Архитектура, декоративное и прикладное искусство

ПЛАН

Введение

1. Культура казацкого государства (1648-1781 гг.)

2. Образование запорожской сечи

3. Литература и фольклор периода запорожской сечи

4. Архитектура, декоративное и прикладное искусство

Заключение

Список литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Духовная культура украинского народа достигла высокого уровня в период существования казацкого государства (1648-1781 pp.). Запорожское казачество в течение трех веков определяло направления экономического, политического и культурного развития Украины. Высокоразвитая самобытная культура Сечи доминировала здесь в XVI -XVIII ст. и имела огромное влияние на национальное самосознание украинского народа.

Культура Запорожской Сечи формировалась в русле Украинский генетических источников. В ее основе содержались глубокие традиции украинского народа. В то же время исторические особенности жизни Сечи сказались и на ее духовной культуре. Запорожская Сечь формировалась из беглецов от крепостничества, национальных и религиозных преследований не только из разных регионов Украины, но и со всей Российской империи, а также из других стран. Каждый, кто приходил на Сечь, вносил в культурную среду что-то свое, определенные черты, особенности культуры и искусства своего народа. Вследствие переплетение этих индивидуальных культур сформировалась оригинальная, яркая, разноцветная самобытная культура, которая оказала огромное влияние на развитие культуры всей Украине.

Казацкая культура – уникальное и неповторимое явление. ее феномен имеет барочное окраску. «Причудливый» стиль был рожден непростыми, бурными социально-историческими обстоятельствами. Освободительная война середины XVII в., Постоянные военные походы, пребывание на грани жизни и смерти породили в казацкой среде типично барочный мировоззрение. Его особенностью было восприятие мира, человеческой жизни как мимолетного и скоро-преходящего явления своеобразной игры, полной иллюзий, химер и выдумок. Отсюда –  попытка прожить красочное и яркое жизни, стремление к веселью и радости. Этот стиль был призван взбудоражить человеческие чувства, пробудить воображение, вызвать контрастные эмоции. В нем всегда рядом добро и зло, любовь и ненависть, Бог и дьявол, жизнь и смерть, радость и грусть.

В «причудливой» барочной казацкой традиции всегда было место для подвига, поступка, цене, возможно, самого дорогого, должен был принести добро общине, пользу для общего дела. Казацкой культуре близок тип активного человека, героя, рыцаря. Республиканский строй, демократические принципы общежития казацкого сообщества дают исследователям основания трактовать казаков как рыцарей-воинов, своеобразное военно-монашеское братство.

 

Культураказацкого государства (1648-1781 гг.)

Духовная культура украинского народа достигла сравнительно высокого уровня в период Существование казацкой государстве! (1648-1781 гг.). Запорожское казачество в течение трех веков определяло направления экономического, политического и культурного развития Украины. Высокоразвитая самобытная культура Сечи доминировала здесь в XVI-XVIII вв. и имела огромное влияние на формирование национального самосознания украинского народа.

Культура Запорожской Сечи формировалась в русле Украинский генетических источников. В ее основе лежали глубокие традиции украинского народа. В то же время исторические особенности жизни Сечи наложили свой отпечаток и на ее духовную культуру. Запорожская Сечь формировалась из беглецов от крепостничества, национальних и религиозных преследований не только с .ризних регионов Украины, но и со всей Российской империи, а также из других стран. Каждый, кто приходил на Сечь, вносил в культурне среду что-то свое, определенные черты, особенности культуры и искусства своего народа. Вследствие переплетение этих индивидуальных культур сформировалась оригинальная, яскрава, разноцветная самобытная культура, которая оказала огромное влияние на развитие культуры всей Украине.

Запорожское казачество принимало активное участие в оппозиционном движении украинского мещанства, православного духовенства, части украинской шляхты протии политики национально-религиозных притеснений. Как свидетельствуют исторические источники, двадцатитысячные Войско Запорожское, возглавляемое П. Сагайдачного, в 1620 вступило в Киевский (Богоявленского) братства и противостояло колониальной политике Польши. Оно всесторонне способствовало висвяченню новых православных иерархов. Это событие имело огромное значение для восстановления авторитета украинской православной церкви, которая после заключения Брестской церковной унии 1596 постепенно теряла своих иерархов. С того времени, когда патриарх Иерусалимский Феофан рукоположил нескольких епископов и рукоположил Новая Борецкого на митрополита Киивського, православные украинцы снова имели своих церковных владык.

Запорожская Сечь, став коллективным членом Киевского братства, была тесно связана с жизнью и деятельностью основанной при нем школы. Гетман П. Сагайдачный становится опекуном школы, помогает ей материально. Таким образом, запорожские казаки совершили гуманистический для своего времени акт: они поставили оружие на охрану культуры и образования.

Запорожцы и в дальнейшем постоянно занимались деятельностью Киевской братской школы. В начале 30-х годов XVII в., Когда сложилась неблагоприятная ситуация, угрожавшей существованию школы, атаман Войска Запорожского Иван Петражицкий обратился с письмом к Киевскому митрополиту Петру Могиле, который основал школу в Киево-Печерской лавре в противовес братской, с просьбой о ' объединить эти две школы, чтобы не вносить раскол в украинском национально-религиозное движение.

Запорожский правительство во главе с кошевым атаманом постоянно проявлял заботу о создании разветвленной системы образования. В XVIII в. здесь функционировали церковно-приходская специальная школа пения и три высших школы, где преподавали воспитанники Киево-Могилянской академии.

В 1754 г.. По инициативе кошевого атамана Якима Игнатьевича была создана школа, которая на протяжении 15 лет готовила писцов военных канцелярий для всей Украины. В Запорожской Сечи существовала также школа вокальной музыки и церковного пения. Она находилась сначала в слободе Орловщина (на левом берегу р. Орели), а в 1770 г.. Была перенесена на Сечь. Ученики этой школы изучали искусство парьтесь-ного пения. Здесь готовили читателей и певцов православних церквей Украины.

