Zamora M. de Miguel. European cities as a filmic claim. European Cinema Research Forum 2015. URL:  

УДК: 791.43.01

Образ города в кинематографе на примере Великого Новгорода

Прокофьева Н.Е.1, Пушкарева А.В.1*, Шарапова Е.А.1

1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (Великий Новгород, Россия)

*E-mail: alya.pushkareva.99@mail.ru

CITY IMAGE IN
CINEMA ON THE EXAMPLE OF Veliky NOVGOROD

Prokofieva N.E. 1 , Pushkareva A.V. 1* , Sharapova E.A. 1

1Yaroslav - the - Wise Novgorod State University (Veliky Novgorod, Russia)

*E-mail: alya.pushkareva.99@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривает значение кинематографа для создания образа городского пространства. А также проводится анализ кинофильмов, в которых город выступает одним из главных героев в построении визуального образа картины. 

Ключевые слова : город, медиа культура, Великий Новгород, кинематограф.

А bstract: This article discusses the importance of cinema for creating an image of urban space. It also analyzes films in which the city acts as one of the main characters in the construction of the visual image of the picture.

 

Keywords: city, media culture, Veliky Novgorod, cinema.

 

Кинематограф оказывает значительное влияние на общественное сознание. Связь общества с миром кино, способна передавать наши чувства, эмоции, привычки, а также обычаи и традиции. Кинематограф создает образ окружающего нас пространства, в том числе и города.  Причем открывая его с разных сторон, фокусируясь на определенных, знаковых для городского пространства мест, зданий и сооружений.

На протяжении веков значение города начинает занимать важное место в художественной литературе и изобразительном искусстве, музыке. А развитие кино способствовало созданию визуальных образов городов, соответствующих определенному историческому времени [1].

Кино и город исторически взаимосвязаны. Подъем кинематографа последовал за урбанизацией и индустриализацией. Ранний кинематограф и демонстрация кино были в основном городскими практиками. Кроме того, город оказался богатым и разнообразным объектом кинематографическим внимания. Первые фильмы содержали описание сцен повседневной городской жизни, мелодрамы и городские симфонии. Гангстерские фильмы, немецкий экспрессионизм и фильмы стиля нуар демонстрируют город как «темное» пространство. Музыкальная и романтическая комедия породила более утопический вид на город. Художественный кинематограф передал повседневную реальность городской жизни. Современные фильмы представляют собой антиутопические постурбанистические произведения [7]. Мы видим в них мегаполисы, населенные супергероями.

Отношения между кино и городом можно исследовать разными способами. Частично, кинематографические съемки обеспечивают городской архив или банк памяти, который отражает изменения в городском ландшафте. В то же время кино служит «производству города», так как кинопроизводство формирует Лос-Анджелес, Мумбай, Рим, Гонконг и другие центры производства. Также возможно создание воображаемого урбанистического образа посредством воображаемых городских пространств и идеалов города. Теоретики кинематографа предполагают, что кино присущ урбанизм. Кракауэр [6] утверждает, что город, и особенно улица, являются образцовым и необходимым кинематографическим пространством, настроенным на случайность, поток и неопределенность, связанные с современностью. Хансен [5] предполагает, что кинематограф работал как своего рода инструмент для формулирования и опосредования опыта современности, особенно, урбанизации. В последнее время внимание ученых к проблемам урбанизма вызвало широкий интерес к кинематографическому урбанизму.

Исследования по теме города в кинематографе представляет интерес также для градостроителей, географов и архитекторов. Конечно, ни кино, ни город не являются закрытыми пространствами. Таким образом, исследования темы города и кино охватывают многие города в разные исторические периоды. Кроме того, исследователям нужно учитывать, что кинематограф производит несколько версий даже одного города, такого как Нью-Йорк, в качестве разных повествований, жанров, студий, режиссеров и отдельных лиц. Каждый кинофильм создает «свой» город.

