Законодательные памятники XIV-XV веков



Законодательство Древней Руси как исторический источник

 

Большая часть повседневных отношений средневекового человека с окружающими регулировалась нормами обычного права или традицией. Она, как правило, не находила отражения в памятниках письменного права, поскольку не нуждалась в санкции (утверждении законодательной властью). Подобная фиксация - в виде исключения - была возможна в основном в тех случаях, когда обычай приходил в противоречие с новыми отношениями, формирующимися в обществе, и нуждался в некоторой корректировке. Нормы обычного права могли рассматриваться в качестве источника письменных правовых норм, которые были призваны регулировать либо отношения между новыми, прежде не существовавшими социальными группами, либо новые отношения, в которые не вступали члены традиционного общества.

Роль традиции - обычного права в древней Руси была особенно велика, поскольку в силу ряда культурно-исторических причин здесь отсутствовала рецепция римского права, заложившая основы правовых отношений средневековых государств Западной Европы. В какой-то степени роль, эквивалентную римскому праву, на Руси играли правовые нормы, зафиксированные в Библии.

При изучении законодательных источников следует помнить, что каждая правовая норма и закон в целом формулируют желательные стандарты поведения и поступков.

Кроме того, нельзя забывать, что до сер XVII в. на Руси ни один закон никогда полностью не выполнялся.

Определенные сложности в изучении ранних законодательных источников вызывает разделение их на отдельные статьи. При этом учитываются киноварные заголовки, инициалы (или пропуски для них), грамматическая структура фраз. От того, насколько точно осуществлено членение текста, во многом зависит верное понимание, как отдельных правовых норм, так и общего смысла законодательного источника.

 

2. "Русская Правда" как памятник древнерусского права

 

Главный источник, по которому мы изучаем древнерусское право, представляет собой Русская Правда - первый свод законов Руси, которая вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI - XII вв. Русская Правда дошла до нас в более чем ста списках XIV - XVI вв., которые сильно отличаются друг от друга по составу, объёму и структуре. О происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Учёные спорят об этом на протяжении более 250 лет, с того времени, когда в 1738 г. В.Н. Татищевым был обнаружен и подготовлен к печати первый список Русской Правды.

Все сохранившиеся тексты по содержанию принято делить на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращённую. Древнейшая из них Краткая Правда, состоящая из двух главных частей: Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите (Новгородская I летопись).

Правда Ярославичей (ст. 19-43 Краткой Правды) вобрала в себя законодательную и судебную практику сыновей Ярослава Мудрого и может быть датирована временем между 1054 (годом смерти Ярослава) и 1072 - годом смерти одного из его сыновей.

Создание второй редакции Русской Правды - Пространной Правды - исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие - Суд Ярослава Владимировича (ст. 1-52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53-121), целиком состоящий из постановлений этого князя. В Пространной Правде представлено (в группах статей) не только уголовное право, но и право наследственное, основательно разработан юридический статус категорий населения (о чём уже шла речь), содержится банкротский устав, введенный в 1113 г., после известного киевского восстания, определяются нормы процессуального права и пр.

Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII - XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

 

Законодательные памятники XIV-XV веков

 

В результате кодификации в XV в. появились такие источники права как судные грамоты, самыми известными из которых являются Новгородская и Псковская.

Псковская судная грамота - свод законов Псковской феодальной республики, составленный на основании отдельных постановлений псковского веча, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской правды и обычного права. Отражает важнейшие черты социально-экономической и политической жизни Псковской земли в 14-15 вв. Псковская судная грамота строго охраняла права частной собственности, в особенности феодальной собственности на землю; регламентировала порядок оформления прав собственности на землю, ход разбирательств споров о земле; определяла положение крестьян-изорников. Много статей Псковской судной грамоты посвящено торгово-ремесленным отношениям (купля-продажа, залог, дарение, заём, ссуда, имуществ, и личный наём и т.д.). За политические и уголовные преступления полагалась смертная казнь. Псковская судная грамота содержит материал, показывающий характерное для Псковской феодальной республики сращивание светского и церковного управленческого аппарата. Она стала одним из важнейших источников Судебника 1497.

Новгородская судная грамота, судебный кодекс Новгородской феодальной республики 15 в., дошедший в редакции 1471 в единственном списке (без конца) в составе рукописного сборника середины 70-х гг. 15 в. Юридическими источниками её явились отдельные статьи Русской правды и местное новгородское право более позднего происхождения. Отдельные нормы Новгородской судной грамоты перекликаются с некоторыми нормами Псковской судной грамоты и судебными порядками Северо-Восточной Руси. Новгородская судная грамота разделена на 42 статьи. Она состоит из разновременных частей. Новгородская судная грамота посвящена судоустройству и судопроизводству в Великом Новгороде. В ней определены компетенции суда архиепископа, посадника, тысяцкого, великокняжеского наместника и тиуна, указаны размеры судебных пошлин, рассмотрены различные судебные казусы. Особое внимание уделено разбору земельных тяжб. Помимо интересов господствующего класса Новгорода (бояр, житьих людей, и др. его представителей), Новгородская судная грамота отразила также политику Ивана III Васильевича по ограничению произвола новгородского боярства в пользу великокняжеской власти (50-рублевый штраф с боярина в случае клеветы на судей и т.п.). Новгородская судная грамота послужила одним из источников Белозерской уставной грамоты 1488 и Судебника 1497.

В XIV и XV вв. местное управление данной области регулировали уставные грамоты; они выдавались на имя населения данного округа и содержали в себе подробное исчисление различных видов корма, судебных пошлин и иных сборов, свыше которых наместники и волостели не имели права взимать; вместе с этим определялся и порядок судебной ответственности кормленщиков по жалобам населения. Важнейшие уставные грамоты: Двинская 1397, Белозерская 1488.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 998; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!