Приведите примеры форм бессознательного в нашей жизни
Бессознательное - те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Например, когда после напряженного мыслительного процесса в голове человека вдруг рождается идея, то говорят об интуиции, которая носит неосознанный характер. Или другой пример: подпороговые ощущения, которые не достигают сознания, если сила раздражителя слишком слаба и не превышает минимального абсолютного порога ощущений. Тем не менее, соответствующая информация может позднее «всплыть» в сознании и оказать определенное воздействие на мысли или поступки человека.В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики человека часто применяют метафору «луча прожектора», который в полной ночи выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится ясно видимым, в то время, как остальная часть окружающего пространства остается скрытой от наблюдателяСледует отметить, что бессознательные явления далеко не однородны. Их можно разделить на пять основных типов. Каждый из этих типов имеет собственные механизмы образования и функционирования.Основные типы бессознательных явленийПервый тип бессознательных явлений можно обозначить как «предсознание». Сюда относится в частности информация, которая попала в организм, но не дошла до сознания (слабые подпороговые ощущения).Второй тип бессознательного - автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически.Функция контроля в этом случае переходит от двигательной коры больших полушарий к структурам стриопаллидарной системы полосатое тело + бледный шар). Примером является вождение автомобиля. Вязание на спицах и работа на клавиатуре опытной наборщицы. К этому же типу можно отнести навязчивые привычки и навязчивые действия (жесты, ритуалы, движения). Особым классом второго типа является сомнамбулизм («лунатизм».Третий, самый обширный тип явлений бессознательного) - бессознательные явления личности. Он состоит из трех основных классов явлений:Неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда.Негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.);Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.)Четвертый тип бессознательного - особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.)Интуиция в жизни каждого человека играет важную роль. Она часто помогает принимать очень сложные решения.Интуиция - способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция не осуществляется в логически развёрнутом и доказательном виде. Интуиция позволяет принимать решения, делать выбор, решать сложные проблемы при недостаточном количестве фактов и данных. Хотя мы интуицией пользуемся бессознательно, но при достаточном её развитии она помогает поступать нам разумно в любых обстоятельствах. Порой, интуиция-это единственное, что может нам помочь сделать свой выбор в сложных ситуациях.
|
|
|
|
В разное время философы давали свою трактовку этому понятию. По Платону, интуиция- внечувственное восприятие идеи; познание, погружение в себя, в свою субъективность.
Источник и сущность интуиции в разных философских концепциях рассматривается по-разному. Как результат божественного откровения или инстинкт, непосредственно определяющий без предварительного научения формы поведения индивида (Бергсон ), или как скрытый бессознательный первопринцип творчества (Фрейд) , однако даже при разном толковании интуиции все подчёркивают момент непосредственности в процессе интуитивного познания. Декарт определил интуицию как прямое, непосредственное усмотрение истины, в отличие от опосредованного рассудочного познания; это высший вид интеллектуального познания, когда человек одновременно и мыслит и созерцает.
|
|
Мнение о том, что интуиция в жизнедеятельности врача играет большую роль, сложилось со времен Гиппократа, ведь в то время медицина не знала о развитии и течении множества заболеваний, распознавание болезней был доступно лишь определенному кругу лиц, которые и обладали той самой «интуицией врача».
Несмотря на то, что сейчас медицина достигла высшего своего развития, интуиция продолжает играть важную роль. Например, по жалобам больного не всегда можно правильно оценить объективное состояние его организма. Так же одних теоретических знаний будет недостаточно, так как симптоматика ряда заболеваний схожа, а некоторые напротив могут протекать бессимптомно. Здесь необходимо клиническое мышление врача, способность анализировать для того, чтобы прийти к правильному выводу, а впоследствии к решению проблемы.
