Искусство второй половины ХХ века



Nbsp;  

ЭСТЕТИКА

и

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

XIX-ХХ века

 

Ростов-на-Дону

2009


ЭСТЕТИКА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Духовная культура и техническая цивилизация. «Вечные ценности» культуры: добро, истина, красота, вера. Искусство и эстетика. Эстетика как теоретическое осмысление духовно-чувственной жизни человека. Проблема начала теории: эстетика как чувственное познание (А.Баумгартен), философия искусства (Аристотель), философия прекрасного (Платон), способность суждения (И.Кант), вкушение (Э.Сурьо), греза воображения (Г.Башляр). Имплицитная и эксплицитная эстетика. Основные проблемы имплицитной эстетики: идеал, прекрасное, искусство.

    Идеал человека как единство доброго, мудрого и прекрасного. Классический идеал в истории культуры: античный, средневековый, ренессансно-романтический. Рост гуманизма как критерий духовного прогресса. Эволюция идеала и картина мира.

Прекрасное как цельность, созвучие, соразмерность, ясность. Прекрасное как единство многообразного. Гармония и нормативность классической эстетики. Расширение проблемного поля эстетики в XVIII веке: вопросы вкуса, внутреннего чувства, видов искусства, творчества, эстетического воспитания и пр. Эксплицитная эстетика и ее спекулятивный характер. Немецкая классическая эстетика. Основные эстетические категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, идеал, вкус, творчество, искусство. Виды эстетической деятельности: архитектура, дизайн, искусство. Практическая эстетика: техническая эстетика, экологическая эстетика, эстетика быта, спорта, празднества (и обрядов), а также - парфюмерия, косметика, гастрономия.

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА

Классическое понимание искусства в системе ценностей культуры. Искусство как poiesis, mimesis, techne. Определения искусства как предмета, вызывающего шок (Псевдо-Лонгин), чувственной явленности духа (Гегель), конструирования формы (Кассирер), игры и видимости (Шиллер), бесконечности бессознательности (Шеллинг), гласа бытия (Хайдеггер), пр. Классическое понимание искусства: образность, условность и стиль, эмоциональность, содержательность, необходимость сопереживания. Искусство как автономная реальность, противостоящая действительности. Проблема шедевра. Элитарное и массовое искусство. Теория “искусства для искусства”. Авангард, модернизм, контркультура и проблема шок-ценностей. Постклассическая трактовка искусства: объект, текст, артефакт в контексте культуры. Искусство как социальный институт.

литература    

Бачинин В.А. Эстетика. Энциклопедический словарь. СПб.,2005.

Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Словарь терминов. М.,2003.

Бычков В.В. Эстетика. М.,2002.

Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М.,1987.

История красоты /Под ред У.Эко/. М.,2005.

Как всегда - об авангарде. М.,1993.

Современная западно-европейская и американскаяэстетика. М., 2002

Кукрак О. Искусство // Новейший философский словарь. Минск, 1999.

Называть вещи своими именами. М.,1986.

Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М.,2003.

Самосознание культуры и искусства ХХ века. М.-СПб.,2000.

Чилверс Ян. Путеводитель по искусству. М.,2002.

Яковлев Е.Г. Эстетика. М.,1999.

 

КИНО

Реализм

Сергей Эйзенштейн Броненосец Потемкин. Иван Грозный. Александр Невский,1938.

Андрей ТарковскийАндрей Рублев,1966. Солярис,1972. Зеркало,1975. Сталкер,1980. Ностальгия,1983.

Никита Михалков Неоконченная пьеса для механического пианино,1977.

Роман Полански    Пираты. Горькая луна. Пианист. Неукротимый. Бал вампиров. Ребенок Розмари. Девятые врата

Милош Фоман       Вальмонт. Рэгтайм. Пролетая над гнездом кукушки.

Эмир Кустурица    Аризонская мечта. Черная кошка, белый кот. Цыгане.

Лилиана Кавани    Ночной портье

Неореализм

Лючино Висконти Наваждение,1942. Земля дрожит,1948. Чувство,1954. Невинный,1976.

Ингмар Бергман Седьмая печать,1956. Персона,1966. Крики и шепоты,1973. Осенняя соната. Источник. Сарабанда. Змеиное яйцо.

Роберто Росселини        Рим, открытый город,1945. Поездка в Италию,1953.

Микеленджело Антониони Забрийски пойнт,1969. Приключение,1960. Блоу-ап,1966. Профессия: репортер. Идентификация женщины,1981.

Пьер Паоло Пазолини Мама Рома. Теорема,1968. Декамерон. Кентерберийские рассказы,1972. Арабские ночи. Сало или 120 дней Содома,1975.

Фредерико ФеллиниРим.8 ½ ,1962. Амаркорд,1973. Казанова Феллини,1976. Репетиция оркестра,1990. Ночи Кабирии. Сладкая жизнь.

Бернардо Бертолуччи Последнее танго в Париже,1972. Раскаленное небо,1990. Осажденные,1998. Ускользающая красота,1996. Мечтатели,2000. Конформист. Стратегия паука.

Сюррелизм

Луис Бунюэль    Андалузский пес,1928. Золотой век,1930. Виридиана,1961. Дневная красавица,1965. Скромное обаяние буржуазии,1972. Этот смутный объект желаний

Жан Кокто          Кровь поэта,1930. Красавица и чудовище,1946. Орфей,1959.

Жан-Пьер Жане и Каро Деликатесы,1991. Город потерянных детей.

Экспрессионизм

Фридрих Мурнау Носферату, симфония ужаса,1922. Фауст,1926. Железный человек.

Роберт Вине        Кабинет доктора Калигари,1919.

Пауль Вегенер    Голем,1914. Человек, потерявший тень,1921.

Фриц Ланг          Доктор Мабузе,1923. Метрополис,1926. М,1931.

Артур Робинзон Тени,1923.

Артур фон Герлах Хроника серого дома,1925.

Андре Дельво     Однажды вечером в поезде,1968.

Вернер Херцог    Последнее слово,1948. Агирре, гнев Божий,1972. Каждый за себя, а Бог против всех,1974. Сердце из стекла,1976. Ноосферату – призрак ночи,1978.

Ужас

Альфред Хичкок   Птицы. Психо.        

Контркультура

Бертран Блие     Вальсирующие,1976.

Денис Хоппер     Беспечный ездок,1969

Джон Шлезингер Полуночный ковбой, 1969

Люк Бессон         Подземка,1985

Квентин Тарантино Криминальное чтиво,1994.

Гай Ричи             Карты, деньги, два ствола, 2002.

Авангард и постмодерн

Дэвид Линч         Человек-слон,1980. Синий бархат,1986. Твин Пикс,1992.

Жан-Жак Бейнекс Дива. Луна в сточной канаве. 37,2º с утра,1991.

Стивен Спилберг Индиана Джонс,1984,1989.

Фрэнсис Коппола Франкенштейн Мэри Шелли,1994. Дракула Брэма Стокера,1992.

Питер Гринуэй   Контракт рисовальщика,1982. ZOO,1985. Утроба архитектора,1987. Отсчет утопленников,1988. Повар, Вор, его Жена и ее Любовник,1989. Книги Просперо,1991. Дитя Макона,1993. Записки у изголовья,1996. 8 ½ женщин. Не Моцарт

Жан Люк Годар Шарлота и ее хахаль,1958, На последнем дыхании,1959. Жить своей жизнью,1962. Презрение,1963. Альфавиль,1965. Безумный Пьеро,1965. Китаянка,1967. Номер два,1975. Спасайся кто может,1980. Страсть,1982. Имя Кармен,1983. Новая волна,1990.

Терри Гильям    Бразилия,1985. Король-рыбак,1991. 12 обезьян,2001. Страна                                        приливов. Братья Гримм.

Райнер Вернер Фассбиндер Лола,1982. Замужество Марии Браун,1978. Тоска Вероники Фосс,1982. Горькие слезы Петры фон Кант,1972. В году 13 лун.

Ларс фон Триер Идиоты. Танцующая в темноте. Рассекая волны. Догвиль. Мандерлей.

Джим Джармуш Сломанные цветы,2003. Таинственный поезд. Мертвец. Пес-призрак.                       Более странно, чем в раю. Вне закона.

Михаэль Ханеке Пианистка,2004

Йос Стеллинг     Стрелочник,1986. Иллюзионист,1983. Осуществляются мечты

Вим Вендерс       Положение вещей,1982. Париж-Техас,1984. Отель Миллион долларов. Токио-Га. Так далеко, так близко. Небо над Берлином.

Алекс Ван ВармердамАвель. Новые сказки братье Гримм. Платье. Официант.

Стенли Кубрик      С широко закрытыми глазами.Бойцовский клуб.Сияние. Заводной апельсин

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Романтизм   

Байрон Д.Г.  Манфред,1817. Каин,1821. Дон Жуан,1823.

Блейк У.       Бракосочетание Неба и Ада,1820.

Гельдерлин  Гиперион,1799. Смерть Эмпедокла,1798.

