А – Причины развода со стороны мужа



ПРОТИВОЯДИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУПРУГОВ ОТ РАЗВОДА

 

 

Мухаммад ибн Насыр аль-Хумаййид

Перевод:Ибрахим Таиржан

Содержание

o Предисловие  
o Путь шариата в оберегании супружеской жизни  
o Плоды брака  
o Причины развода  
o Причины развода со стороны мужа  
o Причины развода со стороны жены  
o Причины развода со стороны родственников супругов или других лиц  
o Последствия развода  
o Наставление  
o Что следует делать после возникновения развода  
o Заключение  

 


Предисловие

 

Хвала и благодарность принадлежат Аллаху. Мы просим у Него помощи и прибегаем к его защите от зла нашей плоти и ошибок наших деяний. Никто не сможет ввести в заблуждение того, кого Аллах наставит на верный путь. Никто не сможет наставить на верный путь того, кого Аллах ввел в заблуждение. Я свидетельствую, нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. У него нет сотоварищей. Я свидетельствую также, что Мухаммад – Его раб и посланник.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным обра­зом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»[1]

 «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошед­ших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»[2].

"О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха"[3].

Итак. Поистине, ислам позаботился о создании семьи, и о ее благородной жизни в сени учения высокочтимого шариата и руководства лучшего из созданий, нашего пророка Мухаммада ибн 'Абдуллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Воистину, он был идеальным примером и великим образцом. "В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха"[4]. Тот, кто желает прожить счастливую супружескую жизнь, должен придерживаться этого прямого пути и верной дороги.

Достойно сожаления то, что распространилось в исламских обществах в виде поспешности развода из-за причин, которые можно исправить. Я посчитал, что необходимо обратить внимание на это положение, - поскольку в нем имеется плохое воздействие на личность и общество, - а также исследовать его причины и изучить средства его исправления в сени исламского учения. И я принялся писать об этой теме в исследовании, которое я назвал: "Противоядие[5] для защиты супругов от развода", прося у Всевышнего Аллаха помощи, наставления и принятия, и надеясь, что разумные примут его и будут действовать согласно ему.

Во-первых, я упомянул в нем исламский путь оберегания супружеской жизни. Затем я присоединил к нему разъяснение плодов брака. После чего я подробно описал причины развода и попытался указать на исправление каждой причины, которую можно поправить, разъясняя причины развода со стороны мужа, затем со стороны жены, а потом со стороны родственников обоих супругов или других лиц. Далее я прояснил результаты развода, а затем дал совет каждому, кто может быть причиной развода. Потом я упомянул то, что можно сделать после наступления развода, как последняя попытка для исправления перелома, объединения союза и исправления отношений между супругами. Затем я завершил тему упоминанием того, что следует после затруднения жизни между супругами, а это – разлучение, как сказал Всевышний: "Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму"[6]. Потом я упомянул предписания развода, и целью здесь является (поиск соблаговоления) Аллаха. И да будет благословение и приветствие Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Путь шариата в оберегании супружеской жизни

Поистине, Всевышний Аллах установил для супругов положения, при помощи которых их жизнь становится правильной, а их совместное проживание становится продолжительным. Также Он сделал обязательными для каждого из супругов права, которые необходимо соблюдать по отношению друг к другу. Мы упомянем здесь совокупность священных текстов шариата, которые разъяснили эти права. И это - путь, который необходимо соблюдать супругам для того, чтобы прожить счастливую жизнь.

Всевышний сказал: "Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению"[7]. Всевышний также сказал: "После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму"[8]. Пречистый Аллах еще сказал: "Живите с ними достойно"[9]. Также Всевышний сказал: "Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку"[10].

От Му'авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: "Я спросил: "О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?" Он ответил: "Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее. И не бей ее по лицу и не говори: "Да обезобразится твое лицо", и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)"[11]. От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передается, что она сказала: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Какая бы женщина ни умерла, в то время как ее муж остался доволен ею, она войдет в рай"[12].

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: "У посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросили: "Какая из женщин лучше?" Он ответил: "Та, которая радует (своего мужа), если он посмотрит на нее. Она повинуется его велениям, и не противоречит ему ни в себе, ни в своем имуществе тем, что ему не нравится"[13].

Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если мужчина позвал свою жену к постели, и она отказалась прийти, ангелы будут проклинать ее до наступления утра"[14].

От Талька ибн 'Али, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи[15]".[16]

От 'Амра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, передано, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Послушайте, поистине, вы имеете право над своими женщинами. И ваши женщины также имеют право над вами. Что касается вашего права над вашими женщинами, так это чтобы они не позволяли сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите[17]. И чтобы они не разрешали входить в ваши дома тому, кого вы не любите. Послушайте, их право над вами, чтобы вы хорошо одевали и кормили их"[18].

Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Женщине недозволенно соблюдать (добровольный) пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом (кому-либо), кроме как с его разрешения"[19].

Это лишь небольшое количество воды из большого разлива. Кто желает дополнения по этому вопросу, пусть прочтет главы о браке в книгах сунны и описания жизни Избранного, да благословит и приветствует его Аллах, с его супругами, матерями правоверных, да будет доволен всеми ими Аллах, ибо в этом содержится много блага и обилие знания.

Плоды брака

Поистине, ислам побудил к браку, поскольку в нем имеются огромные плоды для личности и общества.

Всевышний сказал: "Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь"[20].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак[21], то пусть женится"[22]. Также он сказал: «Этот мир – вещь (для пользования). И лучшим благом этого мира является праведная жена»[23].

Мы упомянем здесь совокупность плодов брака. Среди них:

Во-первых. Успокоение и умиротворение души. Всевышний сказал: "Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих"[24].

Всевышний также сказал: "Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них"[25]. То есть, они - укрытие (покой) для вас, а вы – укрытие (покой) для них, как прокомментировали этот аят Ибн 'Аббас и группа предшественников, да будет доволен ими Аллах[26].

Во-вторых. Опускание взора и оберегание половых органов. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и оберегать половые органы (от распутства)"[27]. Ибо каждый из супругов прикрывает друг друга и защищает его от совершения распутства.

В-третьих, появление достатка (богатства), которое обещал Пречистый Аллах неимущим Своими словами: "Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий"[28].

В-четвертых, появление праведного потомка, благодаря которому будет продолжаться деяние человека после его смерти. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда человек умирает, то его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается (и после его смерти); знание, которое приносит пользу людям; и праведный сын, который молится за него»[29].

В-пятых, увеличение мусульманской общины. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Женитесь на любящих и часто рожающих (женщинах и девушках), ибо я буду гордиться вами перед (другими) общинами»[30].

В-шестых, оставление потомства и продолжение человеческого рода для того, чтобы поклоняться Всевышнему Аллаху и населять Землю. Всевышний сказал: "Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый"[31]. И хотя данный аят и является обращением к народу Салиха, мир ему, однако эти цели, указанные в аяте, являются умыслом во всех общинах[32].

В-седьмых. Взаимное знакомство и сближение между людьми, как сказал Всевышний: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга"[33].

В-восьмых, исполнение благочестия к родителям и поддержание родственных уз, а также достижение великой награды от Всевышнего Аллаха тем, кто совершает благочестие к родителям и поддерживает родственные узы. От пророка, да благословит и приветствует его Аллах, передается, что он сказал: "Господь доволен, когда доволен родитель, и Аллах гневается, когда гневается родитель"[34]. Всевышний также сказал: "Которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают молитву, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!"[35]

Причины развода

Мы упомянем здесь совокупность причин, которые иногда ведут к разводу.

Затрагивая причины развода, мы обнаруживаем, что среди них есть те, для которых имеется решение, и те, для которых нет выхода, кроме развода. Мы, если на то будет воля Аллаха, скоро упомянем соответствующие решения, основываясь при этом на священных текстах шариата для каждой причины, которую можно исправить.

А – Причины развода со стороны мужа

1. Несоблюдение мужем прав своей жены, соблюдать которые велел Всевышний Аллах. Это происходит либо из-за незнания, либо из-за невнимательности, либо из-за отказа от Закона Всевышнего Аллаха.

Поэтому муж должен узнать права своей супруги, которые она имеет над ним, не быть небрежным по отношению к этому, и бояться Аллаха относительно своей жены, для того чтобы супружеская жизнь между ними продолжалась в сени высокочтимого шариата. К этим правам относится достойное проживание с ней, материальное обеспечение, отдача ей должного (награждение), мягкое обращение, закрытие глаз на некоторые из ее ошибок, приукрашивание для нее прекрасным образом. Ибн 'Аббас сказал[36]: "Я люблю приукрашиваться для жены так же, как и люблю, чтобы она наряжалась для меня. Ибо Всевышний Аллах сказал: "Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению"[37].

2. Отсутствие исполнения заповеди пророка, да благословит и приветствует его Аллах,данной мужчине, жениться на набожной женщине (девушке) в его словах: «На женщине женятся из-за четырех достоинств: богатства, знатного происхождения, красоты и приверженности религии. Посему добивайся набожной женщины, да запылится твоя рука[38]»[39]. Когда один из супругов является набожным, а другой – в противоположность тому, между ними возникают противоречие и спор. Ибо набожный из них совершает деяние, ведущее к довольствию Всевышнего Аллаха, а другой совершает действие согласно своему желанию.

