Культура как многозначное понятие и предмет научного исследования.



Социальное и персональное пространство, историческое и лич­ное время бытия как взрослого человека, так и ребенка заполне­но предметами, отношениями, ценностями, информацией и тех­нологиями, имеющими прямое отношение к материальной и духовной культуре.

Почему важен анализ культуры для пед. антропол. Во-первых, овладение культурой — одна из важных воспитательных задач и в то же время основное средство воспитания. Во-вторых, культурный опыт ребенка — постоянный фон его жизнедеятельности. Этот опыт во многом предопределяет, с од­ной стороны, особенности общения и поведения, уровень духов­ных стремлений, критерии самооценки и другие характеристики ребенка; а с другой стороны — задачи воспитания данного ребен­ка и способы их осуществления.

В-третьих,воспитание (его содержание, воспитательные тра­диции, аксеологические акценты, предпочитаемые технологии и пр.), а также формы проявления воспитанности людей — важные составляющие, характерные особенности любой культуры.

Наконец, воспитание во многом определяет судьбу конкрет­ных культур: оно способствует их сохранению или разрушению, консервации или модернизации, целостности или мозаичности, элитарности или массовости.

Культура как многозначное понятие

Понятие «культура» — общенаучная категория, имеющая длин­ную историю и отражающая достаточно сложную реальность.

На определенном этапе развития науки возникло близкое куль­туре понятие «цивилизация».

Сложное явление как и человек – материальна и духовна! Воплощает рациональн и иррац. стороны.

«Ядро» — это хранилище наиболее характер­ного для данной культуры. Его функция — сохранение и переда­ча самоидентичности социума, этноса, поэтому ядро культуры, «как ДНК человека», обладает высокой устойчивостью и мини­мальной изменчивостью. «Защитный пояс» — это своеобразный фильтр, который пропускает информацию из ядра во все структуры социального организма и в то же время адаптирует, пере­рабатывает или поглощает, гасит, не допускает до «ядра» ин­формацию из других культур. Он гораздо более изменчив и го­раздо менее устойчив, чем «ядро». Это позволяет культуре конкретного сообщества, с одной стороны, сохранять свою сущ­ность, а с другой — дает ей возможность взаимодействовать с другими культурами, с иными этноисторическими субъектами. «Защитный пояс» обусловливает возникновение и существова­ние так называемой «притворяющейся культуры», которая внешне выглядит как изменившаяся, хотя ядро ее остается прежним. Возможно, один из примеров «притворяющейся культуры» дает Петровская Россия, европеизировавшаяся внешне и оставшаяся практически неизменной внутри. Целостность культуры противоречива. При этом она немонолитна, а многосоставна, многослойна.

Нет единого толкования. Множество концепций культуры (более20).

Так, для аксеологической концепции К. – это явление, отражающее духовную природу человека, это выражение духовных ценностей и нравственных норм чел-ва. Деятельностная концепция видит в культуре проявление активной, креативной и разумной природы человека, - сов-ть способов чел дея-ти. Личностная (Поведенческая) концепция – актуализация социальной природы человека – способ движения личности в соц пространстве и времени, - система её качеств и хар-к, важных для реализации отношений человека к природе, общ-ву, для процесса его социализации. Семиотическая – как сов-ть знаков, как система, передающая и хранящая инфу. Каждая из концепций культуры по-своему интересна, каждая имеет право на существование. Но культура не исчерпывается од-ним, каким бы то ни было аспектом, она представляет собой сложное системное образование.

Разнообразные культуроведческие науки и концепции сходятся в следующем:

· культура отличает человека от других живых существ;

· через культуру происходит социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса, человечества;

· культура позволяет разным индивидам более или менее одинаково понимать мир, совершать понятные другим поступки.

