ВЕЛЬСКИЙ Второй мировой Есютинская Смольянское

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ПО ГОДАМ

 

ВЕЛЬСКИЙ УЕЗД — административная единица в составе Вологодского наместничества и Вологодской губернии, существовавшая до 1929 года. Центр — город Вельск.

ВЕЛЬСКИЙ УЕЗД - это один из самых востребованных, но в тоже время проблемных УЕЗДов бывшей Вологодской губернии в плане изучения, так как часть документов находится в ГАВО - к примеру, метрики с 1756 по 1862 года включительно поУЕЗДные и отдельно по церквям до начала XX века, в ГААО - метрики с 1862 года поУЕЗДные и в ЦВА (г. В.-Устюг) и ВЕЛЬСКИЙ музей.

 

1178 г Всеволод Большое Гнездо основал г.Гледен, а его сын Константин в1212 г - Устюг Великий. Ева Юрий "примыслил" Устюг от Константина и "пермские дани к себе взял".( Док-ты по истории Коми.Историко-филологич. Сборник. Вып.4. Сыктывкар, 1958)

 

В краеведческой литературе Коми уверенно говорится о заселении р.Вель древней пермью. Народность Пермь заселяла и земли по Вели, Пежме и Верхней Ваге. Вот почему эти земли до 17 в входили в состав Устюжской земли и Устюжского уезда.

 

В 14 в в борьбу за земли Подвинья включается Московское княжество в связи с получением в 1329 г Моск князем Иваном Калитой ярлыка на великое княжение. Вычегодско-Вымская летопись сообщает, что с "1333 лета князь московский стал брать черный бор с Вычегды и Печоры ... с пермские люди."

 

В 1471 г.Как владения князя Ивана Александровича Ростовского эти земли упомянуты в Третьем списке Двинских волостей, перечислявшем владения князей и бояр, которые по мнению московских властей были незаконно захвачены новгородскими боярами. «А Веля да Пежма реки по обе стороны от устеи и до верховен и до Ярославского рубежа и с малыми речками, которые в них втекли, — Тявренга, Подвига, Шоноша, Синега, слободка Морозова, слободка Косткова, — то земли были княжи Ивановы Александровича Ростовского. А искал тех земль Федко Василисов, староста Вельской и Пеженскои, на Степанке на Космынине, да на Ивашке на Микифорове; а те ответчивали, во владычне место ноугородского, в Ыонино.» (1)

 

Появление в Ростове Андрея Федоровича с московской ратью привело к политическим переменам в княжестве. Под 1364 г. в ростовском летописании сообщалось, что «того же лѣта поѣха князь Костянтинъ Василиевичь на Устюгъ»36. После этих событий определение «Ростовский» прилагается в источниках уже ко князю Андрею Федоровичу37, из чего становится ясным, что именно он стал ростовским князем. О судьбе Константина Васильевича речь пойдет ниже. Здесь же следует подчеркнуть, что при Андрее Федоровиче княжество не стало единым. Есть несомненные свидетельства о феодальном дроблении Ростова в правление этого князя, скончавшегося в 1409 г.Источник: http://www.a-nevsky.ru/library/formirovanie-gosudarstvennoy-territorii-severo-vostochnoy-rusi8.html

 

Во 2ой половине XV века произошло разделение земель Заволочья и выделилась новая территория Двинская земля. В церковно-административном отношении она делилась на 2 части: западную(по Двине и Ваге), управляющуюся новгородским архиепископом, и восточную( по Пинеге, Мезени и до Печоры), управляющуюся московским митрополитом. А Заволоцкий уезд с Верховажским посадом был присоединён к Ростовской епархии.

В 1552 году "марта 21" царь Иван Грозный пожаловал "важан, шенкурцов и Вельского стану посадских людей и всего Важского уезда становых и волостных хрестьян" Уставной грамотой, в которой была определена административная структура уезда. По этому документу образовался Важский уезд и состоял он из двух половин - Шенкурской и Вельской, и семи станов. В Шенкурскую половину входили Шенкурский , Подвинский, Ледцкой, Ровдинский станы. В Вельскую - Вельский, Слободской и Кокшенгский станы.