Гейне Г.        Германия: Зимняя сказка,1844. Книга песен,1821. Атта Троль,1843.

Гофман Э.Т.А. Повелитель блох,1822. Эликсиры сатаны,1816.

Готорн Н.     Алая буква,1850. Дом о семи фронтонах,1851.

Гюго В.        Восточные мотивы,1829. Отверженные,1862.

Ирвинг В.    Рип Ван Винкль,1819. Жених-призрак. Легенда о Сонной лощине,1822.

Казот Ж.       Влюбленный дьявол.

Клингер М.  Буря и натиск, 1776.

Кэрролл Л.   Алиса в стране чудес,1865. Алиса в Зазеркалье,1871.

Макферсон Д. Поэмы Оссиана, 1765.

Мериме П.   Кармен,1845. Венера Илльская,1837. Двойная ошибка,1833.

Новалис       Гимны к ночи,1800. Генрих фон Офтердинген,1802.

Остин Д.      Гордость и предубеждение,1813. Чувство и чувствительность,1811.

По Э.            Колодец и маятник. Демон извращенности,1843. Золотой жук,1843.

Стивенсон Р. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда,1886.

Тик Л.           Мир наизнанку,1799. Кот в сапогах,1797.

Шатобриан Р. Атала,1801. Рене,1805.

Шелли М.     Франкенштейн,1818.

Шелли П.Б.  Освобожденный Прометей,1820. Ода западному ветру,1820.

Шлегель Ф.  Люцинда,1799.     

 

Декаданс

Ницше Ф. Так говорил Заратустра.

Бодлер Ш. Цветы зла,1854.

Верлен П. Песни без слов,1874.

Рембо А.   Пьяный корабль,1871. Гласные,1872. Озарения,1873.

Малларме С. Послеполуденный отдых фавна,1865.

Метерлинк М. Синяя птица,1908. Там, внутри,1894.

Гюисманс Наоборот,1884.

Дарио Р.    Бродячая песнь,1907.

Захер-Мазох Л. Венера в мехах,1869.

Жарри А. Король Убю,1894.

Рильке Р.-М. Записки Мальте Лауридса Бригге,1910. Сонеты к Орфею.

Аннуцио   Наслаждение,1889.

Аполлинер Г. Алкоголи.

Уайлд О.   Портрет Дориана Грея,1891. Саломея.

Мережковский Д. Символы,1892. Собрание стихов,1904.

Гиппиус З. Последние стихи, 1914-1918. Чертова кукла, 1911. Зеркала,1898.

Брюсов В. Третья стража,1900. Венок,1906. Зеркало теней,1912. Огненный ангел,1908.

Сологуб Ф. Пламенный круг,1908.Тяжелые сны,1898. Творимая легенда,1914.

Анненский А.Кипарисовый ларец,1910. Книги отражений,1909.

Белый А.   Золото в лазури,1904. Пепел,1909. Серебряный голубь,1910. Петербург,1914.

Иванов В. Кормчие звезды,1902. Эрос,1907. Cor ardens,1912.

Бальмонт К. В безбрежности,1895. Литургия красоты,1905. Поэзия как волшебство, 1915.

 

Реализм

Бальзак О. Евгения Гранде,1833. Дом кошки, играющей в мяч. Утраченные иллюзии,1843. Блеск и нищета куртизанок,1847. Силуэт женщины.

Диккенс Ч. Холодный дом,1853. Тайна Эдвина Друза.

Драйзер Т. Сестра Кэрри. Американская трагедия.

Золя Э.      Жерминаль,1855. Нана,1880. Творчество,1886. Западня.

Лондон Д. Мартин Идеен,1909. Сердца трех,1916. Лунная долина.

Мопассан Жизнь,1883. Милый друг,1885.

Роллан Р. Клерамбо. Игра люби и смерти.

Теккерей У. Ярмарка тщеславия,1848.

Флобер Г. Госпожа Бовари,1857. Воспитание чувств,1869.

Франс А.   Кренкебиль. Таис. Валтасар. Воспитание чувств. Восстание ангелов,1914.

Роллан Р.  Жан Кристоф,1912.Очарованная душа,1933. Кола Брюньон,1918.

Цвейг С.   Смятение чувств. Нетерпение сердца. Амок. Письмо незнакомки.

 

Амаду Ж.  Донна Флор и два ее мужа,1966.

Буцатти Д. Татарская пустыня

Во И.         Мерзкая плоть. Незабвенная,1948.

Гессе Г.     Степной волк,1927. Игра в бисер,1943.

Дюрренматт Ф. Визит старой дамы,1955. Судья и его палач,1951.

Жид А.      Фальшивомонтчики,1926.

Карпентьер А. Превратности метода,1973.

Кортасар Х. Врата неба.

Коэн А.     Прекрасная дама.

Кундера М. Невыносимая легкость бытия,1984. Шутка.

Маркес Г.Г. Сто лет одиночества,1967.

Манн Т.     Избранник. Волшебная гора,1924. Доктор Фаустус,1947.

Моравиа А. Презрение. Равнодушные,1929.

Моруа А.  Письмо незнакомке. Превратности любви,1928.

Мердок А. Черный принц,1973.

Мерль Р.   Остров,1962.

Превер Ж. Слова.

Ремарк Э. Черный обелиск. Три товарища,1938.

Селин Л.-Ф. Путешествие на край ночи,1932.

Сент-Экзюпери А. Маленький принц. Военный летчик.

Синклер Э. Чаша ярости. Сильвия.

Стейнбек Д. Гроздья гнева,1939.

Уитмен У. Листья травы.

Фицджеральд С. Ночь нежна. Великий Гэтсби.

Хемингуэй Э. И восходит солнце. По ком звонит колокол,1940. Прощай, оружие,1929.

Хэллер Д. Поправка 22,1961.

Шоу Б.      Пигмалион,1913. Дом, где разбиваются сердца,1917.

Эрже         Голубой лотос

 

Экспрессионизм

Кафка Ф.              Превращение, 1916. Замок, 1926. Процесс. Рассказы

Брох Г.                  Лунатики, 1932.

Пиранделло Л.     Танец смерти. Новая колония, 1928.

Лагерквист П.      Сивилла, 1956. Варавва, 1950. Палач, 1933. Мариамна,1967.

Борхерт В.            На улице перед дверью, 1947.

Сюрреализм

Лотреамон. Песни Мальдорора,1868.

Нерваль Ж. Химеры,1854. Аврелия или Мечта и жизнь,1855.

Бретон А. Антология черного юмора, 1939. Надя,1928. Безумная любовь.

Кокто Ж.   Петух и арлекин,1918. Слово о великом сне,1916-1918. Орфей,1926.

Батай Ж.   История глаза,1928.

Кено Р.      Интимный дневник Салли Мара,1950

Мишо А.   Испытания, заклинания,1944.

     

Искусство абсурда

Ионеско Э. Носорог,1959. Лысая певица,1950.

Беккет С. В ожидании Годо,1952. Конец игры,1957. Моллой,1951. Первая любовь.

Хармс Д.   Письмо. Случаи. О явлениях и существованиях.

Мишо А.   Некий Пьеро,1930.

Пинтер Г. Сторож,1960.

 

Поток сознания

психологический роман

Гамсун К. Мистерии. Пан,1894.

Ибсен Г.    Пер Гюнт,1867. Кукольный дом,1879.

Гауптман Г. Потонувший колокол,1896. Перед восходом солнца,1931.

Стриндберг А. Фрекен Юлия,1888. Пляска смерти,1901. Соната призраков,1907.

Гофмансталь Г. Смерть Тициана. Безумец и смерть. Царь Эдип.

       поток сознания, новый роман

Джойс Д. Джакомо Джойс,1914. Улисс,1922.

Пруст М.   В поисках утраченного времени,1913-1927.

Вулф В.     Миссис Деллоуэй,1925. Итог.

Набоков В. Лолита,1954. Приглашение на казнь,1936. Посмотри на арлекинов,1974.

Лоуренс Д. Любовник леди Чаттерли,1928.

Миллер Г. Тропик рака,1934. Тропик козерога,1939. Сексус,1960.

Музиль Р. Человек без свойств,1930-1943.

Вулф Т.     Оглянись на дом свой, ангел,1929. О Времени и о Реке,1935.

Саррот Н. Золотые плоды.

Экзистенциализм

Толстой Л. Дьявол,1889. Любовь. Крейцерова соната,1887.

Достоевский Ф. Игрок,1866. Идиот. Братья Карамазовы.

Кьеркегор С. Дневник обольстителя,1842.

Ануй Ж.    Антигона,1943. Эвридика,1942.

Апдайк Д. Кентавр. Кролик, беги.

Голдинг У. Шпиль,1964.

Мориак Ф. Тереза Дескейру,1927. Клубок змей,1932. Дорога никуда,1939. Агнец,1954.

Камю А.    Миф о Сизифе,1944. Калигула,1944. Посторонний,1942. Чума,1974.

Мальро А. Условия человеческого существования, 1933.

