Современный тип правопонимания: поиски сущности



Путь России к праву большей частью позитивистский.

Основные черты русской юриспруденции - в области этатического, законнического позитивизма. До Октябрьской революции Россия входила в романо-германскую правовую семью. Основные черты русской юриспруденции второй половины XIX века сформировались в позитивистском русле. Именно этатический позитивизм преподавался в университетах, им руководствовались судьи и чиновники. В начале XX века юридический позитивизм раскололся на ряд течений, оставивших существенный след в мировой юридической мысли.

Вместе с тем имели место и иные подходы к сущности права. Так, Л.И. Петражицким развивалась психологическая теория права. По его мнению, правовые начала, так же, как нравственные, коренятся в психике человека, в его эмоциях. Л.И. Петражицкий отмечал, что право зависит от «психического состояния ... индивидов или народных масс, от их психических склонностей, психических привычек и диспозиций, убеждений разного рода (например, интуитивно-правовых, нравственных, религиозных верований)». (М., Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1910, с. 517). Активная роль государства в возникновении правоотношений не является обязательной, решающей. Право происходит от индивида, оно рождается в глубинах его психики. «... законодательные распоряжения представителей государственной власти лишь в известной степени... вызывают в индивидах и массах соответственные позитивные переживания... Закон, явно и серьезно противопоставляющий долг социально-служебной власти, долгу пользования законодательной властью не для личных интересов, а для содействия общему благу, а равно безнравственный или нелепый и бессмысленный закон тоже оказались бы бессильными вызвать к жизни соответственное позитивное право». (Там же, с. 517, 523.)

В конце XIX - начале XX века позитивизм вновь укрепил свои позиции в трудах Г.Ф. Шершеневича. Этот представитель этатического позитивизма полагал, что право держится авторитетом государственной власти. Г.Ф. Шершеневич придерживался мнения, что «право... - это правила общежития, поддерживаемые государственной властью». (Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т 1. Вып. 2, М., 1911. С. 23).

После революций 1917 года правовые учения в России переживали упадок ввиду победы нигилистических позиций в отношении как права, так и государства. Октябрьскую социалистическую революцию рассматривали как первый шаг на пути мировой революции, которая приведет к прекращению всех государственно-правовых институтов. Окончание гражданской войны и военного коммунизма привели к развитию права. Ведущим моментом в правопонимании является классовый подход, точнее интересы господствующего класса, порождающие систему (порядок) общественных отношений.

Этапным для развития советского правопонимания стало определение права, сформулированное А.Я. Вышинским: «Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся, правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства».

Заложенные в 30-е годы основания этатического позитивизма за десятилетия советской власти укрепились, обслуживая господствующую марксистскую идеологию. Не только Россия стала страной господствующего позитивизма. Это учение стало основным в большинстве стран мира, чего никогда не удавалось естественно-правовым концепциям. Характерное для многих разновидностей юридического позитивизма отождествление права с системой законов, помимо серьезных концептуальных потерь, сильно привязало науку к воле законодателя, привело к тому, что из юриспруденции выпало самое главное - право. Такой подход делает законодателя абсолютным властителем над обществом, он может создавать право по своему усмотрению.

Кризис юридического позитивизма разворачивается давно, что приводит к пикам и падениям авторитета этого учения.

Сегодня человечеству необходимо совершенно новое и ценностное мировоззрение, которое может представлять собой осмысленное, синтезированное начало положительного опыта различных наук. Его основу может составить учение о естественной справедливости.

История человечества оценила достоинства и недостатки основных тенденций правопонимания: позитивизма и естественно-правовых доктрин. Юридический позитивизм придал праву рациональный, практический уклон. Реализм права привел его к освобождению от духовно-нравственной нагрузки. Негативные последствия такой «свободы» сказываются в снижении роли права, чрезмерной зависимости права от политического непостоянства лидеров государства, расцвете эгоизма, нестабильности общественного порядка.

Сегодня человечество поставлено перед необходимостью сделать глобальный поворот в своем развитии: оно должно приучить себя жить в условиях мира, сотрудничества, доброжелательности, свободы. В контексте обновления человеческой цивилизации право как нормативный феномен культуры примет облик, полностью совместимый со свободным социальным творчеством людей.

В правовом развитии акцент стоит на свободе, а это требует его ориентации на ценности самоопределения, саморегулирования, самоуправления во всех сферах человеческой жизни.

 

 

45.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 410; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!