При учреждении опричнины в 1564 и 65 годах города Вологда, Устюг, Тотьма и Вага с Вельским посадом были зачислены в числе других 20-ти в опричные города и доходы с них и их волостей стали поступать на «Государев обиход».

 

 

УСТЬЯНСКИЕ ВОЛОСТИ

 

Устьянскими волостями назывались черносошные волости Пежма, Чушевицкая, Чадромская, Растовская, Соденга, Дмитровская, Шангала, Никольская Волюсная, Введенская' в верхнем и среднем течении р. Ваги. Волости Пежма и Чушевицкая находились на территории Важского уезда, но управлялись как и остальные Устьянские волости устюжским воеводой через местных выборных людей (земских судеек и т.п.).

 

Сохранились сведения о том, что уже в 1472 г. при Ростовском Вознесенском погосте на реке Вели, входившем в Пежемскую волость, существовал "суд Устьянских волостей"

 

В начале XVI века Устьянские волости входили в состав Юстюжского уезда у которого их оспаривала Тотьма.

В I пол. ХVII в. ведались Устюжской четвертью, в последней четверти ХVII в. — приказом Большого Дворца.

А в 1555 году получили самоуправление и входили самостоятельной административной единицей в состав Московского государства. То есть Важский уезд и Устьянские волости существовали паралоельно друг другу и имели разных начальников и систему управления и сбора налогов!

 

Одним из первых документов по Устьянским волостям является "Уставная грамота Устьянским волостям 1539 года". Касается она той части Вельского района, которая расположена по рекам Вели и Пежме. Подробнее о грамоте: https://docviewer.yandex.ru/view/1130000002583341/?*=mdaXFU4xuwg9XbtQxMJrAUVS%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%3D%3D&lang=ru

 

Грамоту впервые (в архивах) обнаружил и опубликовал М. И. Богословский, (1867-1929 гг.), доктор наук, академик Академии наук СССР, известный краеведам по исследованию "Земское самоуправление на Русском Севере в XVII веке" (М. 1909,1912 гг., т. 1-2) и опубликованном в книге "Чтения в императорском обществе истории и древностей российских" (1907г., кн.1, отд.IV, стр. 47-51). Эту уставную грамоту не следует путать с Уставной гра­мотой Устьянским волостям 1555 года. Если последняя вводила новую форму местного управления - земское самоуправление, то рассматриваемая подтверждала так называемые кормления. Точнее определяла административные и судебные полномочия представителей этой власти - "кормленщиков". В более широком смысле юридически оформляла включение данной территории в состав Московского государства.

 

Нет смысла подробно рассматривать, что такое "кормления". Скажем лишь, что уставные грамоты, выдаваемые жителям той или иной местности, определяли два главных вопроса местного управ­ления: как производить сбор налогов и как вести суд. Пежма и Вель попали в эту грамоту потому, что до 1780 года они входили в административный круг, называемый Устьянские волости.

 

Рассмотрим те исторические сведения, которые несёт грамота.

 

Устьянские волости были составлены из трех отстоящих далеко друг от друга местностей. "Се яз князь великий Иван Васильевич всея Русии пожаловал есми на Устюзе Заечеречан да Пежмич, да Чюшевиц старост и всех крестьян, что били челом Пашко Олексеев да Сенко Кошутии, да Степанко Фёдоров и во всех крестьян место тех волосток...". Из текста видно, что административно названные волости подчиняются не Шенкурску, а Устюгу. Названы три волости, каждая из которых, представляет стан, то есть делится на волости. В подтверждение сказанному читаем слова: "А собирают тот корм с тех волосток... да отдают волостелю... на стану". Стан "Заечеречан" - это, мы считаем, Устьянские волости, Чушевицы в верховьях Ваги, Пежемский стан объединял волости по реке Пежме

и Вели.