Сартр Ж.-П. Стена,1939. Тошнота,1938. Мухи,1943. Дьявол и господь бог,1951.

Фолкнер У. Шум и ярость,1929.

Унамуно М. Туман,1914. Медея,1933.

Фриш М.   Штилер,1959. Гомо фабер,1957. Назову себя Гантенбайн,1964.

Саган Ф.   Немного солнца в холодной воде,1969.

Абэ Кобо  Женщина в песках,1963. Чужое лицо,1964.

мистика  

Джеймс Г. Поворот винта,1899. Потаенный мотив.

Майринк Г. Ангел западного окна. Вальпургиева ночь,1917. Голем,1915.

Лавкрафт Г. Тень над Инсмутом,1936.

Блетти У. Изгоняющий беса, 1966.

Фэнтези

Говард Р. Конан варвар,1925.

Толкин Дж.Р-Р. Сильмариллион. Властелин колец, 1954.

Де Камп Л., Прэтт Ф. Дипломированный чародей,1941.

Ле Гуин У. Волшебник земноморья,1968.

Лейбер Ф. Сага о Фафхарде и Сером Мышелове,1970.

Нортон А. Колдовской мир,1963-1965.

Глен Кук. Жалкие свинцовые божки. Золотые сердца с червоточиной, 1988.

Муркок М. Рунный посох,1968. 

Желязны Р. Хроники Эмбера,1970-1991.

Ланье С.    Путешествие Иеро,1973.

Антиутопия

Уэллс Г.    Машина времени,1895.

Замятин Е. Мы,1924.

Платонов А. Чевенгур.

Оруэлл Д. 1984-й год,1949.

Хаксли О. О дивный новый мир,1932.

Берджес Э. Заводной апельсин,1963.

Бредбери Р. 451° по Фаренгейту,1953.

Голдинг У. Повелитель мух,1954.

Во И.         Любовь среди развалин.

фантастика

Фармер Ф. Многоярусный мир.

Гаррисон Г. Неукротимая планета. Мир смерти.

Гамильтон Э.       Звездные короли.

киберпанк

Гибсон У., Стерлинг Б. Машина различий,1991.

 

Контркультура

Брейн Д.               Путь наверх.

Осборн Д.             Оглянись во гневе,1956.

Керуак Д.             На дороге,1957. Бродяги Дхармы,1958.

Гинзберг А.          Вопль,1956

Сэлинджер Д.      Над пропастью во ржи,1951.

Хантер С.Томпсон. Ангелы Ада,1966.

Пирсиг Р.             Дзен и искусство ухода за мотоциклом,1974.

Нун Д.                  Вирт,1993.

Мураками Рю.     69,1987.

Коупленд Д.         Generation «Х»,1990.

литература «черного юмора»

Барт Д.                  Плавучая Опера,1956.

Бартельми Д.        Белоснежка,1967. Рыжий.

Пинчон Т.            V,1964. Энтропия.

новый каннибализм

Буковский Ч.                   Как любят мертвые. Истории обыкновенного безумия.

Нове А.                            Супервубинда,1998.

Сорокин В.                      Утро снайпера.

Мамлеев Ю.                     Шатуны,1996.

 

Постмодернизм

Роб-Грийе А. В лабиринте,1959. Дом свиданий.

Набоков В. Бледный огонь, 1961

Эко У.       Имя розы,1980. Остров накануне,1994.

Борхес Х. Сад расходящихся тропок.

Барт Д.      Химера,1972.

Корнель П. В поисках Рая

Зюскинд П. Аромат,1985.

Гарднер Д. Грендель,1971. Крушение Агатона,1970.

Павич М. Хазарский словарь,1983.

Перек Ж.   Жизнь: способ употребления.

Хоукс Д.   Лягух

Фаулз Д.   Любовница французского лейтенанта,1969.

Кальвино И. Если однажды зимней ночью путник…,1979.

Воннегут К. Сирены Титана,1959. Колыбель для кошки,1963. Бойня номер №5 или крестовый поход детей, 1969. Завтрак для чемпионов,1973.

 

       Проблема творчества в литературе

Искусство и художник в зарубежной новелле ХIХ века. Л.,1985.

Гессе Г.     Игра в бисер,1943.

Манн Т.     Доктор Фаустус,1947.

Булгаков М. Мастер и Маргарита,1939.

Бальзак О. Неведомый шедевр,1831.

Моэм С.    Луна и грош,1919. Театр,1937.

Кэри Д.     Из первых рук,1944.

Бёлль Г.     Глазами клоуна.

Фаулз Д.   Башня из черного дерева,1974.

Искусство ЕВРОПЫ XIX-XX вв.

Эпоха РОМАНТИЗМА

Истоки романтизма: французская буржуазная революция,1789-92. Наукоучение Фихте, Мейстер Гете, теория иронии Фр.Шлегеля, Жан-Поля, теория воображения Кольриджа. Проблема идеала, озабоченность культурой и признание самоценности личности. Возвышение творчески всемогущей личности над миром утилитаризма с помощью иронии и игры воображения. Культ чувства в противовес Разуму. «Жизнь сердца» и произвол воображения. Вымысел. Романтическое двоемирие. Универсум духа (мир мечты) и обыгрывание ценностей культуры.

Уильям Тернер. Неистовость, неустойчивость, интерес к страшным событиям и грандиозным потрясениям души. Мистическая трактовка света.

Иоганн Генрих Фюсли (1770-1820). Фантастика. Тревожные видения и кошмары.

Франсиско Гойя-и-Лусьентес (1746-1828) Интерес к потрясающему и ужасающему, «черная живопись». Шутки и забавы «Капричос». Парадная живопись. Влияние Веласкеса, «Маха».

Эжен Делакруа (1798-1863). Пафос свободы. Обращение к ориентальным мотивам. Динамические композиции и бурные чувства. Портреты.

Теодор Жерико (1791-1824). Концентрическая композиция картины «Плот Медузы», надежда и пляска смерти. Портреты душевнобольных, интерес к маньякальным состояниям души.

Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Изумление и трепет в пейзажной живописи. Пейзаж руин. Созерцательность. Интерес к сумеркам.

Учебная литература

Ванслов В. Эстетика романтизма. М.,1966.

Берковский Д. Романтизм в Германии. М.,1976.

Эпоха ДЕКАДАНСА

Разложение романтического идеала. Декаданс как умонастроение упадка, духовного кризиса в условиях бурного экономического роста, развития утилитаризма. Пессимизм и нигилизм в отношении социального прогресса, позиция неприятия жизни. Переоценка ценностей в философии А.Шопенгауэра, Ф.Ницше. Сумерки кумиров, утрата вечных ценностей и трагедия эстетизма, наслаждение страданием и меланхолия. Ощущение упадка fin de siècle. Противопоставление всеобщему упадку силы воображения, творческого всемогущества. Образы «декадента»: Дез Эссент у Гюисманса, Андреа Сперелли у Д’Аннуцио, Дориан Грей у О.Уайлда.

Прерафаэлиты.Викторианская эпоха (1848-1898).Обращение к простому и непосредственному стилю до Рафаэля, ретроспекция и смешение эпох средневековья и Возрождения. Обращение к кватроченто и маньеризму, стремление выразить благородные чувства в сочетании с правдивым изображением предмета. Нарастание декоративизма, эротизма, гротескный и странный стиль. Иллюзионизм. Живое начало, верность Природе (Д.Рескин). Идеализация модели – создание королевы из продавщицы, идеала из дочери конюха, богини из проститутки у Россетти. Эротизм и чувственность.

Эстетизм – ряд стилевых течений объединенных принципом наслаждения. Самоценность красоты, ее отделение от полезного, морального, логического. Утонченное наслаждение как принцип жизни, переживание ради переживания. Отношение к жизни как к спектаклю, восприятие себя как зрителя: О.Бердсли, Д.Уистлер, Д.Рескин, Т.Карлейль. Элитарная теория «искусства для искусства» О.Уайлда. Стиль модерн: art nouveau, во Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югенд-стиль в Германии, либерти в Италии, Мир искусства в России. Группа Наби, стиль синтетизм,1889-1899: Одилон Редон, Пьер Боннар, Морис Дени, Поль Серюзье. 

Импрессионизм как «чистая перцепция» без мыслительных конструктов. Стремление к «невинности глаза», как если бы Я не играло роли. Разрыв с традицией, нежелание опираться на «костыль разумного опыта». Утрата Я как психического единства, растворение субъективности в комплексах ощущений. Потеря внутренней опоры и мироощущение неприкаянности. Мятущаяся натура художника.

Эдуард Мане (1832-1883). Нарушение классических канонов высокого искусства, свобода выбора сюжета. Скандальные произведения.

Клод Моне (1840-1926). Выражение зрительных впечатлений. Приоритет цвета и света по отношению к рисунку. Новаторская техника живописи. Картина как фрагмент грандиозного мира; отображение движения, воздуха, состояний природы.

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919). Портреты девушек и детей в световой и воздушной среде. Естественные, чувственные и безмятежные образы. Праздничная жизнь Парижа.

