Отличия барокко от классицизма.
Тема:. Музыкальная культура эпохи барокко. Г.Ф.Гендель. И.С.Бах. Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1760 годами. Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Термин «барокко» предположительно происходит от португальского perola barroca — жемчужина причудливой формы, не имеющая оси симметрии. Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера. И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, Клаудио Монтеверди, Жан Батист Люлли, Доменико Скарлатти и Иоганн Себастьян Бах; но термин «барокко» прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки. Искусство барокко неодинарнои несколько противоречиво: Одна сторона искусства барокко отражает внешнюю сторону явлений, тяготеет к пышности, декоративности, сложности форм, колористическим контрастам.Примерами могут служить карины Рубенса, Тинторетто, архитектура Бернини,изощренная полифоническая техника композитрорв венецианской школы А. Вилларта, Андреа и Джованни Габриели, пышное музыкально-сценическое великолепие оперных постановок Ф. Кавалли, М.А. Чести. Другая сторона искусства барокко отражает интерес к внутреннему содержимому явлений, стремится выразить сложность мира и отношение человека к действительности. (в отличие от искусства Возрождения , в котором человек предстает гармонии сокружающим миром).Поэтому искусству барокко присущи также драматизм и патетика, динамика и экспрессия, например трагические поэмы о любви и смерти - мадригалы Джезуальдо ди Веноза.
|
|
Отличия барокко от Ренессанса
Музыка барокко взяла от Ренессанса практику использования полифонии и контрапункта, однако несколько в ином ключе: одной из важнейших ступеней в переходе от Ренессанса к барокко было становление полифонии свободного стиля - инструментальнй полифонии, отличного от полифонии строгого стиля - вокальной полифонии a capella.
Основоймузыки барокко, написанной в свободном полифоническом стиле, стала тональная система мажора и минора (в отличие от системы диатонических ладов музыки эпохи Возрождения).
Мелодика свободного стиля отличается прежде всего инструментальной природой (расширяется диапазон звучания голосов, применяются ходы на самые широкие интервалы).
|
|
Мелодикапочти всегда зависит от гармонии.
Музыкальный язык эпохи барокко стал более сложным и изощренным по сравнению с эпохой Ренессанса, эволюционизировала музыкальнаянотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, утвердился новый музыкальный жанр – опера, который возникна рубеже XVI-XVII вв. (Флорентийская камерата).Появились новые музыкальные термины и концепции, большинство из которых используются до сих пор. В эпоху барокко родились такие гениальные произведения, как мессы Иоганна Себастьяна Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди и т. д. Кстати, Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера. И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти и И. С. Бах; но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки.
|
|
Музыкальные жанры эпохи барокко.
Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах.
Опера, появившаяся в период позднего Возрождения, стала одной из главных музыкальных форм эпохибарокко. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Г. Ф.Генделя;
В операх и ораториях часто использовались схожие музыкальные формы-например, арии.
Композиторы продолжали работать также в таких жанрах духовной музыки, как месса и кантата.Имуделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах.
Развились такие виртуозные жанры как токката и фуга.
Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров.
Появился жанр концерта в обеих своих формах:
1)для одного инструмента с оркестром;
2)жанр «кончерто гроссо»(большой концерт), в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.
Появился также жанр французской , итальянской увертюры а такжесюитыс характерным контрастным сопоставлением быстрых и медленных частей.
|
|
Произведения для клавишных инструментов довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальными шедеврами эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».
Отличия барокко от классицизма.
В эпоху классицизма, которая последовала за эпохой барокко, роль полифонического многоголосиия уменьшилась и на первое место вышло гомофонное многоголосие (от греч. "хомос" - "один", и "фоне" - "звук", "голос")
В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосиивыделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента(сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки – гомофонно-гармонический.
В музыке стало меньше орнаментации, украшений. Произведения стали более стройными, чёткими по структуре, особенно те, которые написаны в сонатной форме.
В эпоху барокко в музыкальном произведении каждая из частей концентрировалась на выражении и раскрытии одного, ярко прорисованного чувства,что решалось с помощью изложения одной темы, которая изменялась (варьировалась)на протяжении всейчасти, а в эпоху классицизмав одной части произведения раскрывалось множество эмоций, которые выражались с помощью изложения и развития двух и более различных по образному содержанию тем.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2007; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!