 

Как Пежма и Вель, непосредственно примыкавшие к Вельску, оказались от него оторванными? Вопрос сложный, требует исследования. Но, несомненно, одно: они входили в XV веке в состав Ростовского княжества, здесь лежит исток обособления.

 

??? В 1584-1598 гг Устьянские волости отделяются от Устюжского уезда и жалуются Дмитрию Годунову.

 

Кроме того известен Судебник 1589 года, который возник в Устьянских волостях Подвинья и имел значение кодекса правовых норм («судебной книги») только для Севера и Северо-Востока Европ. части России. Он не был официально утверждён, при этом признавался приказами действующим кодексом актуальных норм процессуального, гражд., поземельного, уголовного и адм. права. Им руководствовались в кон. 16 – сер. 17 вв. местные адм.-судебные институты власти, прежде всего выборные земские органы. Известно 5 списков. Вышел при царе Фёдоре Иоановиче (Блаженном) преемнике Ивана Грозного.

 

Восточная граница Вологодского уезда до Устюжского:

 

По мере формирования Тотемского УЕЗДА (с 1548 г., затем с 1564–1565 гг., а окончательно – с 1620-х гг.) крайние западные земли Устюжской земли вошли в его состав. Разграничение здесь можно наметить на двух участках:

 

1) между вологодской волостью Сямженой и устюжской (тотемской) волостью Молой и 2) между вологодской и тотемской частями самой Сямжены.

 

В окладных книгах 1647/48, 1674/75, 1691 и 1755 гг. в вологодской части последней отмечен храм великомученика Георгия «на Рубеже» (ОР РНБ, ОСРК, Q. II-106, л. 92 об.;

 

Q. II-107, л. 117 об.; ВЕВ, 1872, прибавления к № 21, с. 820), а по соседству в тотемской – Покрова Богородицы (Церковно-исторический атлас..., 2007, ч. 2, с. 52, № 12–18, 13–18). Георгиевская церковь называлась Рубежской ещё в начале ХХ в. Таким же было название ВОЛОСТИ на востоке ВОЛОГОДСКОГО УЕЗДА – Порубежская. В писцовой книге 1623– 1625 гг. указана её граница с тотемской Сямженской волостью по речкам Узмице и Нишме (РГАДА, ф. 1209 (Поместный приказ), Их состав указан в жалованной данной тарханно-оброчной и несудимой грамоте кн. Василия Даниловича Пенкова от 26 марта 1526 г. (ОР РНБ, ОСРК, F.-1, 254–255; Каштанов, 1958, № 237).

 

Отмена управления волостеля и введение земского самоуправления в Устьянских волостях относятся к 1555 году, когда 15 октября была дана Уставная земская грамота крестьянам Устюжского уезда Усецких и Заецких волостей. А при царе Фёдоре Ивановиче Устьянские волости вновь переведены на кормление, о чём имеется надпись на Уставной грамоте 1539г: от 22 февраля 1594 г. "Государь царь и Великий князь Фёдор Иванович всея Руси сее грамоты слушал и выслушав Заечеречан да Пежмич, да Чюшевицкие волости крестьян пожаловал, велел им сю грамоту подписати на своё царево и Великого князя Федора Ивановича всея Русии имя и сее у них грамоты рушити не велел никому ничем. А велел ходити о всём потому, как в сей грамоте писано".

 

 Нападения поляков и литовцев на Вагу и Вельск имели место в сентябре 1613 г.

(Мясников М. Н. Исторические черты о городе Вельске, собранные из древних летописей, старинных книг и архивных бумаг / Публикация Ю. С. Васильева / / Важ ский край. Источниковедение. История. Культура. Вып. 3. Вельск, 2006. С. 211).

 

Судя по факту переписи 1619 г., которая проводилась после "разоренья" в Тотемском уезде и Устьянских волостях. они в то время входят в Тотемский уезд. При этом они вновь подчиняются напрямую Москве. С одной стороны, в Устьянских волостях вводится власть "приказных людей", с другой, - они вновь самостоятельно относят деньги в Москву, в приказ Устюжской четверти.

