Занятие-беседа по пройденным темам.



ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Программы по Закону Божию для детей младшего и среднего школьного возраста на пять лет обучения, подготовленные в Православной Гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского Академгородка Новосибирска.

По благословению Преосвященнейшего Сергия, Епископа                 Новосибирского и Бердского.

 

Пояснительная записка

"ЗАКОН БОЖИЙ" — это традици­онное для Русской Православной Церкви наименование цикла учебных предметов, составляющих основу церковного обра­зования и воспитания в России.

Если слово "Закон" относить только к Ветхозаветным временам ["Закон дан через Моисея" (Ин. 1, 17), а мы, христиа­не, живем по явлении Благодати], то на­именование "Закон Божий" может пока­заться устаревшим или неточным. Тогда более подходящим может стать наимено­вание "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ". Ес­ли же вспомнить святые псалмы ["Но в Законе Господни воля его и в Законе Его поучится день и нощь" (Пс. 1, 2); "Све­тильник ногама моима Закон Твой, и свет стезям моим" (Пс. 118, 105)], кото­рые не потеряли своей актуальности, то наименование "Закон Божий" не пока­жется случайным или неудачным. Лучше согласиться, что оба названия говорят об одном — о начальном образовании в ду­хе православной церковности.

В дореволюционной школе курс "Закона Божия" включал в себя следую­щие учебные дисциплины: "Обучение молитвам", "Священная история Ветхого и Нового Завета", "Учение о Богослуже­нии Православной Церкви", "Катехизис" и "Церковная история". Иногда в ка­честве самостоятельных дисциплин изу­чались церковно-славянский язык и цер­ковное пение. Насколько подробно и тщательно были разработаны все эти дисциплины показывают материалы биб­лиографического справочника "Образо­вательная деятельность Русской Право­славной Церкви: проблемы освоения на­следия" (Новосибирск, 1996).

В настоящее время преподавание За­кона Божия только возрождается. Всего около десяти лет прошло с тех пор, как в России вновь открылись первые воскрес­ные школы, а православным гимназиям и того меньше лет. И сразу же встал вопрос об учебно-методическом обеспечении этих школ. Параллельно возник вопрос о программах для факультативного препо­давания Закона Божия или Основ Право­славия в государственных и муниципаль­ных образовательных учреждениях.

С 1990 года работа над программа­ми и учебно-методическими пособиями для воскресных школ, православных гимназий и факультативов по Закону Божию ведется в приходе церкви Всех Святых в земле Российской просиявших Академгородка Новосибирска. Учреж­денная приходом Православная Гимна­зия во имя Преподобного Сергия Радо­нежского, разрабатывая программу не­прерывного религиозного образования, уже подготовила ряд программ и учебно-методических пособий, которые прохо­дят апробацию в разных городах и шко­лах. В настоящем выпуске предлагается программа по Основам Православия (Закону Божию) для детей младшего и среднего школьного возраста, рассчи­танная на пять лет (или пять циклов) обучения.

* * *

Преподавание Закона Божия в пра­вославной традиции всегда преследовало религиозно-познавательные и духовно-нравственные цели. Но если в дореволю­ционной школе через преподавание За­кона Божия оформлялись и закреплялись церковные знания и навыки, полученные в семье и храме, то в современной вос­кресной школе, православной гимназии и на факультативах по Закону Божию за­кладываются только основы религиозно-церковных знаний, и прививаются лишь первоначальные навыки церковной жиз­ни. Учитывая это обстоятельство и то, что на преподавание Закона Божия в Синодальный период (до 1917 года) нало­жил значительный отпечаток схоластический метод преподавания церков­ных дисциплин, присущий духовным академиям и семинариям того времени, составители настоящих программ с само­го начала своей церковно-педагогической работы стали искать новые под­ходы! к преподаванию Закона Божия. Эти поиски постепенно привели к тому, что был найден стержень, на котором теперь строится весь новый курс Закона Божия.