Школы Запорожской Сечи продолжали традиции братских школ. Обучение в них обязательно сочеталось с воспитанием. Деятельность этих школ - важный этап в истории образования- на Украине. Знаменательным было то, что обучение в школах велось на украинском языке.

Сравнительно высокого уровня достигла образование и на Гетманщине. В 1740 г.. Здесь действовало 866 начальных школ, где в объеме трехлетнего курса преподавались основы чтения и письма. Эта структура резко отличалась от образования на Правобережье, где большинство школ контролировали иезуиты, а польский начальное образование для крестьян была практически недоступной. Это было одной из причин незначительной роли, которую играло Правобережье в культурной жизни Украины данного исторического периода.

В многогранном и содержательном художественной жизни Запорожской Сечи важная роль принадлежала музыке, пению и танцам.

Высокого уровня достигла военная музыка, в которой особое место занимали духовые и ударные инструменты: трубы, трубы, липавры, барабаны, бубны. Духовая музыка имела большое значение в походах Войска Запорожского, а также во время различных торжеств. Трубы и трубы вместе с ударными инструментами использовали как сигналы в походах и боях, а также при торжественных встречах послов, гостей.

Отряды запорожских казаков, отправлялись в поход, должны были обязательно иметь трубачей или трубачей. Тулумбасы в Войске Запорожском использовали в основном для связи. Они были разнообразными по размерам. В некоторые из них билн сразу 8 человек. Большие литавры называли набатами и держали их только в самой Сечи.

В духовной культуре казацкого государства высокого розвитку достигло хоровое искусство. В течение многовекового периода национально-освободительной борьбы украинский народ рядом с песнями создавал думы - героическую, "драматизирующую и одновременно проникнутую большим лиризмом поэзию. Они имели своеобразную художественную форму и выполнялись под акомпанемент бандуры (кобзы) или лиры.

Думы и песни приобрели активнодийового характера благодаря «Кобзарь», которые часто были не только их исполнителями, но и творцами. Кобзарство – это своеобразное явление украинской народной культуры, выдающееся художественное достижения запорожского казачества. Кобзарям принадлежит славное место в истории духовной культуры украинского народа. Гоголь называл их охранниками боевой славы нашей Родины, поэтами и летописцами.

Особой популярностью в казацкой среде пользовались танцы. Самым любимым из них был гопак. его выполняли только мужчины. В основе танца лежала импровизация, во время которой танцоры демонстрировали, кто на что способен. В технике танца простая присядки связывается с образом лихого всадника, который, подпрыгивая в седле, стремительно несется на врага. Аналогичными по характеру исполнения является танцевальные движения «повзунець», «ястреб», «присядку» с растяжкой внизу. Танцы исполнялись в Су-проводе бандуры и инструментальных ансамблей.

В Сечевой музыкальной школе, где обучали «вокальной музыки» и «церковного пения», были созданы специальные группы исполнителей - лицедеев, которые ставили народные кукольные зрелища под названием «Вертеп» в сопровождении тройственных музык. В этих спектаклях главная роль отводилась казаки-запорожцы, хорошо играл на бандуре, пел и танцевал. В монологах, песнях и танцах самодеятельные артисты выражали богачи и надежды, близкие украинскому народу. Все это способствовало популяризации вертепной драмы в художественном быту украинского народа.

В духовной жизни казацкого государства важное место занимала религия. Казаки были верующими людьми, придерживались христианской православной веры. "Демократические основы строя Запорожской Сечи определяли и характер ее церкви. Все важнейшие вопросы церковной жизни, строительства храмов решались на общевойсковой Раде с участием всех запорожцев. От религиозных общин также избирали и священников. Киштребовал от священников произносить проповеди на украинском языке, богослужения в церквях было ежедневно.

Активное развитие церквей в Запорожской Сечи связано с последней, так называемой Новой Сечью (1734- 1775 ГГ.). Закате Запорожской Сечи в рамках «Вольностей Войска Запорожского» в 53 поселениях и урочищах насчитывалось 44 церкви и 13 часовен.

Об уважительном отношении запорожцев к православной вере свидетельствует внутреннее убранство храмов. Во всей Российской империи в то время не было богатого храма, чем последняя сечевая церковь. Царские врата были вылиты из чистого серебра, иконы, написанные лучшими византийскими и украинскими художникам, горели золотом. Своей роскошью поражали и другие церковные атрибуты: большие серебряные напрестольный подсвечники, серебряные позолоченные кресты с резьбой, серебряные лампады, 50 серебряных позолоченных корон, изделия из янтаря, священническое одеяние из парчи, старинные рукописные книигы т.

Главным христианским праздником в Запорожье был праздник Покрова, которое отмечалось 14 октября по новому стилю. На всех восьми Сечах на протяжении двух с половиной веков главной была церковь Покрова. Под покровом Богоматери запорожцы не боялись ни вражеского огня, ни грозной стихии. Значительную роль играли также церковь Николая - захисникаьта покровителя всех тех, кто плавает, путешествует, путешествует, а также церкви, посвященные главе небесного воинства Архистратига Михаила. Важнейшим праздником христианского православного календаря считалось праздник Андрея Первсзванного – первого распространителя в приднепровских краям христианской веры.

Таким образом, культура казацкого государства была многогранной и самобытной, с течением времени она вошла как составная часть в духовную жизнь современной украинской нации.

