Теория диалога и искусство беседы. Области ораторской практики (эристика, диалектика, софистика).



 

C давних времен умение говорить считалось высшим искусством. Не утратило оно своего веса и сегодня.По тому как человек говорит, можно судить, насколько он воспитан. Но еще легче отличить хорошо воспитанного человека по тому, как он слушает. «Искусство разговора – это искусство молчания».Этот парадокс можно легко расшифровать: внимательно слушать так же тяжело, как и рассказывать занимательно, поэтому очень важно научиться слушать собеседника. И даже когда Вы не согласны с его мнением по какому-либо поводу, лучше всего дослушать до конца, а затем высказывать свою точку зрения. С собеседником, который внимательно слушает, намного приятнее вести разговор

Слово – достаточно сильное средство. Поэтому не стоит хватать собеседника за руку, хлопать по плечу. Нужно учиться привлекать внимание словами, а не жестами. Чрезмерная жестикуляция смешна.

Не стоит добиваться внимания собеседников криком. Великие ораторы древности начинали свое выступление шепотом, тем самым, заставляя зрителей прислушиваться к каждому слову, и добивались таким образом всеобщего внимания и восхищения. Выступая в такой манере, Вы придадите Вашей речи больше веса.

Но если Вас все-таки перебивают, лучше замолчать и выслушать все замечания и возражения. Ведь когда будут говорить оба - никто ничего не услышит и не поймет, и тогда все замечания будут напрасны. Первый и основной признак интеллигентности – культура речи. Жаргонизмы и грубые остроты свидетельствуют об отсутствии правильного воспитания. Не следует насыщать свою речь словами-паразитами, такими как «того», «значит», «так вот», «так сказать». Не стоит также употреблять большое число иностранных слов, подчеркивая таким образом свою «образованность». Желание блеснуть своими знаниями в той или иной научной сфере может вызвать у собеседников не уважение, а наоборот, раздражение.Говорить надо четко, не повышая и не понижая голос, не бормотать, не торопиться, не глотать слова.