Таким стержнем стало Пасхальное Благовестие. Весь библейский, литургический, святоотеческий и церковно-исторический богословский материал свидетельствует о ВЕРЕ ЦЕРКВИ в то, что наше спасение — наша Пасха — постра­давшей за нас и Воскресший в третий день Спаситель мира Господь наш Иисус Христос. «Пасха наша — Христос заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Мы желаем спастись! И потому принимаем Святое Крещение во образ смер­ти и Воскресения Христова, за каждой Литургией прославляем Воскресшего Христа Бога нашего, причащаемся Свя­тых Христовых Тайн, принимая их как залог нашего воскресения, стараемся жить по заповедям Христовым, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века с Воскресшим Христом. Поэтому, каких бы вопросов мы ни касались при изучении Закона Божия — наше спасение благодатию Воскресшего Спасителя на­шего остается главной темой и основой всей учебно-воспитательной методики.

Настоящая программа рассчитана на пять лет и построена по концентрическому принципу, суть которого в том, что основная идея, или тема, являющаяся стержнем всего пятилетнего курса, раскрывается каждый год в новом аспекте. Эта тема — спасение челове­чества и каждого из нас через искупительную жертву и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Каждый год име­ет своп тематику, но она обязательно связана с этой заглавной темой.

Пятилетний курс Закона Божия:

1-й год. Первые шаги в церковной жизни (ознакомительный цикл).

2-й год. Евангелие в нашей жизни

3-й год. Святые Православной Церкви

4-й год. Богослужение Православной Церкви

5-й год. Церковная история.

Итак, общая тема всего курса Закона Божия — наше спасение по благодати Воскресшего Христа (Пасхальное Благовестие).

Задача современной православной духовной школы — приблизить своих воспитанников к литургической жизни Церкви и ее благодатному святоотеческому наследию. Эту же задачу в начальной стадии ставит и настоящий курс Закона Божия.

Наилучшее содействие такому обу­чению оказывает непосредственное учас­тие детей в церковных службах. Каждая новая церковная служба — это тоже урок, священный урок, который освяща­ет и запечатлевает в душе ребенка зна­ния, полученные на занятиях по Закону Божию. Церковная молитва и причаще­ние Святых Христовых Тайн благодатно влияют на душу ребенка и помогают правильному духовному росту маленько­го человека.

На Божественной Литургии детям следует поручать спеть или прочитать отдельные молитвы, выполнить отдель­ные поручения (следить за свечами, по­могать раздавать причастникам теплоту, старшим поручать смотреть за младши­ми и подводить их ко причащению).

Особенное внимание должно уде­ляться подготовке к церковным праздни­кам: Пасхе, Рождеству Христову, пре­стольному празднику прихода, Дню сла­вянской письменности и культуры (память святых равноапостольных Ки­рилла и Мефодия).

Для старших детей очень важно ор­ганизовывать паломнические поездки, хотя бы в соседний приход. Занятия в летнем лагере помогут закрепить то, что было изучено в течение года.

Перед Пасхой дети могут заниматься раскрашиванием пасхальных яиц, подго­товкой альбомов, открыток и т.д. К Рож­деству Христову можно подготовить праздничный концерт с церковными пес­нопениями, колядками, стихами и сце­ническими действиями. Ко Дню славян­ской письменности и культуры можно также подготовить концерт с чтением гимнов в честь славянских первоучителей, чтением азбучных молитв, сценами из жизни святых братьев. К престольному празднику прихода можно подготовить праздничный стенд или стенную газету.

Начинать и заканчивать учебный год в воскресной школе следует молеб­ном. Перед началом учения служится мо­лебен, специально предназначенный для этого, а по окончании учебного года — благодарственный. Хорошо провести чаепитие и с участием родителей сделать эти дни особенно радостными для детей.

В течение учебного года следует провести несколько уроков-повторений или опросов. Опросы можно проводить в виде викторин, кроссвордов, соревнова­ний. Детям, показавшим усердие и хоро­шие познания, можно вручать иконы, церковные книги и другие подарки.

Молитвы должны повторяться на каждом уроке.

Желательно, чтобы на каждом уроке звучало Евангельское слово (притча, за­поведь, отдельный стих или изречение Иисуса Христа).

Очень важно на каждом уроке при­вести хотя бы один яркий назидательный пример из жизни Святых или запоми­нающееся изречение Святых людей и подвижников благочестия.

Очень большое значение в деле цер­ковного обучения имеет церковное пе­ние. Если нет возможности устраивать отдельные уроки по церковному пению, то тем более надо заботиться о том, чтобы молитвенному пению уделять часть времени от каждого урока.