 

 

Образование запорожской сечи

Истории известно, что один из самых выдающихся деятелей казачества гетман Петр Конашевич Сагайдачный много внимания уделал развитию образования в Украине. Сам он также славился как человек весьма образованный. Было известно, чтоСагайдачный закончил Острожскую школу на Волыни. В 1601 году молодой Сагайдачный прибыл на Запорожье. Вскоре казаки избрали его гетманом. Вместе со всем Войском Запорожским он записался в Киевское братство, принимал участие в создании его школы, поддерживал братство материально. Значительная денежная сумма была определена им и на Львовскую братскую школу. Поддержка казачества укрепила позиции Киевского братства и способствовала усилению его культурно-просветительской деятельности. Школа при Киевском братстве, созданная при активном участии Сагайдачного и превращена после слияния с Лаврской школой в Киево-Могилянской академии, играла значительную роль в развитии образования Запорожской Сечи. Образование Запорожской Сечи достигла наивысшего уровня развития в XVIII в. По данным 1763 и 1779 видно, что из сотни казаков в одном шалаше грамотных было 53 человека, в другом из сотни грамотных было 60 человек [8, с. 35]. Иван Сирко был грамотный и умел писать. В 1763 г.. Курении атаманы и некоторые казаки дали в Кош расписку строго соблюдать все обычаи внутреннего благоустройства в своем войске и в знак этого сделали подписи, кто умел писать, то письмом, а кто не умел, то крестами. Тогда на 13 неграмотных в одном шалаше оказалось 15 грамотных [7, с. 633]. В 1779 г.. Уже после падения Сечи, когда запорожцы присягали на верность российскому правительству, с 69 человек, которые присягали, 37 оказалось грамотными, то есть 53,6%. Об этом свидетельствует сообщение князя Потемкина Азовском губернатору генерал-поручику Черткову от 7 августа 1779

Довольно высокий уровень образования в Запорожье объясняется тем, что там были школы, в которых казачество обучалось грамоте. Школы в Запорожской Сечи были трех видов: церковно-приходские, монастырские и сечевая, самая высокая школа Церковно-приходские школы существовали почти при всех приходских церквях запорожского простонародья. Эти школы находились в паланках в слободах, зимовках и хуторах [1, с. 342]. У запорожцев был такой обычай, что когда они имели где в селе строить церковь, то без госпиталя и без школы не строили ее. Церковь с колокольней, по одну сторону ее – госпиталь, а во втором – школа составляли необходимый признак всякого православного прихода в запорожском крае [7, с. 632]. 'Гак, в «Ведомостях в числе козаков в слободах» от 1770 упоминается школа в слободе Прилуки [2, с. 345]. Монастырские школы существовали при Самарском Пустынно-Николаевском и Нехворошанському монастырях, которые находились соответственно на территории Самарской и ОрельскойПаланок. Школа при Самарском Пустынно - Николаевском монастыре возникла вместе с его первой церковью, примерно в 1576 году. Тогда на большом острове между рекой Самарой и ее рукавом Самарчик запорожцы построили первую в своих «вольностях» деревянную церковь с госпиталем, колокольней и школой. Запорожцы выписали для церкви иеромонахов из киевского монастыря и обеспечили ее религиозными книгами. В 1602 г.. Эту церковь превратили в самарский Пустынно-Николаевский монастырь [7, с. 357]. В 1659 г.. Запорожцы взялись за восстановление разрушенной татарами церкви в Самарском монастыре: вскоре на месте небольшой церкви, которая сгорела, возникла большая и лучше, по-прежнему с госпиталем, колокольней и школой [7, с. 359]. Школа при Самарском Пустынно-Николаевском монастыре - первый зародыш образования в Запорожье. Больше данных сохранилось о сечевую школу. Современник, военный инженер Искусный, который находился в Запорожской Сечи с 1736 по 1740 писал: «певчие у них все обучаютея в учрежденной их школе, которых казаки Запорожские, по родству и по вторым случаям берут из Малороссии, а приведший в мочу, некоторые богатые, в оную школу отдают вместо детей своих, оные и самовольно из Киева и из Польши приходят »[4, с. 46]. Школьников, по свидетельству одних авторов, находилось в Сечи более ЗО человек [4, с. 21; 5, с. 78_79]. По свидетельству других - до 80, из которых ЗО взрослых и 50 подростков [6, с. 145; 9, есть. 7]. Как видно, школьниками были как взрослые казаки, так и подростки. Сечевые школьники выбирали из собственной среды двух атаманов: одного - для школьников младшего, другой - для школьников старшего возраста. Эти атаманы хранили у себя школьные деньги и могли быть сброшены самими же школьниками. В функции атаманов входило также обеспечение школьников продуктами и другими жизненными потребностями [3, с. 21]. Казна сечевой школы пополнялась пожертвованиями прихожан, а также от колядования под окнами мочевого общества и поздравления его на праздники Рождества Христова, Нового Года и Христова Воскресения. Школьники еще звонили в колокола и читали псалтырь по умершим и убитых, продавали ладан в церкви, за что также получали плату как продуктами, так и деньгами | 6, с. 145]. Скальковский указывает еще и на другие статьи дохода сечевых школьников. Он пишет, что «кроме обыкновенных пожертвований, войско при разделе жалованья, провиант, доходов с питейных домов, лавок, рыбных и звериных ловель, даже воинской добычи, одну часть, обычаем узаконенную, отдавал на церковь, а другую на школу» [6, с. 139]. Школьники получали еще определенную долю от боевых припасов - свинца и пороха, которые ежегодно присылали из Петербурга в Сечь на все запорожское низовое войско [6, с. 146]. Некоторые школьники частично были на содержании тех казаков, которые их (школьников) привезли в Сечь. Казачество во все времена заботились о школьниках. Дидаскал обязан был докладывать об успеваемости учеников и состояние их здоровья самом кошевому атаману, а тот, в свою очередь, зав жди советовал, как поступить в том или ином случае. Дидаскалсечевой школы иеромонах Леонид так и пишет пограничном врачу ломаный: «... на совет господина кошевого, выехал я был со своими школьниками в луга на свежую воду и был в прошлом ноябре последних чисел» [7, ​​с. 491- 492]. Сечевые школьники учились молитв, пению, чтению и письму. Учителями как сечевой, так и монастырских школ были монахи, присылались из Киева, все с «высшим образованием и все хорошей жизни и высокого ума» [3, с. 21]. По окончании сечевой школы часть ее выпускников иногда оставалась при школе, продолжая жить артельным надо. Они учили новичков грамоты, участвовали в церковных службах. Другая часть выпускников работала канцеляристами в Запорожском войске | 1, с. 342]. Остальные расходилась по приходам Запорожского края как церковные чтецы, хоровика и священники. Нет данных о количестве школ в Запорожской Сечи. Льет исходя из того, что почти при каждой церкви в запорожских «вольностях» была школа, можно установить примерное количество школ Академик Д.И. Яворницкий указывает, что в Запорожье было 44 церкви [7, с. 357, 368]. В своей «Истории запорожских козаков» он подробно описывает каждую церковь. Из этого можно сделать вывод, что в Запорожской Сечи было 44 школы. Конечно, такое количество школ может зда- ся преувеличенной, но если принять во внимание, что в XVIII в. на территории Запорожской Сечи проживало примерно 300 000 населения, а число учащихся в школах была небольшая, то такое число школ вполне реально.

