Часовня во имя Преподобного Сергия Радонежского,

МОСТ СЛАВЫ. 1923 Атрибуты картины: Рерих Николай Константинович (1874-1947 гг.) Название: Мост Славы. # 7 Год: 1923 Где находится: Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк Материал, размеры: Холст, темпера. 81.8 x 163.2 см. Источник: Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество Это картина карельского цикла, написана в 1923 году. Н.К. Рерих ищет чистые, светоносные краски и находит их, как ни странно, не на жарком юге, а на русском Севере. Завороженный сполохами полярных сияний, он, как никто другой до него, отважился запечатлеть на полотне эту огненную стихию. На картине впервые засветились холодными лучами вспышки пространственных излучений. Это уже была та фактура цвета, которая возобладала в последующих его работах. Теперь всё на его картинах несло одну природу цвета и было одновременно и космическим и земным. (Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. “Рерих и Сибирь”. Новосибирское книжное издательство, 1992г., 191с., с.163-164)

В.ИВАНОВ. Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.

— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Голубой сапфирный мост — «Мост Славы» образован северным сиянием и накрепко вяжет легчайшее небо и дебелую землю.И тут же св. Сергий Радонежский бредет к этому мосту, это величайший образ и столь любимый Рерихом, как бы образец русского делания, тихого, но крепкого подвига.

Марево (хорошее русское слово) вспыхивало, а за ним в дальней дали действовало мощнейшее обстоятельство. Марево, зарево, зарница – вестники далёких событий. Северное сияние или Гималайское свечение напоминают о накоплениях, невнятных уху и глазу. Только сердце почует их, отстучит тревожно или торжественно. (Н.К. Рерих. Листы дневника. Т.2. Синтез. 1941)

 

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. 170 с.

"Мост Славы" — великий русский духовный подвижник, Сергий Радонежский, идет навстречу Будущему, поднимаясь в гору, над ним сверкает, переливаясь красками, мощное северное сияние, предвещая духовный мост между настоящим и Грядущим, озаренным всеми возможностями эволюции.

 

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. —

Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

В 1923 году Рерих написал картину «Мост славы», на которой впервые заполыхало полярное сияние. Он изобразил там авроральное явление в виде дуги с лучистой структурой. Во всё темное небо раскинулись острые снопы света, написанные полупрозрачными красками. На них художник наносил отдельные красочные корпускулы, напоминающие неровный слой сгрибившейся олифы на старых иконах. Эти мелкие образования имеют определённую толщину и округлую форму, слегка вытянутую по направлению полёта. Кое-где сгрибившиеся верхушки ещё слегка тронуты более интенсивным тоном, дающим дополнительный эффект радужного перелива красок. Эта необычная фактура красочного слоя в каком-то смысле соответствует новым физическим представлениям о волновом и корпускулярном дуализме материи. Разлетающиеся волны и лучи огненной субстанции, быть может, являют своеобразный живописный аналог современным воззрениям квантовой механики, где свет описывается в виде волн и ансамбля отдельных фотонов.

 

Размышления по картине Н. К. Рериха«Мост Славы»

Елена Чеглакова, 2012 г.

Перед нами живописное произведение Николая Константиновича Рериха (1874-1947 гг.), великого русского художника, мыслителя, общественного деятеля. Картина «Мост Славы» написана в 1923 году, холст, темпера, оригинал находится в Музее Рериха в Нью-Йорке.

В этом произведении Н. К. Рериха, видим фигуру в монашеском одеянии на фоне огненной дуги Северного сияния в ночи, в таинственном сокровенном месте. В состоянии особого проникновения мыслью, молитвою постоянной, то есть в особом молитвенном состоянии, по берегу водного простора идёт крепкий молитвенник в особом сердечном состоянии, подвиг творящий.

