Правило 3.4 Атрибуты Аллаха реальные действительные, мы не знаем их образа, но он есть, и атрибуты Аллаха не подобны артибутам творений.



Люм’ат уль-и’тикад шарх шейха Усеймина.

https://youtu.be/T5mewwc0lwA

 

БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.

 

Содержание урока:

Правило 3.2 Атрибуты Всевышнего Аллаха делятся на два вида «Субутия (утвержденные) уа Сальбия (отрицаемые).

Правило 3.3 «Заатия уа Фи'лия», это Атрибуты, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и те Атрибуты, которые являются Атрибутами действия».

Правило 3.4 Атрибуты Аллаха реальные действительные, мы не знаем их образа, но он есть, и атрибуты Аллаха не подобны артибутам творений.

4 Какая разница между тамсилем и такъйúфом?

Правило 4 Ответ Аль-Му’аттила аннулирующие Имена и Атрибуты Аллаха искажая их от их прямого смысла на основе своих страстей и ложных трактовок.

Разница между Именем Аллаха и атрибутом Аллаха.

 

Правило 3.2 Атрибуты Всевышнего Аллаха делятся на два вида «Субутия(утвержденные) уа Сальбия(отрицаемые).

 

Говорит шейх Мухаммад ибн Салих аль-'Усеймин: «Второе ответвление, Атрибуты Всевышнего Аллаха делятся на два вида «Субутия уа Сальбия».

 

(Субутийя - утвержденные, уа Сальбия - отрицаемые.

Сальбия с сукуном над «лям». Сальбия по-другому называется «аль-Манфия».

В некоторых книгах можно встретить как Субутия и аль-Манфия.

И смысл их один и тот же, - отрицаемые от Всевышнего Аллаха определенные качества, и Атрибуты).

 

«Ас-субутийя подтверждаемые Всевышнему Аллаху Атрибуты, это те атрибуты, которые Аллах утвердил для Себя, такие как Жизнь, Знание, и другие. Их необходимо утверждать для Аллаха подобающим для Него образом, потому что Он утвердил их для Себя и Он лучше знает Свои атрибуты».

 

Ас-Сальбия - отрицательные, это те атрибуты, которые Аллах отвергает от Себя. К примеру «аз-зульм» — несправедливость, его необходимо отрицать, так как Всевышний отрицает его от Себя, но вместе с этим необходимо твердо верить в то, что у Аллаха есть атрибут прямо противоположный отрицаемому, то есть Справедливость. (Если мы отрицаем от Всевышнего Аллаха зульм несправедливость, то мы обязаны вместе с этим утверждать наивысшую справедливость, или безграничную справедливость в самом совершенном виде). Потому что отрицание само по себе не является совершенством пока, не утвердим Всевышнему противоположное тому, что мы отрицаем.

(Если, ты например; пришел к правителю и говоришь что ты не жадный, не скупой, это ничего не прибавляет этому правителю из достоинств. Достоинство это когда ты что-то утверждаешь из качеств достоинства, а просто отрицать что-либо не является утверждением достоинства, поэтому относительно качеств ас-Сальбия (отрицаемых) от Всевышнего Аллаха мы говорим что мы отрицаем качество, которое отрицал от Себя Всевышний Аллах Сам или Его Посланник, в Коране и Сунне, и плюс к этому приписываем к Всевышнему Аллаху качество противоположное тому что мы от Него отрицаем).

 

И пример этому слова Всевышнего Аллаха: «И твой Господь не причиняет несправедливости никому»(Пещера 49), и исходя из этого аята мы обязаны отрицать от Всевышнего Аллаха несправедливость вместе с тем что имеем в убеждении что Всевышнему Аллаху принадлежит справедливость в самом совершенном его смысле».

 

Это что касается второго правила и его мы в каком-то виде разбирали в «Иктисад филь 'атикад» поэтому не будем углубляться.