 

Литература и фольклор периода запорожской сечи

Эпоха древней украинской литературы сказалась повышенным интересом к истории, определенной даже ее романтизацией. И это не удивительно, поскольку эпоха казачества была едва ли не самым ярким периодом украинской истории, время подъема национального духа, исторического расцвета, время мужественных и прекрасных людей.

Запорожская Сечь – феноменальное образования. Это был очаг свободных и мужественных людей, которые сами определяли течение своей жизни и цель - служение своему народу. Казаки были хорошо подготовленным войском, но их несокрушимость в боях и в мирной жизни основывалась не только на военной подготовке, но и на беспрекословном дисциплине, которую они сами устанавливали и сами же ее придерживались, на искренней дружбе, которую принято называть побратимством ибо друзья действительно становились братьями, были готовы отдать друг за друга жизнь.

Примечательно, что Сечь имела большое значение не только для развития военного дела, но и для развития образования и культуры, для утверждения самобытности нашего народа. На Сечи создавались даже летописи, которые фиксировали основные исторические события. Эти летописи писали образованные казаки, поэтому мы можем доверять им, поскольку их писали люди, которые действительно знали то, о чем писали.

Со второй половины XVII в. начался период подъема литературного творчества, ее идейной и эстетической переориентации. Характерные черты литературы нового времени следующие: 1) сохранилась связь литературы с религиозным мировоззрением; 2) искусство слова, в частности литература, постепенно становилось самостоятельной областью творчества; 3) все явственнее проявлялись светские и эстетические функции литературы, вырабатывались новые формы и способы художественно-словесного изображения 4) главное внимание писателей сосредоточено на человеке, а также его связь с Богом, утверждались новые жанры художественной литературы, развивались под влиянием социально-экономических и культурно-образовательных условий.

Вторая половина XVII в. - Это период расцвета в украинской литературе стиля барокко, который был одним из главных стилевых направлений в искусстве Европы в конце XVI - середине XVIII в. Вместо простой гармоничности ренессанса в литературной традиции барокко царила усложненность. Антропоцентричность отошла на задний план, и культура частично вернулась к теоцентризму. Динамика и подвижность литературного барокко оказалась в стремлении авторов к напряжению, авантюры, антитез, художественной игры, попытке взволновать, беспокоить читателя. Отсюда - пристрастие к гипербол, парадоксов, гротеска. Произведения переобмежени художественными украшениями, оригинальными чудернацтвамы.

 

Феномен украинского литературного барокко связан с именами К.Транквилиона-Ставровецкого, И.Гизель, Л.Барановича, И.Галя-товский, П.Мамкы, Сковороды и других выдающихся писателей и философов.

Очень представительной и богатой была барочная стихотворная поэзия. Специфика декоративного стихосложения заключалась в механическом передвижении из строки в строку, с места на место изысканных, торжественно весомых слов. Образец такого стиля – стихотворный фрагмент И.Величковського:

Яко ниву обильно плоды украшают, Такодъву красно рода ублажать.

Ниву обильно плоды украшают мягко, Дъву красно рода ублажают тако.

Обильно плоды украшают яко ниву Красно рода ублажают такодъву.

Барочные стихотворные канты часто совмещали уважительное и величественное с земным и шутливым:

... Потому что нам Мария, Дева Пречистая, в убогой шопе родила Христа, которому хоть в беде играет Григорий на дуде: гу, гу, гу, гу, гу, гу!

Интересные стихотворения- "рака", строки которых можно читать в обе стороны: Богородица говорит своей матери Анне:

Анна спрашивает мы, я мать девушка, Анна дар и мни синь мира данная. Анна мы иметь ии мы манная.

Отдельные произведения описывали исторические события: битвы под Хотином, Берестечком, Веной. Среди авторов эпической поэзии религиозного содержания известный И.Максимович, автор большого (на 23 тис.рядкив) поэмы "Богородице Дево" (1707 p.), С.Мокриевич, известный как поэт-переводчик библейских текстов. "Дидактический" (обучающий) эпос представлен поэмами Климовского "В правосудию, правде и бодрости" и "О смирение высочайших".

Распространен и популярность приобрела сатирическая стихотворная литература. Широкое признание получил рукописный сборник поэзии Климентия Зиновьева, куда вошло 370 стихотворений. Поэт выступал против жадности обогащения, эксплуатирования бедных людей, прославлял честный труд земледельца и ремесленника. Отметим, что в стихах К.Зиновьева много заимствований из тогдашней разговорного украинского языка.

Сатирически-юмористические стихи Ивана Некрашевича "Ярмарка" и "Исповедь" воспроизводили колоритные бытовые сцены, критиковали отдельные явления и общественные неточности.

