Методология проектирования. Задачи методологии проектирования
Основу процесса проектирования любой информационной системы составляют: методология, технология, методы и инструментальные средства проектирования.
Методология.Методология предлагает принципы проектирования, определяет общие подходы (концептуальную модель) к оценке и выбору варианта системы, последовательность стадий и этапов проектирования и в конечном итоге позволяет выбрать метод проектирования.
Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методы, методики и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов жизненного цикла информационных систем.
Методология создания информационных систем заключается в организации процесса построения информационной системы и обеспечении управления этим процессом для того, чтобы гарантировать выполнение требований как к самой системе, так и к характеристикам процесса разработки.
Основные задачи, решение которых должна обеспечивать методология создания корпоративных информационных систем (с помощью соответствующего набора инструментальных средств):
§ обеспечивать создание корпоративных ИС, отвечающих целям и задачам организации, а также предъявляемым требованиям по автоматизации деловых процессов заказчика;
§ гарантировать создание системы с заданным качеством в заданные сроки и в рамках установленного бюджета проекта;
§ поддерживать удобную дисциплину сопровождения, модификации и наращивания системы с целью обеспечения ее соответствия изменяющимся условиям работы предприятия;
|
|
§ обеспечивать создание корпоративных информационных систем, отвечающих требованиям открытости, переносимости и масштабируемости;
§ обеспечивать преемственность разработки – возможность использования в создаваемой системе разработанных ранее и при меняемых на предприятии средств информационных технологий (программного обеспечения, баз данных, средств вычислительной техники, телекоммуникаций).
Внедрение методологии должно приводить к снижению сложности процесса создания ИС за счет полного и точного описания этого процесса, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле ИС – от замысла до реализации.
Создание, сопровождение и развитие современных сложных информационных систем базируется на методологии построения таких систем как открытых. Открытые информационные системы создаются в процессе информатизации всех основных сфер современного общества: органов государственного управления, финансово-кредитной сферы, информационного обслуживания предпринимательской деятельности, производственной сферы, науки, образования. Развитие и использование открытых информационных систем неразрывно связаны с применением стандартов на основе методологии функциональной стандартизации информационных технологий.
|
|
Методология построения информационных систем содержит следующие компоненты:
§ набор моделей (типов моделей) для описания требований к ИС, проектных и программных решений. Каждая модель обычно содержит как определение конструкций (нотацию), так и правила их использования (синтаксис);
§ метод применения набора моделей для построения ИС. Метод обычно использует фиксированный набор моделей и определяет последовательность их построения для описания различных аспектов создаваемой системы;
§ процесс организации проектных работ, который включает различные технологии.
Понятие программной инженерии. Основные цели программной инженерии. Этапы становления и развития программной инженерии.
С конца 60-х годов прошлого века до сегодняшних дней продолжается так называемый «кризис ПО». Выражается он в том, что большие проекты выполняются с превышением сметы расходов и/или сроков отведенных на разработку, а разработанное ПО не обладает требуемыми функциональными возможностями, имеет низкую производительность и качество.
|
|
При планировании проектов зачастую по тем или иным причинам устанавливаются невыполнимые сроки, закладываются недостаточные ресурсы. Таким образом, возникают безнадежные проекты (death march projects). Признаки безнадежного проекта:
· план проекта сжат более чем наполовину по сравнению с нормальным расчетным планом;
· количество разработчиков уменьшено более чем наполовину по сравнению с действительно необходимым для проекта данного размера и масштаба;
· бюджет и связанные с ним ресурсы урезаны наполовину;
· требования к функциям, производительности и другим характеристикам вдвое превышают значения, которые они могли бы иметь в нормальных условиях.
Другой причиной неверного планирования является заблуждение относительно производительности проектировщиков. В большом проекте общая производительность группы разработчиков не равна сумме производительностей отдельных членов группы (посчитанной как если бы они работали в одиночку).
Путем выхода из кризиса ПО стало создание программной инженерии.
«Программная инженерия» (software engineering) – совокупность инженерных методов и средств создания программного обеспечения (ПО).
|
|
В основе программной инженерии лежит одна фундаментальная идея: проектирование ПО является формальным процессом, который можно изучать и совершенствовать.
Освоение и правильное применение методов и средств программной инженерии позволяет повысить качество, обеспечить управляемость процесса проектирования.
Основные цели программной инженерии:
§ системы должны создаваться в короткие сроки и соответствовать требованиям заказчика на момент внедрения;
§ качество ПО должно быть высоким;
§ разработка ПО должна быть осуществлена в рамках выделенного бюджета;
§ системы должны работать на оборудовании заказчика, а также взаимодействовать с имеющимся ПО;
§ системы должны быть легко сопровождаемыми и масштабируемыми.
Проект ПО – совокупность спецификаций ПО (включающих модели и проектную документацию), обеспечивающих создание ПО в конкретной программно-технической среде.
Проектирование ПО – это процесс создания спецификаций ПО на основе исходных требований к нему.
Классификация программных проектов по размеру группы разработчиков и длительности проекта:
§ небольшие проекты – проектная команда менее 10 человек, срок от 3 до 6 месяцев;
§ средние проекты – проектная команда от 20 до 30 человек, протяженность проекта 1-2 года;
§ крупномасштабные проекты – проектная команда от 100 до 300 человек, протяженность проекта 3-5 лет;
§ гигантские проекты – армия разработчиков от 1000 до 2000 человек и более (включая консультантов и соисполнителей), протяженность проекта от 7 до 10 лет.
Этапы становления и развития программной инженерии:
1 70-е и 80-е годы – систематизация и стандартизация процессов создания ПО (на основе структурного подхода);
2 90-е годы – начало перехода к сборочному, индустриальному способу создания ПО (на основе объектно-ориентированного подхода).
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 4480; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!