этнологии является Институт этнологии и антропологии Российской академии наук.

Этнология сегодня. Конечно, современная этнологическая наука значительно обогатилась по сравнению с прошлыми временами. В сферу ее профессионального интереса теперь входят не только «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальных обществ. На пересечении этнологии с другими науками возникло много смежных дисциплин: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новой социальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и его культуре.

Как и прежде, этнология сохраняет связь с реальными общественными процессами, что является прямым свидетельством важности этой науки в наши дни. Даже поверхностный анализ основных исторических событий XX в. позволяет сделать вывод о возрастании роли этнического фактора и культурно-историческом процессе. Этнические процессы служат основой национальных движений в политике. Недавно минувшее столетие по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно убыстряющиеся темпы культурно-исторического развития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения. Конкретные результаты этих процессов воплотились в приобретении государственной самостоятельности Норвегией и Ирландией, Полыней, Финляндией, Прибалтийскими республиками, в возникновении национальных государств в Центральной Европе и на Балканах после развала Австро-Венгерской империи и султанской Турции. Распад колониальной системы после Второй мировой войны привел к образованию целого ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае, Африке. Наконец, центробежные тенденции 1990-х гг., завершившиеся созданием национальных государств вместо бывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически-политическим оттенком, которые на протяжении десятилетий то затухают, то обостряются в самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира — противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоязычными жителями Канады, — убедительно подтверждают, что этнический фактор сегодня чрезвычайно актуален.

Этот всплеск этничности требует от этнологии ответа на вопрос о его причинах, построения теоретической модели этнических процессов. И если в первой половине столетия исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах, то со второй половины ситуация коренным образом меняется. Современная историческая обстановка диктует этнологии необходимость изучать не только традиционные, но и модернизированные, в своем большинстве полиэтнические общества. Решение этнических проблем становится залогом выживания человечества. К тому же рекомендации и знания этнологов эффективно используются в самых разных сферах общественной жизни — в политике, экономике, социальной области, они необходимы в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д. Соответственно, и сама этнологическая паука стала лучше финансироваться, что способствует активизации полевых, теоретических и методологических исследований.


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!