Методика исследования ценностных ориентаций



Ценности

Ценность – это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Содержание ценностей отражает цели, которыми руководствуются люди, когда думают, принимают решения и действуют. (Почебут, Мейжис Социальна психология)

Ценности (англ. values ) – 1) один из важнейших и обязательных компонентов культуры и идеологий, включающий довольно общие по содержанию идеи о самых необходимых для человека и общества условиях и целях существования (напр., построение коммунистического общества, свободная и самодостаточная личность или уважение к предкам и добрые отношения между людьми); 2) ценность – субъективно переживаемая или рационально оцениваемая значимость, важность чего-либо для индивида с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения некоторых целей (напр., пищевая ценность продукта, эстетическая ценность объекта.)

Ценностные ориентации (англ. value orientations ) – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество , труд и т. п.). Син. система ценностей. Следует предостеречь от буквального понимания распространенного выражения об усвоении (интериоризации , интернализации) т. н. соц. ценностей. В социологических концепциях Ц. о. нередко трактуются как соц. ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и служат главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение . С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения. (Б. М.)

(Психологический словарь Издание 4-е, расширенное Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Ценности выступают в качестве основных регуляторных механизмов социального поведения индивида и группы. Однако они не действуют непосредственно, но реализуются в системе ценностных ориентаций человека, образующей важнейший элемент общей структуры его личности.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, обеспечивает иерархию ее целей и мотивов и составляет внутреннюю основу отношений субъекта к действительности.

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской:

- Социальные (коллектив, группа, семья, реальные ценности индивида и социума);

- Предметные (литература, масс-медиа, искусство, субкультура и т.д.);

- Личностные (потребности, мотивы, желания, идеалы, убеждении и т.д.).

Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:

Материальные ценности зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.

Духовные ценности не всегда можем увидеть и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

- витальными (жизнь, семья, здоровья);

- общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);

- межличностного признания (проявление альтруизма и честности);

- демократическими (свобода высказывания или свобода слова);

- партикулярными (принадлежность семье);

- трансцендентными (проявление веры в Бога).

 

 

Методики

Опросник ценностей Рокича

Методика изучения ценностных ориентации (Rokeach Value Survey, RVS), разработана и предложена М. Рокичем в 1973 г. В основе методики автор использовал принцип ранжирования ценностей. Методика направлена на изучение как индивидуальных, так и групповых ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы методики Рокича - Д и Е, различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках, эта форма дает более надежные результаты, чем форма Е.

К достоинством методики относят компактность, быстроту в проведении и обработке результатов, универсальность.

Методика исследования ценностных ориентаций

Источник: Степанов, П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. – М. : Академия : АПКИПРО, 2003. – 82 c

Методика предназначена изучения уровня развития ценностных ориентаций подростков и юношей. Позволяет оценить: характер отношений школьника к семье; характер отношений школьника к отечеству; характер отношений школьника к земле; характер отношений школьника к миру; характер отношений школьника к труду; характер отношений школьника к культуре; характер отношений школьника к знаниям; характер отношений школьника к человеку как таковому; характер отношений школьника к человеку как другому; характер отношений школьника к человеку как «иному», как к представителю иной национальности, иной веры, иной культуры; характер отношений школьника к своему телесному я; характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному я; характер отношений школьника к своему духовному я.

Индивидуальная групповая формы; 12-17 лет

Обучающимся предлагается перечень из 91 утверждений касающихся различных сфер их жизнедеятельности. Подросткам необходимо выразить свое согласие или несогласие с каждым из приведенных утверждений, по шкале от + 4 – полностью согласен до – 4 – совершенно не согласен. Результаты заносятся в бланк ответов. Для анализа полученных данных ответы обучающихся распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентами бланке для ответов. Количественные результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале. Обобщение полученных данных позволяет осуществить процентное распределение ответов обучающегося по четырем уровням: устойчиво-позитивное отношение, ситуационно-позитивное отношение, устойчиво-негативное отношение, ситуационно-негативное отношение.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1964; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!