Образ Катюши Масловой из романа Л. Н. Толстого «Воскресенье» как нового видения народного героя.

Образа Дмитрия Нехлюдова из романа  «Воскресение» как нового этапа развития автопсихологического героя в творчестве Л. Н. Толстого.  Роман «Воскресение», начатый еще в 1889 году, Л. Н. Толстой писал очень медленно, с большими остановками, и лишь с 1898 года работа над ним пошла достаточно интенсивно, В основу сюжета лег случай, рассказанный Толстому знаменитым юристом А, Ф. Кони, гостившим в Ясной Поляне в июне 1887-го. Тема возрождения, пробуждения к новой, настоящей жизни, пробуждения не только весенней природы, но и воскресающей человеческой души, изображение двух человеческих судеб составляют основу романа. По мере развертывания сюжета романа Нехлюдов, после своего нравственного прозрения, все глубже втягивается в острейший социальный конфликт. Он выступает не как сторонний, равнодушный наблюдатель этого конфликта, а как человек, стремящийся до конца разобраться в причинах страданий народа, решивший искупить свой грех не только перед Катюшей и не только перед разоренными крестьянами деревень Паново и Кузминское, а и перед всем обездоленным трудящимся людом. Порвав с привычными взглядами и убеждениями своей среды, Нехлюдов приобрел такую свободу суждений, какой не имел ни один из его предшественников - положительных героев из других романов Толстого. Если Константин Левин еще только пытается понять, имеет серьезные основания непримиримо враждебное отношение народа к помещикам, то Нехлюдов ясно видит его причины. «…Совершенно ясно,- говорит он,- что все бедствие народа или, по крайней мере, главная, ближайшая причина бедствий народа в том, что земля, которая кормит его, не в его руках, а в руках людей, которые, пользуясь этим правом на землю, живут трудами этого народа. Левин искал и не нашел путей примирения интересен землевладельцев и крестьянина. Характернейшая черта Нехлюдова - колебания, сомнения в правильности принятых им решений. В одной из заметок к роману «Воскресение», сделанных в записной книжке 1895 года, Толстой говорит о Нехлюдове: «У него непостоянство своего и светского». Между этими полюсами в душе его шла постоянная борьба. Все хорошее и доброе, что изначально было присуще Нехлюдову, постепенно затемнялось и заглушалось тем, что прививали ему его воспитатели. В студенческие годы Нехлюдов пережил то «восторженное состояние, когда в первый раз юноша не по чужим указаниям, а сам по себе познает всю красоту и важность жизни и всю значительность дела, предоставленного в ней человеку». Он поверил тогда в «возможность совершенствования и своего и всего мира» и решил посвятить этому великому делу все свои силы. В это-то чудесное для него время Нехлюдов и встретился первый раз с юной Катюшей и испытал чувство поэтической влюбленности в нее, слившееся с охватившим все его существо чувством радости жизни. В ту пору Нехлюдов обладал еще таким «цельным, решительным характером», что если б «ясно сознал свою любовь в Катюше», то «с своей прямолинейностью во всем» женился бы на ней, так как считал, что «нет никаких причин не жениться на девушке, кто бы она ни была, если только он любит ее». За три года разлуки с нею Нехлюдов стал совершенно иным человеком. «Тогда,- говорит Писатель,- он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое доброе дело,- теперь он был развращенный, утонченный эгоист, любящий только свое наслаждение». И вот встретились - «новый» Нехлюдов, сдавшийся, уступивший, предавший свои юношеские идеалы, и Катюша, еще более похорошевшая и полюбившая его первой, возвышенной и ничем не защищенной любовью. То, что случилось с ним в весеннюю «страшную ночь с ломавшимся льдом и… ущербным перевернутым месяцем», могло не случиться, если бы Нехлюдов не позволил жившему в нем «животному человеку» растоптать в его душе «духовного человека». Размышляя над противоречиями натуры своего героя, Толстой записал в дневнике 1895 года: «…Думал о двойственности Нехлюдова. Надо это яснее выразить» (53, 60). В романе ясно выражены и причины и следствия раздвоенности нехлюдовского характера. Власть «животного человека» над мыслями, чувствами и поступками своего героя писатель назвал «сумасшествием эгоизма», осложненного и другими чувствами. Нехлюдов шел к Катюше, «как будто собираясь на преступление». В душе его «была буря». Но стоило ему вспомнить, как в подобных случаях поступают хорошо знакомые ему светские люди, и принцип «делай, как все» победил добрые чувства, жившие в его душе. Князь Нехлюдов, будучи присяжным в суде, узнает в подсудимой, обвиняемой в убийстве, женщину, которую он много лет назад соблазнил