О чем повествует А.А. Блок в стихотворении «На поле Куликовом»? С помощью каких художественных средств передает поэт историческое событие?



Лучшим произведением о Родине до революции 1917 года является стихотворный цикл «На поле Куликовом», написанный в 1908 году. В нем поднята большая патриотическая тема борьбы русского народа за национальную независимость Родины. Куликовская битва для поэта – исторический факт, дающий повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Чтобы понять причины написания цикла стихов, нужно хорошо представить эпоху, когда он его создавал.

Рубеж 19-20 веков был для России кризисным. Кризис состоял в том, что происходила смена исторических эпох. Положение России, разделенной на два лагеря, поэт уподобляет Руси эпохи Дмитрия Донского, Руси, вышедшей на Куликово поле, чтобы отстоять свою национальную независимость. За образами борющихся станов Блок прежде всего скрывает современных людей и события. Поэтому блоковский цикл не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее- о неразрывной связи прошлого, настоящего, будущего.

Итак, 1908 год «На поле Куликовом». Пойдем вслед за Александром Блоком.

Чтение стихотворения по строфам:

1 строфа:

Река – Дон.

В историческом плане – русское войско, переправившись, отрезало возможность бегства; в символистском плане – граница между историческими периодами.

Желтый цвет связан с застойностью, косностью.

Река раскинулась – широкое пространство; обрыв – опасность, берега – сужается пространство, степь – враждебное пространство.

2 строфа:

Обычно Россия – мать, а не жена, такое нарушение предсказано гаданием перед Куликовской битвой. Переправа через Дон была скорее концом, чем началом пути. Враг похож на нас самих. Нам исход боя, но отступать нельзя

3 строфа:

В историческом плане: наш путь лежит навстречу врагу, в символистском: уравнивание нашего и татарского войска: бьемся со своими двойниками.

Мгла – наваждение враждебного мира.

Ночь – неожиданна, в ней оказались, по-видимому, переправившись.

Я приступаю к борению без страха, хотя знаю, что грозит мне.

4 строфа:

Показан бой. Светлые стороны нашей души сталкиваются с темными.

5 строфа:

Бросился в бой, принять важнее, чем выйграть.

Степная кобылица – татарская.

6 строфа:

Испуганные тучи – символ враждебных и темных сил.

Борение страшно, рвет душу, но мрак отступает.

7 строфа:

Сердце, плач – очищение в слезах.

Отрывистость ритма создаёт настроение: напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»

 Образ степной кобылицы, которая «несется вскачь», противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни.

- Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»).

Роль реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, а также обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно!»Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь Акакий Акакиевич способен постоять за себя.Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.Следует отметить, что последняя встреча Акакия Акакиевича и чиновника стала значимой и для «значительного» лица. Гоголь пишет, что это происшествие «сделало на него сильное впечатление».


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!