 Для младших детей можно органи­зовывать уроки рисования и раскраши­вания картин с церковными сюжетами. Можно использовать книжки-раскраски. (Есть, например, такая книжка с назва­нием "Литургия").

Показ на занятиях священных книг, икон, церковное пение и рисование, про­смотр слайдов и видеофильмов на цер­ковные темы, прослушивание церковных записей — все это также содействует ус­воению Закона Божия.

 Тема каждого урока раскрывается через отдельные элементы, которые мо­гут быть использованы для проведения любого занятия.

Систематический перечень элементов урока:

1. Молитва перед началом занятия и после окончания урока.

2. Чтение, пение и разучивание мо­литв и церковных песнопений.

3. Чтение и слушание Евангелия и других книг Священного Писания.

4. Чтение и слушание жизнеописа­ний Святых (или фрагментов житийных текстов).

5. Рассказы о православных святы­нях (иконах, храмах и т.д.).

6. Рассказы и беседы о Богослуже­нии Православной Церкви.

7. Рассказы и беседы о церковных праздниках, церковно-исторических со­бытиях.

8. Душеполезные рассказы из святоотеческих книг (христианское нравоуче­ние).

9. Рассказы и беседы по Родной ис­тории.

10. Рассказы и беседы о православных традициях и церковной культуре.

11. Практические занятия (рисование, переписывание текстов, репетиции к праздникам).

12.Выражение личного отношения к изучаемой теме преподавателя и учащих­ся.

Отдельно взятый урок не обязатель­но будет содержать все эти элементы. Но при подготовке урока, чтобы раскрыть тему, нужно стараться максимально ис­пользовать их. Это поможет сделать за­нятия содержательными и интересными.

Данная программа рассчитана на де­тей младшего и среднего школьного воз­раста. Со старшими школьниками и взрослыми эти же темы можно прораба­тывать глубже, опираясь на Священное Писание, Жития Святых и творения Свя­тых Отцов.

Составители настоящих программ считают, что посещать уроки ознакоми­тельного цикла вполне могут и некреще­ные дети, если они и их родители желают этого. В этом случае обучение их и будет оглашением, которое, Богу содействующу, завершится принятием Святого Креще­ния.

Если занятия проводит священник, то ему необходима помощь со стороны катехизаторов. Если занятия ведет не священнослужитель, то необходимо, что­бы некоторые уроки (не менее одного раза в месяц) все же проводил священ­ник.

Нельзя считать, что современные де­ти вообще не знают ничего церковного, даже если они только начинают церков­ную жизнь. Они, как правило, видели цер­ковную службу (хотя бы по телевизору), видели святые иконы (хотя бы в репро­дукциях), знают некоторые церковные слова, слышали о главных церковных праздниках, имеют хотя бы самое общее представление о заповедях Божиих. По­этому обучение Закону Божию должно начинаться с выяснения того, что дети уже знают и понимают. Затем, благодаря уро­кам по Закону Божию, их знания будут расширяться и углубляться. Уроки по За­кону Божию следует начинать всегда в благоговейно-молитвенной атмосфере, но проходить они должны интересно и радо­стно для воспитанников. Для того чтобы каждый урок был интересен для учащихся и побуждал их к самостоятельной работе, весьма полезно применять развивающие, активные методы обучения.

К активным методам обучения отно­сятся уроки-обсуждения, маленькие кон­ференции, игровые уроки (викторины, ра­бота по группам), рисование, раскраши­вание, работа над праздничными сувени­рами, поделками, просмотры видео- и диафильмов, прослушивание церковной музыки, разучивание церковных песнопе­ний и лучших стихотворений на религи­озные темы, постановка сцен и спектаклей к праздничным концертам и тому подоб­ное. Эти методы особенно необходимы для детей, которые делают первые шаги в Церкви.

 

ПРОГРАММЫ 1 -и год обучения.

Тема года: "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ". (Ознакомительный курс).

Первые две темы — вводные.

Тема 1: "ТВОЕ СВЯТОЕ ИМЯ".

Урок знакомства. Можешь ли ты на­звать свое имя полностью — так, как оно приводится в церковном календаре? Зна­ешь ли ты, в честь какого Святого (какой Святой) ты получил (получила) имя во Святом Крещении? День тезоименитства (в обиходе — День Ангела).