Есть обширная историография, которая предоставляет тему города в кинематографе. В историографии представлены теоретические работы, позволяющие глубоко рассмотреть отношения между городом и кино. Так, Хансен М. [5] и Кракауэр З. [6] предоставляют теоретические модели для исследования темы города в кинематографе.

Город - это прежде всего пространство, место, где сходятся все человеческие переживания. Как пространство, город связан со временем, что предлагает скорость, ритм и историю. История, составленная из фактов, событий, действий или историй, в которых город всегда представлен в качестве фона. Таким образом, город традиционно представлен в фильмах: как простое контекстуализирующее пространство без видимого смысла в кинематографической истории [8]. Тем не менее, город в кино больше, чем просто инструмент. Так, режиссер Вуди Аллен в своей фильмографии посвятил большую часть своей работы городской сцене, и сделал это с явным намерением, воплощая свои ностальгические переживания.

Методы представления города так же трансформировались вместе с историей развития медиа. Таким образом, в зависимости от способов коммуникации и исторического контекста образ города так же меняется. Особенно хорошо это прослеживается на примере «города-памяти» или «города-героя» [4].

В эпоху медиа культуры, образ города, определяется его медийной репрезентацией. Создание образа городского пространства чаще всего обусловлены такими основными измерениями, как: экономические, политические, социальные, и медийные.

Город – это освоенное человеком пространство, выступающее моделью упорядоченного мира, формирующий новые формы социальной жизни.

На каждом этапе своего цивилизационного развития города приобретали новые очертания, иную организацию пространства, в основе этих изменений лежали различные факторы, например: природные, социальные. Если глаза — это зеркало души, то город – зеркало, современной картины мира и общества в целом. Город – это совокупность географических, физических и ментальных факторов. Это пространство, которое постоянно претерпевает изменения [3].

Кино на протяжении своей эволюции, имело влияние на политическую, экономическую и культурную реальность и трансформируя наше восприятие и прочтение городского пространства [2]. Кинематограф определяет репрезентации города, изображает культурную память на экране, формирует перспективы развития истории. То же самое можно отнести и к телевидению, которое является наиболее влиятельным медиа в формировании представлений о мире в течение последних пятидесяти лет.

Медиа определяют восприятие человеком окружающего мира. Медиакоммуникации способствуют визуализации информации, росту виртуальной сферы, детерминируют электронные способы социальной интеграции и новые формы идентичности, такая ситуация в итоге ведет к повышению возможностей символического производства социальных мнений, стереотипов, образов. Иными словами, медиа играют важнейшую роль в конструировании символической информации о локальном месте.

Образ Великого Новгорода мы рассмотрим на примере нескольких известных советских и российских фильмов. Господин Великий Новгород- один из крупнейших высокоразвитых городов в период русского средневековья и одноименный советский исторический фильм 1984 года. Сюжет фильма рассказывает о событиях военного времени, когда в августе 1941 года новгородцы, готовясь к обороне, получают приказ оставить город. При этом важно спасти бесценные культурные ценности, поэтому городской комитет разворачивает партизанское движение и сотрудники Новгородского музея, жертвуя собой спасают уникальные памятники. Хотя от разграбления получилось спасти не все, два вагона с музейными коллекциями были эвакуированы еще в июле, а баржа с крупными памятниками, например Корсунские врата Софийского собора или колокола Софийской звонницы покинули город накануне того, как он был оставлен. Вступая в Новгород, немцы пытаются выяснить судьбу колоколов Софийской звонницы и собирают оставшихся жителей в Юрьевом монастыре, запирая их в Георгиевском соборе и предпринимая попытку взорвать собор, но неожиданно для гитлеровцев он выдерживает. Намереваясь окончательно уничтожить древний город, немцы отправляют туда баржу с тротилом, но партизаны организуют диверсию и подрывают баржу вместе с собой.