Поэтому сватающемуся необходимо иметь в виду это пророческое завещание и стремиться исполнить его и действовать согласно ему, даже если пройдет долгое время в поиске набожной женщины. Ибо в скором времени с позволения Аллаха он будет жизнь счастливой жизнью с набожной женщиной. И даже если набожный мужчина женится на женщине, которая не является набожной, то на нем лежит большая ответственность в призыве ее и ее наставлении. И он должен соблюдать при этом терпение и придерживаться пути шариата, призывая ее мудростью и добрым увещеванием. Всевышний сказал: "Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай его"[40]. Также Всевышний сказал: "Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом"[41]. И тогда может быть, что она по воле Всевышнего Аллаха наставится на прямой путь, и их совместная жизнь исправится.

3. Наличие в доме упущения или недостатка в поклонении Аллаху,или же участие во внедрении в него нечестия различными способами: порочными (телевизионными) каналами, или падшими журналами, или бесстыдными кассетами и другими. Отсутствие чтения Благородного Корана в доме, особенно суры "Корова", о достоинстве которой пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Не превращайте ваши дома в могилы! Поистине, сатана убегает из дома, в котором читается сура "Корова""[42]. Таким образом, когда в доме нет чтения Корана, и вместо него туда входит то, что вызывает гнев Всевышнего Аллаха, туда будут закрадываться шайтаны, и там будет отсутствовать спокойствие и умиротворение. И в том доме появляются те трудности, которые иногда приводят к его распаду, а затем разрушению.

Поэтому оба супруга должны стремиться оберегать свой дом от шайтанов так же, как они защищают его от воров и тому подобного. Они также должны быть заняты тем, что приносит им религиозную и мирскую пользу, вместо тех пагубных деяний, и заполнять дом поминанием Аллаха и голосом, распространяющим Благородный Коран, которым Аллах оказал милость для нас. И какой он (Коран) хороший собеседник (друг)! Всевышний сказал: "Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?"[43]

Заметка.Каждый разумный обязан не быть обманутым и не прельщаться положением некоторых домов, которые находятся в грехах и порицаемых действиях, и вместе с тем супруги (в них) живут во взаимном согласии, и разногласия между ними бывают редко. В хадисе, переданном от Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, сказано: "Поистине, Аллах дарует богатство тому, кого Он любит, и кого Он не любит. Но Он дарует религию лишь тому, кого Он любит"[44]. Ибо это относится к отсрочке, которую Всевышний Аллах дает грешникам. Всевышний сказал:"Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал. Это – всего лишь недолгое (небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе!"[45] Пречистый Аллах также сказал: "А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не узнают этого. Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима"[46]. Посланник Аллаха,да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине Аллах предоставляет долгий срок притеснителю, но если Он схватит его, то тот не ускользнет от него"[47].

И размышляющий над домами грешников не обнаружит, что все они живут дружбе. Напротив, среди них есть те, чьи жители живут в несчастье и тревоге. Всевышний сказал: "Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем"[48]. И Всевышний Аллах разъяснил, что не каждый, кто желает этого мира, добивается в нем успеха. Однако он приходит к одним, и не приходит к другим.

4. Недостаток терпения у мужчины.Скорее всего, к этому приводит его невнимательность, или его пренебрежение, или неведение об истинной природе женщины, которая заключается в том, что она создана из ребра. Как сказал пророк, да благословит и приветствует его Аллах: "Хорошо обходитесь с женщинами, ибо они созданы из ребра. А самым кривым местом в ребре является его верхняя часть. Если ты начнешь исправлять его, то сломаешь его. Если ты оставишь его, то оно так и останется кривым. Так обходитесь же хорошо с женщинами"[49]. В другой версии сказано: "Поистине, женщина создана из ребра, и она никогда не будет ровной (для тебя) во всех случаях. И если ты будешь пользоваться ею, то она будет доставлять тебе удовольствиедаже при наличии той самой кривизны, но если ты попытаешься выпрямить ее, то непременно сломаешь женщину, а это означает, что ты разведешься с ней"[50].

Поэтому мужчина должен помнить эту истину создания женщины, чтобы терпеть и переносить (трудности). И он должен знать, что это состояние всех женщин. Поэтому ему следует закрывать глаза на некоторые ошибки, и не отчитывать ее за каждую ошибку. Аль-Хасан, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Благородный никогда не будет вдаваться глубоко (в чужие ошибки)"[51].

5. Гнев.Иногда из-за него мужчина торопится с разводом, либо же он начинает ставить развод в зависимость от одного из состояний.

Поэтому муж должен владеть собой во время гнева, не торопиться и не пускаться в речь, чтобы не высказать то слово (развода). Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Сильный не тот, кто может свалить (в борьбе). Однако силен тот, кто сдерживает себя во время гнева»[52]. Было также приведено сообщение о том, что один мужчина сказал пророку, да благословит и приветствует его Аллах: "Сделай мне наставление". Тогда он ответил: "Не гневайся". Тот (мужчина) повторил (свою просьбу) несколько раз. Тогда он сказал: "Не гневайся"[53].


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!