Умение общаться - это прежде всего умение вести беседу. Тут тоже существуют общепринятые правила.Научитесь слушать вашего собеседника, не перебивая его. Ибо умение внимательно и терпеливо выслушать человека, с которым выбеседуете, показав при том благожелательность, симпатию, сочувствие к нему, - это истинный талант. К счастью, этот талант не врожденный:каждый может воспитать его в самом себе и в своих детях.Слушая собеседника, старайтесь смотреть ему в глаза или напредмет, на который он сам обращает ваше внимание. Подтверждайте свойживейший интерес к чьим-либо высказываниям легкими кивками головы иликакими-нибудь словами-замечаниями. Ни в коем случае не спешитевозражать и спорить, не выслушав говорящего до конца. Никогда неследует обрывать или перебивать говорящего, отворачиваться от него,смотреть на часы, зевать, рыться в карманах или в сумке, вступатьпараллельно в разговор с другим человеком. Если собеседникзлоупотребляет вашим вниманием, можно вежливо извиниться и сказать,что вы сейчас, к сожалению, заняты и разумнее перенести разговор надругое время.Случается, что в беседе участвуют несколько человек. В этомслучае тема должна быть интересной и понятной для каждого изсобеседников. Не следует затрагивать в подобных ситуациях специальныевопросы. Не считается вежливым рассказывать в обществе сенсационные,но не достоверные новости. Некрасиво говорить намеками, понятными лишьотдельным собеседникам. Не стоит предаваться длительным воспоминаниямо прошлом, увлекаться бесконечными монологами.Плох собеседник, ведущий разговор лишь для того, чтобывыговориться самому. В конечном счете он-таки останется безслушателей.Избегайте замечаний, которые могут больно ранить чувствасобеседника, не злоупотребляйте колкостями.Очень важно следить за тем, как собеседник реагирует на вашислова. Ведь обидеть можно не только текстом, но и подтекстом.В спорах тщательно выбирайте формулировки. Старайтесь соблюдатьэлементарное уважение к собеседнику в любой ситуации.Помогайте включиться в общую беседу тем, кто только присоединилсяк разговору и еще не сориентировался в обстановке.Беседы во время еды не должны портить аппетита окружающим.Говорите всегда по существу вопросов, наблюдайте, слушает ли вассобеседник. Неплохо иногда похвалить его рассуждения. Некрасивоперебивать собеседника, особенно если он преклонного возраста. Неследует подсказывать или поправлять рассказчика.    Отрицательное впечатление    производит     вычурность,неестественность, излишняя театральность, насыщение речи вульгарными и"сорными" словами (типа "так", "вот", "так сказать"), мычание приподборе нужного слова. Обязательной нормой общения является умеренная громкостьвысказывания. Ничто не может оправдать шумливость и крикливость речи.Нет смысла повышать голос даже в споре, так как крик не добавляетубедительности аргументам. Не стройте из себя всезнайку. Если возможно, постарайтесь заранееподготовиться к намеченной беседе, поинтересуйтесь увлечениями вашегособеседника. При вынужденном общении (например, вы едете в одном купе поездаили в одной каюте парохода) разговор должен быть легким, неназойливым.Если ваш спутник - воспитанный человек, но в данный момент он несклонен беседовать, он вам вежливо даст понять, коротко отвечая наваши вопросы. Очень опасны крайности в области общения. Если мрачное молчание угнетающе действует на вашего соседа, точрезмерная откровенность и посвящение его во все ваши дела тожесовершенно неуместны. Такие случаи часто бывают среди женщин. Такихженщин неудержимо тянет во время путешествий немедленно изложитьсоседям все состояние дел: откуда и куда они едут, зачем, каково ихсемейное положение, судьба их родственников и т.д. Конечно, человек имеет право на откровенность, однако следуетконтролировать свой разговорный зуд. Не следует в целях поддержания разговора забрасывать собеседникавопросами анкетного характера. Такие вопросы, напоминающие разговор соследователем, настораживают собеседника. Испытанным средством снятия напряжения в споре или простой беседеявляется юмор. Однако помните, что излишний юмор, остроты и анекдотыне всегда уместны.

Диалог - это совместная речевая деятельность двух или более лиц. Всякий диалог представляет собой обмен репликами. Общие правила диалога выглядят следующим образом: вопрос требует ответа, повеление требует ответа действием или словом, повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием. Под внимательным молчанием понимается отсутствие речи, когда выражением лица, жестом, междометием, повтором слова слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята. Исследователи предложили подход к структуре диалога, основанный на понятиях речевого акта и иллокутивной силы: в качестве основного сегмента диалога предложили рассматривать минимальные диалогические единицы - группы речевых актов, связанных жесткими иллокутивными отношениями.

К функциям диалога относятся самопознание и самооценка, поскольку понимание себя происходит только при взаимодействии с другим человеком, причем в случае диалога взаимодействие имеет свободную форму изложения взглядов.

В диалоге каждый участник выступает как исследователь, взгляд которого обращен «внутрь» и "изнутри наружу». Внутренними предпосылками участников диалога являются понятия "смысл» и "ценность». Знание, которым овладевают участники диалога, предполагает переход от факта к смыслу, от отражения к пониманию.Следовательно, роль диалога -- взаимное вслушивание друг в друга, отсутствие взаимной коррекции, а только самокоррекция, поскольку диалог -- это равенство позиций без одностороннего восхождения одного участника диалога к логике другого.

Правила ведения диалога:

· при участии в диалоге нужно помнить, что можно говорить на одном языке, не понимая друг друга, а также иметь в виду, что есть люди, с которыми диалог в принципе невозможен в силу некоторых личностных характеристик;

· противоположную сторону, участвующую в диалоге, следует рассматривать не как противника и не как подобие себе. Нужно признавать возможность существования иной логики, иного типа мышления и права оппонента придерживаться ей;

· выдерживание пауз в процессе диалога позволяет найти неожиданный образ, поворот темы;

· не спорить, не убеждать, не оценивать;

· создавать меру свободы, исключающую возможность диктата, элементов спора, оценки, убеждения

Каждый из нас принимал участие в самых разнообразных спорах и дискуссиях, так что общие принципы ведения спора известны нам и без всякой теории. Спор — это столкновение мнений, позиций, в ходе которого каждая из сторон аргументированно отстаивает свое понимание обсуждаемых проблем и стремится опровергнуть доводы другой стороны.

