Использование материалов специальных исторических дисциплин



При изучении истории средних веков

2 часа

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №31

Средневековая христианская философия.

1. Проблема периодизации средневековой философии.

2. Христианская аполологетика: основная проблематика и идейные истоки.

3. Основные принципы религиозно-философского мировоззрения.

4. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика.

5. Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры.

 

Источники:

Литература:

Рассел Б. История западной философии. В 2-х томах. Т.I – М., 1993г.;

История философии: Запад - Россия – Востток. Кн. I. – М., 1995г.;

Крплстон Ф.Ч. История средневековой философии. /Пер. с англ. И.Борисовой. – М., 1997г.;

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

Человек средневековья как историко-культурный тип.

1. Природа человека и его предназначение в представлении людей средневековья:

а) христианская модель человека раннего средневековья; шесть стадий жизни человека;

б) человек созидающий: XII-XIII вв.;

в) человек эпохи Возрождения.

2.Две концепции человека. Соотношение духовного и телесного:

а) представление о конституции человека;

б) гигиена в средние века;

в) медицина; болезни и их профилактика.

3.Демографические процессы в средневековье:

а) питание как показатель социально-экономического положения в государстве;

б) массовые эпидемии и их в отрицательная роль в воспроизводстве населения;

в) природные катаклизмы и их влияние на демографические процессы;

г) демографическая политика церкви;

д) войны, социальные конфликты, крестовые походы как отрицательный фактор воспроизводства населения.

 

Литература:

1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. – М., 1978г.;

2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. – М., 1986г.; Т. 2. Игры обмена. – М., 1988г.; Т. 3. Время мира. – М., 1992г.;

3. Добиаш-Рождественская О. А. Средневековый быт. – Пг., 1925г.;

4. Каждан А.П. Вещь и среда в византийской культуре //Декоративное искусство СССР. – 1978г., №5;

5. Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей //Декоративное искусство. – М., 1987г.;

6. Культура и общество в средние века: Методика и методология зарубежных исследований. Вып. I, II, III. – М., 1982г., 1987г., 1990г.;

7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992г.;

8. Средневековая Европа глазами современников и историков. В 5-ти частях. – М., 1995г. Ч. III. – С. 12-122; Ч. V. – С. 98-146;

9. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XII-XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. – М., 1978г.;

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

Средневековый идеал правителя.

(2 часа)

1. Нравственный идеал правителя в средние века.

2. Символика власти. Интронизация и конфирмация.

3. «Просвещенный монарх» в эпоху средневековья как гарант прогрессивного развития своего королевства.

4. Матримониальные браки представителей правящих династий и их влияние на историю средних веков.

5. Представление о сокральности власти короля и тираноборчество.

6. «Корона и эшафот»: убийства и казнь монархов в средние века.

 

Источники:

Литература:

2) Биркин К. Временщики и фаворитки XVI, XVII, XVIII столетий. – М., 1992г.;

3) Бойцов М.А. Скромное обаяние власти (К облику германских государей XIV-XV вв.)) // Одиссей. Человек в мстории. – М., 1995г. – С.37-66;

4) Грин В. Бездумные короли. Личная травма и судьба народов. – Ростов-на- Дону, 1997г.;

5) Гуревич А.Я. Нескромное обаяние власти (Из дискуссии по статье М.А. Бойцова ) // Одиссей. Человек в мстории. – М., 1995г. – С.67-75;

6) Джордан У.Ч. Самоиндефикация населения и королевская власть в средневековой Франции // Одиссей. Человек в мстории. – М., 1995г. – С.79-91;

7) Клоулас И. Екатерина Медичи. – М., 1997г.;

8) Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992г. – С.250-253;

9) Лоудз Д. Генрих VIII и его королевы. – Ростов-на-Дону, 1997г.;

10) Малинин Ю.П. «Королевская троица» во Франции XIV-XVвв. // Одиссей. Человек в мстории. – М., 1995г. – С.20-36;

11) Матвеев В.А. Страсть власти и власть страсти: историческое повествование о нравах королевского двора Англии XVI-XX вв. – М., 1997г.;

12) Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – 3-е изд. – М., 1995г.;

13) Сахаров И. Жизнь и смерть шотландской королевы Марии Стюарт /Корона и эшафот: исторические очерки – М., 1991г.;

14) От эсхатологии к королевскому мифу Нового времени (Религиозные войны и тираноборчество во Франции XVI века) /Средневековая Европа глазами современников и историков. В 5-ти частях. Ч. V. – М., 1995г. – С. 7-62;