Винсент Ван Гог (1853-1890). Одиночество и неприкаянность. Сострадание людям труда. Радость жизни, Монмартр. Автопортреты. Конфликт с Гогеном. Звонкий колорит юга. Цветы. Альпийские пейзажи. Обострение психического состояния. Выражение неистовых человеческих страстей. Экзальтация и выразительность.

Поль Гоген (1848-1903). Стремление к естественной жизни на Таити в противовес условностям светской. Письмо локальным цветом в желто-зеленой гамме.

Поль Сезанн (1885-1904). Композиция на основе геометрических объемов. Тенденция к упрощению форм.

Символизм. Исток – поэзия Ш.Бодлера. Манифест Жана Мореаса (1886). Позиция неприятия жизни, значимость всех форм жизни для художника лишь постольку, поскольку они могут быть намеком на миры иные, духовные. Сумерки кумиров и уединение. Ментальная драма как выражение трагедии рока и демонической чувственности. Образы Манфреда, Мальдорора, Демона - восстание против человеческого начала. Переоценка красоты, эстетизация безобразного. Красота как выражение тоски, страдания, меланхолии, отвращения, поэзия смерти, шокирующая эротика. Символ - образ, несущий глубинный смысл. Символ как рефлексия внутреннего состояния, трагического мироощущения сквозь призму мифологем. Символы демонизма: Огненный ангел У.Тернера, Саломея Г.Моро, Юдифь Г.Климта.

Гюстав Моро(1826-1898). Увлечение итальянским ренессансом, влияние Бодлера, Делакруа и прерафаэлитов. Литературные реминисценции, мистицизм и экзотические детали. Образ роковой женщины, выражение атмосферы вожделения и порочности. Обращение к мифам, легендам, историческим образам.

Густав Климт (1862-1918). Инициатор Венского Сецессиона в 1898г. Арабески, золотой колорит, декоративность. Замена пространственных построений декоративными. Символизация страсти и приватная мифология. Меланхолия.

Эгон Шиле (1890-1918). Шокирующий эротизм, экспрессивная стилизация, эстетизация безобразного. Виртуозный рисунок. Наигранность жестов, изломанность фигур как театр измученного «Я». Нагота тела как радикальная форма самовыражения. Оскорбление официальной морали. Юные модели и судебное обвинение в совращении,1912. Эротические рисунки Валли Нейцл. Яркие видения омраченного сознания. Влияние танца Лои Фулер и Айседоры Дункан, контактов с душевнобольными на экспрессию поз и мимику образов. Мистическое состояние духа и символизм. Тревожная тема Материнства. Ландшафты души: одинокие деревья, увядшие цветы, мертвые города.

Учебная литература

Крючкова В.А. Символизм в искусстве. М.,1998.

Кристиан Д. Символисты и декаденты. М.,2000.

Шестаков В.П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. М.,2004.

Поэзия французского символизма. М.,1993.

Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ- нач.ХХ века. М.,1988.

Энциклопедия символизма. М.,1998.

РЕАЛИЗМ

Критический реализм XIX века: отражение типических характеров в типичных обстоятельствах, социальный конфликт и нравственные переспективы. Реализм ХХ века, политическая направленность против государственных режимов: Давид Альваро Сикейрос, Диего Рибера. Неореализм Ренато Гуттузо, Рокуэла Кента. Феномен итальянского неореализма в кино. Фантастический реализм Р.Хауснера, Э.Бауэра, Ф.Яншка, В.Хутгера, А.Лемдена. Американский реализм Эдварда Хоппера. Новая фигуративность в живописи Англии и США: игра контрастирующих предметов, заострение их экспрессивных и конструктивных элементов.Латиноамериканский магический реализм в литературе: А.Карпентер, Г.Маркес, Х.Кортасар. Абстрактные основы. Стремление «заклясть» действительность, придать ей особый смысл.

МОДЕРНИЗМ

Культурный элитизм, аристократический скепсис и Учителя подозрительности Маркс, Фрейд, Ницше. Разрыв модернизма с классической художественной традицией. Ирония к социальной действительности и абстракция. Субъективное самоуглубление и приватная мифология. Дегуманизация искусства. Основные направления искусства модернизма. Творческие объединения и группы. Мюнхенская группа Синий всадник,1911-1914: Василий Кандинский, Франц Марк, Август Макке, Алексей фон Явленский, Пауль Клее, Дерен. Своеобычные модернисты: Матисс, Модильяни, Руссо.

Дада (1915-1922). Нигилизм и агрессивность движения, анти-шедевры. Творческий акт, выходящий за субъективно-эмоциональные рамки. Новая предметность: коллаж, ассамбляж, фотомонтаж из материалов действительности. Коллаж как творчество жизни; произвольное объединение мусора, газетных вырезок, пучков волос, трамвайных билетов, кусков ткани, игрушек и пр. Ready-made, «предметы обихода, доведенные до уровня произведения искусства одним лишь фактом выбора художника» (М.Дюшан). Импровизации и экспромты. Симультанность – случайное сочетание звуков, тонов, вещей и слов. Эстетический террор и диктатура отрицания. Новый дизайн и реклама журналов. Журнал 391 Ф.Пикабиа, Манифест Дада Т.Тцара, Альманах Дада Р.Хюльзенбека. Скандальные ярмарки и трансментальные балы.

Футуризм(1910-30-е). Воспитание новой расы людей посредством кинема, аэро, авто. Использование динамизма, электричества, машины для сращения с человеком. “Новый кентавр” или человек на мотоцикле. Экстраполяция динамизма техники на эмоционально-психологическую сферу. Желание вымести все прежние сюжеты ради выражения вихревой жизни силы, стали, скорости, лихорадки. Взгляд на процесс движения социальной мегамашины, несущий обновление. “Без агрессии нет шедевра” (Маринетти). Вортисизм и воспевание динамизма в век машин.

Кубизм. Разложение формы на плоскости. Аналитический (разложение объекта) и синтетический (симультанность точек зрения) кубизм. Тезис Сезанна: «Трактуйте натуру посредством цилиндра, конуса и шара». Введение в живопись наклеек, газет, обрывков ткани и пр. Творчество Ж.Брака, П.Пикассо, Х.Гриса, Ф.Леже.

Анри Матисс(1869-1954). Стремление чувствовать объем осязанием, влияние Сезанна. Фовизм, дикий стиль: яркий свет и усиленный цвет, светлые тени, передающие сияние радости жизни (А.Матисс, А.Дерен, Ж.Руо, М.Вламинк). Танец жизни. Илл. к Гомеру, Малларме, Джойсу. Росписи капеллы Четок в Вансе. Керамика, рисунки, гравюры, декупажи.

Анри Руссо. Самодеятельное творчество, наивность и оригинальность.

Амедео Модильяни (1884-1920). Меланхолия и изящество. Одиночество. Портреты и Ню. Любовь к Жанне Эбютерн и творчество.

Франц Кафка (1883-1924). Отчуждение и гротеск. Обостренное чувство вины. Усилия человека и враждебность мира.

Пабло Руис Пикассо (1881-1973). Влияние испанской живописи. «Голубой» и «розовый» периоды творчества. Провокация и скандал, влияние масок Африки. Расщепление форм на геометрические фигуры. Пикассо и Брак, рождение кубизма (1908-1915). Коллажи, контррельефы и иллюзионизм. Гравюры и офорты Сюита Воллара. Трагедия Герники. Антивоенный пафос. Голубь - символ борьбы за мир,1949. Кубистская интерпретация Менин Веласкеса, Алжирских женщин Делакруа, Завтрака на траве Мане.

Учебная литература

Крючкова В. Антиискусство. М.,1985;

Маринетти Ф.Т. Футуризм // Метафизические исследования. СПб.,2000.

Бернада М.-Л. Пикассо. М.,2002.

Футуризм. Дадаизм. Коллаж. Ready made. Искусство «Ready made» // Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.

Экспрессионизм

Угнетающая социально-психологическая атмосфера, активизм А.Бергсона, готическая традиция “тайн и ужасов”, гротески Босха, Грюневальда, отчужденность мира и обезличенность человека как предпосылки экспрессионизма. Экспрессия - выражение трагического конфликта личности с миром, где шок отделен от его социальных причин. Самостоятельная ценность выразительности, а не того, что выражается. Эффективность и интенсивность воздействия формальной структуры произведения. Состояние подавленности, страха и ужаса, возникшее в результате развязанных мировых войн, общественных конфликтов. Активное отношение личности к миру. Экспрессия - результат столкновения агрессивного Эго с враждебным миром, угрожающим человеку или его ценностям. Энергия, взрыв, мятеж, ярость как жизненный тонус, воплощенный в темах огня, шторма, войны. Трагический гротеск как причудливый, пугающий образ, возникающий в результате стремления вызвать и покорить демонические силы реальности. Группа Мост,1905-1913, ее экспрессивные мотивы: К.Шмит-Ротлуф, Э.Нольде, Э.Хеккель, Э.Кирхнер, М.Пехштейн. Галерея и журнал Штурм: М.Бекман, Г.Грос, О.Кокошка. Искаженный образ, образованный сгущенным переживанием у Новых диких. Неоэкспрессионизм: Г.Базелиц, А.Кифер, Д.Криг. Группа Кобра,1949: Аппель, Алешински, Дотреамон, Констан, Якобсен, Педерсен.

