Концепция Ницше. Теория сверхчеловека.



Министерство Науки и образования РТ

Казанский Государственный Архитектурно-Строительный университет

                                       Кафедра философии

 

 

Реферат по пройденному семинару на тему:

 

Проблема свободы человека: Достоевский («тварь я дрожащая или право имею?») и Ницше (концепции сверхчеловека).

 

Выполнили: студенты группы 0ДИ-204

Мокшина Юлия, Янсон Александра

В семинаре участвовали(шляпы):

Юртаева Л., Гарданова Р., Ильюшина А.

Приняла: Казакова В. А.

 

                                             Казань 2011

                                   Содержание

1. Введение.

 

2.Основная часть:

 2.1. В чем состоит проблема в философии Достоевского, концепция Ницше( красные вопросы).

2.2. Воплощение идеалов в реальность (синие вопросы).

2.3. Проблемы, решаемые идеями Достоевского и Ницше (красные вопросы).

 

3. Заключение:

3.1. Сильные стороны рассматриваемых концепций (желтые вопросы).

3.2. Недостатки этих концепций (черные вопросы).

3.3. Использование две парадигмы для изменения индивидуальных настроений и общественных трансформаций (зеленые вопросы)

 

 

1. Введение

Каждый человек рано или поздно задается вопросом о смысле своего существования. Предопределен этот смысл объективно, независимо от человека, бессмысленно человеческое существование или человек сам хозяин своей судьбы? От ответа на этот вопрос многое зависит, когда человек стоит перед сложным выбором, в критической ситуации, поэтому вопрос о смысле жизни глубоко связан с проблемой свободы. Сам поиск смысла жизни предполагает свободу выбирать цель и средства ее достижения, выбирать свой жизненный путь. В философии проблема свободы – одна из главных. Причем проблема свободы, как правило, соотносится с проблемой ответственности за свой выбор, свой поступок.

О свободе философы размышляют с древнейших времен. Еще Сократ утверждал, что свобода состоит в том, чтобы следовать разумному порядку мира. Со времен Аристотеля в европейской культуре доминирующим был аспект свободы как свободы воли человека. В XVII веке Б. Спиноза связал проблему свободы с проблемой необходимости. Он определил свободу как осознанную необходимость. Гегель дал с идеалистических позиций развернутую, трактовку диалектического единства свободы и необходимости. Для Ф. Энгельса свобода не только осознание необходимости, но еще и действия в соответствии с ней.

С позиций диалектико-материалистического подхода необходимость рассматривается как первичное, а воля и сознание человека – как вторичное, производное. Точнее, объективные законы, царящие в природе и в обществе, трактуются как форма существования необходимости. Учитывается:, что на начальном этапе своей истории человек, неспособный еще проникнуть в таинства природы, был подчинен "слепой", непознанной необходимости. Он, следовательно, был несвободен. Постигая объективные законы, он начинает действовать все более осознанно и свободно.

 

В качестве ограничителей человеческой свободы проявляется также зависимость людей от общественных сил, господствующих над ними в определенных исторических условиях.

Тем не менее, осмысление проблемы свободы не может быть ограничено установлением ее соотношения с необходимостью.

 

2. Основная часть

Проблема свободы в творчестве Ф.М.Достоевского.

Ф.М. Достоевский - великий русский писательнь, христианский мыслитель и публицист. Родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в городе Москве. Являлся предшественником экзистенциальной философии, представитель "онтологической" поэтики. В основе творчестве гения лежит идея так называемого "почвенничества", гласящего, что единственное спасение человека - это вера, а путь к счастью - это путь очищения души страданием.

Н. Бердяев пишет в работе "Миросозерцание Достоевского", что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину. Достоевский хорошо понимал, и глубоко прочувствовал необходимость личной, неограниченной никакой внешней "необходимостью", иррациональной человеческой свободы.