Культура человечества тоже имеет сложную структуру. Так, по мнению М. Мид, ей присущи три типа культуры: постфигуративный, кофигуративный и префигуративный. Префигуративный тип культуры М. Мид наблюдала в обществах, находящихся в первобытном состоянии (молодое поколение слепо следуют за старшими, цель-воспроизведение прошлого, отсутствие креативности); кофигуративный обнаружила в «пионерских» объединениях людей, осваивающих новые земли (сверстники задают друг другу модель поведения, к-ра менее разнообразна, более поверхностна, чем префигуративная, но более гибкая и открытая, цель и смысл их жизни прагматичны. Человек, живущий в такой культуре, ограничен в своих знаниях, умениях и ценностях, относится как к неизбежности к изменениям жизни вопределенных пределах. Общественное бытие для него важнее индивидуального существования) а постфигуративный смоделировала(игуративный тип культуры характеризуется ориентацией общества, старших поколений на более молодых как на образец,авторитет). Отличаются типы к-р прежде всего традициями взаимоотношений разных возрастных групп внутри социума.

 Генетически полученная культура закодирована. Расшифровать ее, опереться на нее в своем развитии человек может только в обществе, в деятельности, так или иначе связывающей его с другими людьми.

Мера обладания культурой, ее влияние на конкретного человека зависят от многих факторов. Среди них — тип господствующей культуры и образ жизни, субкультура ближайшего окружения. Но и собственная активность человека чрезвычайно важна.

Педагогика непосредственно связана с последним. Она традиционно вычленяет в культуре ребенка такие составляющие, как умственная, нравственная, правовая, физическая, экологическая, экономическая и другие, соответствующие различным видам деятельности человека. Сегодня можно вычленить и «горизонтальные слои» культуры конкретного человека и рассматривать ее как взаимноинтегрированный комплекс трех пластов: информационного, технологического, аксеологического.

Информационный пласт культуры возникает в процессе усвоения ребенком знаний, базовых для человечества, конкретного общества, этноса, группы людей и связан с этим процессом. Системообразующими информационного пласта культуры являются антропологические знания, представления о себе как личности, индивидуальности, субъекте деятельности.

Технологический пласт культуры возникает в процессе овладения ребенком совокупностью операциональных и интеллектуальных умений и навыков, которые обеспечивают высокое качество его деятельности, высокий уровень соответствия требованиям, предъявляемым обществом, окружающими людьми, самим человеком к результатам его деятельности, и связан с этим процессом.

Аксеологический пласт культуры возникает в процессе интериоризации ребенком традиционных и актуальных общечеловеческих и групповых ценностей и связан с этим процессом.Названные пласты культуры пронизывают друг друга.

Ушинский!модель по Ушинскому:

Не только психологический анализ... но и само непосредственное чувство, присущее каждому из нас, говорит нам ясно о существовании двух миров в человеке: душевного и материального. Но человек, начиная мыслить, упорно отвергает свидетельство собственного чувства и, переступая границы опыта, стремится вывести материальный мир из душевного, впадая в крайность идеализма, или душевный мир из материального, впадая в крайность материализма.

Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука.

Стремления К. Д. Ушинский подразделил на три основные группы: первые две выражают «стремление человека быть», существовать в пространстве и времени, поддерживать и продолжать род.-органические потребности, источником которых является телесная, растительная природа человека. Врожденными, органическими он считал эти стремления потому, что самосохранение живой системы, а тем более сохранение и продолжение рода, невозможно вне общественного существования. Следовательно, врожденное стремление к общественному существованию одновременно выступает и как важный фактор удовлетворения коренных потребностей живого организма в самосохранении, сохранении и продолжении рода.

Ко второй группе потребностей К. Д. Ушинский относил такие, которые выражают стремление «жить». Такие стремления характерны для человека и высших животных- «стремления душевные» (место между органическими и духовными потребностями, основа всех психических состояний личности), которые свойственны только человеку. Определяя группу «душевных потребностей», он исходил из понимания «души» как «невесомого вещества», которому изначально «присуща потребность в сознательной деятельности». Здесь интересна мысль о врожденной потребности в деятельности. Эта потребность — основа всех душевных стремлений. Душевные стремления выражаются прежде всего в «чувствованиях».

Высшим выражением потребности в деятельности у человека X Д. Ушинский считал потребность в умственном движении и в умственном и физическом труде- группа духовных потребностей, присуща только человеку( в труде, в знаниях, в наслаждении красотой, в свободе и счастье, т. е. те потребности, развитие и удовлетворение которых возможно только в человеческом обществе).