Н. К. Рерих создаёт образ человека, возносящего постоянную молчаливую молитву в высочайшем напряжении земного и небесного, то есть в состоянии огненном, что можно прочувствовать. Такое состояние свойственно только Высокому Духу, подобному Сергию Радонежскому. Мы видим небольшую фигуру молитвенника, слегка согбенного от тягот земных, которые нуждаются в преобразовании, а значит в осветлении и утончении, как бы сливающуюся с сине-голубым фоном всего произведения.

Всё гармонично соединено в одно целое. Николай Рерих показывает таинство соединения с Высшим в молитве, всем своим произведением.

Мы предполагаем, что это образ Сергия Радонежского, хотя прямых указаний Николая Рериха не было пока найдено. О том, что это может быть образ Сергия Радонежского, находим подтверждение в книге Вячеслава Иванова «Рерих – художник мыслитель» (Ленинград, 1991 г.): «Голубой сапфировый мост, «Мост Славы», образован северным сиянием и накрепко вяжет легчайшее небо и дебелую землю. И тут же святой Сергий Радонежский бредёт к этому мосту, этот величайший образ и столь любимый Рерихом как бы образец русского делания, тихого, но крепкого подвига».

Н. К. Рерих встречался с Всеволодом Ивановым в 1935 году, в Харбине, в период эмиграции Вс. Иванова. Н. К. Рерих знакомился с рукописью этой книги, одобрил и просил в письме к П. Ф. Беликову помочь с распространением этой книги. Вс. Иванов восхищался Рерихом, сравнивая его палитру с великолепной музыкой и его картины с симфонией во славу добра и просветления человеческого духа.

Великие Учителя человечества приходят на помощь человечеству и в роли Великих религиозных деятелей.Таким и был Святой Сергий Радонежский – Отец Северного монашества, и на картине мы видим, как символ особых огненных процессов, именно Северное Сияние. Отец Сергий – родоначальник Троицкого монастыря, впоследствии Троице-Сергиевой Лавры. Учил общинному духу, где главное – это общность духовных целей и труд на Общее Благо, а это рождается благодаря таинству молитвы, связующей с Миром Высшим. Это – труд Великий! Прообразом его и является Северное Сияние.

Мост Славы! Мост – как символ, соединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим, Учителей с учениками, земное с Надземным, это связь частей света и так далее… Мост Славы – огненный, вечный, находящийся в единстве с потоками огня Высшего, с потоками огненной Лавы, Мост с Лавой соединённый. Мост, соединённый с Лавой мощной, широкой, искрящейся. Мост, соединённый с Лавой, сметающей всё непрочное, бездуховное на своём пути, и укрепляющий, закаляющий всё бесстрашное, достойное, любящее.  

Мы видим Северное сияние ритмичное, гармоничное, огненное. Мы ощущаем быстро сменяющуюся динамику цвета, особое напряжение, дающее такое характерное свечение. Н. К. Рерих передаёт нам необычное свечение в тончайших переливах оттенков на фоне сине-голубого общего тона произведения. В ночи совершается таинство молитвы. Сурова природа, характер берегов водного простора. Может это таинственные места Ладоги с её скалами и шхерами. Мы знаем, что Святой Сергий действовал под Москвой, но зёрна его труда разбросаны по всему Северу. Святой Сергий проникал мысленно в чаяния народа земли русской. Он как бы идёт в устремлении потоков Гипербореи – загадочной земли потока Арийской расы. Идёт, чтобы принести людям Свет.

Склон холма – с красноватыми, розовыми вкраплениями, незначительными, блеклыми по сравнению с Северным сиянием, огнями пространства. Эти вкрапления отражают процессы подземные в соединении с пространственными огнями, в соединении творческом. В момент Высочайшей Молитвы.

Мы видим на холме маленькуючасовню. Образ часовни часто встречается в работах Рериха, часовня как символ храма для духа человеческого.

По эскизам Н. Рериха в Америке под Нью-Йорком, в деревне Чураевка был создан храм – часовня Сергия Радонежского – особое место для стяжания духа.

 

 

Часовня во имя Преподобного Сергия Радонежского,


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 648; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!