 

Сам Достоевский признавал, что он никогда ни в чем не знал удержу, всегда и во всем переходил меру. Он писал в письме к одному из своих ближайших друзей, А.Н. Майкову "…А хуже всего то, что натура моя подлая и слишком страстная. Везде-то и во всем я до последнего предела дохожу, всю жизнь за черту переходил". Этой чертой – страстностью, нерассудочным стремлением к свободе наградил Достоевский почти всех своих героев. Но сам он полагал, что такой свободе может быть положен предел, и положить его может лишь сам человек. Этот предел – в глубоком чувстве, в любви к другому человеку, к Богу.

 

Не случайно именно Достоевского называют в числе своих предшественников философы-экзистенциалисты. Именно экзистенциальная философия на первый план выдвинула взаимосвязь "свобода – ответственность". Именно в гуманистическом контексте ответственность наиболее полно раскрывается как жизнеутверждающий принцип.

 

Но ответственность все же неразрывно связана с человеческой свободой, а значит, ее возрастание – с глобальным процессом сознательного распоряжения этой свободой. Именно эта связь свободы и ответственности служит одним из важнейших водоразделов между свободой и произволом, и обозначение этой проблемы как философской и духовной проблемы каждого человека – заслуга великого русского писателя Ф.М. Достоевского

Во главе "Свобода" Бердяев пишет в своей книгео Достоевском-мыслителе: "Свобода не может быть отождествлена с добром, с истиной, с совершенством. Свобода имеет свою самобытную природу, свобода есть свобода, а не добро.

 И всякое смешение и отождествление свободы с самим добром и совершенством есть отрицание свободы, есть признание путей принуждения и насилия. Принудительное добро не есть уже добро, оно перерождается в зло. Свободное же добро, которое есть единственное добро, предполагает свободу зла. В этом трагедия свободы, которую до глубины исследовал и постиг Достоевский.

В этом скрыта тайна христианства. Раскрывается трагическая диалектика. Добро не может быть принудительным, нельзя принудить к добру. Свобода добра предполагает свободу зла. Свобода же зла ведет к истреблению самой свободы, к перерождению ее в злую необходимость. Но добрая необходимость не есть уже добро, ибо добро предполагает свободу".

Именно так он толкует свободу у Достоевского, и так же толкует он свободу в том идеальном христианстве, которое неустанно противопоставляет неудавшемуся, в его глазах, историческому церковному христианству.

Для Бердяева "свобода в христианстве есть не формальная, а материальная Истина. Сама Истина Христова есть Истина о свободе. Христианство есть религия свободы. Само содержание христианской веры требует признания свободы веры, свободы совести..."

А Достоевский для Бердяева "предоставляет человеку идти путем свободного принятия той Истины, которая должна сделать человека окончательно свободным. Но этот путь лежит через тьму, через бездну, через раздвоение, через трагедию. ...На нем блуждает человек, соблазненный призрачными видениями, обманчивым светом, завлекающим в еще большую тьму. ...Это путь испытаний, опытный путь, путь познания на опыте добра и зла. Сокращен или облегчен этот путь мог бы быть ограничением или отнятием человеческой свободы. Но нужны ли, дороги ли Богу те, которые придут к Нему не путем свободы, не опытным узнанием всей пагубности зла? Не заключается ли смысл мирового исторического процесса в этой Божьей жажде встретить свободную ответную любовь человека? ...Достоевский с небывалой остротой воспринял эту христианскую истину о свободе человеческого духа".

Мир принудительно добрый и благой, гармонический, в силу неотвратимой необходимости, был бы безбожный мир, был бы рациональный механизм. И те, которые отвергают Бога и свободу человеческого духа, стремятся к превращению мира в такой рациональный механизм, в такую принудительную гармонию... Тему о свободе Достоевский трактует динамически, а не статически, его свобода все время находится в диалектическом движении, в ней раскрываются внутренние противоречия, и она переходит из одного фазиса в другой. Поэтому для людей статического мышления и статического сознания трудно понимать великие

 

откровения Достоевского о свободе. Они требуют 'да' или 'нет', в то время как такие ответы не могут быть даны. Свобода есть трагическая судьба человека и мира, судьба самого Бога, и она лежит в центре бытия как первоначальная тайна.