Широкой ветвью барочной литературы стали произведения с религиозной окраской, церковные проповеди и тому подобное. Теоретиком проповеднической мастерства был Й.Галятовський, автор "Науки или способа сложенные котле". Большие сборники проповедей "Огородок Марии Богородицы" (1676) и "Венец Христов" (1688 p.) Издал А.Радивиловський. Прославленными проповедниками были епископы Л. Баранович, автор сборников "Меч духовный" (1666) и "Трубы словес проповидних", святой Д. Туптало, С. Яворский, Ф. Прокопович и др.

Главной задачей ораторско-проповеднической прозы было разъяснение христианской Догматики и морали. Проповеди высоко оценивали благотворительные деяния людей –  верность идеям православия, стремление к миру, согласию и спокойствия. Одновременно они разоблачали человеческие пороки: зависть, коварство, предательство, лицемерие, неблагодарность, жажду, моральную разврат.

Барокко литературную традицию представляют также дискуссионно-полемические произведения –  трактаты, диалоги, диспуты, памфлеты. Среди их создателей были церковные деятели, писатели, ученые, в частности Л. Баранович, Ф.Сафонович. В процессе дискуссии полемисты касались не только богословских, но и философских, социально-политических проблем. Заметный след оставили такие произведения полемической литературы, как "Беседа" И.Галятовського, а также "Новая мера старой веры" Л.Барановича.

С середины XVII в. в литературе начал культивироваться жанр эзоповской басни. ее изучали в школах, распространяли в рукописных сборниках. Историко-литературное значение басен заключалось в том, что они принесли в Украину лучшие эзоповым сюжеты, способствовали формированию жанра, который выполнил историческую роль в процессе становления новой украинской литературы.

Важное место в литературном творчестве XVII в. занимают историко-мемуарные произведения. Кроме упоминавшегося уже «Синопсис» (1 764 p.), Авторство которого приписывается И.Пзелю, следует также упомянуть «Густинский летопись» – труд неизвестного автора, переписанная монахом Густынского монастыря близ Прилук М.Лосицьким. События в нем описываются с древнейших времен в истории Украины до конца XVI в.

Расцвет жанра историко-мемуарной прозы приходится на вторую половину XVII первой половины XVIII в. Среди исторических произведений XVIII в. особо выделяются три фундаментальных казацкие летописи –«Летопись Самовидця», Г.Грабянкы и С.Величка.

Ценным памятником Украинской историографии второй половины XVII в. считаются «Летопись Самовидця», который охватывает исторические события с 1648 гг. до 1702 В исторической литературе высказано мнение о том, что автором летописи был казацкий старшина Роман Ракушка-Ромаповський. Главное событие летописи – освободительная война украинского народа против шляхетской Польши 1648- 1654 pp. Выдающимся историческим произведением был летопись гадячского полковника и судьи Григория Грабянки (р.н.невидомий - 1 738 p.), Охватывающий исторические события периода от Б.Хмельницкого до избрания гетманом Г.Скоропадського (1648-1702 pp.).

Летописи Величка (1670-1728 pp.) «Сказано о войне козацкой с поляками через Богдана Хмельницкого» – монументальное произведение в украинской историографии и по объему, и по содержанию. Летописец использовал огромное количество документального материала.

Величко был выходцем из казацкого рода, образование получил в Киевской академии, часто называл себя «истинным сыном своей Родины». Работая канцеляристом Войска Запорожского, Величко имел широкий доступ к важным документам, был хорошо знаком с летописями Самовидця и Грабянки, а также с работами иностранных историков. Это дало ему возможность создать фундаментальное произведение, которому нет равных в тогдашней украинской культуре. Величко потерял за этой работой зрение, но дело жизни сумел довести до конца.

Летопись состоит из двух томов и охватывает события с 1648 до 1700. На основе исторических Источников летописец разделяет земли Украины в Малороссию и Галицию, а историю Украины рассматривает во взаимосвязи с историей соседних народов Польши, Турции, России, Румынии и Венгрии. Центральная фигура летописи - Богдан Хмельницкий, к которому автор относится с большой симпатией. Он приравнивает его к Александру Великого. Величко с любовью описывает казаки, а освободительную войну под руководством Б.Хмельницкого называет справедливой и святой. В то же время летописец осуждает междоусобную борьбу после смерти Б.Хмельницкого, которая привела к ужасному разрушения Украины. Казацкие летописи оказали большое влияние на последующие поколения. Они высоко оценены в научной литературе XIX -XX вв. И.Франко писал, что с литературной точки зрения это было явление очень ценно, способно возбудить пыл украинского народа. Только в XIX в. историки оценили его значение для украинского национального возрождения.

Казацкими летописями интересовался и использовал Т.Шевченко. Работая в киевской Временной комиссии для разбора древних актов (1845-1847 pp.), Шевченко дважды приезжал в Москву к О.Бодянского, который был большим знатоком старинных украинских памятников и имел большое их собрание. «Спасибо тебе, -  писал поэт О.Бодянского, – еще раз за летописи, я их уже наизусть читаю. Оживает моя милая душа, читая их. Спасибо тебе!».

Образ Кобзаря навеян бессмертным произведением С.Величка. Как первоисточник его использовали немало украинских писателей, историков, начиная от П. Кулиша, Костомарова и заканчивая М.Грушевским и другими историками нового времени. Это ценнейший памятник и в честь выдающегося светоча украинской культуры второй половины XVIII в.

 

Значительную часть корпуса украинского фольклора составляют многочисленные сказки, легенды, предания о песиголовцив, вурдалаков, оборотней, казаков-характерников и тому подобное. Все они являются не чем иным, как остатками выразительного индоевропейского культа воина-зверя и связанных с ним представлений и мифов. Именно воины-звери сыграли важную роль в формировании милитарно сакрального индоевропейского культурного комплекса. С воинов-зверей в древние времена складывались тайные военные мужские объединение первобытных племен. Эти военные союза сформировали собственный ритуальный комплекс и своеобразные верования, в которых главное место отводилось зверю-хищнику.