Сам Великий Новгород выступает в фильме как свободный мятежный город. Свободолюбие Новгорода можно увидеть даже в названии фильма. Целые века республика стояла независимая и объединила в себе историю под названием Господин Великий Новгород. Символом сопротивления в фильме выступает колокол, потому что издревле их звон возвещает о русском вольном духе, а немцы вырывают их языки, с целью внедрить свою культуру. Так же картина заставляет задуматься о том, что партизанское движение жило в Новгороде начиная с 1941 года — это воплощение мятежа, несогласия, той основы свободной Новгородской земли. Господин Великий Новгород — это фильм о том, что и спустя 40 лет город по-прежнему стоит на своем месте и в нем ощущается дух свободолюбивых предков, благодаря которым он жив.

Еще одним примером образа Великого Новгорода в кинематографе можно назвать российский сериал «Рюриковичи. История первой династии». Документальная драма, состоящая из 8 эпизодов, рассказывает оправителях династии, начиная с 862 года, который считается точкой отсчета Русского государства и заканчивая смутой, которая его едва не погубила. В сериале рассказывается с документальной точностью и достоверностью о каждом представителе династии Рюриковичей, а также показаны и исторические события, которые происходили в стране в тот период. Говоря про Новгород, нужно отметить, что особое значение приобретает фигура Александра Невского, который действовал и мечом, победив на Ледовом побоище, и дипломатией, найдя расположение Золотой Орды. Сам же город выступает в различных образах. Он показан и свободолюбивым, когда новгородцы строили волнения против Золотоордынского Ига. И мужественным, когда новгородцы боролись с Тевтонским орденом. И жертвенным, когда Иван Грозный разорил и сжег Новгород. Особенностью этого сериала также можно назвать тот факт, что большая его часть снималась в самом Великом Новгороде. Съемочной площадкой выступали Кремль, Софийский собор, Рюриково городище, «Витославлицы».

Подводя итог, можно сказать о том, что кинематограф, создавая образ города, оказывает значительное влияние на общественное сознание. На примере анализа фильма «Господин Великий Новгород» и сериала «Рюриковичи. История первой династии» можно проследить, как Новгород открывается с разных сторон, фокусируясь на определенных, знаковых для городского пространства мест, зданий и сооружений.

Список литературы

1. Гладких Е. Б. Современное городское пространство и его аудиовизуальные интерпретации // СПб: Труды СПБГИК, Т. 210, 2015 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-gorodskoe-prostranstvo-i-ego-audiovizualnye-interpretatsii (дата обращения: 12.03.2020).

2. Мелконян К. Ю. Киноискусство как фактор формирования социокультурного пространства современного общества / Ставрополь: Наука. Инновации. Технологии №66, 2010. — С. 259-263. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kinoiskusstvo-kak-faktor-formirovaniya-sotsiokulturnogo-prostranstva-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 12.03.2020).

3. Оже М. От города воображаемого к городу-фикции // Художественный журнал №24, 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.guelman.ru/xz/362/xx24/x2402.htm#1 (дата обращения: 12.03.2020).

4. Согомонов А. Ю. Современный город: стратегия идентичности // Неприкосновенный запас №2 (70), 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2010/2/so21.html (дата обращения: 12.03.2020).

5. Hansen, Miriam. The Mass Production of the Senses: Classical Cinema as Vernacular Modernism. Modernism/Modernity6.2 (1999): 59–77. URL:

https://www.researchgate.net/publication/304639187_The_Mass_Production_of_the_Senses_Classical_Cinema_as_Vernacular_Modernism (дата обращения: 12.03.2020).

6. Kracauer,Siegfried.Theory of Film: The Redemption of Physical Reality. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997. URL: https://archive.org/details/theoryoffilmrede00krac/mode/2up (дата обращения: 12.03.2020).

7. Wojcik Pamela Robertson.  The City in Film. Published 2014. URL: https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199791286/obo-9780199791286-0109.xml (дата обращения: 12.03.2020).

Zamora M. de Miguel. European cities as a filmic claim. European Cinema Research Forum 2015. URL:  

https://www.academia.edu/13866528/European_cities_as_a_filmic_claim (дата обращения: 12.03.2020).

 

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!