Кто, когда и как нарекает имя человеку (младенцу)? Пример наречения имени из Евангелия: Лк. 1 глава. (Чтение и пересказ).

Что означают наши христианские имена? Перевод имен из православного греческого месяцеслова: Александр, Ни­колай, Ирина, Зоя, Анастасия. Перевод других имен из церковного календаря.

Почему человека, получившего свя­тое христианское имя (при крещении или перед крещением; молитва на наречение имени может быть прочитана священни­ком на 8-й день) не следует называть, употребляя прозвища и клички.

[Для младших школьников можно ввести игровой элемент, когда все дети спрашивают друг друга: "КАК ТВОЕ СВЯТОЕ ИМЯ?" В ответ каждый назы­вает правильно свое имя. Это помогает детям сразу познакомиться и создать в группе атмосферу христианской любви и доброжелательности].

Как называть свое имя, подходя к исповеди и Святому Причащению.

Церковное звучание имен наших родных, друзей. Перевод этих имен (если имеют перевод).

 

Тема 2: "ПРИВЫЧНЫЕ СЛОВА И ПРЕДМЕТЫ".

Что в окружающем нас мире, в ок­ружающей жизни говорит нам о Христи­анстве, о Церкви, о церковных традициях и обычаях?

О чем постоянно напоминают нам наши календари? (Год указывает на Рож­дество Христово, от которого прошло почти 2 тыс. лет; Воскресение Христово вспоминается каждую неделю).

Названия церковных праздников:

Пасха, Троица, Крещение и т.д.

Радоница, пасхальное шествие к мо­гилам наших усопших родных.

Названия городов: Благовещенск, Архангельск, Петропавловск, Ставро­поль (Город Креста), Петербург и др.

Фамилии: Вознесенский, Успенский, Преображенский, Никольский, Мироносицкий, Архангельский и др.

О чем гласит красный крест на авто­мобиле "Скорой помощи"?

Слова "спасибо" и "прощай".

Христианские истоки нашей родной истории и культуры. Церковные сюжеты в русской литературе и искусстве (при­мер: стихотворение А.С. Пушкина на слова молитвы Преподобного Ефрема Сирина "Отцы пустынники...").

Церковь и церковная жизнь в исто­рии Отечества. (Пример: Куликовская битва).

 

Тема 3: "НАШ ХРАМ"

Где находится наш приходской храм? В честь кого он носит имя? В какие дни мы чаще всего приходим в храм? (Воскресенье).

Повесть временных лет о послах князя Владимира в Софии Константино­польской. ("Такой красоты нигде не ви­дели!")

Что мы видим в нашем храме? Что слышим? Что мы делаем в храме?

Колокольный звон. Крест. Иконы. Алтарь. Свечи.

Исповедь и Причащение" Святых Христовых Тайн.

Другие храмы нашего города. Какие мы знаем храмы в Киеве, Москве, Петер­бурге, других городах? Храмы Москов­ского Кремля. Кто бывал в этих храмах? (Слайды, фото, альбомы).

Тема 4: "КРЕЩЕНИЕ РУСИ"

Выражение "Святая Русь!" Молитва:

"Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение". (Из стихиры Всем Святым, в земле Российской проси­явшим). Мф. 28, 19-20.

Многочтимые Святые Русской Пра­вославной Церкви.

Празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси.

"Повесть временных лет" Преподоб­ного Нестора Летописца о Крещении Ру­си. Икона В.М. Васнецова "Крещение Ру­си". Стихотворение А. Толстого, посвя­щенное Крещению Руси.

Крещение Руси и наше крещение. Крещение Руси как начало церковной жизни в нашем Отечестве. Наше креще­ние как начало нашей церковной жизни.

Наши крестные родители. Молитва за своих крестных родителей. Почему нам всегда следует помнить о своем крещении.

 

Тема 5: НАШИ МОЛИТВЫ

Молитва — наше общение с Богом. "Молитва — царица добродетелей" (Святитель Иоанн Златоуст).

Какую молитву мы чаще всего слы­шим в храме? ("Господи, помилуй!" По­тому что всегда и во всем нуждаемся в милости и помощи Божией).

Краткие молитвы: "Господи, благо­слови!" "Господи, помоги!" "Господи, прости!" "Пресвятая Богородице, спаси нас!" "Святый Ангеле Хранителю, моли Бога о мне!"