Вернер Герцог (Herzog),1942- , кинорежиссер. Внимание к проблемам затравленных, несчастных людей, обреченных на изоляцию и гибель. Каждый за себя, а Бог против всех,1974 – трагедия человеческого одиночества. Апокалипсис буржуазной цивилизации, завороженность человечества смертью. Ноосферату – призрак ночи,1978 – аллюзии фильма Мурнау. Сердце из стекла,1976 – актерская игра под гипнозом, атмосфера визионерства и коллективного помешательства.

учебная литература

Куликова И. Экспрессионизм в искусстве. М.,1986.

Энциклопедия экспрессионизма. М.,2003

 

Абстракционизм

Спиритуальный романтизм У.Тернера, О.Рунге, К.Д.Фридриха как исток абстрактного творчества. Абстракция – отвлечение от предметной действительности. Чистая живопись в себе, которая выражает духовное посредством беспредметной формы. Лирическая и геометрическая абстракция. Группа Де Стейл,1917: стиль трех измерений. Абстракция как создание первоэлементов художественного языка – точки и линии, геометрических фигур и других изобразительных элементов. Тема «точки и линии на плоскости» В.Кандинского и П.Клее. Группа Синий всадник (1910-1916), творчество Ф.Марка, А.Макке, А.фон Явленского, А.Матисса. Стили автоматического письма и инстинктивного творчества: ташизм (пятно), art brut (фр.:сырой, необработанный), art informel (фр.:бесформенный), action painting (живопись действия), графитти. Абстрактный экспрессионизм после второй мировой войны. Живопись цветового поля или бедное искусство как реакция на абстрактный экспрессионизм.

Пауль Клее (1879-1940). Использование графической линии как чистой кантилены. Работа в Баухаузе (1921-30). Кредо: «искусство не передает видимое, но делает видимым». Интерес к прафеноменам в детском творчестве, работах первобытных и душевнобольных людей. Свободная фантазия и власть иррационального. Абстрактные элементы: стрелки, буквы, кресты, круги, глаза, решетки, рыбки, зверюшки и древние примитивы. Юмористические циклы людей, животных, растений. Серия Ангелов. Цикл сетей и волшебных квадратов.

Джексон Поллок (1912-1956). Абстрактный экспрессионизм, использование техники дриппинг. Основатель информель, сплошной живописи и живописи действия. Интуиция и автоматическое письмо.

учебная литература

Кандинский В. О духовном в искусстве. М.,1992. Точка и линия на плоскости.

Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский. М.,1994.

Якимович А. Восстановление модернизма. Живопись 40-60-х годов. М.,2001.

 

Сюрреализм

Основание направления Андре Бретоном в 1921г. Манифесты сюрреализма. Романтические грезы, иррациональная жизнь души. Концепции бессознательного З.Фрейда и К.Г.Юнга. Две стороны реальности: иррациональная, ночная, бессознательная и рациональная, дневная, сознательная. Объективный случай. Le Rêve - мечта, греза, сон как модальности бессознательного. Сюрреализм - поэзия сновидения. Погружение в глубины прошлого, к архетипам и основным инстинктам - Эросу и Танатосу. Воспарение в мечте к астральной реальности. Материализация снов, греза наяву. Основные черты сна - алогичность, смещение, инверсия, сгущение, спутанность. Сомнамбулический транс: смешение эротики, мечты, кошмара. Черный юмор и конвульсивная красота (эротически чудесное). Способы выражения фантасмагории: автоматическое письмо, коллаж, обман зрения, клише, фротаж, декалькомания, дрипинг-медитация. Фантасмагория как гротеск.

Луис Бунюэль (1900-1983), кинорежиссер. Жестокость, эротизм и эпатаж фильма Андалузский пес (1928). Выражение неврозов и комплексов в Золотом веке (1930). Кинематограф как общественное сновидение. Деградация реальности в фильме Скромное обаяние буржуазии (1972).

Сальвадор Дали(1904-1989). Сны и галлюцинации. Выражение основных инстинктов и архетипов. Прием «обмана зрения». Мифологемы и художественные прототипы. Религиозно-философский цикл.

Макс Эрнст. Выявление чудесного, скрытого в повседневном. Фротаж. Фантастические миры: душные леса, грандиозные солнца, необычные растения. Чудесное как коллаж фрагментов действительности.

Хоан Миро (1893-1983). Равнозначность предметов и метаморфоза каталонского ландшафта. Персонажи мифического мира. Отказ от элементов действительности. Минимализация деталей. Необузданность, легкость и свобода. Наброски видений, случайности, свободные ассоциации поэтических образов. Карнавал причудливых созданий. Абстрактность работ. Интерпретации классических произведений. Бумажные коллажи и зернистые «холсты». Фигуры, юмористические портреты, птицы.

учебная литература

Вермо А.,Вермо О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб.,1996.

Дали С. Дневник гения. СПб.,2003.

Диль Г. Макс Эрнст. М.,1995.

Антология французского сюрреализма. М.,1994.

Поэзия французского сюрреализма: Антология. СПб.,2003

Искусство абсурда

Истощение модернистской традиции погружения в субъект и крушение реальности. Понимание абсурда дадаизмом и метафизическая живопись де Кирико. Термин «абсурд» - нелепость, несуразность или неуместность. Нечто алогичное и невероятное, заводящее человека в тупик, представляется абсурдным. Абсурдный в значении смехотворный. Абсурд и парадокс. Суть искусства абсурда - подрыв общественных стереотипов и разрушение предрассудков. Гротеск как особый вид беспорядка. Опрокидывание логики и рациональных проектов. Пародирование человека клише и лозунгов. Опровержение уверенности в том, что, владея словами, мы ‘касаемся’ реальности. Реальность как продукт перцептивной веры. «Видеть как». ‘Черный юмор’ как опрокидывание коллективных представлений. Особенность направления: отнесение вопросов к зрителю, а не к картине. Беспокойство, насилие над здравым смыслом, навязчивость взгляда.

Антонен Арто (1896-1948). Драматург и сценарист, создатель театра жестокости. Страдания человека, мучимого небытием и эрозия мысли. Жестокость детерминизма. Спектакли Сожженная утроба, или безумная мать (1927) Тайны любви (1928). Идея чистого театра без различения между актером и публикой, словом и жестом, театром и жизнью. Игра как магический ритуал, дионисийство, обнажающая скелет жизни.

Джоржио де Кирико(1898-1978). Загадочные сочетания объектов и манекенов. Метафизическая живопись (1917-1930). Безмолвные города.

Рене Магритт. Осознание различия между визуальным образом и словом, между видеть и говорить. Разрушение европейской привычки не видеть, но читать реальность. Фрески «Очарованное царство» интерьера казино в Кнокке-ле-Зоуте,1953. Черный юмор как сведение мысли к нелепости и подрыв условностей культуры.

учебная литература

Арто А. Театр и его двойник. М.,1993.

Ноэль Б. Магритт. М.,1995.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ МОДЕРНИЗМ

Литература «потока сознания»

Интуитивизм А.Бергсона и внутренний монолог Л.Толстого, Ф.Достоевского как исток нового направления. «Новая орфическая чувственность» - осознание и просветление тонких душевных состояний.

Письмо, выражающее живой поток становления, «жизнь» как витальность, дух, биос в противовес большим идеям разума и социальной действительности. Поток ассоциаций и образов - извечный поток видимостей (М.Пруст), неизвестный, меняющийся и неуловимый дух (В.Вулф), анонимная субстанция (Н.Саррот). Индетерминированность, неопределенность и изменчивость жизни, непроизвольное кипение различных множеств и состояний длительности, образование бесконечно нового. Непостижимость для интеллекта. Интуитивные акты «схватывания» целого, бескорыстный взгляд - епифании Д.Джойса, тропизмы Н.Саррот, бесстрастие М.Пруста. Переживание и осознание текущего времени. Текущее настоящее: мечта - впечатление - память. Ассоциативная связь с прошлым в текущем мгновении - аллюзии Д.Джойса, реминисценции М.Пруста. Дискретность и психологизм потока образов в отличие от чистой длительности (А.Бергсон), которая не имеет ни субстанции, ни мгновений. Аксиологический релятивизм. Зыбкость, неустойчивость жизни, делающая преходящими ценности, значимость всего настолько, насколько нечто приносит сиюминутное наслаждение. Антироман: не персонаж, но профиль, очерк, силуэт, Homo Fictus; наслаждение текстом, сиюминутностью и отказ от истории, сюжета, интриги; текущее настоящее, прошедшее в настоящем; проблема non-finito как способ выражения непрерывного течения жизни.