 

Правило 3.3 «Заатия уа Фи'лия», это Атрибуты, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и те Атрибуты, которые являются Атрибутами действия»

 «Третье ответвление, Атрибуты которые мы утверждаем относительно Всевышнего Аллаха бывают двух видов (то есть Атрибуты вообще делятся на два, отрицаемые, подтверждаемые, теперь подтверждаемые делятся еще на два), «Заатия уа Фи'лия», это Атрибуты, которые касаются сущности Всевышнего Аллаха и те Атрибуты, которые являются Атрибутами действия».

 

(Пояснение Руслана):

Те Атрибуты, которые мы утверждаем относительно Всевышнего Аллаха, бывают:

1 Которые касаются Сущности Всевышнего.

2 Которые являются действиями Всевышнего Аллаха.

 

Заатия уа Фи'лия - такое деление Атрибутов не было известно у саляфов.

 

Сказал имам аль Микризи: «Никто из них(имеется ввиду саляфов)никогда не разделял и не говорил, что такой-то Атрибут является Атрибутом сущности, а такой-то Атрибут является Атрибутом действия. Но все что они делали это то, что они утверждали относительно Всевышнего Аллаха Вечные Атрибуты. (Говорили: этот Атрибут принадлежит Всевышнему Аллаху и Всевышний описывается им вечно, то есть без начала)». Это в книге «аль Къутат уаль асар», второй том 356 страница.

 

Сказал Аш-Шихристани: «И саляфы не разделяют между Атрибутами сущности и Атрибутами действия, но перечисляют эти Атрибуты в едином слове или в едином предложении без разделения.(То есть и действенные и сущностные Атрибуты саляфы в перечисляли в едином перечислении не разделяя между ними)»,это в книге аль «Миляль уа Нихаль» первый том 92 страница.

И такое деление пришло уже в более поздних поколениях. Один из первых кто упомянул это деление аль-Асбахани и другие, также в словах аль-Бейхаки и других можно это встретить.

 

Но подобное деление мы не называем нововведением, потому что оно:

Во-первых, не противоречит шариату.

Во-вторых, не противоречит пониманию саляфов (трех лучших поколений Ислама).

В-третьих, это деление имамы ахлю сунна уаль джамаа были вынуждены привести в акыду для того, чтобы делать опровержение приверженцам нововведений.

 

Поэтому мы это деление изучаем и знаем то, что такое деление есть у обладателей знания. Но без нужды мы его не упоминаем, но если говорим, допустим, с просто людом или с какими-либо людьми и говорим об Атрибутах Всевышнего Аллаха, не упоминаем без нужды это деление, а перечисляем все Атрибуты Всевышнего Аллаха единым перечислением, будь они сущностные, будь они действенные).

(Конец слов Руслана).

Говорит шейх ибн Усеймин:

«Атрибуты, которые являются сущностными (Аз-Затия), это такие Атрибуты, которыми Всевышний Аллах всегда был описан и всегда будет описан, без начала и без конца. Как например «Жизнь», «Слух», «Зрение», «Могущество».

 

Аль-фи’алийя - действенные Атрибуты Всевышнего Аллаха, это такие Атрибуты, которые связаны с желанием Всевышнего Аллаха, если Всевышний захочет их совершить, то Он делает это если не захочет, то не делает этого. И Всевышний Аллах субхана уа Тааля, оставляет совершение некоторых действий, если нет для их совершения причины.

(Если нет никакой причины для совершения действия, то Всевышний не совершает действие, и наоборот, если есть причины для совершения действия, то Всевышний совершает это действие и в обоих случаях это является абсолютным совершенством).