|
|
42.Объясните роль науки и религии в современном КазахстанеСовременная наука является не только основной формой познания природы и общества, обеспечивает человека научными знаниями, но и важнейшим инструментом ее жизнедеятельности Как форма общественного сознания она является является системой знаний о природе, обществе и мышлении, отражает мир в научных понятиях, законах, теориях, апробируются И проверяются предметно-практической деятельностию.Современная наука - это совокупность сотен наук, исследующих различные сферы действительности Те из них, которые изучают природу, выделили в сферу естественных наук, а те, что - общество, - называют общественными Отсюда си, физику, химию, астрономию, биологию, физиологию и др. классифицируют как естественные науки, а такие, как история, социология, политэкономия, политология, философия и др., относятся к блоку общественных В их пределах возможны еще и детальные классификации Тем более, что современное развитие науки свидетельствует неуклонном развитии дифференциальных процессов Поэтому в структуре традиционных наук постоянно происходит растволенування выделения все новых и новых направлений Так, из лона философии в свое время выделились этика, эстетика, логика, психология, история философии, социальная философия, социология, философия истории, политология и другие наукшінауки.Следует отметить и то, что современному этапу развития науки характерны и интеграционные процессы и на этой основе возникновения новых отраслей знания, которые синтезируют несколько конкретных дисциплин Обычными стали слловосполучення: физическая химия, бионика, соционика, генная инженерия, кибернетика и др. Ученые, философы едины в том, что серьезные открытия сейчас осуществляются именно на"стыке"наук, их предметном переплетении.Роль религии в современном обществе следует из ее объективной сущности как связи человека с Богом. Благодаря этой связи человек выступает не столько как личность, сколько как представитель рода человеческого. Чувствуя связь с Богом, одновременно он чувствует свою причастность к человечеству, к отдельной человеческой общности. Интимное общение человека с Богом не ограничивается его индивидуальностью, а выводит эту индивидуальность в пространство совместного существования.С этой точки зрения религияболее социальная, чем другие — политические, правовые, экономические и другие отношения между людьми, то есть она является первичной, глубинной основой человеческого общества.Религиозное сознание является древнейшим среди других видов человеческого сознания, и человеческое общество — как осознание людьми их определенной общности — возникло именно на почве общей религии, тогда как все другие формы общественности (государство, хозяйство, культура) имеют уже производный, вторичный характер. Поэтому религия является основой любой социальности, хотя, как глубокая основа, она реже других осознается в этой роли.Наоборот, религия часто рассматривается исключительно как личное дело человека или даже подвергается разрушению как нечто лишнее или вредное, что, разумеется, только лишает общество его подлинной основы.Религия выступает как основа социальности благодаря тому, что именно она создает такие первичные основы общественности, как солидарность, свобода, служение. 43.Объясните суть структуры сознания . Сознание и мозг.Сознание - одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное,широкое понимание сознания характерно для идеалистической философииСознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционированияпсихики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, носущественных свойств предмета.а также описаниемструктуры, т.е. тех частей, из которых они слагаются.Структура и уровни сознания
При описанииструктуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:Сознание — двумерное явление:во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качествесамосознания.В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется. 44.Покажите общие и специфические черты форм общественного сознания: мораль, религия, наука, искусствоОбщественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его. Важно видеть преемственность в развитии общественного сознания, а также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.Выделяют два уровня общественного сознания: общественную психологию и идеологию. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания. Сложным считается взаимодействие общественной психологии и идеологии, а также соотношение с ними обыденного сознания и массового сознания.
Формы общественного сознанияПо мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.
Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.
Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.
Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.
И здесь без знания философии, идеологии и политики не обойтись. В общественных науках о сущности и значении этих понятий с момента их возникновения существуют различные толкования и мнения. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем — и это является определяющим, — что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, т.е. занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное — применение, будут той методологической основой, которую используют другие общественные науки, в том числе идеология и политика. Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляется в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин.
45.Объясните общие и специфические черты пространства и времениПространство и время относятся к числу важнейших форм бытия материи или ее атрибутов, без которых невозможно существование материи. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе вне материи или независимо от нее.Пространство есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство выражает сосуществование, протяженность и структурность любых взаимодействующих объектов.Время характеризует последовательность смены состояний и длительность бытия любых объектов и процессов, внутреннюю связь изменяющихся и сохраняющихся состояний.В обыденной жизни и практике понятие времени образуется благодаря сравнению, сопоставлению различных процессов движения. Например, мы говорим: «Лекция длится полтора часа». Это означает, что сложные, развертывающиеся один за другим качественно специфические процессы, такие как изложение лектором текста, запись и усвоение этого текста и т.п. — взяты как единой целое, сравниваются, сопоставляются с другим процессом — колебаниями маятника часов и вызванным этими колебаниями движением часовой и минутной стрелок. Для того чтобы произвести отсчет времени, мы всегда находим какой-то квазипериодический (повторяющийся в некоторых основных чертах) процесс, который выбирается за эталон, и с ним сопоставляются непериодические, более сложные процессы. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИИз свойств материи быть объективной реальностью следует ОБЪЕКТИВНОСТЬ пространства и времени.Второе свойство — АБСОЛЮТНОСТЬ. Третье - ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ. Четвертое общее свойство пространства и времени — БЕСКОНЕЧНОСТЬ, вытекающая из признания бесконечности материального мира. Пространство и время существуют вне и независимо от сознания человека, т.е. они объективны. Свойство абсолютности вытекает из признания тезиса о том, что бытие вне времени есть такая же бессмыслица, как и бытие вне пространства. Человеческие представления о пространстве и времени относительны. Из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаясь к ней.Так как существуют различные толкования понятия формы в отношении пространства и времени к движущейся материи, нет единодушия по поводу того, какие свойства пространства и времени имеют универсальный характер. Выяснение универсальных свойств пространства и времени связано с большими трудностями и предельными экстраполяциями всеобщих законов движения материи. Всякие суждения на этот счет отражают существующий уровень наших знаний и могут претерпевать существенные изменения в будущих теориях в соответствии с диалектикой абсолютного и относительного в научном познании. Познание развивается по линии преемственности объективных истин и интеграции достоверного содержания научных теорий. Многие современные теории об общих свойствах пространства и времени, проверенные и подтвержденные практикой и системой доказательств современной теории, сохранят свое значение и в будущей научной картине мира. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ Пространство и время имеют не только общие характеристики, но и специфические свойства, которые относятся только к пространству или только ко времени, что позволяет рассматривать их как разные атрибуты материи.Наряду с такими свойствами, как прерывность и непрерывность, противоречивость, к наиболее общим свойствам пространства и времени относят:структурность;протяженность.трехмерностьпространства;одномерность, однонаправленность и необратимость времени.
