Художественное мастерство Платонова.



Андрей Платонов (1899-1951)

 

Свойственно косноязычие. Юродивый и автор и герои. Это вид святости, крайний путь служения христу. Смех на грани трагедии. При жизни не был издан «Котлован». После десятилетия – почти не заметен. О войне – рассказ «Возвращение»

Платонов – псевдоним. Настоящее имя Климентов. Родился в Воронеже (Ямская слобода). Бедная семья. 19-23 гг. политехнический институт. Любовь и упование на технику. Механизмы как живые. Вся вселенная одухотворена.

1926г – едет в Москву, потом в Тамбов. Был уже сложившимся писателем.

1 этап творчества – воспринял революцию романтически, как начало новой эры, как творчество истины. «Преображение» (1920 г) о началах царства сознания, «Потомки Солнца» (1922 год).

Истина – совершенная организация материи по отношению к человеку.

К середине 20-х годов возникает противоречие. Практика революции не похожа на утопию. «город гробов» (1926 год)

Епифанские шлюзы – истоирческое произведение о временах петра первого – об инженере.

1929 год – «Усомнившийся Макар» - повесть. Прозвали двусмысленную повесть (Сталин). Мягкая критика. «Впрок» (1931) – крестьянская хроника. «Котлован», «Ювенальное море», «Чевенгур» - не опубликованы.

Усомнившийся Макар. Герой странно ощущает себя в новом мире.. Сон – гора, а на ней научный человек, молчал и не видел «частного Макара». Зарево дальней массовой жизни в глазах. Оказался мертвым.

Чумовой – пробившийся в люди односельчанин. Умер среди канцелярских дел.

Противостояние власти и простого человека.

Чевенгур. Прибежище романтических надежд. Страна-утопия. Споры о жанре произведения. Его окказионализм – Чевенгур (Чева – лапоть, гур – рёв, гул). Мужицкое, бедняцкое+петербург – похожее слово, но питер – столица, а Чевенгур – противоположность, реальное простое.

Художественное пространство – условное, сфера борьбы идей. Элементы утопии и антиутопии. Состоит из 3 частей: «Происк мастера», рождение «детство», «Путешествие с открытым сердцем», «Чевенгурский коммунизм",

3 части – композиция. Время природное, человеческое и онтологическое.

Природное – в образе большой семьи, куда взяли Сашу. Человеческое – историческое. Онтологическое – состояние, к которому придет человечество, когда время кончится, т.е. вечность. Нет старения, умирания.

Главный герой –Саша Дванов. Происхождение – неясно, сирота. Отец умирает. Символ рыбы – тема вне сознания. Думал о том, что после смерти. Через год отец бросился с лодки со связанными ногами, чтобы посмотреть «что там» (пожить в смерти и вернуться)

Сашу усыновила многодетная семья – прием отстранения – герои смотрят на мир отстраненно + прием неостранения – пишет спокойно, как о чем-то нормальном. Персонажи не боятся смерти. Дванов хочет приблизиться к отцу. Приблизиться к умершим людям.

Захар палыч – один из близких Платонову персонажей. Маргинал. Происхождение темное.

Неэстетическое идет в одном ряду – погружение читателя в эту аномальную среду. Саша мечтает о революции – конце света. Идеи воскрешения распространены в 20-е годы, через науку. Николай Федоров – его идея.

20-е годы – идеи воскрешены в трудах Вернадского. Овладение пространством космическим. Опирается не только на науку, но и на архаичное сознание. Его друг – Степа Копенкин. Не расстается со своим конем. Его идеал – Роза Люксембург, он должен найти и воскресить. Зашил в шапку фото Розы. Мечтатель-идеалист.

Встречаются разнообразные необычные персонажи. Бог – считал себя богом и все знал, питался почвой, т.к. хлеб из почвы.

Чепурной – вождь чевенгуровскойкомунны. Копенкин не видит коммунизма в Чевенгуре, даже музыку не может слушать.

Аллюзия конца света. Страшный суд над буржуями. Суд вершится комунной регулярно.

В чевенгуре рай нищих, жить в нем нельзя, умереть за него можно.

Умирает похоже на отца. Ушел в воду на коне, чтобы встретиться с отцом. Круговая композиций. Чевенгур – внутри этой композиционной рамки.

Попытка увидеть онтологическое время в Чевенгуре не удается. Там нет души, любви, умирают дети.

Чевенгур – это утраченная иллюзия Платонова.

