Как лилея глядится в нагорный ручей

Целый мир от красоты…» Образовательная область:литература Тип урока:закрепление изученного Форма урока:нестандартная (урок-концерт по лирике А.А.Фета) Виды организации деятельности учащихся:работа в микрогруппах – анализ стихотворений А.А.Фета по вопросам, индивидуальное опережающее задание 5 учащимся – выразительное чтение наизусть стихотворений.  Класс: 10 Межпредметные связи:музыка, изобразительное искусство Цели урока: 1. Обучающая: анализ любовной лирики Фета, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи; 2. Воспитывающая: воспитание эстетического чувства;  3. Развивающая: развитие образного мышления. Оборудование: портрет А.А.Фета; компьютерная презентация; гитара Эпиграф: …не знаю сам, что буду               Петь, но только песня зреет…                                            А.А.Фет 

Ход урока: 

1. Организационный момент:

1) приветствие учащихся,

2) проверка готовности учащихся к уроку,

3) мониторинг настроения учащихся.

2. Актуализация опорных знаний учащихся. Ответить на вопросы:

1. Как понимает А.А.Фет назначение поэзии?
2. Каков образный строй фетовской лирики?
3. Какой вы представляете себе музу А.А.Фета? Чем она отличается от музы Пушкина?
4. Что имел в виду Л. Н. Толстой, говоря о том, что поэт обладает «поэтической дерзостью»?

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала. Вступительное слово учителя:


Целый мир от красоты –

От велика и до мала…

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Пусть не вечен человек,

То, что вечно – человечно.


Поэзия Фета – пример гармонии и мелодики. Она – составляющая часть красоты этого мира. Цель нашего урока – проследить, как, какими способами достигается гармония поэтической речи Фета, почему его стихи так музыкальны. В одном из своих писем Фет пишет: «…меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил, насколько хватало моих сил». Русскими композиторами Н.Римским-Корсаковым, А.Варламовым, П.Чайковским, А.Гречаниновым и другими положены на музыку 177 стихотворений поэта, причём многие неоднократно.

Мы прослушаем один из наиболее известных романсов на стихи Фета «На заре ты её не буди…»

Усвоение новых знаний.

Знакомство с понятием импрессионизм в поэзии:

Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) – направление в искусстве последней трети XIХ– начала XХ веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

(Демонстрируются репродукции с картин художников-импрессионистов)

 «Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не складывается в цельную картину, а фиксируется обрывками». (Работа с эпиграфом)

Проверка понимания учащимися нового материала.

Чтение 1-й ученицей наизусть стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…» (1843г.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Проверка работы 1-й группы:

- Утро – время пробуждения природы, время пробуждения чувства. В стихотворении много движения, бодрости, динамики. За счёт чего это создаётся? (Обилие глаголов: пришёл, рассказать, встало, затрепетало, проснулся, встрепенулся, служить готова, петь, зреет)

- Особую экспрессию придают повторы (Анафора – рассказать, другие повторяющиеся слова: лес проснулся – весь проснулся; каждой веткой – каждой птицей; союзы что…что…что…)

- Какие художественные приёмы видите вы в этом стихотворении? (олицетворения, эпитеты)

- Используя приём олицетворения, Фет одушевляет природу. Она у него живёт: «лес проснулся, встрепенулся, полон жажды», «солнце встало, затрепетало». Пробуждение природы радостно, оно пробуждает и в человеке светлые чувства.

- В финале стихотворения любовь и радость выливаются в песню, которая становится высшим воплощением этих чувств. Стихотворение является своеобразным поэтическим манифестом Фета. В нём три образа: природа, любовь и песнятесно связаны между собой. Они образуют фетовскую гармонию мира.

- Определите стихотворный размер произведения.

- Именно в музыкальной лирике сделаны Фетом художественные открытия, в ней заключена новаторская сущность его лиризма. Она проявилась наиболее ярко в 1840-1850-е годы. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…»написано в 1850 году и напечатано в №2 журнала «Москвитянин». Оно стало новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета.

Чтение стихотворения 2-й ученицей наизусть:

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Проверка работы 2-й группы:

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? Нарисуйте картину, которую вы видите.

- В чём параллелизм стихотворения? (Мир природы и мир человека)

- Какие особенности стихотворения вы заметили: морфологические (нет глаголов), синтаксические (только назывные предложения)?

- Определите стихотворный размер произведения.

- Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение «сонного ручья», эпитеты «робкое дыханье», «пурпур розы», «волшебные изменения», «дымные тучки», метафора «серебро ручья»)

- Особое место занимает метафора «заря». Чем, по-вашему, является эта метафора в контексте стихотворения? (Заря не только природное явление, это высшее выражение чувства, свет любви)

- Этот же мир красоты присутствует в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…», написанном значительно позже, в 1877 году. Оно посвящено Татьяне Андреевне Берс, сестре Софьи Андреевны Толстой, жены Льва Николаевича Толстого.

Чтение стихотворения наизусть 3-й ученицей: Сияла ночь. Луной был полон сад. ЛежалиЛучи у наших ног в гостиной без огней.Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая,Что ты одна - любовь, что нет любви иной,И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,А жизни нет конца, и цели нет иной,Как только веровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Проверка работы 3-й группы:

- В чем сложность эмоционального состояния лирического героя этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? (Поэт не рисует портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений. Он лишь фиксирует то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением пения юной девушки. Возможно, ему вспоминается другая девушка, много лет назад оставленная им. Но любовь к ней, не угасшая до сих пор, возрождается вновь, вызываемая музыкой, пением, лунным сиянием, юностью исполнительницы. )

- Как это выражается в лексике и звучании  I—II строф? (Фетовский образ воздействует на читателя с помощью особого звучания слов. Это комбинации гласных и согласных, аллитерация. У каждой строфы своя звукопись. Звуки «с» и «л» в первой строфе усиливают воздействие символов «луна» - любовное свидание, «сияние» - чувство любви.)

- Какой характер придают внутреннему миру лирического героя короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется? (Лирическое повествование идёт с нарастанием: нарастает чувство. В первой строфе создаётся атмосфера свидания. Здесь поэт использует образ лунной ночи, превращая его в символ любовного свидания.)  

- Изменилось ли настроение в III—IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»? (Вся душа поэта исходит, растворяется в музыке – и одновременно в душе поющей героини, предстающей перед ним живым воплощением любви «Что ты одна – любовь, что нет любви иной». Глагол "верить" гораздо шире по смыслу, чем "веровать". Он означает 1)быть убеждённым в чём-либо, 2) принимать что-либо за истину, 3) доверять кому-либо, 4) верить в Бога, веровать. "Веровать" охватывает только последнее из этих значений. Используя именно этот глагол, поэт одухотворяет образ возлюбленной. Огромному временному перерыву, пролегшему между первым незабываемым вечером и новой встречей, Фет не придает почти никакого значения, уделяя ему вскользь всего одну строку «И много лет прошло, томительных и скучных…». В его сознании оба вечера сливаются воедино, преодолевая все законы земной жизни. В те часы, когда звучит сладостный голос, поэт обретает смысл бытия, а время для него наяву переходит в вечность.)

- II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется? («Томительная и скучная» жизнь здесь контрастирует с тем упоительным вечером любовного свидания. Это противопоставление усиливает впечатление о свидании, где лирический герой чувствует, что она «одна – вся жизнь» и «вся любовь». Волшебные звуки исцелили сердечные муки, герой возвращается к состоянию любви-страдания, но страдания, возрождающего душу. Возникает рефрен: «Тебя любить, обнять и плакать над тобой».)

 

- Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы? (Последние четыре строки стиха - это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это - слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.)

 

- Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи? (Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком - и говорит прекрасными, будто неведомыми словами. Одним из ключевых образов является рояль. "Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…" За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно.)

- Прослушайте романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» на стихи Фета. Удалось ли композитору сохранить мелодию стихотворения, эмоциональность образного ряда?

Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

6. Этап закрепление. Как и другие поэты, Фет охотно воспевал в своих произведениях женскую красоту. В разные годы он создаёт целый цикл лирических посланий, адресованных Софье Толстой, Татьяне Кузминской, Елизавете Хомутовой, Наталье Сологуб и многим другим женщинам. Но главной его музой была и до конца жизни продолжала оставаться Мария Лазич, его первая любовь, когда- то оставленная им и трагически погибшая. Ей посвящены многие стихотворения поэта – лучшие образцы его творчества: «Старые письма»(1859), «Ты отстрадала, я ещё страдаю…»(1878), «Alter ego»(1879).

Чтение наизусть 4-й ученицей стихотворения «Нет, я не изменил…»

Нет, я не изменил. До старости глубокойЯ тот же преданный, я раб твоей любви,И старый яд цепей, отрадный и жестокий, Еще горит в моей крови. Хоть память и твердит, что между нас могила,Хоть каждый день бреду томительно к другой,-Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, Когда ты здесь, передо мной. Мелькнет ли красота иная на мгновенье,Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;И нежности былой я слышу дуновенье, И, содрогаясь, я пою.