В 1622 году этот порядок закрепляется: в жалованной грамоте государей Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича вместо "приказных людей" вводятся "выборные судьи", и Устьянские волости вновь становятся округом классического земского самоуправления. Жалованная грамота Устьянским волостям подтверждалась всеми государями XVII века: Алексеем Михайловичем в 1647 году, Федором Алексеевичем в 1676 году, Иоанном и Петром Алексеевичами в 1682 году.

 

В начале XVII века для управления волостями стал назначаться из Москвы «приказный человек». В последствии, в 1622 году это назначение прекратилось, жалованной грамотой суд и сбор податей были переданы земским выборным. Грамота эта была дана по ходатайству самих жителей волости. Они заявляли, что до московского разорения у них приказных людей не бывало, а судили их мирские выборные судейки. После смуты к ним стали назначаться приказчики, которые их притесняли.

 

Волости просили убрать приказчиков, заменить их мирскими выборными судейками, как было раньше, а за право самоуправления обложить их налогом.

 

Ходатайство было рассмотрено и ответом на него была дана «Жалованная грамота Устьянским волостям о дозволении им избирать излюбленных старост для суда и управы, и для сбора государевых доходов» от 8 сентября 1622 года. Согласно ей разрешалось выбирать из крестьян лучших людей для суда, сбора податей и доставки их в Москву, по два в каждой волости. Кроме этих двух выборных лучших людей, предписывалось выбирать по два целовальника, по дьячку земскому. Суд в разбойных делах возлагался на губных старост, которые должны были вершить суд по губным грамотам и наказам.

 

За право самоуправления на Устьянские волости был наложен особый оброк, в размере 144 рублей, 14 алтын. 2 деньги в год. Общая сумма была доведена до 1000рублей на год. Все последующие цари XVII века подтверждали эту грамоту, подписывая своё имя.

 

Таким образом¸ в 1622 Устьянские волости добились того, что приказный человек от них был убран, и волости вновь стали самоуправляющейся земской единицей, единственной во всём Московском государстве.

 

«В Устьянских волостях ведают и судят выборные судейки по годам, а воеводам и приказным людям быть не велено»[20].

 

Но в действительности организация земского самоуправления в Устьянских волостях, в этот период времени, не совсем совпадала с жалованной грамотой 1622 года. Состав органов самоуправления можно восстановить с большей точностью, если мы обратимся к так называемым «выборам», т.е. сохранившимся избирательным протоколам. В качестве примера, возьмём организацию земского самоуправления во Введенском стане. Он состоял из четырёх волостей или сошек: Шангальской, Никольской, Введенской и Дмитриевской...

 

Приведём список из жалованных грамот, которые получили устьянцы: Иоанна IV (1-я без году, далее 1540, 1546 и 1583 г.г.), Михаила Феодоровича (1622 г., подтвержденная впоследствии другими царями), Алексея Михайловича (1672 г.) и Феодора Алексеевича (1682 г., подтвержденная его преемниками в 1683 г. В грамоте 1672 г приводятся любопытные свидетельства об упрямстве крестьян Устьянских волостей.(Козловский И. П.. Первые почты и первые почтмейстеры в Московском государстве. — Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1913. — Т. 1. — С. 446—457., т.2. - с.367)

 

Первое известное описание — валовое письмо 1563 г. Ивана Петровича Невежина и подьячего Петра Афанасьева; книг от него не сохранилось. С.Б. Веселовский называет дозор трех волостей (Ростовщины, Шангалы и Чадромы) 1620-1621 гг. Никифора Талызина и подьячего Ивана Петрова и дозор 1622 г. Чушевицкой вол. Дмитрия Пушечникова, а так же письмо 1623 г. Тимофея Бобарыкина и подьячего Макара Чукаринова — все эти работы были отменены по челобитьям крестьян. Следов этих работ так же пока не обнаружено.*

 