15) Сьюард Д. Генрих V /Пер. с англ. Т.Н. Замиловой. Под общ. ред. И.П. Щерова. – Смоленск, 1996г.;

16) Хейг К. Елизавета I Английская. – Ростов-на-Дону, 1997г.;

17) Хёйзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988г.;

18) Цвейг. Ст. Мария Стюарт. /Мария Стюарт. – СПб., 1993г.;

19) Черняк Е.Б. Вековые конфликты. – М., 1988г.;

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

Цивилизация средневекового Запада

через призму идеологии, культуры и быта

 (семинарское занятие с предварительной защитой индивидуальных сообщений)

1. Ментальность западной средневековой цивилизации: понятие и действительность.

2.Христианское средневековое мировоззрение (краткий анализ).

3.Эволюция западной культуры и идеологии (от варварских вторжений до начала XV в.), основные линии:

а) господство феодально-церковной идеологии в период раннего средневековья; монополия церкви в области интеллектуального образования;

б) антицерковные и антифеодальные мотивы в народном творчестве;

в) народный характер городской культуры; появление свободомыслия.

4.Брак и семья в средневековом обществе:

а) любовь в средние века; понятие куртуазной любви;

б) брак и семья в средневековом обществе;

в) роль и положение женщины в средние века;

г) детство в эпоху средних веков.

5.Мировоззрение средневекового человека:

д) историческая обусловленность средневекового мировоззрения;

е) осознание греховности человека, «козни дьявола», семь смертных грехов;

ж) паломничество в средние века;

з) святые, вера в чудеса, суеверия;

и) магия и колдовство; границы естественного и сверхъестественного;

к) представление о смерти;

л) рай и ад;

м) модель мира средневекового человека, макрокосм и микрокосм, человек и природа;

н) представления о пространстве и времени;

о) представления о богатстве и труде;

п) нищие и эволюция отношения общества к бедности;

р) представления о добре и зле, свете и тьме.

Источники:

Агриппа. Оккультная философия //Практическая магия. – М., 1993г. - Ч. 2. – С.207-238;

Григорий Турский. Книга чудес. Жизнеописание отцов /Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981г.- С. 73-77, 79, 80, 81, 82-83, 84-88, 106;

Шпренгер Я., Инстисторис Г. Молот ведьм (сокращенный перевод с лат.) – М., 1992г.;

Литература:

 

1. (см. список дополнительной литературы к заданию №4 из части I данного методического пособия);

2. Вебер М. Образ общества /Вебер М. Избранное. – М., 1994г.;

3. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. – М., 1991г.;

4. Григоленко А.Ю. Разноликая магия. – М., 1987г.;

5. Гуревич А.Я. История и сага. – М., 1972г.;

6. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников: Exempla XIII в. – М., 1989г.;

7. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. – М., 1981г.;

8. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990г.;

9. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская праздничная жизнь в искусстве. – М., 1988г.;

10. Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1994г.;

11. Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщины во Франции  XII в. //Одиссей. Человек в истории. – 1990г.;

12. Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М., 1996г.;

13. Карсавин Л.П. Символизм мышления и идея миропорядка в средние века.  XII-XIII //Научный исторический журнал. 1914. Т. I. Вып. 2 С. 10-28;

14. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Возрождение. – М., 1988г.;

15. Культура и общество в средние века: Методика и методология зарубежных исследований. Вып. I, II, III. – М., 1982г., 1987г., 1990г.;

16. Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев /Сборник статей. Составитель и общий редактор И.Т. Касавина. – М., 1992г.;

17. Механизмы культуры. – М., 1990г.;

18. Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть (фаблио) и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. – М., 1986г.;

19. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. – М., 1992г.;

20. Средневековая Европа глазами современников и историков. В 5-ти частях. Ч. III. – М., 1995г. – С. 12-122, 283-370;

21. Художественный язык Средневековья. – М., 1982г.;

22. Человек и культура. – М., 1990г.;

23. Штейман М.М. Вера в дьявола в истории религии. – М., 1977г.;

24. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XII-XIII вв. Эпоха. Быт. Костюм. – М., 1978г.;

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №

Средневековое искусство Западной Европы:

этапы развития и характерные черты

1. Основные этапы в развитии средневекового искусства.

2. Особенности искусства раннего средневековья:

искусство рукописной книги;

каменная архитектура эпохи Каролингов;

живопись.

2. Романское искусство.

3. Место готики в истории христианской культуры (через анализ готики в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе).

Литература:

 

 

-

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 271;