Джеймс Джойс (1882-1941). Странствие в глубинах культуры в романе Улисс,1922. Один день жизни человека сквозь призму мифа. Миф как способ упорядочить тысячи мелочей и многооразие истории. Поток сознания и различные формы повествования в эпизодах. Смешение языков, ассоциации, аллюзии, епифании.

учебная литература

Эко У. Поэтики Джойса. СПб,.2003.

Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. М.,2001.

Экзистенциализм

Кризис идентичности. Критика отчужденного сознания. Неподлинное бытие: нивелирование человека до социально-ролевой функции в тисках бюрократической машины. Отчуждение и механистическая общественная жизнь. Социальная сущность индивида = всеобщее = неподлинное бытие. Подлинное бытие - верность себе, индивидуальная свобода, субъективность: СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СУЩНОСТИ ИЛИ НАДО НАЧИНАТЬ С СУБЪЕКТИВНОСТИ (Ж.-П.Сартр). Неповторимость субъективности, уникальность личности укорененая в теле.

Ситуация и выбор. Пограничная или критическая ситуация как толчок для прояснения сознания, понимания опустошенности, нелепости повседневной жизни. Ситуация вины (К.Ясперс), смертельной опасности (М.Хайдеггер), страха (Ж.-П.Сартр), скуки (А.Камю), агонии (М.Унамуно), любви (Ф.Мориак). Ситуация выбора: продолжать находится в состоянии прозябания, ориентируясь на иллюзорные возможности социальной действительности, или стать приверженцем своей страсти. Выбор себя, своей боли, своей надежды, жизни собственным смыслом. Отказ от универсального, внешнего и раскол сознания на социально-ролевое и индивидуально-личностное. Субъективность как полагание своего закона вопреки социальной необходимости. Выход за пределы общественной жизни, будь то ценности или повседневная рутина, экзистирование.

Экзистенция - страсть, нигилирующая универсальное и укорененная в теле; существование, выходящее за пределы обыденной жизни. Ее негативность, нигилирование объективного и обращенность в субъект. Постановка под сомнение мира и самое себя, постоянное ускользание. Состояние постоянного отрицания и самоотрицания субъекта, но приверженного собственной страсти. Негативность или сознание, по Сартру, не есть то, что есть [оно не предметно] и есть то, что не есть [небытие]. Сознание предстает как Ничто, а страсть как направленность от бессмысленной повседневности к Ничто.

Личностный смысл. Обнаружение Ничто как осознание конечности индивидуального существования - той истины, что человек рожден, чтобы умереть и собственная смерть обессмысливает любую деятельность. Утрата рационального основания бытия, внешних и внутренних опор. Экзистенция - бытие направленное к Ничто и сознающее свою конечность (Хайдеггер, Сартр); временность, личностная устремленность в будущее, фундаментальный проект - движение к смерти, Ничто. Страх как воздействие Ничто (Кьеркегор). Утрата рационального значения и рождение эмоционального смысла - переживание страха, отчаяния, тревоги, тоски и пр. метафизических чувств. Недоступность личностного смысла, переживания своей конечности окружающим. Страсть как акт свободы, внутренний протест, отрицание рационального и социального порядка (Мориак, Ануй); как бунт против роковой неизбежности смерти (Камю, Мальро).

Парадокс как истина человеческого существования. Онтологическая и логическая невозможность есть парадокс. Страсть, выходящая за пределы социальной действительности, логики, морали и здравого смысла алогична и личностна, а, значит, парадоксальна. Парадокс веры Кьеркегора, парадокс свободы и необходимости Камю, парадокс свободы и ответственности Сартра, парадокс любви Мориака. Социальный смысл экзистенциализма.

Учебная литература

Кьеркегор С. Или / или,1843. Диапсалмата. Страх и трепет,1845.

Киссель М. Философская эволюция Жан-Поля Сартра. М.,1978

Великовский С. Грани несчастного сознания. М.,1979.

Коссак Е. Экзистенциализм в литературе. М.,1978.

Мирская Л.А. Современная мифология и проблема души. Ростов-на-Дону, 1999

Антиутопия и фэнтези

Утопия (u-topos – место, которого нет, eu-topos – благое место) – идеализированное, совершенное общество как альтернатива настоящему социуму. Превалирование нравственного идеала в классической утопии. Описание устройства общества будущего, альтернативная современности социально-историческая гипотеза. Социальная и техническая антиутопия - отрицание мифа о будущем рае, проекта общества вечного блаженства. Роман-предупреждение и предчувствие техногенных катастроф. Отрицание триумфа порядка и контроля, машинного мироустройства, как апофеоза эффективности и рационализма. Техноутопии. Дистопия - образ разрушенного общества, не имеющего перспектив реконструкции, и превратившегося вследствие этого в лишенную памяти и мечты «кровавую сиюминутность» (Д.Оруэлл); сегодняшний ад, усиленный в будущем.

Фэнтези - душевная утопия, «утопизирующее усилие самого себя» (Э.Блох). Жажда приключений, свободной жизни, новизны ощущений, живости восприятия мира. Душевная утопия - поиск земли обетованной. Фантастическое и выход за границы возможного; сверхестественное, паранормальное. Дневные мечты и ночные фантазии. Иерофании (явления священного). Погружение в мир чудесного: а)Невосприимчивость очарованного к действительности; избавление от рутины и суеты повседневности, от тяжести монотонного труда, регламентированной жизни, от бремени голода и несправедливости и смерти. б)Восстановление и обновление жизненных сил, свежести восприятия. в)Утешение, удовлетворение чаяний: избавление от смерти в череде жизней или перевоплощений; окончательная победа добра среди катастроф, скорби и поражений. г)Ощущение счастья, удивление, наслаждение приключениями.

    Оправдание вымысла как топика искусства: вымышленная география – лабиринт сил сопротивления на пути желания. Путь героя и карта препятствий, неожиданности и ловушки. Ошеломляющие и тревожные события. Экзотические условия вымышленного мира - фантастические существа, волшебные предметы, метаморфозы хронотопа. Погружение в мистерию Волшебной Страны. Модернизация волшебной сказки: арсенал «волшебных» предметов из научной фантастики; персонаж-рассказчик удостоверяющий нарратив. Значение языка культуры для обоснования вымысла. Аллюзии, мифологемы, лингвистические игры, фоноцентризм.

Подоплека невозможного - реальность желания. Достоверность желаемого. Логика загаданного бытия - абсолютная свобода желания. Свершение надежд - путь желания в лабиринте препятствий к энигматическому знанию, к открытию тайны мира или человека. Чудесное как невиданный феномен, откровение души. Конечный пункт: благовестие, отблеск запредельной радости, evangelium.

учебная литература

Толкин Дж. О волшебных сказках // Утопия и утопическое мышление. М.,1991.

«Властелин Колец» как философия: Эссе. Екатеринбург,2005.

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М.,1997.

Антиутопия // Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.,2003.

Искусство второй половины ХХ века

Разрушение больших мироустроительных проектов, идеологий - западной технологически эволюционной и марксисткой социально-революционной, истощение утопии Просвещения. Доминанта НТР в культуре: мегаполис, техносреда, дизайн, массовые коммуникации, глобальные сети. Радикальный плюрализм, релятивизм, поверхностность как главные черты культуры. Мир вещей и шок будущего (А.Тоффлер). Культуриндустрия: искусство как серийное и поточное производство, товар и предмет массового потребления. Зрелище и шоу-бизнес. Человек как потребитель и пользователь. Капитализация внутреннего мира личности.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Коммерческая природа культуриндустрии и потребительская психология. Разрушение галактики Гуттенберга и mass media: всеобщая информированность, но фабрикация реальности. Ценности отдыха и развлечения. Бестселлер. Демократизм и гомогенность как противовес культурному элитизму и гетерогенности модернизма. Компенсаторная, нивелирующая и манипулятивная функции масс культа. Идеологемы (культ звезд, потребления, массовых фобий, жизненного успеха). Имиджи и стереотипы как основа мифотворчества. Тривиальная образность и виртуозное мастерство. Стратификация масс культа: китч, кэмп, мид, ретро, эстетизированные и интеллектуализированные образцы. Жанры: вестерн, боевик, фантастика, детектив, фельетон, триллер, криминальный роман, мелодрама, мюзикл, комедия, эротика, мистика, комикс, розовый роман, семейная сага. Масс культ и реклама (видеоклип, мода, товарная марка). Масскульт и киберпространство. Голливуд и экспансия американизма.

учебная литература

Шестаков В.П. Мифология ХХ века. М.,1987.

Массовая культура и массовое искусство. «За» и «против». М.,2003

КОНТРКУЛЬТУРА

Возникновение культуры живущей за счет отрицания в результате реакции на тоталитаризм и бюрократизацию общества.

Битники. Понятие «разбитое поколение», введенное Гертрудой Стайн. Протест против бюрократического подавления и нивелирования личности массовым обществом. Отказ от американских добродетелей – практицизма и конформизма, критика преуспевающего американского обывателя. Литература битников США: поэма Алена Гинзберга. Литература «рассерженных молодых людей» в Англии конца 50-х годов против формализма: Дж.Брейн, Дж.Уэйн, К.Эмис, драмы Дж.Осборна.