Образ казака-колдуном сформировался под влиянием остатков древнего общеиндоевропейского культа воина-зверя (воина-волка). Учитывая сходство сказок, легенд и преданий о волках, оборотней в разных балто-славянских народов от Балтийского до Черного морей и их древнее местное корни, можно считать, что украинское казачество не заимствовало их от соседей, а приняло в наследство от культуры Киевской Руси. Об этом свидетельствует непрерывность развития образа воина-зверя в украинской мифологии от языческих времен, через культуру Киевской Руси, до позднего средневековья. Определенная связь прослеживается между образами древнерусского князя-волхва XI в. Всеслав Полоцкого и казацкого атамана-колдуном Ивана Сирко. Прочность и преемственность связей казацкой мифологии с духовной традиции княжеских дружин Х-ХII вв., Которые были разновидностью раннесредневековых старший европейских рыцарей, указывает на глубокий генетическую связь украинского казачества с военной рыцарской европейской культурой.

В многогранном и содержательном художественной жизни Запорожской Сечи главное место принадлежало музыке, пению и танцам. Высокого уровня достигла военная музыка. Большое значение имели духу и ударные инструменты трубы, трубы, литавры, барабаны, бубны. Духовая музыка сопровождала походы Войска Запорожского, а также различные торжества. Трубы и трубы вместе с "ударными инструментами использовали как сигналы в походах, боях, а также при встречах послов, гостей.

Отряды запорожских казаков, отправлялись в поход, должны были обязательно иметь трубачей или трубачей. Тулумбасы в Войске Запорожском использовали преимущественно для связи. Они были разнообразными по размерам (в некоторые из них били сразу восемь человек). Большие литавры называю набатами и держали их в самой Сечи.

В духовной культуре казацкого государства высокого развития достигло хоровое искусство. В течение многовекового периода национально-освободительной борьбы украинский народ рядом с песнями создавал думу - героическую, драматизирующую и одновременно проникнутую большим лиризмом поэзию. Они имели своеобразную художественную форму и исполнялись под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры.

Думы и песни приобрели активного характера благодаря «Кобзаря», которые часто не только выполняли, но и творили музыку. Кобзарство – это своеобразное явление украинской народной культуры, выдающееся художественное достижение запорожского казачества. Кобзарям принадлежит славное место в истории духовной культуры украинского народа. Гоголь называл их охранниками боевой славы нашей Родины, поэтами и летописцами.

Особой популярностью в казацкой среде пользовались танцы. Любимым из них был гопак. Его исполняли только мужчины. Основу танца составляла импровизация, во время которой танцоры демонстрировали, кто на что способен. В технике танца простая присядки связана с образом лихого всадника, который, подпрыгивая в седле, стремительно несется на врага. Аналогичные по характеру исполнения танцевальные движения "повзунець", "ястреб", "присядку" с растяжкой внизу. Танцы исполнялись в сопровождении бандуры и инструментальных ансамблей.

 

В Сечевой музыкальной школе, где учили «вокальных муз» и «церковного пения», были созданы специальные группы исполнителей –  лицедеев, которые ставили народные кукольные зрелища под названием «Вертеп» в сопровождении тройственных музык. В этих спектаклях главная роль принадлежала казаку-запорожцу, хорошо играл на бандуре, пел и танцевал. В монологах, песнях и танцах самодеятельные артисты выражали мысли и чаяния, близкие украинскому народу.

Все это способствовало популяризации вертепной драмы в художественном быту украинского народа.

Казачество было носителем нового художественного предпочтения. Известно немало художественных памятников, созданных по заказу казацкой старшины. Однако казачество, будучи большой военной и общественно-политической силой, создало собственное творческое среду. Красоту казацкого искусства свидетельствуют многочисленные оригинальные казацкие соборы. Казацкий собор – пятиглавый крестообразный храм – типичное явление в традиционном народном строительстве. Он не имел четко выраженного фасада (одинаковый со всех четырех сторон). В этом заключается демократизм и барочность сооружения, где прослеживается ощущение неделимого единства конечного и бесконечного, сложности окружающей среды. Храм будто не имеет стен – они расчленены в пространстве, заполненные декором архитектуры, формы выражают четкие очертания. Казацкий собор – фактически иррациональный образ мира, воплощенного в камне. Образцы таких архитектурных памятников – церкви в Нежине, Выдубицком монастыре в Киеве, Сумах, Глухове, Козельце, Изюме и многих других городах казацкой Украины.

Во второй половине XVII в. возникли своеобразные профессиональные цеха музыкантов. В 1652 г.. Б. Хмельницкий издал универсал о создании цеха музыкантов на Левобережье. Аналогичные универсалы выдавали и казацкие полковники. В течение XVII в. музыкальные цеха возникли в Стародубе, Нежине, Чернигове, Харькове и других городах. Объединенные в цеха музыканты обслуживали различные торжественные церемонии, военные походы, барские развлечения, их репертуар состоял из военных маршей, народной танцевальной и инструментальной музыки.

Мелодии кантов –многоголосных песенных произведений – служили источником для развития культовой музыки. Особенно ощутимым был их влияние на хоровой жанр –партесный концерт.

Значимость обряда избрания старшины в жизни запорожской сообщества подчеркивается и в большом количестве фольклорных версий как один из основных элементов истории сообщества: «Надо тогда старшину выбрать; выбрали и старшину: решили кошевого, писаря, приказчика ...» [4, 328], в другой легенде, записанной на Воронежской, между ребятами-пастушками, из которых и пошли запорожцы, не было порядка, «Вот тогда то, девушек парень и говорит: Давайте выберем атамана, который нами руководить» [4, 190]. «... Войско выберет колдуном, и орудует он им» [1, 9].