и бросил. Обманутая и оскорбленная им Катюша Маслова попадает в публичный дом и, потеряв веру в людей, в правду, добро и справедливость, оказывается на грани духовной смерти. Иными путями — ведя роскошную и развратную жизнь, забыв о правде и добре, идет к окончательному нравственному падению и Нехлюдов. Встреча этих людей спасает их обоих от гибели, способствует воскрешению подлинно человеческого начала в их душах. Катюша невинно осуждена. Нехлюдов пытается облегчить ее участь. Сначала она враждебно относится к нему, не хочет и не может простить человека, который ее погубил, считает, что мотивы, побуждающие Нехлюдова заботиться о ее судьбе, эгоистичны. «Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись!» — бросает она в лицо Нехлюдову гневные слова. Но по мере воскрешения души возрождается и прежнее чувство любви. И Нехлюдов меняется в глазах Катюши. Он идет за ней в Сибирь, хочет на ней жениться. Но она отказывается от этого брака, так как уверена, что он, не любя ее, из одного лишь чувства долга решается связать свою судьбу с каторжанкой. Обновление человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный возрождению весенней природы. Воскресшая любовь к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми — все это помогает Катюше вернуться к той чистой жизни, которой жила она в юности. Она снова обретает веру в человека, в правду, в добро. Постепенно узнавая жизнь угнетенных обездоленных, начинает отличать добро от зла и Нехлюдов. В первых главах романа автор рисует его образ нередко в сатирических тонах. Но по мере того как герой «Воскресения» отдаляется от привилегированного круга, голос писателя и его голос сливаются и в устах Нехлюдова все чаще звучат обличительные речи. Так главные действующие лица романа проходят путь от нравственного падения к духовному возрождению. В конце романа Нехлюдов приходит к горькому выводу: «Все то страшное зло, которое он видел и узнал за это время … все это зло торжествовало, царствовало, и не вин делось никакой возможности не только победить его, но даже понять, как победить его». Выход, который неожиданно для читателя и для самого себя находит Нехлюдов после всего им виденного и пережитого, вытекает не из тех картин жизни, которые прошли перед его глазами. Выход этот подсказан книгой, которая оказалась в руках у Нехлюдова, — Евангелием. Он приходит к убеждению, что «единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, — признавать себя неспособными ни наказывать, ни исправлять других людей». Ответ на вопрос о том, как уничтожить весь тот ужас, который видел Нехлюдов, оказывается простым: «Прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны…» Нехлюдов – новый этап развития «толстовского» автопсихологического героя. Великий романист сам показывает его связь с предшествующим рядом героев этого типа: Нехлюдов (конечно, условно, для обозначения преемственности тематики) объявлен тем самым Нехлюдовым, который был другом Николая Иртеньева из «Юности» (будто бы к этому времени Иртеньев, друг молодости Дмитрия, уже умер). Нехлюдов ведет дневник, для него характерны «чистки души», кризисные моменты, в ходе которых он переоценивает ценности, отбрасывает ложное и недолжное, накопившееся в его жизни (правда, к началу романа он давно не открывал дневник и не осуществлял «чистки»). Как и все «толстовские» герои, он стремится к народу, его поиски чужды и странны для его круга. На этом фоне общности резко выделяются черты различия. В начале романа Нехлюдов показан резко критически, его жизнь обездушена, обесчеловечена. Это «автобиографический» герой, зашедший дальше других по пути падения, нравственный преступник. Почему герой таков? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно расширить горизонт восприятия, посмотреть на роман не как на частную историю двух людей, а как на осмысление характера современной русской жизни. И в этом контексте осмысления больших составляющих современности специфика образа Нехлюдова полностью объяснима: преступление со стороны дворянства по отношению к народу действительно уже свершено, уже нанесен непоправимый вред. Другой аспект своеобразия Нехлюдова среди «толстовских» героев: он заходит дальше других и по пути воскресения, «жизни в правде» – пусть и под влиянием внешнего толчка. Если Левин только думал, как бы примириться с народом, но чувствовал, что буквально крестьянской жизнью жить не сможет, то Нехлюдов отдаёт всё, служит народу, хочет жениться на девушке простого происхождения. Здесь реализуются абсолютно все составляющие толстовских представлений о жизни в правде (относительно половой любви, имущества и т.д.).  

