Отечественная историография в прошлом и настоящем.



Сущность, формы и функции исторического знания.

Сущность.История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. Объектом изучениядля истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем. Предметом историиявляется изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса. История - наука многоотраслевая,она включает в себя целый ряд самостоятель­ных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п.

Функции.1. Познавательная функциязаключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.2. Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.3. Прогностическая функциязаключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.4. Функция социальной памятизаключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.5. Практически-рекомендательнаязаключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иаус;но обоснованного политического курса.

Методология и теория исторической науки.

Методология – учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. Основные методологиче-ские подходы исторического познания. •Теологический – религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Ра-зума и созданного им божественного миропорядка, Бог-Творец . •Субъективизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди; отрицает объективные законы природы и общества. •Географический детерминизм – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой. •Эволюционизм –история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития. •Рационализм – призна-ние разума единственным источником познания. •Марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, абсолютизирует социально-экономические факторы. •Цивилизационный– рассматривает исторический процесс как последовательную смену цивилизаций. Таким образом, в основе цивилизационного подхода в изучении истории лежит понятие «цивилизация». Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер. •Синтетический подход – соединяет различные системы исторического познания в единое органическое целое. Методы. 1) Типологический - классификация исторических явлений, событий, объектов; 2) Ретроспективный - последовательное проникновение в прошлое с целью выявления; причины события; 3) Сравнительный - сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени; 4) Системный - раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития ;5) Идеографический - описание исторических событий и явлений. В настоящее время все шире применяются математические методы при исследовании количественных сторон исторического процесса. Исторические источники подразделяются на : вещественные (наука археология); письменные ; этнографические (культурно-бытовые предметы); устные (легенды, басни); аудиовизуальные (фото- и киноматериалы).

 

3.Понятие и классификация исторических источников.К историческим источникам относится все, что отражает исторический процесс и позволяет изучить прошлое. Источниковедение решает две основные задачи: эвристическую и аналитическую. Цель эвристической задачи — классификация исторических источников. Аналитическая -позволяет разработать методы анализа исторических источников, чтобы получить из них полную и достоверную информацию. В источниковедении приняты разные классификации исторических источников, наиболее важная из которых классификация по видам. Источники этого типа объединяются под общим названием «традиция»: 1. устная традиция (легенды, крылатые слова, саги и др.); 2. письменная традиция (биографии, мемуары, газеты и др.); 3. изобразительная традиция (живопись, скульптура и др.).Следующий тип исторических источников — «остатки» — представляет собой непосредственные результаты самих событий. Различают следующие виды: 1. обычаи, нравы; 2. произведения искусств, ремесел; 3. деловые, законодательные документы и др.Можно выделить широкий круг разнообразных типов источников: 1. источники, с помощью которых можно изучать вещественные свидетельства; 2. источники, применимые к письменным свидетельствам; 3. источники, которые создаются с помощью технической записи.Архивные документы также могут быть источниками информации о прошлом. Для более эффективного изучения архивного дела существуют свои источники: документы государственных учреждений; документы по истории архивного образования и др. В заключение можно процитировать М. Блока: «Разнообразие исторических свидетельств почти бесконечно. Все, что человек говорит или пишет, что он изготовляет, к чему он прикасается... должно давать о нем сведения».

Отечественная историография в прошлом и настоящем.

Историография – это история исторической науки. Научное освещение истории российской государственности начинается с XVIII века. Первый научный труд по истории России принадлежал Василию Никитичу Татищеву - историк эпохи Петра I (1686 - 1750 гг.).Его труд «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах освещала историю Российского государства. Пер-вый капитальный труд по истории Российского государства принадлежал Николаю Михайловичу Карамзину(1766-1826 гг.) - вид-ному историку, писателю и публицисту. В конце 1803 г. Карамзин предложил Александру I свои услуги для написания полной истории России. Ему официально поручили написание истории России и установили пенсион как состоящему на государственной службе. Всю последующую жизнь Карамзин посвятил, главным образом, созданию «Истории государства Российского» (12 то-мов). Центральная идея труда Карамзина: самодержавное правление - наилучшая форма государственности для России. Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879 гг.) - автор энциклопедии русской истории, многотомного капитального труда «История России с древнейших времен». Принцип его исследования - историзм. Он не делит историю России на периоды, рассматривает развитие России и Западной Европы в единстве. Закономерность развития страны С.М. Соловьев сводит к трем определяющим условиям: «природа страны», «природа племени*, «ход внешних событии». Крупный русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.), в своих трудах придерживался позитивистской «теории фактов», выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического прогресса Ключевский считал «умственный труд и нравственный подвиг». В развитии России Ключевский признавал огромную роль государства. В «Курсе русской истории» Ключевский дал периодизацию прошлого страны, в ее основу были положены географический, хозяйственный и социальный признаки.

5. Проблема этногенеза восточных славян.

Славяне являются коренным населением европейского континента. Примерно с IV в., наряду с другими племенами Восточной Ев-ропы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как Великое переселение народов. В течение IV – VIII вв. они заняли новые обширные территории. В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три вет-ви : южные, западные и восточные славяне. География расселения восточнославянских племен во второй половине I–го тысячеле-тия описана в «Повести временных лет». В IV – VIII вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен. Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Основа их хозяйственной деятельности – пашенное земледелие: в восточной части – подсечно– огневое, в лесостепной – переложное. Восточные славяне придерживались язычества до середины X в. Среди них утвердились культ обо-жествленных стихий и поклонение покровителям рода. Образование государства у восточных славян стало закономерным след-ствием длительного процесса социально–экономического и политического развития общества. Предпосылки для создания госу-дарственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI – VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные перемены. Наряду с подсечным земледелием развивалось пашенное. Появилась возможность ведения хозяйства отдельными семьями. В силу этого родовая община со временем перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной (соседской) общине. Находившиеся ранее в коллективном владении земли и луга стали подвергаться разделу между отдельными хозяйствами. Появилась частная собственность на орудия труда и земельные угодья.

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 331; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