Раздел 2. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ



Nbsp; ПСИХОЛОГИЯ   Под общей редакцией И. А. Фурманова   Минск БГУ 2006 УДК 159.9 (075.8) ББК 88я73 П 86   Авторы:

И.А.Фурманов (общ. ред., разд.2),

Е.К. Агеенкова (разд. 2, 5),

Л.А. Вайнштейн (разд. 2),

О.В. Войт (разд. 2),

А.И. Горбачев (разд. 5),

Л. Н. Дичковская (разд. 2),

В.А. Поликарпов (разд. 1, 2),

А.М. Поляков (разд. 1, 3),

Ю.С. Смирнова (разд. 4),

А.С. Солодухо (разд. 2),

Е.С. Слепович (разд. 3),

Е.В. Столярская (разд. 4),

С.В. Талайко (разд. 2, 3),

Ю.Г. Фролова (разд. 2, 5).

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор В. М. Козубовский,

кандидат психологических наук, доцент О. Г. Ксёнда

 

Рекомендовано Ученым советом

факультета философии и социальных наук 1 ноября 2005 г., протокол № 2

для студентов непсихологических специальностей

 

П 86    Психология: пособие / И. А. Фурманов [и др.]; под общ. ред. И. А. Фурманова. – Минск: БГУ, 2006. – 262 с.

ISBN 985-485-674-7.

 

В пособии помимо общепсихологических вопросов раскрыты отдельные вопросы педагогической, социальной и медицинской психологии, актуальные для студентов.

Для студентов непсихологических специальностей БГУ.

 

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88я73

 

ã Коллектив авторов, 2006

ISBN 985-485-674-7               ãБГУ, 2006


Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Главной особенностью психологии в отличие от других наук является то, что реальность, изучаемая ею, стала предметом познания задолго до ее оформления как науки. Традиционно эта реальность именовалась дух, душа, поэтому она была прерогативой религиозных и философских рефлексий. Но едва человек стал задумываться о себе и об окружающем мире, он заметил, что объект и восприятие его – совершенно разные реальности. Точно так же совершенно разными реальностями оказываются какой-либо объект или события и воспоминания о них. Прообраз мысли, чувства или желания вообще нельзя отыскать в природе. Более того, то, что воспринимает, чувствует, помнит, о чем мыслит и чего желает человек, представляется какой-то своей, во многом независимой от тела жизнью и даже оказывает на него своеобразное влияние. Позже исследования в области нейрофизиологии и биологии показали, что закономерности функционирования психики не совпадают с анатомо-физиологическими свойствами человека. Это еще раз подтверждает то, что душа, психика – самостоятельная сублимация реальности.

Однако, несмотря на то что психика все время обнаруживает свое присутствие и свое влияние на жизнь и поведение людей, она долгое время не становилась предметом научного познания, поскольку не имеет материальных, т. е. доступных чувственному восприятию свойств. Ее нельзя потрогать, увидеть и, значит, нельзя ее наблюдать, измерять и экспериментировать с ней. В то же время любая наука должна удовлетворять, по крайней мере, трем требованиям. Она должна использовать методы наблюдения и эксперимента, проводить математический анализ и применять полученные знания на практике.

Ситуация изменилась в середине ХIХ в., когда О. Конт предложил свою классификацию наук. По его мысли, социальную философию следовало заменить социологией – наукой об обществе, философию истории – исторической наукой, а философскую антропологию – психологией – наукой о душе (хотя сам термин «психология» ввел в употребление немецкий философ ХVIII в. Х. Вольф). Вскоре эти идеи стали очень популярными, и в 1878 г. немецкий ученый В. Вундт основал в г. Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Вскоре В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Еще одним фактором превращения психологии в науку явилось создание бельгийским математиком А. Кетле математической статистики, ставшей математическим аппаратом психологии. Окончательное становление психологии как науки связано с основанием в г. Лондоне Ф. Гальтоном лаборатории дифференциальной психологии, что обеспечило ее прикладной аспект.

ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

В. Вундт выделял высшие и низшие психические процессы. К высшим он относил те процессы, которые связаны с сознательным синтезом. Для их изучения был предложен метод интроспекции (самонаблюдение за собственными состояниями сознания). Однако скоро выяснилось, что интроспекция не дает объективной информации. Причем данные, получаемые с ее помощью, не поддаются статистическому анализу. Все это привело к осознанию того факта, что в отличие от других наук особой трудностью (и, пожалуй, основной) для психологии является определение ее предмета. Преодолевая возникший кризис, разные школы в психологии давали различные определения ее предмета.

Так, бихевиоризм определил предмет психологии как изучение поведения человека и животных и опосредующих это поведение стимул-реактивных отношений. Условные реакции являются основной единицей анализа видимых проявлений психики, которые действуют рефлекторно, по образному выражению И. М. Сеченова, как звенья какой-либо машины. Механизм образования условных реакций можно наблюдать, выразить через систему законов, и он доступен математическому анализу. Это перспективное направление, основанное на учении И. П. Павлова, развивается и в настоящее время.