Образ Катюши Масловой из романа Л. Н. Толстого «Воскресенье» как нового видения народного героя.

«Дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер барышень-помещиц». Барышни-помещицы воспитали девочку и сделали своей горничной: «из девочки, когда она выросла, вышла полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем -- не Катька и не Катенька, а Катюша». В 16 лет она влюбилась в Нехлюдова, когда тот приезжал к теткам; играя в горелки, они нечаянно поцеловались за кустом сирени. Это был чистый поцелуй, как и христосованье в Светлое Христово Воскресенье. Но как раз в пасхальные дни, оказавшись в деревне по дороге на войну, Нехлюдов соблазнил Катюшу и, сунув в последний день сторублевую бумажку, уехал. Тетушки прогнали ее, родившийся ребенок, отправленный в воспитательный дом, умер, а Маслова пошла по рукам и вскоре очутилась в публичном доме, переменив даже имя. Роман начинается с того, что ее, обвиненную в отравлении купца, ведут в суд. Там и происходит ее новая встреча с Нехлюдовым, находящимся в числе присяжных заседателей. В то время Катюше было 26 лет.

Перед тем, как рассказать читателю печальную историю жизни Катюши, автор намеренно замечает, что «история арестантки Масловой была очень обыкновенная история». Представив, как тысячи и тысячи невинных Катюш оказывались обманутыми, потерянными в этом мире, я содрогнулась. Ведь и в наше время такие истории «обыкновенны» и никого не удивляют. Л.Н.Толстой показывает нам не преступницу, проститутку (хотя он неоднократно называет Катюшу именно так), но женщину, обманутую и разочаровавшуюся не только в жизни, любви, но и в людях. Да это и понятно! Маленькая, «невинная» девушка с глазами цвета «черной смородины» полюбила молодого князя Нехлюдова той чистой любовью, которая бывает только в юности. И что получила в ответ? Жалкие сто рублей и смущенное бормотание накануне отъезда. Она оказалась забыта, вычеркнута из жизни молодого повесы и сама постаралась загнать все случившееся с ней куда-то в глубь своей души. Но появление Нехлюдова в ее жизни заставляет героиню вновь вспомнить всю боль и весь ужас, которые она испытала по вине князя. «Маслова никак не ожидала увидать его, особенно теперь и здесь, и потому в первую минуту появление его поразило ее и заставило вспомнить о том, чего она не вспоминала никогда. <…>И ей сделалось больно».