- Гамма чувств, которая заключена в каждом из этих стихотворений, рождает всё новые и новые музыкальные образы. Порой они рождаются прямо на наших глазах. Прослушайте музыкальную импровизацию на стихотворение«Alter ego», посвящённое Марии Лазич.

Как лилея глядится в нагорный ручей,Ты стояла над первою песней моей,И была ли при этом победа, и чья,-У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья? Ты душою младенческой все поняла,Что мне высказать тайная сила дала,И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Та трава, что вдали, на могиле твоей,Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,И я знаю, взглянувши на звезды порой,Что взирали на них мы как боги с тобой. У любви есть слова, те слова не умрут.Нас с тобой ожидает особенный суд;Он сумеет нас сразу в толпе различить,И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

(Стихотворение исполняется 5-й ученицей под гитару – собственная музыкальная импровизация)

Анализ стихотворения.

Какова тема стихотворения "Я пришел к тебе с приветом..."? (любовь)

Согласитесь, тема сама по себе стара, неоригинальна. Тогда в чем же новизна?

Необычно уже самое начало стихотворения:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что...

Фраза по законам грамматики построена неправильно. Для нас сейчас эта строка удачна, а вот современниками Фета она воспринималась как поэтическая дерзость (ведь пушкинская норма требовала точности в слове, сочетании слов). Сам автор шутливо, но не без гордости называл свои стихи стихами "в растрепанном роде". Вот еще несколько примеров: "Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?", "Теснее и ближе сюда! Раскрой ненаглядное око!".

Неточные слова, неряшливые, "растрепанные" выражения в стихах Фета создают неожиданные, яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт не задумывался над словами, они сами к нему пришли.

Пересказать стихотворение прозой нельзя, но мы можем найти опорные слова,

 

передающие настроение.

 

-Какие слова в стихотворении вы можете выделить? (привет, солнце, свет, трепет

Листьев)

-Какое настроение они передают? (радость, счастье, любовь)

Радость, счастье, любовь - это то, о чем пришел рассказать Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостна, оптимистична (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи. "Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни".

Скажите, как в стихотворении соотносятся мир чувств лирического героя и мир природы? (они едины)

Это еще одна особенность всей фетовской поэзии: человек, природа, красота - нераздельны.

В чем в последней строке стихотворения любовь и радость лирического героя находят свое воплощение? (в песне)

О последних строках стихотворения:

Не знаю сам, что буду

Петь, но только песня зреет,

Л. Н. Толстойсказал:

"...этим он выразил настоящее, народное чувство поэзии. Мужик тоже не знает, что он поет, -ох, да -ой, да -эй, - а выходит настоящая песня, прямо из души, как у птицы".

Таким образом, песня - высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А. Фета- музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а нераздельны.

7. Домашнее задание:написать сочинение на тему «Импрессионизм поэзии А.А.Фета».


 

Я пришел к тебе с приветом

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

 

  «Шёпот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

 Сияла ночь. Луной был полон сад. Сияла ночь. Луной был полон сад. ЛежалиЛучи у наших ног в гостиной без огней.Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая,Что ты одна - любовь, что нет любви иной,И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,А жизни нет конца, и цели нет иной,Как только веровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

 

 

  «Нет, я не изменил…»

Нет, я не изменил. До старости глубокойЯ тот же преданный, я раб твоей любви,И старый яд цепей, отрадный и жестокий, Еще горит в моей крови. Хоть память и твердит, что между нас могила,Хоть каждый день бреду томительно к другой,-Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла, Когда ты здесь, передо мной. Мелькнет ли красота иная на мгновенье,Мне чудится, вот-вот тебя я узнаю;И нежности былой я слышу дуновенье, И, содрогаясь, я пою.

 

 

Как лилея глядится в нагорный ручей

Как лилея глядится в нагорный ручей,Ты стояла над первою песней моей,И была ли при этом победа, и чья,-У ручья ль от цветка, у цветка ль от ручья? Ты душою младенческой все поняла,Что мне высказать тайная сила дала,И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Та трава, что вдали, на могиле твоей,Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,И я знаю, взглянувши на звезды порой,Что взирали на них мы как боги с тобой. У любви есть слова, те слова не умрут.Нас с тобой ожидает особенный суд;Он сумеет нас сразу в толпе различить,И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 995; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!