Проблемы постнеклассической науки



С позиций как мономатериалистического, так и моноидеалистического субстанционального подхода за исходное начало принимается бытие материи или идеи. Именно поэтому в качестве противоположности бытию материи как объективной реальности рассматривается сознание как реальность субъективная. Системный подход противопоставляет паре бытие-сознание пару бытие-становление. Смысл этого в превращении закрытости и открытости систем в мировоззренческие понятия. В рамках системного подхода становление как динамика противопоставляется бытию как статике. Но это возможно лишь в случае исходной закрытости систем, ибо только при этом бытие может рассматриваться как исходная категория. Начиная с античной философии в понятие бытия вкладывается различный смысл, что отражается на всем содержании той или иной философской системы. Так, сократики, в частности, Парменид, считали бытие неизменным, неподвижным, вечным. Гераклит, напротив, отрицал неизменное бытие и признавал лишь постоянно меняющийся мир. Платон перевел понятие бытия в плоскость его истинности, то есть определения того, что есть бытие, а не каков его характер. Платон считал истинным бытием чистую идею, а чувственное бытие - производным. В "Софисте" он приходит к заключению о единстве бытия и становления. Аристотель, приняв сам подход к определению бытия, занял противоположную позицию: опираясь на принцип взаимосвязи формы и материи, он структурирует бытие по уровням, с чувственного вплоть до идеального. Этот подход был воспринят практически всеми последующими западными философскими школами. В качестве крайности противоположного порядка можно отметить отрицание бытия неопозитивизмом как метафизической псевдо проблемы. В марксистской философии проблема бытия сводится к основному вопросу философии, в соответствии с чем бытие представляется как реальность, существующая объективно, то есть независимо от сознания человека. В этом случае бытие по сути отождествляется с бытием материи. Неклассическая и постнеклассическая наука и современная онтология сделали попытку придать понятию бытия новый смысл, который сводится к его предельности. Мировоззренческая предельность бытия еще в с древности занимала умы в связи с тем, существует ли ничто, то есть обладает ли небытие бытием. Налет схоластики не снимает мировоззренческой значимости проблемы предельности бытия. И если мы сегодня, не прибегая к игре ума, зададимся этим вопросом, ответ будет более конкретным, чем ранее: бытие характеризует материю и дух как исходные субстанции, чему соответствует их мировоззренчески предельный уровень. Три великих кризиса математики поставили три великие проблемы, которые и сейчас не решены: проблему непрерывности, проблему существования и проблему ничто. С позиций мономатериализма с "ничто" связано представление о "внешнем" пространстве. "Расширение вселенной или изменение радиуса кривизны пространства предполагает наличие некоторого внешнего пространства, в котором происходит расширение,.." - пишет С. Т. Мелюхин.

· 1 Мелюхин С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. - М., 1966. - С. 199.

"Пока наблюдательные данные таковы, что оставляют вопрос о метрической конечности и бесконечности метагалактического пространства открытым". В соответствии с теорией Большого Взрыва предполагается возникновение материи, а следовательно, и ее бытия, из "ничто". Идя от обратного, "ничто" часто определяют как небытие. Но ведь не "ничто" производно от бытия, а бытие возникает из "ничто" в результате Большого Взрыва, что предполагает обратное превращение вселенной в ничто. В этом случае становление и развитие рассматриваются как восходящее, а затем нисходящее движение от возникновения к концу вселенной.

И классическая, и квантовая механика основана на произвольных начальных условиях и детерминистических законах (для траекторий или волновых функций). В некотором смысле законы делают явным то, что уже присутствует в начальных условиях. Иная ситуация возникает с появлением необратимости: начальные условия возникают как результат предыдущей эволюции и при последующей эволюции преобразуются в состояние этого же класса. Начальные условия, воплощенные в состоянии системы, ассоциируются с бытием, а законы, управляющие изменением системы во времени, - со становлением. Нам представляется более перспективным в качестве исходного и мировоззренчески предельного понятие открытости мира и миропроявления как воплощение его безначальности и бесконечности. Противопоставление бытия и становления как статики и динамики природных и общественных процессов сохранилось до сих пор. Причем становление рассматривается как исходный хаос, порождающий сам из себя порядок (бытие).


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 760; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!