 

Из этих действий, например вознесение над Троном и приход в Судный день (то что Всевышний Аллах придет в судный день для разделения или для суда между Своими рабами). И возможно такое, то что один и тот же Атрибут может быть как сущностным так и действенным, если мы посмотрим на него с двух сторон, как например атрибут «слово» (Калам), то что Всевышний разговаривает, потому что если мы посмотрим на основу этого Атрибута, то этот Атрибут Сущностный, потому что Всевышний извечно разговаривал, Был способен на разговор и будет разговаривать без конца (нет у разговора Всевышнего Аллаха какой-то границы). А если мы посмотрим на конкретные какие-то слова Всевышнего Аллаха, то это является действием (когда Всевышний Аллах их высказывает, то это и есть действие), потому что произнесение слов связано с желанием Всевышнего Аллаха, Всевышний разговаривает, с кем хочет и когда захочет».

 

(Пояснение Руслана):

Атрибут «слово» сущностный и действенный. Всевышний способен разговаривать, когда захочет, Он описан этой способностью без начала и будет описан ею без конца. Исходя из этого, этот Атрибут Способность разговаривать Сущностный «Заати».

А то, что Всевышний говорит какие-то моменты или какие-то времена, когда есть этому разговору причина и говорит Всевышний Аллах, когда захочет и с кем захочет, то это является Атрибутом Действенным. Поэтому получилось, что один и тот же Атрибут и Сущностный и Действенный с двух сторон, если на него посмотреть.

 

Подобное выражение можно сказать относительно всех действенных Атрибутов Всевышнего Аллаха, то, что все эти Атрибуты являются также Сущностными. Какое бы ты действие не вспомнил сейчас, основа его то что оно является Атрибутом Сущности также, как например; что Всевышний Аллах спускается на ближнее небо, как мы говорим, способность Всевышнего спускаться на ближнее небо, этим Он описан без начала и без конца, соответственно способность спускаться на ближнее небо является Атрибутом Сущности, а то, что Всевышний спускается каждую последнюю треть ночи, это уже является Атрибутом действия. То, что Аллах Субхана уа Тааля видит и слышит это является действиями однако Всевышний описан способностью слышать и видеть без начала и без конца и это уже Атрибут сущностный, непосредственно связанный с Сущностью Всевышнего Аллаха.

 

Исходя из этого все Действия Всевышнего Аллаха несмотря на то что они являются Атрибутами Действия также являются Атрибутами Сущности.

 

Об этом сказали

1 Имам ад-Дарими в своем Опровержении на «аль Бишра аль Мариси».

2 Ибн Абиль `Из, в «шарх ат-Тахауия» 1 том 96 страница.

3 Ас-Сафарини в книге «Ляуани уль-Ануар» 1 том 257 страница.

4 Шейх Мухаммад ибн Халиль Харрас, когда говорил обо всех действенных Атрибутах Всевышнего Аллаха, сказал: «Это не смотря на то что Всевышний всегда был описан способностью на совершение этих действий» (Шарх акыда аль-Уасытыя стр. 88). 

В смысле, то, что вид этих действий древний, то есть безначальный, то есть способность слышать, способность видеть и так далее, а уже конкретно какие-то действия совершаются в определенные моменты и в определенные времена.

(Конец слов Руслана).

 

 

Правило 3.4 Атрибуты Аллаха реальные действительные, мы не знаем их образа, но он есть, и атрибуты Аллаха не подобны артибутам творений.

 «Четвертое ответвление, все Атрибуты Всевышнего Аллаха, можно относительно них задать три вопроса;

1Подразумевается ли под каждым атрибутом Аллаха то, на что в действительности указывает этот атрибут, т. е. употребляется ли он в прямом смысле? И почему? (То есть, действительно ли эти Атрибуты существуют, то есть непросто смысловые, а имеют какую-то сущность).

2 Можно ли придать форму этим атрибутам, т. е. можно ли по атрибутам представлять какую-либо форму Аллаху? И почему?

3 Подобныли атрибуты Аллаха на атрибуты тех, кого Он создал? И почему?