В 1635-1636 г. Устьянские волости переписал Дмитрий Михайлович Овцын, ав 1640 г. — пристав Устюжской четверти Ларион Васильев с земскими су дейками и выборными людьми Устьянских волостей. Переписные книги этих работ приводятся в данной описи (см. №№ 352 353). В марте 1645 г. описы вать и межевать волости были назначены Иван Иевлевич Загряжский и подьячий Тимофей Семенов, которые работали в 1645 1646 гг. В 1646 г. их писцовая и межевая книга земель Устьянских волостей была утверждена? (см. №№ 354-355). В 1646 г. в Устьянские волости направлены Никита Дмитриевич Телегин и подьячий Михаил Тугаринов, для проведения переписи и приведе ния населения к присяге Алексею Михаловичу. Подлинник переписи со

 

‘Согласно сведениям Я.Е. Водарского три последних составляли Введенский стан. (Водарский Я.Е. Население России в конце ХУП-начале ХУШМ.. 1977. С. 245).

 

* Веселовский С.Б. Сошное письмо. Т. И. М.. 1916. С. 638.

 

 

За 1552 год имеется "Опись в приёме денег с даточных людей в Важских волостях". (“Опись…” опубликована в “Архиве” П. М. Строева, т.1, док.190. Книга имеется в Вельском краевед­ческом музее)

Из названных четырех волостей Вельского стана в этом документе самой большой являлась волость Никиты Чудотворца “У Гридки у Михайлова семьдесят и с осми сошек и 3 дву трети обжи... взято тридцать один рубль...”. На втором месте волость Пречистые “у Ромашки у Онаньина да у Савки у Павлова со штидесяти и одной сошки... взято двадцать четыре рубля и шестнадцать алтын з денгою”.

Самой маленькой была Вельская волость с Судромою - 14 сошек, платили “полшеста рубли”. Липки и Шелота - 20 сошек и полторы обжи, платили 8 рублей с четвертью (Сошка = 3 обжам. Обжа = 14 четей земли. Четь = 0,5 десятины. Десятина = 1,09 гектара. Алтын = 3 копейкам. Денга - полкопейки. Примеч. авторов).

 

В грамоте царя Бориса Федоровича 1603 года в Важском уезде называются станы: Шенкурский, Ледский, Подвинский, Борецкий, Слободской, Вельский, Пречистенский-Верховажский, Кокшеньгский, Ромашевский, Верховажский, Судромский, Шелоцкий, Тавреньгский (Акты Археографической экспедиции, т.2, док.25)

 

В XVII в. Григорова и Есютина Слободка относились к волости Пежма, входившей в состав Устьянских волостей.

