Крещение Руси: причины, ход, последствия



Древнерусское государство: социально-экономическое и политическое развитиеОснову хозяйства составляло пашенное сельское земледелие. Выращивали, главным образом, зерновые культуры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличится спрос на пушнину. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла – обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников – оружейников и златокузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой – страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.Основные классы феодального общества в Киевской Руси: феодальный, рабовладельческий и патриархальный. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д.Однако в Киевский период оставалось довольно значительное количество свободных крестьян, зависимых лишь от государства. Сам термин "крестьяне" появился в источниках лишь в XIVв. Источники периода Киевской Руси называют зависимых от государства и великого князя общинников людьми, или смердами.Основной общественной ячейкой земледельческого населения продолжала оставаться соседская община – вервь. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершенные на территории верви, круговой порукой. В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. Человек, порвавший связи с общиной и не пользовавшийся ее покровительством, назывался изгоем.С развитием феодального землевладения появляются разнообразные формы зависимости земледельческого населения от землевладельца. Распространенным названием временно зависимого крестьянина был закуп. Так называли человека, получившего от землевладельца купу – помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда или тягловой силы и обязанного вернуть или отработать купу с процентами. Другой термин, относящийся к зависимым людям – рядович, т.е. человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Киевской Руси наряду с феодальными отношениями существовало патриархальное рабство, не игравшее, однако значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники, но широкое распространение получило временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые пашенные холопы, посаженные на землю и обладавшие собственным хозяйством.Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей. В усадьбе находились двор и хоромы владельца, закрома и амбары с "обилием", т.е. запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие – тиуны и ключники, во главе всей вотчинной администрации стоял огнищанин. Как правило, в боярской или княжеской вотчине работали ремесленники, обслуживавшие барское хозяйство. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление самого феодала и его слуг. Источники не позволяют однозначно судить о господствующей форме феодальной эксплуатации в вотчине. Возможно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землевладельцу натуральный оброк.Городское население также попадает в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремесленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободами или слободами.Распространение экономической зависимости, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствует и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег – превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчинной администрации, кражах имущества.Внешняя политика.Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополь (Царьград) в 838 году в столицу Византийской империи, наиболее могущественного государства Восточного Средиземноморья и Причерноморья. Отношения с Византией и в последующее время являются важным направлением русской внешней политики.В 907 году Киевский новгородский князь Олег (882-912) привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого кроме киевской дружины вошли отряды зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники-варяги (найм варяжских отрядов, в основном дружин шведских викингов, продолжался в течение всего X-начала XI веков; часть наемников, обогатившись на службе у киевских князей, возвращалась на родину, часть оседала на Руси, вливаясь в ряды древнерусского дружинного слоя, подобно тому, как это произошло во второй половине IX века, с дружинниками Рюрика). Результатом похода, в ходе которого были опустошены окрестности Константинополя, было заключение в 907 и 911 годах выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные "Повестью временных лет" – древнерусской летописью начала XII века – самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 года, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911 года регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов. В договоре имеются ссылки на "Закон русский" – внутренние правовые нормы формирующегося Древнерусского государства.Преемник Олега князь Игорь в 941 году совершил новый поход на Константинополь. Поводом для похода послужило, по-видимому, нарушение византийцами действующего договора. Войско Игоря потерпело жестокое поражение в морской битве. Тогда в 944 году русский князь в союзе с печенегами предпринял вторую попытку. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор. Текст договора 944 года также сохранился в летописи.Княгиня Ольга поддерживала с Византией мирные отношения. В 946 или 957 году (вопрос о датировке спорен) она совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Но этот акт не повлек за собой массовое крещение населения Руси.Необычайной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги Святослава (945-972; он оставался язычником, несмотря на уговоры матери). В 964 v 965 годах Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на волгу, разгромил Волжскую Булгарию и, двинувшись вниз по Волге, обрушился на давнего врага восточных славян в Хазарский каганат. Это некогда могущественное, но уже ослабевшее к тому времени государство не выдержало натиска (были взяты Итиль и Саркел). Разгром Хазарии доверщили кочевники-печенеги. Святослав покорил также северо-кавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгов) и положил начало русскому тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).Внутренняя политика.После Игоря страной стала править его жена, теперь уже вдова, Ольга, которая оказалась вполне на уровне крупного государственного деятеля. Ольга провела ряд важных реформ, из которых самая значительная – административно-налого­вая: есть основание полагать, что при Ольге архаичная система полюдья, повсеместно расп­ространенная прежде, была отменена и замене­на систематической уплатой дани, которая со­биралось в административных центрах (по­гостах) специальными  чиновниками прави­тельства (тиунами). Ольга ездила в Констан­тинополь в 955 г. и приняла там христианство. После гибели Святослава великим князем стал его сын Яро­полк (972-980 гг.). Своей главной задачей Яро­полк считал объединение всей державы, и вся­чески стремился к осуществлению этой цели. Советником князя стал на первых порах престарелый воевода Свенельд. Однако осу­ществить задуманное не удалось из-за военных действий против Олега, затем против своего брата Владимира, который и одержал победу в сражении. А вскоре, во время встречи с побе­дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга­ми. Владимир остался единовластным правите­лем державы.    

Крещение Руси: причины, ход, последствия

Крещение Руси – введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Процесс христианизации народов Российской империи был длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-ти последующих веков.

Причины:

1. Необходимость духовного объединения для создания централизованного государства.

2. Необходимость поднятия авторитета и престижа княжеской власти (монотеизм мог объяснить социальное неравенство, утверждение государственной власти).

3. Утверждение феодальных отношений (христианство поощряло отношения господства и подчинения).

4. Необходимость повысить международный авторитет Древней Руси.

6. Потребность в повышении морально-нравственного, культурного уровня общества.

6. Роль также сыграли длительные экономические и политические связи с Византией, её географическая близость.

Ход: христианизация на Руси продолжалась последующие 9 веков. На частях территорий христианство устанавливалось силой, при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшихся подвергали репрессиям.

Последствия:

1. Появление двоеверия (синтез языческих и христианских ценностей).

2. Сближение с Византией (в то же время отдаление от европейского католического мира).

3. Культура (развитие зодчества, живописи, проникновение византийской культуры).

4. Развитие церкви, ее внедрение и последующее влияние на все сферы жизни общества.

5. Снижение уровня эксплуатации (стали лучше относиться к человеческой личности, ценностям)

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 982; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!