Спор представляет собой важное средство прояснения и разрешения вопросов, вызывающих разногласия, лучшего понимания того, что не является в значительной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. Если даже участники спора не приходят в итоге к согласию, в ходе спора они лучше уясняют как позиции другой стороны, так и свои собственные.

Аристотель, который считается создателем теории спора, различал:

1) диалектику – искусство спорить в целях выяснения истины;

2) эристику – искусство любой ценой остаться правым в споре;

3) софистику – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.

Искусство ведения спора называется эристикой. Эристику подразделяют на диалектику и софистику. Первая развивалась Сократом, впервые применившим само слово «диалектика» для обозначения искусства вести эффективный спор, диалог, в котором путем обсуждения проблемы и противоборства мнений достигается истина. Софистика же, ставившая целью спора победу в нем, а не истину, существенно скомпрометировала саму идею искусства спора.

Основные рекомендации эристики относительно поведения в споре.

1. Не следует спорить без особой необходимости. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать Вместе с тем не следует и бояться споров и стараться любыми способами уклоняться от них. По принципиальным проблемам, решить которые не удается без дискуссии и полемики, нужно спорить. Главная задача спора — не сама по себе победа над противной стороной, а решение некоторой конкретной проблемы, лучше всего — взаимно приемлемое ее решение.

2. Всякий спор должен иметь свою тему, свой предмет. Беспредметные споры, споры по проблемам, не ясным для спорящих сторон, оставляют, как правило, тяжелый осадок из-за своей бессвязности и беспомощности. Не давая участникам возможности обнаружить свои знания и способности, такие споры представляют их в искаженном свете.

3. Его тема не должна изменяться или подменяться другой на всем протяжении спора. нужно все-таки постоянно иметь в виду основную линию спора и стараться не уходить далеко от нее. Если предмет спора изменился, целесообразно специально обратить на это внимание и подчеркнуть, что спор относительно нового предмета — это, в сущности, другой, а не прежний спор.

4. Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т. д. Если такой несовместимости нет, вскоре обычно выясняется, что спорящие говорят хотя и о разных, но взаимодополняющих аспектах одного и того же объекта. Спорить дальше не о чем.

5. Успешное ведение спора требует определенного знания логики. Прежде всего предполагается умение выводить следствия из своих и чужих утверждений, замечать противоречия, выявлять отсутствие логических связей между утверждениями.

6. Не следует бояться признавать в ходе спора свои ошибки. Главное в споре — это внести свою долю в положительную разработку обсуждаемого вопроса. Человек, убедившийся в неверности каких-то своих представлений, должен сказать об этом с полной откровенностью и определенностью, что сделает спор более плодотворным.Нужно быть терпимым к критике и не бояться того, что кто-то укажет нам на ошибки. В споре, когда критические замечания высказываются в лицо, это особенно важно.

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение. метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. Сократ рассматривал диалектика как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы

Софистика (от греч. sophistike — умение хитро вести прения),

Софистика – это умение рассуждать, доказывать, отстаивать свое мнение. Софисты не «знающие», а «мудрствующие». Наука, зародившаяся в Древней Греции, была тогда очень популярна. Людей привлекала возможность поспорить, доказать свою правоту. Особенно неравнодушны к софистике была аристократия, представители которой подчас доходили до абсурда, пытаясь доказать очередной свой тезис.Со временем софистика стала более сложной и многогранной, она нашла свое отражение в таких науках математике, политике и религии. Однако софистика не сохранилась в том виде, в котором она существовала во времена Платона и Аристотеля, остался только азарт спора и сейчас под фразой «это софистика» имеют в виду «это бессмыслица, абсурд».(Протогор, Платон, Аристотель)

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!