Влияние типа изд-я на выбор гарнитуры и кегля. Виды текста, для кот необх-м подбор шр



Выбор гарнитуры осн txt зависит от вида изд-я, поэтому худ-шрифтовики создали шр с различ задачами и, соотв-но, параметрами (ширина символа, соотнош-е пропис и строч букв, контраст-ть штрихов и т.д.).

Изд-я худ лит-ры дБ набраны шр, символы кот имеют классич пропорции и легко чит-ся в строке. Предпочтит исп-ть шр с засечками. Д/ изд-й большого формата гарнитура дБ чуть шире, чем для меньших форматов (Литературная, Таймс, Баскервиль, Петербург, Бодони, Антиква).

Специаль лит-ра (технич, справоч, учеб д/вузов и курсов и пр.). Рис шр дБ строгим, не отвлекающим от восприятия мат-ла. Чаще исп-ют гарнитуру с засечками, особенно для учебников, но Мб применена и рубленая (Таймс, Литер-ная, Гельветика, Прагматика).

Энцикл лит-ра: здесь один из глав критериев – убористость. Иногда применяют узкое начерт-е, но в этом случае лучше исп-ть рубленую гарнитуру (Таймс, Лит-ная, Кудряшевская, Прагматика).

Газеты: гарнитура чаще всего выбир-ся неконтраст, рубленые. Если кач-во печати и бумаги достаточно высоки, то м исп-ть и шр с засечкам (Гельветика, Прагматика, Таймс).

Журналы: здесь выбор в значит-ной мере зависит от бумаги, на кот будет напечатано изд-е. В дорогих журналах на глянц бумаге или печат-хся хорошим офсетом м исп-ть гарнитуры как с засечками, так и рубленые. В дешевых изд-ях практичнее рубленые. При наборе txt в одну колонку на всю полосу набора выбир-ся шр пошире, при многоколон верстке – поуже или применяют узкое начерт-е (Таймс, Гарамон, Бодони, Журналь, Журн рубленая, Гельветика, Прагматика).

Учеб лит-ра д/школ, а также детская лит-ра – строго по ОСТ 29.118-98, 29.127-96, СанПиН 2.4.7.960-00, СанПиН 2.4.7.702-98. Гарнитуры выбир-ся в завис-ти от возраста чит-лей и назнач-я изд-я.

Кегль: выбор гарнитуры также зависит от кегля, кот набир-ся txt. Чем еньше кегль, тем менее контраст гарнитуры следует выбирать. Если предполаг-ся набор txt менее 8 п., то рубленые гарнитуры, как неконтраст или слабоконтраст. Наиб удобочит принято считать 10-11 кегль для осн txt и 8-10 для доп.

Эл-ты, требующие выбора шр: осн txt, Тит и заголовоч Эл-ты, доп txt, колонэл-ты, подрисуноч подписи, матема, хим формулы, буквицы.

Осн виды шрифт гарнитур, применяемых в совр книж наборе

Старостиль: Венецианс, мысль, гарамон, палатино (д/акцидент набора, стихов, изоизд-й), Лазурского, кэзлон (д/худ англ или амер книг 16-17 вв), банниковская (по иск-ву), литературная, новая журналь, миньон (универс).

Переходный стиль: баскервиль (в англ и северофранц txt), таймс, кудряшовская (=Петербург энциклопедич).

Новый стиль: обычновенная новая (оч редко, иногда д/ технич и худ), бодони (оч контрастная, д\набора txt времен рушкина), елизаветинская (оч контраст с росчерками, д\оф-я txt со старой орфографией и рус txt той эпохи).

Брусковые: академич, школьная, журналь, эксцельсиор, чартер ( д\оф-я худ txt, нйтральная), октава (для худ), Свифт 2.0 (д\газет, журн).

Гротески без засечек: оптима, эриал, гельветика, прагматика, журналь, буквар.

Семантич структура и виз-стилист особ-ти формир-я текста

Необх-мо понимать, что txt как лингвистич конструкция имеет ряд признаков: 1) связность (при оф-и txt дб линейным, послед-но восприним-ся) и цельность (придерж-ся кдинообраз-я оф-я). Min ед-ца член-я txt – ССЦ. 2) естеств и неест членение txt. Неест: перенос слов, деление внутри абзацев из-за разнесения по разным стр. До конца 18 в ставили кустоду, если txt переходил с одной стр на др. Кустода – доп строка, в кот пишут слово/сл/сочет-е txt след стр, а на след стр повтор-ся вновь.

Акценты, эмфазные выдел-я в txt: любая эмфаза имеет смысл только в контексте, исп-ся для облегч-я чтения. Визуаль эмфаза с пом шрифт выдел-й: прямой, курси, прямой.

Паралингвистика – наука, кот заним-ся внеязык приемами формир-я и подачи txt. Ее раздел – параграфемика, кот заним-ся невербаль эл-ми txt, подраздел – метаграфемика – вспомогат и доп семиотич с-ма, в кот включ невербаль знаки и ср-ва, участ-щие наряду с вербаль в смысл и информац орган-ции txt. Метаграфемика (:) на: 1) синграфемика (f-е пунктуации в РЯ); 2) супраграфемика (опис-е ед-ц второго порядка: пробел, курсив, рязрядка, интерлин, шр); 3) топографемика (располож-е txt по вертик и горизонт).

Хар-ки текст. и суб- ед-ц т.: визуальн. идентиф-ры член-ти, связ-ти, цельн-ти т., их маркеры и способы выдел-я.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 531; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!