 

Все культурные процессы проистекают из одного продуктивного источника — из человека и существуют только потому, что значимы для него.

Культура выделяет человека из мира живой природы. Она дает ему, с одной стороны, большие преимущества по сравнению даже с самыми высокоорганизованными животными, а с другой стороны, ограничивает его свободу.

Каждый человек вступает во взаимодействие с культурой и значим для нее. Культура влияет на человека в процессе фило- и онтогенеза целостно. Мера обладания культурой, ее влияние на конкретного человека зависят от многих факторов. Среди них — тип господствующей культуры и образ жизни, субкультура ближайшего окружения, собственная активность человека.

Взаимоотношения культуры и человека — динамичный процесс. В разные периоды жизни у человека превалирует та или иная егопозиция по отношению к культуре. Человек объективно оказывается не только творцом культуры, но и одновременно ее творением, а иногда — жертвой. Культура интегрирует природу и общество, наследие человечества и жизнь отдельного человека. человек (и как вид, и как индивид) объективно оказывается не только творцом культуры, но и одновременно ее творением, а иногда — жертвой. Это справедливо и по отношению к ребенку. Он тоже и значимый субъект культуры, и ее объект, и «продукт». От его собственных усилий зависят глубина и широта его «культурного слоя». Он занимает в культуре разные позиции. Он включен не только в господствующую, традиционную культуру, но и в молодежную, групповую и другую субкультуры.

2.Контроль в обучении иностранным языкам.

1.Контроль - это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль - это часть урока, во время которой преподаватель оце­нивает как учащиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях. К позволяет:1)преподавателю получить информацию о результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности; своей работы (узнать, насколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения).Объектами контроля на занятиях являются: а) знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетен­ция); б) умения пользоваться приобретенными знаниями и навы­ками в различных ситуациях общения (коммуникативная компе­тенция); в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).О достигнутом уровне владения языком свидетельствует: а) умение адекватно выражать мысли в заданной речевой ситуации; б) относительная правильность пользования средствами языка при построении высказывания. В качестве планируемого результата ОИЯ в средней школе на базовом уровне (5-9 классы) выступают элементарная коммуникативная компетенция в аудировании, говорении, письме и продвинутая коммуникативная компетенция в чтении. Функции контроля. На занятиях по языку принято выделять следующие функции контроля:1.диагностическую- определяет уровень владения языком в соответствии с программными требованиями; 2.обучающую- способствует повторению и закреплению пройденного на занятиях материала;3.управляющую- обеспечивает управление процессом овла­дения языком; 4.корректирующую- проявляется во внесении преподавате­лем изменений в процесс обучения языку; 5.стимулирующую- создает положительные мотивы учения;6.оценочную - позволяет вынести суждение о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения. Виды контроля. Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Цель предварительного К. (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие учащимся индивидуально-психологические качества. Текущий позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Промежуточный- по завершении изучения темы. Итоговый контроль (контроль результатов учебной деятельности) направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Итоговый (контроль результатов учебной деятельности) установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года).Формы контроля.Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным. Каждая из перечисленных форм может осуществляться устно или письменно. Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого ученика. Фронтальный контроль протекает в форме беседы преподавателя со всеми учащимися.Групповой контроль проводится в форме выполнения задания, адресуемого всем учащимся группы. Контроль м. б. одно-/двуязычные(перевод), с/без технич. средств.Тесты как средство контроля. Тест (от англ. test - испытание, исследование) - система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Виды тестовых заданий: стандартизированные (для всех) и нестрандартные ( для конкретной группы уч-ся);Типы тестов: закрытый( правда/ неправда; множественный выбор), открытый( дописать вариант ответа), установление соответствий (matching), установление порядка следования суждений (rearrangement). Требования в тестам: 1) регулярность проведения; 2) валидность( проверяет опр. Компетенцию); 3)адекватность. Требования к формам контроля:надежность, адекватность контролируемому ВРД, репрезентативность, регулярность проведения, всесторонняя проверка всех ВРД.

3. Умение писать различные виды писем (письмо знакомства, деловое письмо, письмо-запрос, письмо-благодарность, личное письмо (о себе, своем городе, праздниках).

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!