(2)Соответственно, описания деревень этой волости есть в писцовых и переписных книгах. По одной из этих книг я составил карту Устьянских волостей.
Российский государственный архив древних актов. Ф. 1209. Кн. 510. Л. 1–584. Писцовая и межевая книга земель Устьянских волостей письма и межевания писцов стольника Ивана Иевлевича Загряжского и подьячего Семена Тимофеева (1645/46 г.).
В этой книге (Л. 400-402 об.) есть описание и Никольской церкви, которая, судя по всему, построена сравнительно недавно, т.е. где-то в начале XVII в.:
В Григорове да в Есютине слободке почисть на речке на Елюге, а на почисте церковь великого чюдотворца Николы древяна клетцки холодная, а в церкве божие милосердие образов месных на празелени: образ великого чюдотворца Николы в киоте, приклад венец да две гривны сребряны позолочены басма; образ Одегитрие Пречистые Богородицы; образ Успения Пречистые Богородицы; образ Офонасия Александрейскаго; образ чюдотворца Николы; образ Благовещение Пресвятей Богородицы; образ преподобномученик Власий Савастийский; образ Богоявление Господне; образ Илии Пророка; образ Георгия страстотерпца; образ Воздвижение честнаго Креста; образ Покров Пресвятей Богородицы; образ Флора и Лавра. В тябле деисус десять икон на празелени. Над деисусы вверху образ Нерукотворенный Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Перед деисусы ж три свечи древяные на красках тощи. Паникадило медное о пяти перах, весу в нем пять гривенок. Двери царские и сень и столбцы и двери северные на празелени. В олтаре образ Знамение Пречистые Богородицы напрестолные да крест выносной на празелени. Престол оболочен полотном. На престоле Евангилье тетр печать московская, поволочено бархателью, евангелисты и застешки медные. Крест воздвизалной на празелени, херуговь. На дцке образ Спасов, образ Пречистые Богородицы, образ Ивана Предтечи на празелени. Кадило да укропник медные. Сосуды церковные древяные, ризы полотняные. Оплечье полубархат зелен. Стихарь подризной оплечье крашенинное. Патрахель и поручи выбойчатые. Да книг печать московская в десть: устав, Апостол, Псалтырь. В полдесть – часовник. В четверть псалтырь же литовская, печать в четверть. Да писменых книг: минея общая, да в полдесть минея месяц сентябрь, охтай пятово гласу, потребник, Златауст с сентября да по март месяц, Шестоднев, ирмолой в четверть.
Другая церковь страстотерпца Христова Георгия древяная клетцки с трапезою теплая, а в церкве божие милосердие образ страстотерпца Христова Георгия на празелени. В тябле деисус семь икон на празелени. Двери царские и сень и столбцы и двери северные на празелени ж. В олтаре образ Умиление Пресвятей Богородицы да крест выносной на празелени. Престол оболочен полотном. На престоле крест воздвизалной на празелени. Кадило медное ветхо. На колоколнице пять колоколов, весу в них семь пуд. А в паникадиле и в колоколах писан вес по скаске церковного старосты Сергушки Александрова. А строены церкви и в церквах божие милосердие и книги и ризы и колокола и все церковное строение тое ж церкви мирских приходцких людей.

 

Верхопуйская Николаевская церковь называлась "Рубежской".

РФ: с. Георгиевское на оз. Верхопуйское, Вельский р., Архангельская обл.

РИ: д. Палкинская (Большой двор), Верхопуйская вол., Вельский у., Вологодская губ.

Из рукописной справки сямженского музейного архива, составленной известным вологодским краеведом Мухиным Александром Васильевичем (2 ноября 1995 г.), с названием «На Рубеже», посвященной Коробицынским и Коростелевским землям: Георгиевский храм на Рубежье (границе между Новгородскими и Ростовскими землями) существовал уже в начале XYII в., а в 1830 г. построена каменная церковь.

 

При Василии Шуйском эти земли(вся северная часть Руси с Онеги до Двины) стали вотчиной его брата Дмитрия.

 

 

 

(2)


В 1708 г появилась Важская доля, из которой в 1780 г вычленился Вельский уезд в составе Вологодской губернии, а соседний Шенкурский ушёл в Архангельскую губернию.

В XVII в и до 1757 г Важский уезд делился на Верховажскую, Кокшеньгскую, Подвинскую и Шенкурскую четверти(чети).

 

В 1708 г. образуется Архангелогородская губерния, в которую входят 20 городов, в том числе и Устьянские волости. Это абсолютно уникальный случай, чтобы чисто сельский округ вошел в губернию на правах "города".

По указу Екатерины II от 7 ноября 1775 г. происходит новое административно-территориальное деление государства: вместо губерний образуется наместничества, которые делятся на области (провинции), уезды и волости.

В ходе преобразований в 1780 г. Устьянские волости прекратили свое существование как отдельная административно-территориальная единица. 7 Устьянских волостей были включены во вновь образованный Красноборский уезд Великоустюжской области Вологодского наместничества (Чадромская, Ростовская, Соденгская, Шангальская, Никольская, Введенская и Дмитриевская), 3- в Вельский уезд Вологодской области (Пежемская, Хозминская и Чушевицкая).

 

15 марта 1787 года к ней отошли Олонецкое викариатство Новгородской епархии; одновременно к Вологодской епархии была отнесена вельская часть Шенкурского уезда.

 

На 15 марта 1840 года Гридинская входила во Второй мировой участок Смольянского сельского общества Есютинской волости Вельского уезда.