 

Ответ на первый вопрос:Да, под каждым атрибутом Аллаха подразумевается то, на что этот атрибут указывает в действительности, т. е. нам нельзя истолковывать этот атрибут чем-то тем, на что он не указывает явно, к примеру, истолковать атрибут «Рука», сказав, что под этим имеется в виду Сила, Мощь Аллаха. А нельзя этого делать потому, что есть твердое правило, которое гласит: «Речь основывается на ее понимании в прямом смысле, а не в переносном, поэтому нельзя переходить от прямого смысла к переносному, если в этой речи нет чего-либо, что препятствует ее пониманию в прямом смысле и указывает на переносный смысл».

 

(Если Всевышний говорит «Рука Аллаха, «Лик Аллаха», или «Голень Аллаха», как это пришло в хадисе, все это мы понимаем как Атрибуты Действительные, то есть у Всевышнего Аллаха действительная Рука, или Две Руки, Действительный Лик и тому подобное, и не говорим, что это все лишь в переносном смысле под которым подразумевается что-то иное, а не действительная Рука).

 

 Ответ на второй вопрос: Придавать форму атрибутам Аллаха нельзя, по двум причинам: 

— во-первых, Всевышний сказал: «… они не объемлют Его своим знанием» (Таха, 110).  

— во-вторых, потому что разум не в состоянии постичь образ атрибутов Всевышнего.

 

(Пояснение Руслана):

Мы говорили, Сущность у Всевышнего Аллаха есть, но какая она мы не знаем, и делаем в этом случаи «тафуид», - есть мазхаб такой у приверженцев нововведения, то что они говорят: «мы делаем тафуид», тафуид то есть предоставление дела Аллаху. Всевышний Аллах говорит «йЯдуЛлах» (Рука Аллаха), они говорят: «мы не знаем что такое йЯдуЛлах, Йад, это буква Йай и Даль а что под ними подразумевается абсолютно не знаем и говорят УаджхуЛлах, Лик Аллаха, говорят: «Уау джа и ха», говорят: «этот Атрибут состоит из трех букв, но что под эти подразумевается вообще не знаем, то есть вообще не имеем понимания, что такое Лик», и поэтому говорят что Яд и Уаджх это одно и то же, никакой разницы между ними нет, что йЯд мы не понимаем что означает, что Уаджх мы не понимаем что означает- это называется мазхаб тафуид.

 

Тафуид - то есть предоставление дела Аллаху и говорит, то, что мы не понимаем смысл этих слов. Хотя смысл этих слов в арабском языке понятен и при этом из отрицательных последствий этого мазхаба, то, что они приписывают этот мазхаб саляфам, и говорят: «Саляфы, в том числе Пророк саляЛлаху алейхи уа салам, понятия не имел, что подразумевается под этими словами, читал когда Коран сам не знал что читает, и сподвижники и табиины читали когда Коран сами не знали что они читают».

Допустим когда сподвижник ибн Аббас читал: «Но Его Ядаху распростерты» он сам (якобы) не знал что имеется ввиду под этим и когда читал: «И останется Лик твоего Господа обладающего Величием и почетом» тоже (якобы) понятия не имел, что под эти аятом имеется в виду, не видел никакой разницы между первым аятом и вторым аятом. То есть если бы было сказано «Баль ваджху Ллахи мабсутатан» не было бы в этом проблемы, потому что Уаджх и Йад одно и то же у муфавида, в том смысле, что они понятия не имеют, что под этим подразумевается.

 

Однако в этих вопросах ахлю сунна тафуид не делает, но делает в других вопросах, то есть в том что мы говорим, что у Всевышнего Аллаха и у Его Атрибутов есть Сущность в этом тафуид не делаем, мы говорим Сущность есть и мы понимаем что это такое, мы знаем что такое йяд (рука) в арабскам языке, то есть каждый, когда ему скажешь рука, он знает что такое рука или скажешь лик, он знает что такое лик. Но делаем мы тафуид (предоставляем дело Аллаху) в вопросе  каийфии в сущности то есть имеется в виду какая это сущность. Сущность мы знаем, что она есть, но какая она мы не знаем, и знание этого предоставляем Всевышнему Аллаху.

