Милетская школа. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.



Фалес считал, что все существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды. Все рождается из этого первоисточника. Вода, сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь - в воздух, а воздух, сгущаясь, превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырех стихий, но главной стихией является вода. Разрушение мира по истечении “мирового цикла” будет означать погружение всего сущего в океан.

Учение Анаксимандра о первоначальной стихии, из которой возникают все вещи и явления мира. Эта стихия (Апейрон, т.е. Беспредельное), не ассоциируемая ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, в том числе людей. Но, родившись из вечной и неуничтожимой стихии беспредельного, все эти явления сами по себе не вечны. Люди и животные смертны, вещи приходят в ветхость и подвержены разрушению. Такая судьба всего сущего объясняется тем, что апейрон мстит своим созданиям за обособление от себя, за то, что, возникнув, они в противоположность ему, обретают предел.

В представлении Анаксимена все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, «порождения», образующиеся путем его сгущения или разрежения. Другие изменчивые свойства вещей (тепло, холод и другие) являются производными от этого основного процесса.

Философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

Школа пифагорейцев

Данная школа представляет собой объединение философов, которые были последователями Пифагора. Отличительная черта данного учения состоит в том, что единая сущность природы это число. В подтверждение этого Пифагор говорил, что всё можно сосчитать и измерить. В данном учении утверждалось, что единицу можно считать основным элементом, мельчайшей частью всего. Пифагорейцы отмечали диалектичность мира. Они обращали внимание на наличие противоположных категорий: мужское и женское, правое и левое, прямое и кривое, также множества других. Мир они считали проявления совершенства и гармонии. Пифагорейцы называли его Космосом. Философия этой школы была основана на изучении четырёх направлений: мистики, геометрии, логики и математики.

 

Школа Гераклита Эфесского

Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира («архе»), так и основным элементом («стойхейрон»). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе». 

 

Центральным мотивом учения Гераклита был принцип: все течет. Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя, согласно его взглядам, «живет смертью» другой.

Элейская школа

Основными представителями элейской школы считают Парменида и Зенона.

Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы миропонимания базируются на одной из трех посылок:

1) Есть только бытие, небытия нет;

2) Существует не только бытие, но и небытие;

3) Бытие и небытие тождественны.

Истинной Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, вневременно, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, прерывность, текучесть - все это удел мнимого.

 

Наибольшей известностью во все времена пользовались зеноновы доказательства против движения; например, "движения не существует на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца, а чтобы дойти до половины, нужно пройти половину этой половины и т.д. "

Представители школы сформировали понятие единого бытия. Эти философы считали, что такой подход является основой философского постижения мира. Были выделены основные характеристики бытия:

непрерывность;

неизменность;

нераздельность;

одинаковое присутствие в каждом элементе, в каждой точке.

 

Атомисты.

Представителями школы атомистов являются Демокрит и Левкипп. Они считали, что вся природа построена из мельчайших кирпичиков — атомов.
Основой учения Демокрита являются следующие положения:

Весь мир состоит из атомов, которые являются мельчайшими кирпичиками сущего, его первоначалом.

 Атом является неделимой сущностью.

Существует большое количество его разновидностей, которые различаются по величине или форме.

Между атомами находится пустое пространство, в котором происходит их непрерывное движение.

В природе существует круговорот этих мельчайших частичек - атомы собираются в группы и разъединяются, находясь в бесконечном процессе движения.

 

Хотя элеаты отрицали существование небытия, Левкипп утверждал, что «небытие существует не менее, чем бытие.» Небытие трактовалось атомистами как пустое пространство. В бесконечной пустоте - пространстве движутся, сочетаясь между собой, бесконечные по числу и по форме тельца, отличающиеся друг от друга формой, порядком и поворотом. Бытие, таким образом, предстаёт в философии атомистов как совокупность бесконечно большого числа малых атомов.

Из учения атомистов вытекало, что мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Возникновение и уничтожение вещей объясняется разделением и сложением вещей, изменениями их порядка и положения.

Натурфилософские идеи первых философских школ достаточно разнообразные и смелые. Они как и вся античная философия оказали огромное значение на дальнейшее развитие как философии, так и всех сфер человеческой деятельности. Учения античных философов представляют собой торжество разума и революционные идеи понимания мира.

Библиографический список:

Первые натурфилософские школы Древней Греции https://revolution.allbest.ru/philosophy/00669563_0.html

Натурфилософия - особенности развития, представители и основные идеи
https://nauka.club/filosofiya/naturfilosofiya.html

Первые натурфилософские школы Древней Греции https://www.bestreferat.ru/referat-172579.html

 

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!