Молитва "Отче наш". Откуда и как мы научились этой молитве?

Молитва "Богородице Дево, радуй­ся!". Из каких евангельских слов состав­лена эта молитва?

Как в молитвах своих мы славосло­вим Бога, благодарим Его, просим про­щения за свои грехи и молимся о своих нуждах. Пример спасительного действия молитвы. (Из житий Святых).

Молитва домашняя утром и вечером. Молитва перед принятием пи­щи и после трапезы. Молитва перед учением. Молитва за родителей, за род­ных и друзей.

Необходимость молитвы за всех умерших христиан, за усопших близких и родных.

Удивительная заповедь из послания Святого Апостола Павла: "Непрестанно молитесь!" (2 Сол. 5, 17). Иисусова Мо­литва.

 

Тема 6: "КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ"

Крест Христов. Евангелие о распя­тии Иисуса Христа, крестной смерти и славном Воскресении. Чем мы обычно сопровождаем свою молитву? (Крестным знамением). Пра­вильное перстосложение, его значение. В какие моменты церковной службы и до­машней молитвы мы знаменуем себя кре­стом? (При троическом славословии, при чтении Трисвятого, "Приидите покло­нимся", на каждом прошении ектений, при начале или окончании молитвы).

Смысл и значение крестного знаме­ния. (Священнодействие, через которое мы желаем привлечь себе спасительную силу Божию — Божественную Благодать, Литургия как Жертва. Христос — Божий, взявший на Себя грехи искупивший нас, принеся Себя в жертву, которая заступает, сохраняет и милует нас).

Молитва "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

Молитва "Огради мя, Господи, си­лою Честнаго и Животворящего Твоего Креста..."

Благословение Крестом в храме. Крестообразное благословение архиерея, священника, родителей.

Крест на куполах храмов, на свя­щенных одеждах, сосудах и т.д. Крест над могилой православного христиани­на.

Крест — великая церковная святыня, которая всегда с нами.

Тема 7: "ВОСКРЕСЕНЬЕ—ДЕНЬ  ГОСПОДЕНЬ"

Какой день недели (седмицы) всегда напоминает нам о Воскресении Иисуса Христа? Пасха — Светлое Христово Воскресение. Пасха — радость о Воскресении Христовом.

Воскресный день в жизни православного христианина. Как мы должны стараться проводить Воскресный день. Святость Воскресного дня.

Каждый Воскресный день Церковь через Богослужение и, особенно, через причащение Святых Христовых Тайн обновляет в нас пасхальную радость.

О чем говорит нам Воскресная церковная служба? Пасхальные признаки этой службы. (Молитва "Воскресение Христово видевше", другие пасхальные элементы службы).

Икона Воскресения Христова:

“Сошествие Христа во ад".

 

Тема 8: "БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ"

Литургия как пасхальная служба. Прощальная (Таинственная) Вечеря и установление Таинства Святого Причащение. Евангелие о Тайной Вечери. Заповедь Иисуса Христа: "Сие творите в Мое воспоминание!" Молитва: "Вечери Твоея…”

Жертву за наши грехи. Наше участие в Литургии. Проскомидия, просфора.

Литургия как Евхаристия (Благода­рение). За что мы всегда должны благо­дарить Господа? Чем мы можем лучше всего выразить свою благодарность Бо­гу? (Участие в Евхаристии).

Икона "Тайная Вечеря".

 

 

Тема 9: "ЕВАНГЕЛИЕ"

Евангелие — благая, радостная Весть о Воскресшем Спасителе нашем, о Его Рождестве, учении, чудесах и о том, что совершил Иисус Христос ради наше­го спасения.

Значение слова "евангелие" в дохри­стианские времена.

Слово "Евангелие" у Христа и Апо­столов.

Имена Святых Евангелистов.

Где в храме находится Святое Еван­гелие? Когда оно читается? Как мы отно­симся к этой Святой Книге?

Благословение детей (Мк. 10 глава).

Что мы знаем из Евангелия? (Со­бытия из земной жизни Иисуса Христа, притчи, чудеса, заповеди).

Древнерусские миниатюры в Еван­гелии.