 

Почему мы делаем тафуид относительно того, какая Сущность у Атрибутов Всевышнего?

 

Ответ: Потому что мы не видели этих Атрибутов, и Всевышний нам о них не сообщил какие они, и мы не видели ничего подобного этому и тому подобное. Эти четыре степени приводили во время изучения «аль-Иктисад филь атикад».

(Конец слов Руслана).

 

Ответ на третий вопрос: Атрибуты Всевышнего не подобны атрибутам творений, потому что Всевышний сказал: «Нет ничего подобного Ему» (Сура 42 Совет, аят 11).

Также потому, что Всевышний совершенен во всем и Его совершенство безгранично, а являющийся таковым не может быть подобен Своему созданию, которое несовершенно, т. е. несовершенно в своих атрибутах.

 

4 Какая разница между тамсилем и такъйúфом?

 

Говорит шейх ибн Усеймин:

«Существует разница между приданием формы (такъйиф) и между уподоблением, сравнением (тамсил).

 

Тамсил- это упоминание образа атрибута и привязывание его к конкретной форме. Например, сказать, что Рука Всевышнего похожа на руку человека, Рука Всевышнего аналогична руке человека.

 

Такъйúф -это представление Руки Аллаха, т. е. не уподобить ее, как выше, а вообразить в какой-то особой форме, не похожей на руки тех, кого создал Всевышний.

 

(Пояснение Руслана):

Это не разрешено, так как мы не знаем какой образ Атрибутов Всевышнего Аллаха. Мы знаем что этот образ есть, но какой он мы не знаем, и запрещено о нем говорить, упоминать его, без разницы сравниваешь ли ты этот образ с образом атрибутов творений, или ни с кем не сравниваешь, просто говоришь: «Образ Его такой-то» при этом не сравнивая его с образом атрибутов творений это не дозволенно.

 

Пример на тамсиль: «Если скажет говорящий: Рука Всевышнего как рука человека, и пример на такъйúфкогда человек представляет у себя в голове Руку Аллаха в каком-то конкретном образе, так что нет этому примера в руках каких либо творений. То есть у всех творений или у большинства есть руки или лапки и тому подобное, и человек когда говорит: У Всевышнего Рука подобна рукам такого-то творения, это – тамсиль.

А когда говорит: У Всевышнего Аллах такая-то Рука и при этом Его описание не равно описанию рук кого-либо из творений и при этом он представляет эту Руку в каком то образе, это называется такииф.

 

 Кто хуже, мумассиля - то есть тот, который сравнивает Атрибуты всевышнего с атрибутами творений или христиане? Ответ: мумассиля хуже, чем христиане, потому что те, которые делают тамсиль и причисляю себя к исламу, они сравнивают Атрибуты Всевышнего с атрибутами творений, а христиане сравнивают атрибуты творений с Атрибутами Всевышнего, то есть они сравнивают Ису или Джибриля с Атрибутами Всевышнего, говорят, то что Иса обладает определенными Атрибутами Бога, Атрибутами Аллаха Субхана уа Тааля, то есть сравнивают творения с Аллахом, но не сравнивают Аллаха с творениями. Хуже сравнивать Аллаха Всевышнего с творениями, это опускание Величия Всевышнего Аллаха до уровня творений, а тут христиане пытаются поднять какое-то творение до Величия Аллаха, и то и это является неверием, но неверие мумассиля является более худшим.

 

Говорит: «Когда человек делает такииф, то есть сравнивает или придает какой-либо конкретны образ Атрибутам Всевышнего, при этом не сравнивая его с атрибутами творений, это также является запрещенным и является грехом». Это что касается третьего ответвления.

(Конец слов Руслана).

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 795; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!