Концепция Ницше. Теория сверхчеловека.

Фридрих Вильгельм Ницше ( родился15 октября 1844, Рёккен, Пруссия ) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения.Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума.

Концепция Ницше о сверхчеловеке, опирается на теорию Дарвина.Теория Дарвина учит, что все в мире постепенно развивается и существующие теперь виды организмов выработались долгим путем эволюции. В настоящее время высшей ступенью эволюционного процесса является будто бы человек. В будущем должен появиться еще более совершенный вид, который уже не будет принадлежать к роду homosapiens, но образует особый биологический вид homosupersapiens. Этой эволюционной теорией Ницше и воспользовался для обоснования своего учения о сверхчеловеке.

В этих словах мы слышим отчетливые отголоски биологических теорий. Эволюция еще не достигла своего предельного пункта, она должна пойти дальше, — от человека к другому биологическому виду, стоящему ступенью выше на биологической лестнице. Это существо, которому Ницше дает название «сверхчеловек», будет находиться в таком же отношении к человеку, в каком теперь стоит сам человек к обезьяне, следовательно, будет превосходить его по своей психофизической организации.

Отметим ступени психологической эволюции, «лестницы», по которым человек поднимается к сверхчеловеку. В самом описании процесса развития человека в сверхчеловеческий тип пред нами развернется во всей полноте внутреннее содержание идеала Ницше. Какие же «лестницы» ведут к сверхчеловеку, какие стадии должен пройти человек, чтобы стать сверхчеловеком?

И так, дух человека проходит три стадии перевоплощения.Первая стадия это — состояние верблюда, навьюченного всяческими «ты должен», состояние рабства под игом «добрых нравов» современного общества, которые, как тяжелая ноша, давят человека.

 Вторая стадия льва характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти тяжести и создает свободу для создания «новых ценностей». С момента превращения верблюда в льва и начинается эволюциячеловека в сверхчеловека. Эта стадия является в процессе эволюции предварительной ступенью и исчерпывается одним отрицанием. Следующая за ней стадия начинается с моментом превращения льва в ребенка. В процессе реализации сверхчеловека — это момент положительный, период творчества. Им и заканчивается весь процесс.

Рассмотрим подробнее эти перевоплощения. И так, что же такое верблюд? Верблюд – это человек, нагруженный и перегруженный всеми условностями общественного бытия, и словно верблюду он спешит в свою пустыню, верблюд – это человек, который понял или постиг то, что его дух закован в круге, из которого ему надо вырваться, чтобы освободиться, стать свободным, от всех обязательств, от всего того, что называется причинно-следственными связами, которые притягивают дух. И вот оказавшись в этой пустыне происходит второе перевоплощение духа – из верблюда он становится львом.

Лев – это освобожденный дух, который стремиться стать господином саму себе. Над ним еще тяготеет “великий дракон”, говорящий “Ты должен”. Дух льва восклицает “Я хочу”. Лев еще не способен создать новые ценности, но он уже готов завоевать себе право создавать свои собственные ценности. Однако лев их еще не может создать. Он может только разрушать. Для того, чтобы создавать эти ценности, лев должен переродиться в ребенка.

“Дитя, – пишет Ницше, – есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения”.

Ребенок – это дух способный создавать новое, свой новый мир, свои собственные ценности, провозгласить новую истину.

Таковы три превращения духа. Дух – становится верблюдом, верблюд – львом, лев – ребенком. А ребенок – это и есть Сверхчеловек. Только став ребенком человек достигает полного освобождения своего “Я”, достигает того, что он бывает способен создавать новые миры.

Что касается Сверхчеловека, то одним словом – это Дух, разрушивший старый мир и создавший совершенно новый свой собственный мир. Сверхчеловеке – это молния, это безумие, это свобода, это творчество..

Такова суть учения о Сверхчеловеке.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1429; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!