 

Тема 10: "ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ"

Пасха Христова — праздников Праздник. Время каких великих церков­ных праздников зависит от времени Пас­хи и каких не зависит?

Как Церковь готовит нас к великим праздникам? (Многодневные посты, говение). Спасительный смысл церковных праздников и постов.

Воскресный день как празднование в честь Воскресшего Христа Бога нашего.

Праздники в честь Святых Угодни­ков Божиих и многочтимых икон.

Престольный (храмовой) праздник.

Праздник в честь Святого, имя ко­торого дано мне при Святом Крещении.

Заповедь Божия о почитании празд­ничного (Святого) дня.

Божественная Литургия как средо­точие и вершина церковного праздника. Наставление Преподобного Серафима о том, что именно Причащением Святых Христовых Тайн мы наилучшим образом можем почтить церковный праздник.

Как проводить праздничный день? (Литургия. Домашняя молитва. Чтение Священного Писания и душеполезных книг. Служение ближним).

 

Тема 11: "ЗАПОВЕДИ БОЖИИ"

Что такое ЗАПОВЕДЬ? Какие запо­веди Бога даны людям чрез пророка Моисея? Заповеди Господа нашего Иисуса Христа (из Евангелия, в частности, из Нагорной проповеди).

 Заповедь о почитании родителей. Значение слов "почитать", "чтить".

Грехи против этой заповеди и обе­щание Божие за хранение этой заповеди. Пример Преподобных Сергия Радонеж­ского и Серафима Саровского. Молитва за родителей. Родительское слово. Роди­тельское благословение.

Заповедь о том, чтобы не говорить пустых, худых и скверных слов.

Тяжесть греха сквернословия.

Заповедь о милостивом отношении к л1одям, о милостыне. Тяжесть греха воровства.

Другие заповеди Христовы. Запо­ведь о прощении ближнего. Прощеное Воскресенье.

Первая и большая заповедь (двуеди­ная заповедь о любви к Богу и ближне­му). Примеры из Евангелия и жизнеопи­саний Святых.

Заповеди и наше спасение.

 

Заключительная тема 12: "ДЛЯ ЧЕГО МЫ ИЗУЧАЕМ ЗАКОН БО­ЖИЙ?"

Занятие-беседа по пройденным темам.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

1. Дополнительным материалом к курсу "Первые шаги в церковной жизни" мо­гут стать уроки, посвященные великим церковным праздникам, которые празд­нуются в течение учебного года: Рожде­ство Пресвятой Богородицы, Воздвиже­ние Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Хри­стово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Бо­городицы, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение Господне и День Святой Троицы.

Церковный календарь, как камер­тон, задает тональность всей церковной жизни. Поэтому уроки, посвященные этим праздникам, могут входить в про­грамму ознакомительного курса.

 

Примерный план урока:

ПАСХА ХРИСТОВА — ПРАЗД­НИКОВ ПРАЗДНИК

Пасха — праздник тридневный: Ве­ликий Пяток, Преблагословенная Суб­бота и Светоносный день Воскресения Христова. Пасха Крестная и Пасха Вос­кресения — единая спасительная Пасха Христова.

Пасхальная ночная служба. Крест­ный ход со свечами вокруг храма. Почему верующие стремятся провести эту ночь в церкви.

Тропарь Пасхи. Пасхальное привет­ствие: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!" Как Преподобный Серафим все­гда приветствовал приходивших к нему ("Христос Воскресе, радость моя!").

Евангелие — благая и радостная Весть о Воскресении Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. Евангелие от Матфея, гл. 28. Краткий пересказ этого повествования.

Обычай христосоваться на Пасху и дарить друг другу крашеные яйца. (Из жития Святой равноапостольной Марии Магдалины). Что означает пасхальный кулич.

Икона Воскресения Христова: "Со­шествие Христа во ад".

Радоница — Пасхальное поминове­ние усопших христиан. От чего про­изошло название этого дня. Зачем в этот день все христиане идут на кладбище (поделиться пасхальной радостью с усоп­шими родными и близкими).

 

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Крещение Иисуса Христа и начало Его проповеди о Царстве Небесном.

Евангельское повествование о Кре­щении Иисуса Христа. Святой Иоанн Креститель. (Евангелие от Матфея, гл. 3, стих 13-17).