Сам процесс посвящения в фольклорной памяти непосредственного «реалистичного» воспроизведение не нашел, но сохранилась «память» о его архаическую семантику в легендах о бессмертии (смерть / возрождение), распространенных на Нижнем Приднепровье. Этот мотив в регионе традиционно связан с именами тех исторических лиц, неоднократно проходили посвящения.

 

Архитектура, декоративное и прикладное искусство

Социально-экономическое развитие Украины второй половины XVII-XVIII вв., Культурные связи восточнославянских народов, влияние европейского искусства обусловили богатство и разнообразие архитектуры Украины. Она развивалась на прочном грунте многовековой отечественной культуры и вобрала в себя лучшие достижения европейского искусства, в котором утвердился новый стилевое направление барокко.

Стиль европейского барокко с характерными для него пафосом борьбы и победы, пластической экспрессией и богатством вариаций живописных композиций лучше отвечал подъему национального самосознания украинского народа, триумфу, достигнутом в освободительной войне 1648-1654 гг. И создании собственного государства - Гетманщины.

В развитии Украинской барочного стиля можно достаточно определенно выделить три этапа: ранний (вторая половина XVII-начало XVIII в.), Зрелый (1720-1750 гг.) И завершающий (вторая половина XVIII в.). Украинское барокко вобрало в себя весь богатый опыт европейского искусства, прихотливо объединив его с собственными эстетическими принципами. Внутреннее напряжение и движение, динамику, контрастность оно органично сочетало с народным восхищением в взористости, сохранив при этом ясную логику, отраженную в четкой тектонической структуре сооружения.

Приметой раннего этапа украинского барокко была сложная композиция объемов архитектурных сооружений. Главные входы в храмы-порталы украшали профилировка, выполненной из кирпича, а в районах, богатых камень, их высекали из известняка. В деревянной архитектуре высоко ценили изысканные формы кронштейнов, опасань, аркады, резьбы на косяках и тому подобное.

Сложная композиция объектов присуща церкви Рождества Богородицы (1696) в Киево-Печерской лавре, где в тридильноготриверхового храма пристроены небольшие часовни, завершены барочными верхами. В результате получили удивительно живописную семиверхий сооружение с сильно расчлененными массами, игрой вертикальных и горизонтальных членений, контрастом больших объемов и живописного легкого венчания куполами. В стиле барокко построены три-нефныйхрестовобанний Троицкий храм в Чернигове (1695) и тринефний храм Воздвиженского монастыря в Полтаве (в 1709 г.).

Черты украинского барокко своеобразно проявились также в гражданском строительстве. Декор фасадов жилого дома черниговского казацкого полковника Якова Лизогуба (90-е годы) выполнен из кирпича, отинькований и убеленный.

Второй этап развития архитектуры в стиле украинского барокко характеризуется усилением экспрессии, живописности, декоративно? взористости. В то время активно применялись росписи, лепка и цвет. Большие настенные росписи, многоярусные иконостасы появились в интерьерах архитектурных сооружений. Орнаментальный декор, росписи и цвет в зданиях изменили облик сел и городов, отдельных ансамблей, предоставили им стилистического единства, художественной совершенства и национального лица.

Одним из самых характерных произведений этого периода является ворота Заборовского (1746) в ограде Софийского собора в Киеве. В ней архитектор Иоганн Готфрид Шедель удачно соединил богатство декора и триумфальную великолепие с лиризмом и задушевностью образа.

Со второй половины XVIII в. начинается третий завер- Шальной период развития стиля украинского барокко, в котором большое влияние оказало творчество выдающихся мастеров европейской иногда - в Западной Украине немца по происхождению Б. Меретина, в Восточной - итальянца по происхождению В. В. Растрелли и украинском И. Г. Григоровича-Барского. Б. Меретина и В. Растрелли свойственны "рафинированное архитектурная композиция, щедрое использование монументально-декоративной скульптуры - статуй, ваз. Художественные произведения В. Растрелли характеризуются элегантностью архитектурных форм, сдержанностью декора.

Со второй половины XVII в. в Украине распространяется монументальное строительство, которое находит свое художественное выражение в архитектуре культовых сооружений. Важную роль здесь сыграло творческое переосмысление богатой строительной наследия древнерусских времен. В Киеве, Чернигове и других городах возобновлялись старинные храмы, в общем сохраняли первоначальную пространственную структуру, однако внешне им надавалы барочного вида - с привередливыми декоративными-фронтонами, обрамления окон и дверей, живописными многоярусными грушевидными куполами, ступенчатыми крышами. К таким архитектурных сооружений относятся София Киевская, Успенский собор Киево-Печерской лавры, Спасский и Борисоглебский соборы в Чернигове.

в украинской живописи получает распространение стиль барокко, появляются новые и переосмысливаются традиционные сюжеты. Композиционное их решения частично опирающееся на образцы западноевропейского искусства, в частности на графические альбомы, посвященные темам Ветхого и Нового Заветов.

Одним из самых ярких представителей барокко в украинской живописи на рубеже XVII-XVIII вв. Иоанн Руткович из Жовквы. Его произведениям присущи богатая и насыщенная палитра и динамичность композиций (Жовковский иконостас (1697-1699 гг.).

Внимание к образу простой, мудрой и мужественной человека заметна в иконописи западноукраинских земель, в частности в творчестве таких художников, как Илья Бродлакович, Яцко из Вишни, Иван Маляр, Стефан Вышинский, Иов Кондзелевич.

Усиление реалистических принципов, психологическое воспроизведения образов в культовых росписях оказали значительное влияние на другие области изобразительного искусства Украины, в частности книжной и станковой графике. К этому времени относится творчество таких талантливых художников, как Александр и Леонтий Тарасовичи, Иван Щирский, ДеонисСинкевич, Никодим Зубрицкий, ЗахарияСамуйлович, Иван Стрельбицкий и другие. Высококачественным полиграфическим и художественным исполнением, изысканным графическим оформлением обозначены книги типографии Киево-Печерской лавры.

