Полнота и сложность характера Обломова (роман Гончарова “Обломов“)



Образ Катерины Кабановой(критика Добролюбова, Писарева)

Вся прелесть драмы заключается в образе Катерины… Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, чем измена, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение. Добролюбов подробно разбирает мотивы поступков Катерины: «Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается всё облагородить в своем воображении. Чувство любви к человеку, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине». Но это будет не Тихон Кабанов, который «слишком забит для того, чтобы понять природу эмоций Катерины: „Не разберу я тебя, Катя, — говорит он ей,-то от тебя слова не добьешься, не то что ласки, а то так сама лезешь“. Так обыкновенно испорченные натуры судят о натуре сильной и свежей».

Добролюбов приходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил великую народную идею: «в других творениях нашей литературы сильные характеры похожи на фонтанчики, зависящие от постороннего механизма. Катерина же как большая река: ровное дно, хорошее — она течет спокойно, камни большие встретились — она через них перескакивает, обрыв — льется каскадом, запружают ее — она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения её естественных требований — для дальнейшего течения».

Анализируя действия Катерины, Добролюбов пишет о том, что считает возможным побег Катерины и Бориса как наилучшее решение. Катерина готова бежать, но здесь выплывает ещё одна проблема — материальная зависимость Бориса от его дяди Дикого. «Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис — такой же, в сущности, только образованный».

Она совершила сильный поступок, её нельзя унижать, сильная, смелая (Добролюбов).

Глупа как все жители города, ерунда (Писарев).

 

2) Конфликт “Темного царства” и молодых сил в пьесе “Гроза”

Кабаниха – богатая купчиха, имеет властный, деспотический характер

Савел Прокофьевич Дикой - богатый купец, значительное лицо в городе Калинове, чувствует себя хозяином жизни.

В какой-то степени к тёмному царству можно отнести и странницу Феклушу, своеобразную защитницу старых устоев. Она рассказывает много плохих историй, которые произошли вне города Калинова, говорит как там всё плохо и как хорошо всё в самом городе.

Молодые силы

Катерина - человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно совершив его, она показала не слабость, а силу характера! Ее смерть- вызов “темной силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.

Борис - не способен защитить ни себя, ни любимую женщину.

Тихон(сын Кабанихи) - простодушен и незлобив ,любит свою жену, но во всём подчиняется матери. В конце устраивает маленький бунт против Кабанихи, говоря что это она погубила Катерину.

Кудряш(конторщик Дикого) - не желает быть рабом Дикого.

Варвара - “Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было”,её девиз по жизни. Хитрит,врёт и изворачивается ради хорошей жизни.

Г.Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни

 “матушка Марфа Игнатьевна” — Кабаниха, свекровь Катерины — получила убийственную характеристику: “Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом ест”. А для Катерины, главной героини драмы, патриархальные ценности полны глубокого смысла. Она, замужняя женщина, полюбила. И изо всех сил пытается бороться со своим чувством, искренне считая, что это страшный грех. Но Катерина видит, что никому в мире и дела нет до подлинной сути тех нравственных ценностей, за которые она пытается цепляться, как утопающий за соломинку.

Основная идея произведения — конфликт молодой женщины с “темным царством”, царством самодуров, деспотов и невежд. За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческое достоинство. Представителями “темного царства” являются Дикой и Кабаниха. Первый — законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачная представительница Домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядки патриархальной старины, поедом ест домашних, проявляет ханжество, одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли.

В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина — натура поэтическая, мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость “темного царства”. Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над тем, что сковывало ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини — это протест против никчемной жизни, против темных сил царства Домостроя. Если женщина, самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества, не может больше мириться с гнетом “самодурной силы”, значит, среди обездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ к решительной борьбе.

Полнота и сложность характера Обломова (роман Гончарова “Обломов“)

С первых же страниц мы видим портрет Ильи Ильича, нарисованный самим автором. Первое впечатление нельзя назвать отталкивающим, оно скорее удивляет, особенно слова о том, что "…лежание у Ильи Ильича .. было нормальным состоянием", и это-то у человека "лет тридцати двух-трех от роду", в самом расцвете сил! На фоне Штольца, Тараньтьева, Волкова он выглядит по меньшей мере странно. Но это только на первый, поверхностный взгляд. Обломов постепенно поднимается в наших глазах от своего дивана до высот Олимпа по мере того, как мы подходим к концу романа. Он предстает абсолютно другим человеком, гораздо более возвышенным, чем в самом начале.

 Уже много лет Илья Ильич обитает в грязной квартире на Гороховой улице .

Он любит людей, но далеко не всех тех, кто обращается в высшем свете.

Если ко всему этому добавить еще и мягкость, отличающую Илью Ильича, то перед нами предстает идеал нравственного мира человека. Но Обломов поступил прямо противоположным способом, потому что в нем нет сил для того, чтобы осуществить то, о чем он думает, мечтает.

Безусловно, кажется странным, что человек, получивший блестящее образование, не может связать в письме двух слов. Но причина кроется все в той же апатичности, заложенной в Обломове с детства. Еще бы! Для человека, считающего за подвиг самостоятельное надевание чулок, написание письма - верх мужества! Если вспомнить, что для Ильи Ильича жизнь и науки всегда шли порознь, а труд и скука были синонимами, то становится ясно, как он оказался на своем диване, в своем халате.

Но все же что-то есть в Обломове, что заставляет того же Штольца ездить к нему после шумных раутов. И это нельзя назвать только связью воспоминаниями детства. Андрея в Илье привлекает, прежде всего, его душа, чистая , открытая, сверкающая. Душа, о которой знали помимо Штольца лишь Захар да гораздо больше Ольга.

Обломов вообще отличается от всего высшего общества, к которому он, без сомнения, принадлежит, своим взглядом на него. Он взирает со стороны, тщательно анализируя все происшествия. Он способен делать такие глубокие выводы, что Штольц невольно восклицает: "Ты философ, Илья!" В таком контексте Обломов вовсе не выглядит пропавшим человеком.

Обломовщина явилась язвой Ильи Ильича, язвой настолько сильной, что ее не смогла уничтожить даже любовь. Как нам ни казалось, что главный герой изменился, любя Ольгу, он вернулся туда, откуда он встал - на свой диван. Почувствовав все напряжение столь необычной для него жизни, столкнувшись с лицемерием великосветских особ, Илья Ильич уже не мог надеяться ни на что, кроме возвращения "к истокам". На его вкус, лучше весь свой век пролежать на боку, готовя новые и новые планы, чем бегать, суетиться, заниматься пустой болтовней.

Итак, сквозь Обломова - лежебоку видно и Обломова - философа. Это обстоятельство, безусловно, поднимает его в наших глазах. Ведь в те времена человеку, по всем статьям относящемуся к высшему обществу, было очень трудно сохранить чистоту, не поддаться общему влиянию.

Размышляет и мечтает, умеет слушать. Сначала приходит Волков (влюблён в Лидочку), затем Судьбинский (служил вместе с Обломовым, сделал хорошую карьеру), Пенкин (писатель, понимаем насколько добр Обломов), Алексеев, Тарантьев, Штольц.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 4890; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!