ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА «БЕЛОРУССКОЙ ИЗБЫ»



 

Лавринович В.А., Сайдакова Ю.А.,

студентки 3 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

Научный руководитель – Коваленко В.И., канд. пед. наук, доцент

 

Интерьер – это внутреннее пространство, функционально и эстетически организованное. Он включает конструкцию и объемные формы внутреннего помещения, его структуру, взаимные пропорции, обстановку, освещение, убранство, целесообразную расстановку различных предметов, что служат своего рода семейным антиквариатом. Мир бытовых вещей, которые выступают как натуральные объекты в различных связях и взаимных отношениях, раскрывают широкую панораму народной жизни, его ежедневный быт и ритм.

Цель работы – раскрыть историческое значение интерьерных форм, выраженных особенностями интерьера в формировании белорусского дизайна.

Исследование выполнено с использованием комплекса взаимодополняемых методов: описательно – аналитического, сравнительно – исторического, научно – исследовательских приемов.

Составными частями белорусской избы были: клеть, сени, изба, подклеть, чулан и горница. Основной постройкой было жилое помещение с печью. Внутри находились такие неотъемлемые атрибуты хозяйской жизни как: прикрепленные к стенам широкие лавки, полки, люлька, посудный шкаф и др. Отсутствие лишних элементов и строгая привязанность одной вещи к месту – вот главные признаки интерьера избы.

Особое внимание в избе концентрируется на печи, которая символизирует идею уюта и домашнего очага. Печь располагалась у входа, справа или слева от дверей. Она играла главную роль во внутреннем пространстве белорусского жилища на протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла белорусская печь называли "избой, истопкой". Другой тип русской печи - полубелая или полукурная - является переходной формой от черной печи к белой печи с трубой. С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым [1].

У печи часто располагался угол для стряпни. Его отделяли деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой. Расписывалась перегородка обычно геометрическими фигурами в виде солнца или цветов.

Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Божница довольно часто была двухъярусной: в нижнем ярусе ставились новые иконы, в верхнем - старые, поблекшие. Она располагалась всегда в красном углу избы. Вследствие этого красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома, ведь обе стены, образующие угол, имели окна.

Неподвижные лавки располагались вдоль, по всему периметру помещения. С одной стороны они плотно примыкали к стене, с другой же поддерживались подставками из толстых досок, либо резными точечными столбиками-ножками. Встречались переносные лавки с четырьмя ножками или подпорками по бокам (скамьи). Спинку скамьи можно было перекинуть с одного края на другой (переметные спинки). Сквозные или глухие спинки часто украшались резьбой [2].

Стулья в избах стали появляться несколько позже – в XIX в. Они выполнялись в виде симметричной формы, имели дощатое квадратное сиденье, сквозную квадратную спинку и чуть вытянутые ножки. Украшением стульев служила деревянная бахрома, либо узорная спинка. Часто стулья были окрашены в два цвета – голубой и малиновый.

Обеденный стол имел довольно большие размеры. Крышка стола выполнялась из качественно обработанных досок без сучков. Подстолье могло быть нескольких видов: дощатые боковины с выемкой внизу, соединенные проножкой; ножки, соединенные двумя проножками или кругом; подстолье с выдвижными ящиками. Края столовой грани и грани ножек иногда покрывались резьбой. Столы для приготовления пищи (поставцы) ставили рядом с печью. Такие столы были выше обеденных, а внизу имели выдвижные ящики или полки с дверцами. Часто в избах встречались небольшие декоративные столики.

Неотъемлемым атрибутом белорусской избы был сундук, в котором хранили одежду и другие домашние принадлежности. Сундуки имели разные размеры и небольшие внешние различия. Крышка сундука могла быть как прямой, так и выпуклой. Опорная часть выполнялась в виде опорного плинта, или в виде маленьких ножек. Обивали сундуки звериной шкурой с коротким ворсом, а укрепляли металлическими составляющими. Украшали сундуки также всевозможными рисунками и узорами [3].

Полки в избе крепились наглухо. Вислые полки примыкали к стене по всей длине, а полки-воронцы опирались только концами. Полки могли разделять помещение на несколько частей.

С течением времени в избах начали появляться шкафы. Они имели различные виды и размеры. На них наносилась сквозная резьба для проветривания продуктов.

Спали крестьяне обычно на встроенных и передвижных кроватях. Такие кровати наглухо прикреплялись к стенам с двух сторон и имели одну спинку, а размещались в углу. Для детей подвешивались люльки, колыбели, украшенные токарными деталями, резьбой или росписью.

Единственным способом освещения в белорусской деревне феодаль­ной эпохи была лучина. Лучину вставляли не только в камелек, но и в светцы. Это был металлический стержень, раздвоенный с одной стороны и заостренный с другой. Его втыкали острием в стену, между бревен, а лучину вставляли в развилку. Таким образом, получали примитивный светильник. Под него ставили сосуд с водой, чтобы падающие угольки не стали причиной пожара.

Таким образом, элементы интерьера в белорусской избе располагались горизонтально и выполнялись из дерева. В качестве основной цветовой гаммы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы и одежда, а также красивая роспись [4].

Исследование в историчном аспекте показа­ла, что в такой наибольше устойчивой области материальной культуры, как народная хата, произошло с середины XIX ст. до наших дней большие изменения, именно здесь сохранились традиционные обычаи. Крестьянское жилище белорусов прошло длительный путь развития. На протяжении столетий менялись строительная техника, внешний вид и внутренняя планировка жилища.

Литература:

1. Беларускае народнае жыллё / Э.Р. Сабаленка. – Мн.: «Навука i тэхнiка», 1989.

2. Древности славян и Руси. – Мн.: «Наука», 1988.

3. Крук, Я.Д. Сімволіка беларускай народнай культуры / Я.Д. Крук. – Мн.: «Урожай», 2001.

4. Раппопорт, П.А. Древнерусское жилище / П.А. Раппопорт. – Л.: «Искусство», 1975.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 986; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!