Заметного развития достигла станковая графика, тематические произведения которой в многочисленных отпечатках распространялись в Украине, России, Польше и Литве. Рос художественный уровень печатной народной картины. Обращаясь к историческим, портретных, батальных, бытовых сюжетов, художники-граверы расширяли тематику и открывали путь к активному воздействию на другие области искусства.

Во второй половине XVII в. высокого развития достигло декоративное и прикладное искусство, в частности резьба по дереву, которым украшали косяки, двери, столбы, балки в общественных зданиях и жилищах состоятельных людей. Резьбой геометрического или растительного орнамента украшали мебель, ткацкие станки, телеги, ярма и тому подобное.

Выдающимися ячейками изготовления разнообразного яосуду были Киев, Чернигов, Переяслав, Миргород, Харьков, Каменец, Острог, Львов, Коломыя, Ужгород и много других городов и сел. Керамика разных местностей Украины сохраняла определенные различия по форме, стилю, орнаментального и колористического оформления. Это объясняется разнообразием технологических и художественных традиций.

Высокий художественный уровень присущ изделиям литейного искусства. Известный киевский мастер Афанасий Петрович отлил 100-пудовый колокол для Выдубицкого монастыря (1690р.), 150-пудовый колокол из трофейных турецких пушек для Полтавы, а так же 800-пудовый звон для Софии Киевской.

В сложный период подъема и падения украинской государственности, упорной борьбы народа за свободу в украинской культуре второй половины XVII-конца XVIII в. нашли отражение лучшие черты национального характера, стремление к свободе и социальной справедливости ,. развития в человеке добрых начал. Гуманистическая направленность духовной культуры украинского народа данного периода свидетельствует о стремлении художников к формированию и распространение общечеловеческих культурных ценностей как идеала взаимоотношений между людьми. Это особенно ярко проявилось в период украинского национально-культурного возрождения конца XVIII - начала XX в.

 

 

Заключение

Казацкая культура - уникальное и неповторимое явление. ее феномен имеет барочное окраску. "Причудливый" стиль был рожден непростыми, бурными социально-историческими обстоятельствами. Освободительная война середины XVII в., Постоянные военные походы, пребывание на грани жизни и смерти породили в казацкой среде типично барочный мировоззрение. Его особенностью было восприятие мира, человеческой жизни как мимолетного и скоро-преходящего явления своеобразной игры, полной иллюзий, химер и выдумок. Отсюда – попытка прожить красочное и яркое жизни, стремление к веселью и радости. Этот стиль был призван взбудоражить человеческие чувства, пробудить воображение, вызвать контрастные эмоции. В нем всегда рядом добро и зло, любовь и ненависть, Бог и дьявол, жизнь и смерть, радость и грусть.

В «причудливой» барочной казацкой традиции всегда было место для подвига, поступка, цене, возможно, самого дорогого, должен был принести добро общине, пользу для общего дела. Казацкой культуре близок тип активного человека, героя, рыцаря. Республиканский строй, демократические принципы общежития казацкого сообщества дают исследователям основания трактовать казаков как рыцарей-воинов, своеобразное военно-монашеское братство.

Запорожцы были профессиональными воинами и одним из главных задач считали оборону церкви и веры. Отсюда - усвоение монашеских обычаев, традиций. Культ побратимства, дружбы в сознании казака был неразрывно связан с христианской идеей самопожертвования ради ближнего.

 

 

Список литературы

1. Кордон М. Українська та зарубіжна культура: Навчальнийпосібник/ МиколаКордон,. - К.: Центр навчальноїлітератури, 2005. - 579 с.

2. Мєднікова Г. Українська та зарубіжна культура ХХ століття: Навч. посіб./ Галина Мєднікова,. - К.: Знання, 2002. - 214 с.

3. Олійник Т.С. Українська та зарубіжна культура: Навч.-метод. посібник для студ. з англ. мовоювик-ладання/ Т.С. Олійник, Н.В. Джугла; М-во освіти і науки України, Тернопіль. держ. пед. ун-т ім.В.Гнатюка, М-во охорониздоров'яУкраїни, Тернопіль. держ. мед. академіяім. І.Я.Горбачесвського. - Тернопіль: Укрмедкнига, 2002. - 100 с.

4. Українська та зарубіжна культура: Навчальнийпосібник/ Донецькийдерж. ме-дичний ун-т; Донецькийдерж. технічн. ун-т ;Донецькадержавнаакадеміяуправління; Ред. К.В.Заблоцька. - Донецьк: Східнийвидавничийдім, 2001. - 368 с.

5. Українська та зарубіжна культура: Навч. посібник/ ІванЗязюн, Олександр Се-машко та ін.; Ред. М.М. Закович. - 3-є вид.,випр. і доп.. - К.: Знання, 2002. - 557 с.

6. Українська та зарубіжна культура: Підручник/ Л. В. Анучина, Н. Є. Гребенюк, О. А. Лисенко та ін. ; Ред. В. О. Лозовий; Міністерствоосвіти і науки України (Київ), НаціональнаюридичнаакадеміяУкраїниім. Ярослава Мудрого (Київ). - Харків: Одіссей, 2006. - 374 с.

7. Українська та зарубіжна культура: Навчально-методичнийпосібник для самостійноговивченнядисципліни/ Роман Вечірко, Олександр Семашко, ВолодимирОлефіренко,; М-во освіти і науки України, КНЕУ. - Київ, 2003. - 367 с.

8. Шевнюк О. Українська та зарубіжна культура: Навчальнийпосібник/ ОленаШевнюк,. - 2-ге вид.,випр.. - К.: Знання-Прес, 2003. - 277 с.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!