Другим направлением поиска выхода из кризиса в том же русле стала глубинная психология, которая берет свое начало в психоанализе З. Фрейда. Ее отличие от бихевиоризма состоит в том, что она сохранила метод интроспекции, хотя и применила его к исследованию неосознаваемой психики. Согласно концепции З. Фрейда, психическое существует как сознательное, предсознательное и бессознательное. З. Фрейд придерживался взглядов, основанных на обнаружении и изучении жесткой связи между причиной и следствием в психической жизни человека.

Следующее направление психологии, которое основывается на принципе детерминизма и теории отражения, получило название рефлективной психологии. Само ее название происходит, по-видимому, от одного из вариантов перевода слова рефлекс (от лат. reflexus – отражение). В то же время эта (иногда называемая «марксистской») психология предметом своего изучения считает сознание, рассматривая его как отражение объективной действительности в мозгу человека, что позволило внести в психологию культурно-историческое измерение и развить теорию формирования высших психических функций.

По другому пути пошла понимающая психология, основанная немецкими философами В. Дильтеем и Э. Шпрангером. Своим предметом она считает не изучение причинно-следственных связей психической жизни, а их понимание путем соотнесения с миром культурно-исторических ценностей. Ярким представителем понимающей психологии является швейцарский психолог К. Г. Юнг.

Наиболее популярной школой в настоящее время стала когнитивная психология. Она принадлежит к научной, а не к понимающей традиции. Предметом психологии в ней считаются процессы переработки информации человеком и реализация поведения на базе когнитивных процессов.

Несмотря на все различия существующих взглядов, можно дать предельно обобщенное определение предмета психологии как психики человека и животных, а также основных законов ее формирования и функционирования.

ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ

Любые исследования в области психологии имеют своей конечной целью определение природы психического.

Первое определение души (от греч. psyche), сформулированное скорее как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется. Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Это неизменное никогда не доступно чувственному восприятию и в то же время сообщает миру вещей существование. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа.

Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое – к миру существования. Душа – это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, – морфэ, форма, в немецком переводе – die Gestalt. В настоящее время можно было бы подобрать следующий эквивалент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, которое существует и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие, которое сочетает форму и материю. В плане бытия форма – это сущность предмета, а в плане познания – понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа – это форма тела. Согласно полному определению душа (психика) – это способ организации живого тела. И в самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, «знает», куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы убеждены, что это нечто – психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Из вне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному. Например, для Л. С. Выготского это мир культуры, депонированной в знаках. «Всякая психическая функция, – пишет он, – возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая», т. е. она появляется вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции развиваются вследствие интериоризации, т. е. погружения знака и способа его употребления в натуральную функцию. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определили психику как способ организации живого тела. Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире этот вопрос формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика – это предметно одна и та же реальность. Что это значит? Возьмем какой-нибудь предмет, например, самый простой, карандаш. По мнению С. Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Так, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, а написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы говорим, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако, он недостаточной длины. Если перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.

Следовательно, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в различных качествах.

Итак, мозг и психика – это предметно одна и та же реальность. С точки зрения биологической детерминации она выступает как мозг, точнее, как центральная нервная система (ЦНС), осуществляющая высшую нервную деятельность, а с точки зрения взаимодействия человека с миром, т.е. социальной детерминации, – как психика. Под психикой понимаются все изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе. Причем второе является определяющим по отношению к первому.

Психика объективна, она имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими законами.

Упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Записанная на диске информация существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно – материальна, как материальна кристаллическая решетка – гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются характеристиками диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время она – главное в компьютере. Без программ – это просто набор деталей. В такой аналогии диск – носитель информации, мозг – носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика – к мозгу. Диск и мозг – это субстрат, информация и психика – форма, способ организации. Если диск и мозг доступны чувственному восприятию, то информация и психика – нет.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и свою структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонтальной организацией. Квертикальной организацииотносятся: сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное, к горизонтальной – психические процессы, свойства, состояния.

ПСИХИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Психика не дана человеку в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается. Только в процессе взаимодействия, общения ребенка с другими людьми, усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями, и дальнейшей деятельности формируется и развивается психика.

Деятельность – система процессов активного и целенаправленного взаимодействия человека с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему и удовлетворяет ведущие потребности.

Взаимоотношения психики и деятельности носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе деятельности, с другой – психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними само опосредует процессы деятельности. Благодаря психическому деятельность субъекта приобретает опосредствованный характер. Психическое отражение, опосредуя взаимодействие индивида с окружающим миром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает его ориентацию на будущий результат. Субъект, обладающий психикой, становится активным и избирательно реагирующим на внешние воздействия.