Впервые мы видим главную героиню, идущую на суд за предполагаемое убийство купца и кражу денег. Нехлюдов, тот самый соблазнитель, находится в числе присяжных. Вообще меня сильно поразила резкая контрастность жизни двух главных героев- Катюши и Нехлюдова. Если первая постоянно находилась в нищете, а затем и в публичном доме, видела всю грязь человеческой сущности, была, можно сказать, вещью, товаром для своих клиентов, то Нехлюдов прожил все эти годы в блаженном ничегонеделании и праздной суете. Единственное, что он делал - это удовлетворял все свои желания, не задумываясь о последствиях своих дел. Однако Толстой стремится оправдать его, он говорит о том, какой чистой и невинной была душа этого юноши раньше, но свет развратил его. Тем не менее, увидев Маслову, узнав, что с ней сделалось за эти годы, Нехлюдов решает помочь ей, пытаясь хоть как-то исправить то, что сделал раньше. Автор показывает нам, что душа Нехлюдова еще не потеряна, и постепенно «воскрешает» ее.

Но Масловой ничего от него не нужно; услышав от Нехлюдова признание в том, что он хочет на ней жениться и помогать ей всем, чем может, она только покачала головой и сказала: «Чудно». А ведь ей и правда было «чудно», ей, которая в этой жизни не видела ничего, кроме приставаний, грязи и беспардонного обращения. Тот маленький кусочек счастья, что был у нее когда-то, любовь Нехлюдова, она затолкала как можно дальше в глубь своего сознания.

Идя по этапу вместе с такими же заключенными, как она сама, Маслова знакомится с политическими, людьми, севшими в тюрьму за свои убеждения. Именно в общении с ними она находит долгожданный покой для своей исстрадавшейся души. Она знакомится с удивительными людьми, и так ей хорошо с ними, что она уже даже радуется тому, что села в тюрьму. Ведь иначе не было бы у нее возможности познакомится с Симонсоном и Марьей Павловной. Маслова искренне полюбила последнюю, а Симонсон полюбил Маслову. Когда Маслову все-таки освобождают, перед главной героиней встает нелегкий выбор. Два человека предложили ей себя, свою жизнь, свою защиту. Это князь Нехлюдов, соблазнитель, и Симонсон, политический заключенный. Но Катюша по-прежнему любит Нехлюдова, именно поэтому она не соглашается остаться с ним, а идет за Симонсоном. Несмотря на свои сильные чувства, Катюша понимает, что жизнь с ней погубит Нехлюдова, и уходит от него. Такой благородный поступок способен совершить только искренне и сильно любящий человек.

Судьба Катюши Масловой, к сожалению, типична для действительности XIX века. Да и для современной действительности тоже. Страшная цепочка предательств, обмана, пренебрежения и полного отсутствия человеколюбия привела Катюшу, в конце концов, в тюрьму. Эта молодая женщина вынесла в своей жизни столько страданий, сколько многим из нас даже и не снилось. Но, тем не менее, она нашла в себе силы изменить свою судьбу, и в этом ей помогли, как ни странно, тюрьма и люди, находящиеся там. Я надеюсь, что в этой новой жизни, свободной от грехов и пороков, Катюша наконец-то обретет если не счастье, то хотя бы покой.

Катюша Маслова – новый этап развития народного героя у Л.Н. Толстого. Самое страшное: современное неправедное устройство жизни поощряет животное и социально искажённое в простых людях. Разложение проникло в народную жизнь, которая для Толстого является источником нравственных ориентиров. Важно также, что она полувоспитанница- полугорничная, уже отчуждена от строя народной жизни, от "власти земли"; порча заложена уже в этом "просвещении", дворянском воспитании Катюши, которое давалось с благими намерениями.

Однако у героини здоровое нравственное ядро – у Толстого сохраняется доверие к простым людям. Воскресение Катюши "более полноценное", если можно сделать такое сравнение: что будет с ней дальше, нам понятно, совсем иначе с Нехлюдовым – его будущее неясно, трудно представить, какое место в бытии займет воскресший герой.

Это обусловлено, в том числе и тем, что Катюша смиренна в своем воскресении, она претендует на самое низкое место в жизни (вспомним, как она, например, занимается уборкой в камере), поэтому она своё место найдет. Нехлюдов продолжает претендовать на особое положение, он хочет быть тем, кто помогает страждущим, от чьей помощи зависят другие судьбы, спасителем.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 3687; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!