 

С 1861 по 1919 д.Гридинская входила в состав Вологодской губернии.

 

В 1913 году в уезде было 18 волостей: Бестужьевская, Верховская (центр — д. Лукинская), Верхопуйская (центр — д. Колоколовская), Дмитриевская (центр — с. Алфёровское), Есютинская, Камкинская (центр — д. Юрятинская), Кулойско-Покровская (центр — с. Урусовское), Леонтьевская, Малодорская (центр — с. Спасское), Морозовская (центр — д. Евсюнинская), Никифоровская (центр — с. Богоявленское), Никольская (центр — с. Строевское), Ростовская (центр — д. Стешевская), Семёновская (центр — д. Верхне-Семёновская), Тавринская (центр — с. Пономарёвское), Усть-Вельская (центр — д. Дюковская), Чушевицко-Покровская (центр — д. Великодворская), Шелотская (центр — д. Никулинская)[1].

 

 

Карта волостей Вельского уезда на 1924 г

 

Вельский район был образован в июле 1929 г на территории Есютинской, Никифоровской, Ракуло-Кокшеньнской, Усть-Вельской и Чадромской волостей Вельского уезда Вологодской губернии.

 

По данным ВГВ:

ВЕЛЬСКИЙ Второй мировой Есютинская Келаревское

 

ВЕЛЬСКИЙ Второй мировой Есютинская Смольянское

ВЕЛЬСКИЙ Второй мировой Есютинская Хозминское

ВЕЛЬСКИЙ Второй мировой Есютинская Шадринское

ВЕЛЬСКИЙ Второй мировой Есютинская Шеновское

ВЕЛЬСКИЙ Второй мировой Есютинская Шабановское

В Вельском УЕЗДе волостей - 18, сельских обществ — 53.

 

 

К 1926 году волостей стало 16: Бестужевская, Верховажская, Верхопуйская (центр — с. Колоколовское), Есютинская (центр — д. Мауркино), Кулойско-Покровская, Малодорское (центр — с. Спасское), Морозовская, Никифоровская (центр — с. Богоявленское), Никольская (центр — д. Строевская), Ракуло-Кокшонгская (центр — д. Березник), Тавренгская (центр — с. Пономарёвское), Усть-Вельская (центр — г. Вельск), Хмельниковская, Чадромская (центр — д. Леонтьевская), Чушевице-Покровская (центр — д. Чушевицы), Шангальская.

 

ЛИТЕРАТУРА И АРХИВЫ

1. АСЭИ. Т. 3. № 16. С. 32-33.

 

2. Грязнов А.Л. «Устьянские волости по писцовой и межевой книге 1645/1646 г», Заволочье. Устьянская земля. Вып.2

 

Фонд 137 - Межфондовая опись

Книги московских приказов в фондах 137, 138, 141, 144, 145

XXII. УСТЮЖСКАЯ ЧЕТВЕРТЬ (ЧЕТЬ).

УСТЮЖСКИЙ ПРИКАЗ

Устюжская четверть учреждена в конце XVI в. Ведала сбором

государственных налогов и управлением Бежецка, Великих Лук,

Венева, Вязьмы, Гремячего, Дмитрова, Епифани, Звенигорода,

Клина, Можайска, Ржева, Рузы, Соли Вычегодской, Старицы,

Устюга, Устюжны Железопольской и Чаронды с уездами.

В 1658—666 гг. соединена с приказом Великого княжества Литовского.

В 1686 г. подчинена Посольскому приказу и переименована

в Устюжский приказ. В начале XVIII в. приказ ликвидирован.

А. О БЩИ Е КНИГИ

1929. Приходная книга данных, оброчных, стрелецких, таможенных

и кабацких денег с тяглого населения Бежецка, Великих Лук,

Венева, Вязьмы, Гремячего, Дмитрова, Епифани, Зв енигор ода,

Клина, Можайска, Пошехонья, Ржева, Рузы, Соли Вычегодской,

Старицы, Тотьмы, Устьянских волостей, У с тю г а Великого,


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!