Почему Крещение Господне назы­вают также Богоявлением? Как соверши­лось явление Святой Троицы во время Крещения Иисуса Христа во Иордане (голой Бога Отца, Бог Сын и Святой Дух в вид; голубя). Как рассказывает тро­парь праздника об этом явлении.

Икона "Крещение Господне". Рас­сказ о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан (по иконе). Река Иордан (паломничество на Иордан сегодня).

Крещенский сочельник. Великое во­доосвящение. Рассказ о том, как под от­крытым небом освящается вода, как хра­нят и принимают православные христиа­не сытую воду. Окропление домов и квартир святой водой.

Крещение Господне и наше креще­ние. Таинство святого Крещения — дверь в Церковь Христову и начало пути ко спасению.

 

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Ожидание пришествия в мир Христа Спасателя в Ветхом Завете. Важнейшие пророчества и прообразы.

Церковное предание о Праведном Симеоне Богоприимце (его участие в пе­реводе Священных книг Ветхого Завета и обещание, данное ему через Ангела). Почему Церковь наименовала его Богоприимцем. Песнь Праведного Симеона.

Евангельское повествование о Сре­тении Богомладенца Христа в Иеруса­лимском храме (Евангелие от Луки, гла­ва 2).

3 учение слова "Сретение".

Икона праздника Сретение Господ­не. Тропарь праздника.

Когда в храме читается или поется молитва "Ныне отпущаеши..."?

 

 

Й год обучения.

Тема года: "ЕВАНГЕЛИЕ В НА­ШЕЙ ЖИЗНИ"

Предисловие к программе

В программе первого года обучения Основам Православия ("Первые шаги в церковной жизни") имеется тема "ЕВАНГЕЛИЕ". На занятиях по этой те­ме преподаются первоначальные сведе­ния о Евангелии: Евангелие — это Бла­гая, радостная весть о Воскресшем Спа­сителе нашем, значение слова «Еван­гелие», благоговейное отношение к этой Книге.

Второй год обучения Основам Пра­вославия специально посвящается изучению Евангелия Христова, причем, глав­ная цель занятий — способствовать лучшему восприятию Евангелия, когда оно читается за Богослужением и пока­зать какое место эта Книга должна зани­мать в нашей жизни. Через Евангелие же происходит первоначальное ознакомле­ние с важнейшими событиями Священ­ной истории Ветхого и Нового Завета.

Последовательное и подробное оз­накомление с Евангелием и в целом со Священной историей рекомендуется для последующих самостоятельных занятий (для самостоятельного чтения).

 

Тема 1: "ЕВАНГЕЛИЕ — КНИГА РАДОСТИ И СПАСЕНИЯ".

Евангелие — это Благая, Добрая, Радостная Весть о Христе Спасителе на­шем, о Его Воскресении и о нашем спа­сении. "Радуйтеся!" — призыв Воскрес­шего Христа мироносицам (Мф. 28, 9). Радость Апостолов, увидевших Воскрес­шего Иисуса Христа (Ин. 20, 20).

Устная проповедь Евангелия и за­пись Евангельской проповеди четырьмя Апостолами-Евангелистами (Четвероевангелие). (Проповедали о Воскресшем Христе Спасителе все Апо­столы, запись этой Радостной Вести ос­тавили Церкви Христовой четыре Благовестника).

Употребление слова "Евангелие" у древних греков в дохристианские време­на. ("То евангелион" — подарок за радо­стную весть, позднее — сама радостная весть о внезапно дарованном спасении, избавлении, искуплении от погибели, по­рабощения, разрушения и смерти).

Евангелие Иисуса Христа (Еванге­лие Христово) — Радостная Весть Иису­са Христа людям о их спасении: "При­близилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1, 15). Запо­ведь Иисуса Христа Апостолам пропове­довать Евангелие по всему миру, всей твари, всем народам (Мк. 16, 15; Мф. 28, 19). Что значит "веровать в Евангелие", "проповедовать Евангелие"? (Свидетель­ство не только словом, но и всей жиз­нью).

Объяснение наименований: "Еванге­лие Господа нашего Иисуса Христа", "Святое Благовествование от Матфея". На Богослужении: "От Матфея Святаго Евангелия чтение", (греч. — по Матфею).

