Каковы черты сходства и отличия в сюжете анекдота и повести?



Урок внеклассного чтения в 8 классе

ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ

Н.В.ГОГОЛЯ  «ШИНЕЛЬ»

 

Цели урока:

  -образовательная: познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Шинель», проследить раскрытие темы “маленького человека”;

  -развивающая: сосредоточить внимание учащихся на значимых художественных деталях текста, развивать навыки монологической речи;

  -воспитательная: воспитание любви и уважения к личности человека.

 

Оборудование:

1. На доске записано домашнее задание (словесное рисование на тему «Обложка издания к повести Н.В.Гоголя «Шинель»).

2. Иллюстрации художников Кукрыниксов  к повести  Н.В.Гоголя «Шинель», фотографии обложек разных изданий повести.

3. Раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Сообщение целей и задач урока.

    Урок внеклассного чтения посвятим анализу прочитанной нами повести Н.В. Гоголя “Шинель”. Рассмотрим, как раскрывает Гоголь тему «маленького» человека в повести «Шинель».

III. Слово учителя.

 На каждой парте вам в помощь при ответах на вопросы лежат листы с отрывками из повести.

Цикл повестей «Петербургские повести».

      “Петербургские повести” Гоголя – новый шаг в развитии русской литературы.. В этот цикл входят повести: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Коляска”, “Записки сумасшедшего” и “Шинель”. Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий – Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры знати, верхушки столичного общества.

      Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые (портной Петрович), нищие художники, “маленькие люди”, выбитые из колеи жизни. Вместо дворцов и богатых домов читатель в гоголевских повестях видит городские лачуги, в которых ютится беднота.

      Повесть «Шинель» о бедном, незаметном, затерянном чиновни­ке— Акакии Акакиевиче Башмачкине, с которым случилась бе­да — ночные грабители лишают его шинели. Гоголь изобразил характер «маленького человека».

     Тема «маленького человека»  традиционна в русской литературе.

В русской литературе тип «маленького человека»  по­явился в 1830-е годы XIX века в творчестве Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», бедный Евгений в «Медном всаднике»).

Социально-литературный тип «маленького человека» облада­ет целым рядом общих черт — невысокое социальное положе­ние, утрата своего лица, своей личности, человеческая принижен­ность, робость, непременно вызывающие чувство жалости при ви­де оскорбления человека.

Пока «маленький человек» смиренно погружен в свой внут­ренний мир, он кое-как еще держится на поверхности жизни. Но как только вынуждают его показать свое лицо миру или выйти за пределы очерченного ему круга вследствие каких-либо обсто­ятельств, он неотвратимо гибнет.

     «Шинель» — последняя по времени написания повесть цикла «Петербургские повести». Написана в 1841 и опубликована в 1842 г. Замысел относится к середине 30-х гг. В первой редакции повесть озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В ней герой еще не имел имени. Позднее он получил имя Акакий (греч. «незло­бивый») и фамилию Тишкевич, замененную на Башмакевич и затем — на Башмачкин.

      Один интересный факт, имеющий отношение к истории созда­ния повести, был рассказан П.В. Анненковым (АННЕНКОВ Павел Васильевич (1813-87), русский литературный критик, мемуарист. Представитель эстетической критики. Подготовил первое научное издание сочинений А. С. Пушкина (1855-57) и опубликовал материалы для биографии поэта (1855). ): «Однажды при Гого­ле рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чинов­нике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ру­жья (французская фирма Лепажа) рублей в 200. В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за до­бычей, положив драгоценное ружье перед собой на нос, где он нахо­дился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через ко­торый он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни. Все смеялись анекдоту, не исключая Гоголя, который выслу­шал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель».

 

Каковы черты сходства и отличия в сюжете анекдота и повести?

     (Сходство в одном — любимая вещь потеряна после ее приоб­ретения. В остальном — отличия налицо: в анекдоте утрачен пред­мет роскоши, а не первой необходимости, шинель же стала для ге­роя повести как бы смыслом всей жизни и ее источником.

В повести тема нищеты присутствует с самого начала, до утраты шинели, в анекдоте — нет. В анекдоте владелец сам явился причи­ной утраты ружья, в повести утрата шинели связана с оскорблени­ем, героя ограбили.

В анекдоте герою помогли товарищи, в повести счастливый ко­нец невозможен, поэтому финал ее трагичен.)


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 4475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!