Характеристика jus civile, как древнейшей системы римского частного права.



Древнейшее римское право называлось квиритским по имени древнейшего племени

квиритов (ius Quiritium). Это название оставило свой след в древнейших сделках, в

формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на

вещи (dominium ex iure Quiritium - собственность по квиритскому праву). Эта система

права позднее получила название цивильного права (ius civile), подчеркивающее

строго национальный характер права римских граждан, права государства-города

(civitas). Законодательство XII таблиц и последующие законы определяли подробно

порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими

объектами квиритской собственности.

Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко

национальная система частного права. В более широком смысле цивильное право

обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам,

дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах.

К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов

эпохи принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм

действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже

заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи ius civile

вошло в качестве древнейшей части римского права.

Цивильное право применялось только к римским гражданам. Не входившие в

римскую общину считались, врагами и не пользовались

защитой.

Сделки совершались в устной форме, существовал устный характер заключения сделок. Строгий

формализм.

Универсальный характер jus gentium - системы права народов.

Право народов. По определению римлян, "право, которое между всеми людьми установил

естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным как

право, которым пользуются все народы. Общенародное право является общим всему человеческому

роду. Под влиянием потребностей и нужд человеческих некоторые народы установили у себя

известные порядки: войны, захват в плен и рабство; на основании того же общенародного права

введены почти все договоры: купля-продажа, договор найма, товарищества и др.". В Римском

государстве право народов распространялось на все население, в том числе на перегринов (так

назывались жители римских провинций). Оно регулировало отношения между перегринами, а также

между ними и римскими гражданами, а потому составляло одну из ветвей римского права. С

развитием производства и обмена появилась необходимость защиты прав иностранцев, населяющих

Римское государство. Первоначально эта защита осуществлялась по законам страны, из которой

прибыл иностранец, а затем и по римским законам.

В результате деятельности перегринского претора (высшее руководство судопроизводства)

сформировалось право народов. В Средние века этим термином стали обозначать международное

право. Право народов отличается большей свободой, избавлением от формализма, упрощением

формы. Один из самых почитаемых римских юристов, Папиниан, писал: "Важно не то, что сказано, а

что имелось в виду". Различия между цивильным правом и правом народов благодаря деятельности

преторов и римских юристов постепенно сглаживаются.

Значение преторского права в развитии правовой системы Древнего Рима.

На обязанности римских магистратов — особенно высших консулов, а затем преторов, лежала общая

забота об охране внутреннего гражданского мира и порядка. Для выполнения этой обязанности им

была дана почти неограниченная административная власть (imperium) со всеми ее аттрибутами.

В случаях, когда закон оставлял пробелы, когда то или иное частное лицо терпело какой-нибудь

ущерб в своих интересах и не имело возможности добиться удовлетворения путем обыкновенного

гражданского иска, оно могло обратиться к магистрату с просьбой помочь ему своей властью.

Магистрат производил расследование и, если находил просьбу, жалобу просителя заслуживающей

внимания, удовлетворял ее. При этом консул, а позднее претор, формально опирался на свое

imperium, материально же на свою обязанность и свое право охранять гражданский мир и порядок.

Что такое порядок и непорядок, это было предоставлено его свободному суждению, и во всех

случаях подобного рода он своим вмешательством устранял известное положение вещей, как

некоторый общественный непорядок. Таким путем появились в Риме интердикты, то есть

консульские или преторские приказы в их древнейшем и простейшем виде, а вместе с тем

зародилось консульское и преторское вмешательство в область гражданских отношений.

Преторы, как и другие магистраты, имели право издавать эдикты, то есть постановления,

касающиеся вопросов и компетенции и обязательные на время их должностного года.

Процесс такого взаимодействия

захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве

преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с dominium ex

iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in

bonis esse), наряду с цивильным наследником (heres) стал преторский

владелец наследства (bonorum possessor ). В других институтах

благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов

цивильного права.

6. Обычай и закон как источники Римского права.

В законодательстве Юстиниана все право делится на 2 основные группы — писаное и неписаное право.

Неписаное — самое древнее право. Обычное право состояла из нескольких элементов:

1) сам обычай — обычай самих квиритов

2) юридические обычай

3) бытовые обычай

Бытовые обычай применялись каждый день и не имели правовую силу.

Чтобы являться юридическим обычаем, нужно было обладать некоторыми признаками:

1) Данное правило поведения часто применяется на практике при конкретных жизненных обстоятельствах

2) это правило поведения не имеет автора

3) данное правило поведения должно прижиться в обществе на протяжении 1 поколения (70 лет)

4) данное правило применяется на определенной территорий.

5) данное правило должно быть признано властью

6) данное правило носит императивный характер- его должны исполнять все.

Обычай — устное правило поведения, часто применяемое на практике, передающееся из поколения в

поколение, носящее императивный характер. Обычное право стало включать в себя: практику жрецов,

магитратов, преторов. На всех этапах развития Римского права обычай признавались его источником.

В классический период силу закона приобрели сенатусконсульты. (сенат рекомендует — сенат советует)

В постклассический период силу закона приобретают уже Конституций (распоряжения монарха) —

носили императивную форму.

Было несколько видов:

1) Эдикты ( распоряжения или судебное предложение)

2) Мандат ( инструкций для чиновников)

3) Рескрипт ( ответы на вопросы)

4) Декрет ( решения императора по судебному делу)

К 6 в — основной закон — эдикты императора.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1542; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!