Нонконформисты. Идеология «Великого Отказа» и движение хиппи, металлистов, рокеров, байкеров, панков и пр. Смысл лозунга «МММ»,1968. Способы освобождения личности из пут ханжества, продажности, корысти и лжи буржуазного общества: свободная любовь, наркотический транс, близость к природе, рок музыка, Иисус революция и дзен-буддизм. Высвобождение эстетико-эротического измерения, подавленного в «жизнерадостном роботе» (Г.Маркузе). Средство – оргиастическая массовая акция. Массовые экстатически-разрушительные действа: хэппенинг, рок музыка. Реакция субкультуры на гипертрофию техницистского, утилитарно-ориентированного рационализма 70-х годов. Панк-движение как выражение атмосферы злобного аморализма, скандала, извращенности и демонизма. Провокация в искусстве. Нонконформистские пристрастия в сфере интимно-психологических отношений. Новая сексуальность. Неоконсервативная волна в идеологии 80-х годов. Поглощение и обыгрывание контркультуры масс-культом в конце ХХв.: стиль ретро, киберпанк, хэппенинг, перфоменс.

Рок музыка как выражение контркультуры. Формирование основных стилей в 50-60-е годы: рок-н-ролл, мерсибит, ритм-н-блюз, соул. Тенденция рока к скандалу в отличие от поп-шлягеров. Протест против респектабельного конформизма, карьеризма, стяжательства, истэблишмента. Предпочтение акции музыкальному результату. Фестиваль Вудсток (1970). Опера Иисус Христос – суперзвезда. 70-е годы «золотой век» рок музыки. Стили арт-рок, хард-рок, кантри-рок, психоделика, андеграунд, джаз-рок, фьюжн, хэви-метл, рэгги, хип-хоп, рэп и пр. Хэппенинг (to happen – происходить, случаться). Артикуляция процесса, действия участников-зрителей. Единовременный характер созидания субстанции события. Деполитизация и провокация сексуальных и агрессивных инстинктов. Заклания в Театре мистерии и оргии Г.Нитша.

Литература «веселого нигилизма». Черный юмор и абсурд в литературе США 60-х годов как хаос, противопоставленный рационализму и косности общества. Осмеяние мира массового потребления. Релятивирование всех ценностей. Радикальная ирония, критика повседневной жизни. Автоматические действия персонажей, руководствующихся нормами здравого смысла и нелепость жизненных ситуаций. Фрагментарность и бессвязность личного опыта, сформированного идеалами потребительского счастья, моды, респектабельности, финансового успеха. Бунт против «цивилизации потребления». Коллаж курьезов, зрелищ, поучительных случаев, занятных историй в Плавучей Опере Джона Барта. Легкомысленные рассказы-небылицы, контрастирующие с экзистенциальным парадоксом и абсурдом. Эксперимент, розыгрыш, травестия. Принцип «все смешно», шутовство в отношении любви, дружбы, деловых отношений. Смех как терапия. Химера Д.Барта как полифонический текст в тексте. Замещение текстом реальности. Умаление мифа повседневностью. Гротескно-комическое осмысление классического сюжета в Белоснежке Д.Бартелми. Мир как нагромождение объектов и нелепостей, напоминающее потоки отрывочной и разнородной информации масс медиа. Рассказ как каталог предметов домашнего скарба и человеческих переживаний. Жизнь как хаос, энтропия у Т.Пинчона.

Новый каннибализм.Литературный экстремизм.Экстремальные сюжеты, обнажающие массовые психозы и ужасы жизни. Словесный коктейль. Язык присадок из рекламных примочек, эстрадных приколов, эротических пенок, телевизионного стеба, уличной фени, ненормативной лексики и пр.

учебная литература

Давыдов Ю. Эстетика нигилизма. М.,1981.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.,1985.

Кнабе Г. Рок и контркультура // Вопросы философии. 1990, № 12.

Альтернативная культура: Энциклопедия. Екатеринбург, 2005.

 

СИТУАЦИЯ ПОСТМОДЕРНА

Понятие «модерн» и «постмодерн» в философии, религии, искусстве. Состояние исчерпанности культуры – конец истории; отказ от телеологии и превращение истории в ряд разрозненных событий. Застревание между прошлым и будущим. Кризис легитимности и рационализма. Разрушение основных смысловых опор - Бог, Природа, Душа, Сущность, Логос. Разрушение антропоцентризма. Ситуация неразрешимости, неясности, неопределенности. Новая картина мира: хаос и лабиринт (ризома), мир как поле возможностей, игра случайностей. Множество возможных миров, понятие виртуальности. Стратегия жизни в хаосе, в ситуации непредсказуемости.

    Культурный поворот от интеллектуализма к телесности и текстуальности. Утрата трансцендентального субъекта. Тело и желание. Культура - многослойный текст, организованный как ризома. Библиотека и лабиринт как символы культуры. Искусство и арт-практика. Обращение от субъективизма к объективизму в художественной практике. Отрицание иллюзорного статуса элитарного искусства и эстетика жизнестроения с внутренней иронией: движение к объективности за счет несерьезного использования банальных цитат и стереотипов. Арт-практика: нерепрезентативность, энтропия смысла, вымышленный дискурс, радикальная ирония, деканонизация. Основные направления искусства в ситуации постмодерна. Новые изобразительно-выразительные средства: пластмассы, синтетические материалы, металлы, звукозапись и электромузыкальные инструменты, синтезаторы в музыке; компьютерные игры, мультимедиа, и пр.

учебная литература

Силичев Д. Постмодернизм. Экономика, политика, культура. М.,1998.

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. М.,2000.

Туганова О. Современная культура США. М.,1989.

Постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1990, N3.

Бланшо М. Последний человек. М.,1998.

Батай Ж. Внутренний опыт.

ЛИТЕРАТУРАв ситуации постмодерна

Контркультура, радикальный эксперимент и смерть искусства. Подрыв рациональных основ культуры с помощью герменевтики и деконструкции. Отказ от бинарных оппозиций: чувство-разум, субъект-объект, иллюзия-реальность, форма-содержание, красота-польза, пр.

Нонклассика. Расширение и дробление предмета эстетики. Прикладная эстетика, интерес к повседневности, окружающей среде, дизайну, моде, рекламе, бизнесу, спорту. 80-е годы, становление культурного континуума постмодерна, охватывающего историю культуры от архаики до авангарда, художественный опыт всех стран и народов. Интертекстуальность и компаративистские исследования в эстетике. 90-е годы, развитие арт-практики в интернете. Медиа-реальность и идея множественности миров. Сетевое искусство и безразмерность эстетики (Г.Гермерен). Транзитный характер эстетики, ее понимание как философии искусства и культуры. Искусство как событие, творческий процесс, а не художественный объект. Мультикультурный и кросскультурный характер эстетики, интеграция с другими видами деятельности. Плюрализм, неиерархичность, вытеснение всеобщего частным. Вовлеченность эстетики в жизнь, выход из сферы изящных искусств в повседневность. Превалирование эстетического потребления. Замещение творческого труда игрой - цитирование, присвоение, репродукция, потребление ценностей прошлого художником и зрителем (Д.Дьюи). Куратор и потребитель. Художник как менеджер, медиатор, куратор - носитель артистического взгляда, создающий модели артпотребления. Искусство как артефакт, документ утонченной формы жизни. Прагматический идеал – эстетика хорошей жизни. Основные понятия: текст и дискурс, нарратив и событие, интертекстуальность, наслаждение от текста. Цитации в творчестве, палимпсест.

Уильям Берроуз Голый завтрак,1962. Поп-арт. Принцип cut-in - врезки в текст колонок новостей, обрывков фраз, судебных отчетов. Сбивчивые монологи. Комбинирование текстов. Натурализм изображения сексуальной патологии, афиширование пристрастий к гомосексуализму, гашишу и ЛСД. Образы разорванных наркотических видений.

Джон Фаулз Любовница французского лейтенанта,1969. Погружение в викторианскую эпоху (1837-1901), катастрофичность мира и репрессивная мораль. Параллель с несостоятельностью постмодерного мировидения. Запретная страсть и проституция, замалчиваемая в обществе. Несообразность поступков главной героини. Многовариантная открытость финала: морализаторство, беллетристика, экзистенциализм.

Умберто Эко Имя розы,1980. Погружение детективной интриги в средневековый контекст, 1327г. Перипетии в поисках второй части Поэтики Аристотеля. Роман как палимпсест, книга, говорящая о других книгах, т.е. текст, написанный на предшествующих полустертых текстах. Ирония и занимательность. Роза как символ тайны и лабиринта мироздания.

Итало Кальвино Если однажды зимней ночью путник…,1979. Беседа с читателем о чтении книги. Замещение текстом реальности. Читатель как действующее лицо. Триединство автора, героя и читателя определяющее монтаж, композицию текста и поэтику романа. Серия загадок и авантюрных сюжетов. Роман-ловушка.