С развитием деятельности как в фило-, так и в онтогенезе усложняются формы ее опосредствования, формы психического отражения. Наивысшей из них, присущей только человеку, является сознание. Опосредствованность деятельности сознанием делает ее осмысленной и произвольно регулируемой. Сознательное отражение проявляется в процессах целеобразования, планирования, контроля, оценки и регуляции деятельности и т. д. Сознание понимается как имеющее единую природу с предметной деятельностью. Так, например, формирование образов происходит в процессе активного взаимодействия субъекта с отражаемым предметом (А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко). Значение, входящее в структуру сознания, является свернутой, идеально представленной операцией, общественно выработанным способом действия с предметом (А. Н. Леонтьев). Таким образом, сознание формируется и проявляется в деятельности. Особенности взаимоотношений сознания и деятельности нашли отражение в «принципе единства сознания и деятельности», разработаном в трудах С.Л. Рубинштейна.

Деятельность человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития и процессе социализации субъект овладевает аккумулированными в культуре формами, способами и средствами деятельности, усваивает ее задачи и мотивы. Культурно-исторический опыт, фиксированный в языке и других знаковых системах, опосредует развитие индивидуальной деятельности субъекта.

В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю, протекающую во внешнем плане (предметно-практическую), и внутреннюю, протекающую во внутреннем плане (умственную), деятельность. Обе они тесно взаимосвязаны друг с другом и представляют собой не две различные реальности, а единый процесс деятельности. Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации, и имеет единую с ней структуру. Процесс интериоризации означает не «перекладывание» внешней деятельности во внутренний план, а формирование (от лат. forma – устройство, структура, система организации чего-либо) внутренней деятельности в процессе осуществления внешней. Возможен и обратный процесс – экстериоризация – разворачивание внутреннего плана деятельности вовне.

В структуре деятельности вычленяются собственно деятельность и входящие в ее состав отдельные действия и операции. Структурные элементы деятельности соотносятся с ее предметным содержанием – мотивами, целями и условиями. Деятельность всегда подчинена мотиву – предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленную цель, которая, как правило, не совпадает с предметом потребности (мотивом), но предполагает осмысленное соотнесение с ним. В силу такого установления отношений цели к мотиву деятельность приобретает определенное значение для личности, личностный смысл. Действие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами – операциями – в зависимости от конкретных условий и средств деятельности. Операция всегда подчинена логике используемого орудия (средства) деятельности. В исследованиях советских психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) выявлена зависимость эффективности деятельности, успешности решения задач испытуемыми от структуры и предметного содержания деятельности.

В психологии выделяют различные виды деятельности: предметно-манипулятивную, игровую, учебную, трудовую и др. Основным из них, влияющим на формирование личности человека, в советской психологии признавалась трудовая деятельность.

На различных этапах онтогенетического развития определенные виды деятельности приобретают ведущее значение для формирования психики, сознания и личности в целом. Такие виды деятельности получили название ведущих. Для каждого периода человеческого развития выделяют определенный ведущий вид деятельности: для младенчества – это непосредственно-эмоциональное общение, раннего детства – предметно-манипулятивная деятельность, дошкольного возраста – игра, младшего и среднего школьного – учение, для подросткового периода – интимно-личностное общение, ранней юности – учебно-профессиональная деятельность. Осуществляя ведущую деятельность, человек социализируется, т. е. он усваивает формы и способы деятельности, ее задачи и мотивы, представленные в культуре, формируясь при этом как личность.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский,  Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. СПб., 1997.

2. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. М., 1976.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1996.

4. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. М., 1992.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975.

6. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. М.,2000.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М., 1972.

8. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 2-е стереотип. М., 2000.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб, 1999.

10. Якунин В. А. История психологии / В. А. Якунин. Учебное пособие. СПб., 1998.


Раздел 2. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

И АКТИВНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И СЕБЯ

Субъектом исследования психологии является человек как носитель сознания, самосознания и как личность. Для психологического анализа личности следует разграничивать понятия «личность», «индивидуальность», «индивид», «человек».

Человек – биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, высшими психическими функциями, способный создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе деятельности.

Индивид – это отдельный представитель человеческого общества.

Индивидуальность – своеобразное, неповторимое сочетание особенностей индивида.

Личность – субъект активной деятельности, преобразователь внешнего мира и себя самого, носитель сознания и самосознания. Выделение ребенком своего Я из не-Я – основной критерий начала формирования и самосознания личности. Сознание при этом понимается не как пассивное созерцание, а как активное качество, дающее человеку возможность преобразовывать мир. С. Л. Рубинштейн отмечал, что изучение психического облика личности, включает три основных вопроса. Первый – чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках, интересах, идеалах, потребностях. Второй – а что человек может? Данный вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности – это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как индивид их реализует и использует, нужно знать, что он есть…

Согласно концепции динамической функциональной структуры личности К. К. Платонова, многообразие свойств и особенностей личности можно объединить в четыре подструктуры. В первую (низшую) биологически обусловленную подструктуру входят возрастные половые свойства психики, свойства высшей нервной деятельности. Вторая, психологическая подструктура, включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека. К последним относятся ощущение, восприятие, память, мышление, эмоции, чувства, воля. Третья подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, т. е. социальный опыт личности. Высшим уровнем личности является направленность, синтезирующая все три предыдущих уровня и включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. Выделение этих подструктур относительно условно. Следует отметить, что все элементы структуры личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 985; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!