+

Повесть А. Платонова «Котлован»: идейно-философская концепция и своеобразие ее воплощения

 

Время событий в «Котловане» - «Декабрь 1929 – апрель 1930».Отражены главные исторические события конца 1920-х — начала 1930-х годов: проводимые в СССР в годы первой пятилетки, индустриализация и коллективизация.

Символ - проектирование и строительство «общепролетарского дома». В первой части повести рассказано о бригаде землекопов, роющих котлован под фундамент нового дома, предназначенного для переселения трудящихся целого города из частных домов.

Во второй части «Котлована» действие переносится в деревню, подвергнутую сплошной коллективизации. Здесь аналогом общего является «оргдвор», где собираются лишенные имущества, вступившие в колхоз крестьяне.

Платонов говорит об обреченности проекта переустройства природы и общества, основанного на насилии.

Два сюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества.

Герой Вощев — странник поневоле, он насильно вытолкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию. Он чувствует себя ненужным, становится бездомным нищим. Постоянная рефлексия.

Попадает на строительство – первый круг ада.Главный мотив «Котлована» - стремление участника событий понять смысл происходящего, чтобы осознанно участвовать в строительстве нового мира, — обозначен в самом начале повествования.

Проект дома «выдуман» инженером как промежуточный.

Образ «общепролетарского дома»: в основе библейская легенда о Вавилонской башне. Соотнесение строительства «общепролетарского дома» с безуспешной и наказуемой попыткой человечества построить «город и башню высотою до небес...» свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма».

В «Котловане» мечтают о том, что, поселившись в «общепролетарском доме», люди оставят «снаружи» враждебную природу, освободятся от воздействия ее смертоносных сил.В сюжете строительства общепролетарского дома просвечивает символика «дерева». Его фундамент закладывают с надеждой, что сажают в землю «вечный корень неразрушимого зодчества».

Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Вместо ожидаемого возрождения материи происходит обратное: люди тратят себя на мертвый камень. Че-ловеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Землекопы. Ключевое слово «Котлована» - ликвидация - создает лейтмотив повести. Мотив уничтожения людей и природы ради дома постоянно звучит в произведении. Ощущение гибельных последствий работы на котловане испытывают все землекопы. Каждый мечтает «спастись» — вырваться со стройки, где царит атмосфера безысходности.

«Котлован» — уникальный по честности и мужеству документ эпохи, передавшим картину «сплошной коллективизации». Ее символом становятся гробы, которые заготовлены крестьянами, ожидающими коллективизации со смертным страхом. Мужики воспринимают ее как «колхозное заключение», «плен». Проходит коллективизация под лозунгами «подложного» содержания. Мужики названы «буржуями». Процесс коллективизации пронизан насилием. Погибают рабочие — «двадцатипятитысячники», посланные со стройки в деревню создавать колхоз. Вступает в действие механизм насилия: тот, кто причастен к нему, сам становится его жертвой.

Оргдвор, на котором вповалку спят под открытым небом колхозники, напоминает дощатый барак, где на полу забываются мертвым сном землекопы котлована. В повести создается образ страны, превращенной в лагерь.

Смысл «Котлована»: происходит превращение котлована в могилу не только для его строителей, но и для будущего России, воплощенного в образе девочки Насти. Одна из героинь «Котлована» — удочеренная землекопами девочка-сирота. На ее глазах умерла мать, завещая пятилетнему ребенку забыть, что она — дочь «буржуйки». Осиротевшую Настю бригадир землекопов Чиклин приводит в барак. Настя умирает в бараке землекопов от голода и холода Гибель девочки заставляет героев повести усомниться в главном: «Где же теперь будет коммунизм на свете?..» Смерть Насти заставляет землекопов думать, что «нет никакого коммунизма». Такой вывод определяется религиозным отношением героев Платонова к коммунизму, верой в то, что новое общественное устройство обеспечит людям бессмертие. После смерти Насти возобновляется рытье котлована, заброшенного на время проведения коллективизации.

 

 

35. "Пушки" и "музы" литературы ВОВ.

С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые - «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров.

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева.

Не меньшим было влияние лирики. Поэты – от Д. Бедного до Пастернака – откликнулись на военные события. А. Ахматова написала исполненные высокого достоинства и душевной боли за судьбу Родины стихотворения «Клятва» (1941), «Мужество» (1942), Всенародное призвание получило стихотворение К. Симонова «Жди меня» (1941).

Вот это преимущество - непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне».

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

На сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!