Джулиан Барнс История мира в 10 ½ главах, 1988. Разноплановость построения глав, пронизанность содержания авторской насмешкой. Мотив плавания по водам Ноева ковчега - человечество во время Потопа и древоточцы. Роман как иллюстрация неопределенного положения человека в мире. История мира как хаотический коллаж.

учебная литература

Дудова Л.,Михальская Н.,Трыков В. Модернизм в зарубежной литературе. М.,1998.

Зверев А. Модернизм в литературе США. М.,1979.

Эко У. Заметки на полях «Имени розы». СПб.,2002.

КИНО в ситуации постмодерна

Райнер Вернер Фассбиндер(1945-82). Травма тела, изображение нервных и слабых людей. Взгляд на историю через призму психологии ненормальных людей: «Мы смотрим историю, происходящую в среде людей, которых мы считаем ненормальными. И через этот психологический момент вся история выглядит иначе». Телесность фильма, случайности, дыры означающих. Замужество Марии Браун,1978. Германия 1943г. Разочарование в больших жизненных целях, необходимость стать шлюхой, чтобы выжить по аналогии с Германией. Мазохизм и откровенность. Особенности монтажа: смешение разных типов повествования, сочетание уголовной хроники и классического рассказа, действительности и бутафории, классической музыки и улюлюканья толпы. Тоска Вероники Фосс,1982. Зависимость наркоманки актрисы от врача психиатра. Детективная интрига и отсутствие различия между героями и злодеями, добром и злом. Цитирование фильмов Л.Висконти. Финал как чередование кадров похорон Вероники и чествования ее по случаю юбилея. Горькие слезы Петры фон Кант,1972. Гомоэротическое желание. Отношения Петры с женщинами. Стремление к любви без обладания, устранение объекта желания. Преодоление привязаннеости/порабощения. Любовь как самоотверженность и бескорыстие. Ассоциация с картиной Пуссена Мидас и Дионис. Обмен притязаниями и правами друг друга. Мир мимолетных отношений.

Питер Гринуэй (Greenaway 1942- ). Влияние художественного образования. Картинность, проективность. Каталогизирование и барочные построения, интермедия. Диалог с живописью Веремеера ZOO,1985. Непреложные правила игры и серийные убийства Подсчет утопленников,1987. Изощренность и элементы китча в фильме Дитя Макона - убийство, насилие, жестокость и секс.  Переход сцен и аккордов (композитор М.Наймен) в Повар, вор, его жена и ее любовник,1989. Обращение к истории культуры и проблема письма и зрения, текста и взгляда: Книги Просперо,1991 и Записки у изголовья,1996. Последнее - аллюзии на произведение японской писательницы Х1в. Сэй-Сенагон Макура-нососи. Структура фильма как реестр. Иероглиф как сочетание визуального и вербального, язык-тело. Объединение изображения и текста в зеркале. Власть текста над телом, изображение реального черно-белым, фантазий – цветным. Финал: язык как способ репрезентации и его подавляющая власть над телом.

Жан Люк Годар,1930- .Лидер «новой волны», протест против устоявшихся традиций мелодрамы, комедии, фильмов плаща и шпаги. Конкретика жизни, герои – люди с улицы, отщепенцы: парни без занятий, студенты, проститутки, бедные художники и пр. Шарлота и ее хахаль,1958, На последнем дыхании,1959 – романтически влюбленный герой с чертами уличного подонка. Жить своей жизнью,1962. Альфавиль,1965 – фантастическая антиутопия, сочетание тоталитаризма и технократии, направленность против стандартизации и унификации человеческой жизни. Презрение,1963 по А.Моравиа о духовной пустоте буржуа. Скачкообразный монтаж, несовпадение звукового и зрительного ряда, ручная камера, намеренная небрежность построения кадра. Безумный Пьеро,1965 – ирония и притча, мир, сходящий с ума. Киноколлаж - вплетение в ткань кино документа, репортажа, мультипликации. Китаянка,1967 – фильм в процессе создания. Идея деконструкции экрана в Номер два,1975. Спасайся кто может,1980, Страсть,1982, Имя Кармен,1983, Новая волна,1990.

учебная литература

Глод Е. Оппозиция язык-тело в фильме Питера Гринуэя «Записки у изголовья» // Топос. 2001, №2-3 (5).

Кнабе Г.С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринуэя «Брюхо архитектора» // Вопросы философии. 1997, № 5.

Би-текстуальность и кинематограф. Минск,2003.

Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология гендерной теории. Минск,2000.

Барт Р. Маркиз де Сад – Пазолини // Киноведческие записки. №12.

Гринуэй П. Кино не годится для повествования. Язык тела //Искусство кино,1997/9.

Ямпольский М.Б. Память Тересия. Интертекстуальность и кинематограф. М.,1993.

АРТ-ПРАКТИКА в ситуации постмодерна

Эстетика жизнестроения, тенденция к объективизму. Роль провокации и эксперимента. Посткласcическая трактовка искусства как социального института. Отказ от нормативности в пользу релятивизма интерпретаций, примат интересного, оригинального над поэтическим. Значение контекста культуры. Проблема ready-made: радикальная ирония и коннотация. Самодостаточность артистического жеста. Уравнивание профессионализма и любительства. Основные понятия арт-практики: реди-мэйд, коллаж, ассамбляж, инсталляция, концепт.

Поп-арт. Работа со знаками и знаковыми системами. Влияние дада. Обыгрывание имиджей масс-культа, рекламы, культ типовых вещей. Влияние масс медиа. Ассимиляция индустриальной культуры в художественном творчестве.

Роберт Раушенберг. Использование готовых предметов, вызывающих базовые ассоциации. Знаки цивилизации, выражающие политические события. Впечатление от стран мира в ассамбляжах.

Энди Уорхол(Warhol,1930-1987). Принцип арт-практики – использование повседневных промышленных изделий и рекламы, которые нравятся всем. Работа над фильмами. Шелкография и разноцветные серии фото кинозвезд. Роль массового потребления и соблазн красивых вещей. Серии газетно-журнальной хроники. Использование комиксов. Выявление красоты в тривиальном предмете. Клише, поп-дубликаты массового потребления.

Тенденция дематериализации искусства: Авангард «новой волны». Метафизика отсутствия субъективности. Концепция чистой духовности, pneuma Ива Клайна (1928-62). Приоритет процесса творения «из ничего» над результатом, «зона нематериальной живописной чувствительности». Моделирование искусства путем свободной комбинации текстовых фрагментов. Формирование конструкций из бытовых предметов, текстов, технических модулей, манекенов, объектов природы.

Концептуальное искусство. Презентация в галерее Тейт,1969; Дж.Кошут, его манифест «Искусство как идея». Протест против фетишизации вещей, товарности искусства. Отказ от произведения. Цель – генерация эстетических концепций, создание проектов реальных и воображаемых действий. Искусство как информация: использование телевизора, телефона, диапроектора, применение документа - технических чертежей, схем, карт, фотоснимков, киносъемок. Словарное определение идеи. Симуляция протеста против капитализации духовного мира, провокация бунта в воображении.

    Невозможное искусство. Поиск «естественного» языка искусства, моделирования природных сред. Влияние итальянского arte povera 1960-х годов, нацеленного на фиксацию локального события. Организация разовых событий и антипсихологизм. Оперирование материалами естественной субстанции в определенной трактовке. Расширение искусства до размеров жизни: Land art, Light and Space work. Невозможность присвоения произведения, антикоммерческая суть творчества.                                     

АВС-арт или серийное искусство. Отказ от чувственной формы выражения и ценности искусства. Манипулирование с сериями однотипных модулей. Создание особых унифицированных объектов с отсутствующей семантической нагрузкой (пластины, стержни, Х-образные балки, стилизованные треугольники и т.п.) Искусство подвижных, неиерархичных первичных структур. Уподобление модулей литерам букв у наборщика.

Тенденция слияния искусства и жизни: Гиперреализм - Дон Эдди, Г.Рихтер, М.Морли, Р.Эстетес, М.Пистолетто, Г.Кановиц. Разрушение иллюзорной реальности, гипертрофированной СМИ, с помощью точного воспроизведения предмета и неясности впечатления. Увеличенные натуралистические портреты, «острофокусный реализм». Фотореализм: превращение произведения, отражающего трехмерную реальность, в самоценный двумерный объект.

Кинетическое искусство. Создание динамических моделей, мобилей. Творчество Ж.Тэнгли, Г.Юккера, Сезара. Соединение художественного и механического в конструкции. Сомнение в перспективах технического прогресса, антитехницизм псевдомашин и штуковин.

Новая вещественность. Попытка возврата к позитивной и конкретной реальности быта вне метафизических оснований. Взгляд на мир «злыми глазами» (П.Ф.Шмидт). Безжалостность жизни и обыденный взгляд, оживление живого и омертвление мертвого. Гипертрофирование фотографической точности деталей.

учебная литература

Постмодернизм. Энциклопедия. Минск,2001.

Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот). М.,2001.

Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. М.,2001.

Власов В., Лукина Н. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. СПб.,2005.

 

Практические занятия


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 397;