Мнение об универсальности таких свойств пространства и времени, как прерывность и непрерывность, трехмерность пространства, не может быть обосновано логически, хотя принципиально предположение об универсальности этих свойств не противоречит принципам диалектического материализма.Однако условия изучения пространства и времени иные, чем других понятий, так как нам знаком только единственный вид пространства — пространство трех измерений, в котором протекает наша жизнь, существуют наше тело, наша Земля, наша звездная система. Чем ограничено наше пространство и время и каков характер этого ограничения — на этот вопрос пока нет материала для ответа. Проблема была бы намного проще, если бы существовала только одна форма пространства и времени, как предполагали представители механистического материализма. Но диалектический подход к рассмотрению пространства и времени, основанный на достижениях современного естествознания, заставляет сомневаться в правильности такого взгляда и приводит к гипотезе существования многих форм пространства и времени. В этих условиях определение общих свойств пространства и времени превращается в сложную проблему.
Биологическое пространство и времяС возникновением живой природы возникают биологическое пространство и время, обусловленные спецификой живого.Наиболее глубокое учение о биологическом пространстве и времени было разработано В. И. Вернадским.Главными из свойств биологического времени-пространства В. И. Вернадский считал[1]:дисимметрию;необратимость.Дисимметрия живого вещества есть особое состояние пространства, открытое Луи Пастером. Любое вещество в своем кристаллическом строении создается в двух возможных вариантах – левом и правом, и только в молекулярных структурах организмов наблюдается преобладание одного из двух изомеров.
В. И. Вернадский полагал, что с геометрическим свойством дисимметрии связано отсутствие прямых линий и ярко выраженная кривизна форм жизни. Поэтому, вероятно, мы имеем право допустить в биологическом пространстве внутри организмов проявление геометрических свойств, отвечающих всем трем формам геометрии – Евклида, Лобачевского и Римана.
Второе отличие, которое характеризует живые организмы – необратимость во времени,что тоже резко отличает живые организмы от безжизненных явлений, для которых время обратимо.
Для жизни время с геохимической точки зрения выражается в трех разных процессах:
• время индивидуального бытия особи;
• время смены поколений, без изменения формы жизни;
• время эволюционное – смены форм одновременно со сменой поколений.
На каждом уровне жизни ее конец неизбежен и неотвратим.
Единство времени и жизни выражается в следующем:
• время и жизнь – однонаправленны, идут только из прошлого через настоящее в будущее;
• время и жизнь одинаково необратимы;
• время имеет количественные стороны, и жизнь имеет твердые количественные основания своего прохождения.
В сочетании с принципом космизма и вечности жизни биологическое время принимает характер абсолютного. На этой основе В. И. Вернадский строит свое понимание космоса: "Жизнь неотделима от Космоса, ее изучение должно отразиться – может быть, очень сильно – на его научном облике"[2].
Биологическое время представляет собой центральную проблему хронобиологии (от др.-греч. χρόνος – время) – науки, которая исследует временную организацию биологических систем, периодические (циклические) феномены, протекающие у живых организмов во времени, и их адаптацию к солнечным и лунным ритмам.
Биологическое время является внутренним временембиологических систем, так как оно связано с биологическими часами, т.е. существует через отношение биологических процессов в живых объектах. Физическое время является по отношению к биологическим системам внешним временем, так как оно определяется по часам, находящимся вне организма. Время функционирования биологических систем может быть выражено как в физическом, так и в биологическом времени.
Однако и человеческом организме пространственно-временную "оболочку" имеют не только чисто биологические и физиологические процессы. На их материальной основе осуществляется психологическое функционирование человека, которое и рождает новый тип пространственно-временной структуры – психологическое пространство и время.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 3895; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!