Церковь Христова хранит Евангелие (Благую, радостную и спасительную Весть) Иисуса Христа. Эту Весть Цер­ковь приняла через устную проповедь и запись (Четвероевангелие) Апостолов-Евангелистов (Благовестников).

Родственные слова: "Ангел" (Вест­ник Божий); "Евангелие" (Благая Весть) ("ев" — греч. — благо); "Благовещение" (праздник церковный), "Благовест" (ра­достная весть — призыв церковного ко­локола), "Благовест" (имя у болгар).

Показ различных изданий Еванге­лия: на разных языках (греческий, церковно-славянский, русский и др.), раз­личных форматов, с древнерусскими ми­ниатюрами. Если имеется возможность, то показать факсимильное издание Остромирова Евангелия (изд. "Аврора", Л., 1988), 7-й том "Русской Библии" (М., 1992). Если занятие проводит священник, то следует показать Богослужебное Ев­ангелие.

Благоговейное отношение к Евангелию.

 

Тема 2: "ЕВАНГЕЛИЕ И ЦЕРКОВ­НОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ"

Где мы чаще всего слышим Еванге­лие? (В храме во время церковного Бого­служения). Где в православном храме по­стоянно находится эта святая Книга? (На самом святом месте — на Престоле в ал­таре). Как и когда износится Евангелие для чтения? Значение малого входа на Литургии, изнесение Евангелия на ам­вон, на средину храма.

Молитвы перед чтением Евангелия в храме ("И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога мо­лим"). Славословие перед чтением Евангелия и после чтения ("Слава Тебе, Господи, слава Тебе!"). Почему мы наклоняем голову, слушая Евангелие? (Ради особенного внимания и благоговения).

Смысл преднесения светильника (свечи, свечей) перед Евангелием (Свет Христова учения); каждение святым фи­миамом перед Евангелием; торжествен­ное шествие с Евангелием на крестном ходе, крестообразное осенение молящих­ся Евангелием, целование Евангелия (выражение нашей любви ко Христу и Его Благовестию). Целование Евангелия после исповедания грехов (выражение нашей любви к заповедям Христа, твер­дое обещание жить по этим заповедям).

О чем мы чаще всего слышим в цер­ковном Евангельском чтении? (О Воскре­сении Христовом на Воскресной Утрени). Икона Воскресения Христова на Бого­служебных Евангелиях. Пасхальная песнь после чтения Евангелия (Ра­достной вести) о Воскресении Иисуса Христа: "Воскресение Христово видевше..."

 

Тема 3: "ЕВАНГЕЛИЕ — СПУТ­НИК ХРИСТИАНИНА ".

 Преподобный Серафим Саровский как пример любви к чтению Святого Евангелия. (Он прочитывал еженедельно Новый Завет, в понедельник — Евангелие от Матфея, во вторник — от Марка и т. д. Постоянно питал свою душу этой пре­краснейшей духовной пищей). Евангелие и пасхальная радость Преподобного.

Пример древнего подвижника, кото­рый кроме Евангелия ничего не имел, но­сил всегда эту Книгу с собою и называл ее своим сокровищем. Вернувшись однажды без Евангелия, на недоумение ученика ("Где твое сокровище?") ответил, что про­дал Евангелие. "Кто тебя этому научил?" спросил ученик и услышал в ответ "Сама книга". (Старец не имел денег и не мог дать денег на лекарство женщине, которая просила за умирающего сына. Старец продал Евангелие и деньги отдал матери). Евангелие Книга Спасения помогла стар­цу спасти человека. Святой жил Еванге­лием и сердце его научилось от постоян­ного чтения этой Книги Жизни ве­личайшей (христоподражательной) доб­родетели — милосердию.

Вывод: мы должны не только благо­говейно слушать Евангелие на Богослу­жении, но и во всякое другое время стре­миться читать эту Книгу Жизни. Тогда вся наша жизнь будет спасительным для нас служением Богу и ближнему.

Евангелие

Пусть эта Книга Священная

Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда.

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда

Эти глаголы чудесные,

 Как отголоски небесные

В грустной юдоли земной,

Пусть в ваше сердце вливаются,

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой.

К.Р.

Какое место сейчас Евангелие зани­мает среди других моих книг? (В домаш­ней библиотечке, в круге чтения). Что более всего запомнилось мне из Еванге­лия? Какие Евангельские слова я помню наизусть?

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!