Вторжение готов и гуннов. Византийская эпоха.



Задание 1.Заполни таблицу «Народы Крыма».

В конце III — начале IV века начинается Великое переселение народов. Оно привело к значительным изменениям в судьбах народов. Эти события коснулись и нашего полуострова, народов, населявших его, круто изменив их судьбу.В Таврику вторгаются германские племена готов.

Прародиной готов был Скандинавский полуостров. Готы в III веке вторгаются в Крым. Им удается одержать победу над скифами, а затем и над Боспорским царством. Очевидно, готы осели в юго-западной части и на южном побережье Крыма.

Во второй половине IV в. на полуостров вторглись гунны. В III-II вв. до н. э. племена гуннов стали объединяться на территории Южного Прибайкалья и Монголии.Создав крупные военизированные объединения, гуннам удается в IV в. нанести поражение готам и завоевать степной и предгорный Крым.Гунны были очень жестоки и по уровню своего развития они были значительно ниже народов, которые проживали в то время вТаврике. Основу хозяйства гуннов составляло кочевое скотоводство. Большим подспорьем для них была охота.

В 450 году гунны продолжили свое продвижение в Европу. Их отряды под предводительством Аттилы опустошили Центральную Европу. Но в 453 году, после смерти Аттилы, союз гуннов распадается. Значительная часть этих племен возвращается в Крым. Окончательно гуннами было разгромлено Боспорское царство, погибло и государство поздних скифов. Оставшиеся в живых жители степного и предгорного Крыма спасались в горных районах полуострова.Нанеся огромный урон краю, гунны не смогли укрепиться в Таврике. Их племенные объединения оказались непрочными. Вскоре большая их часть покинула Таврику.

Вопросы и задания:

1. Когда готы вторгаются в Крым? В каких районах Таврики готы расселились?

2. Когда в Таврике появляются гунны?

3. Какие последствия для Таврики имело вторжение готов и гуннов?

Византийская эпоха.В начале VI века гуннскому господству на территории Крыма пришёл конец и власть над Боспором перешла к Византии. Византийцы возвели новые бастионы и на южном берегу Крыма. Проходы в горных перевалах закрывали от варваров каменные оборонительные сооружения в виде высоких, крепких и длинных стен.

В VIII веке народы Таврики увидели новых завоевателей — тюркоязычные племена хазар.Недовольные новым нашествием местные жители уходили в горы, формируя там новые поселения, перераставшие в пещерные города. Хазары же возводили на месте разрушенных и оставленных городов и деревенек свои населённые пункты и укрепления. Крым укреплялся, расстраивался, оживлялся. Население его, благодаря притоку беженцев и кочевников, быстро увеличивалось, благосостояние росло.

Представитель хазарской власти, тархан, обосновался в городе Судаке. Несмотря на то, что у хазар уже существовало государство, они оставались язычниками. Правитель Али-Алитверу обратил часть подданных в христианство. В конце VIII — начале IX века каган Обадия принимает иудейскую веру. За ним последовала и верхушка каганата.

В это же время в поисках убежища, сюда прибывали византийские монахи и греки-иконопочитатели из Малой Азии. Византийские монахи, ставшие в этих местах основоположниками христианства, сооружали на территории Крыма пещерные монастыри и храмы.

В IX веке в Крыму появляются печенеги и русы (славяне). В начале

X века Крым становится ареной сражения армий русов и хазар. В 1016 году хазарская часть Крыма переходит под власть русского Тмутараканского княжества. Значимым городом в этот период становится Корчев.

В 1116 году половцыпокорили Крым, добили остатки печенегов и стали единовластными хозяевами степных областей Крыма. В XI веке основная часть половцев принимает единую религию — ислам.Столицей своей половцы объявили Сугдею. (Судак). Через Сугдею проходили крупные торговые пути из Европы, Азии,Китая и Древнерусского государства, и она стремительно разбогатела. Слава о процветающем городе понеслась по всему миру. В итоге, в 1222 году Сугдея была разграблена войсками Румского султаната. Объединённое русско-половецкое войско не смогло противостоять большому отряду султана, и столицу половцев занял султанский гарнизон. Находился он в городе до 1239 г.

С вторжения в XIII веке монголо-татар значительная часть половцев покидает Крым.

Появление в Таврике все новых и новых племен и народов было связано не только с военными вторжениями, но и с переселением. Так, на полуострове появляются переселенцы с Кавказа — прежде всего армяне.С древнейших времен (II—I вв. до н. э.) в Таврике появляются евреи. В средние века в Таврике образуется небольшая тюрко-язычная народность — крымчаки. Крымчаки в основном проживали компактно (общиной) в различных районах нашего края (Бахчисарай, Белогорск, Феодосия, Старый Крым, Евпатория). На все стороны жизни крымчаков огромное влияние оказывает их религия — иудаизм.В период средневековья в Таврике появляется немногочисленная тюркская народность — караимы. Этот народ расселился, в основном, в предгорной и горной Таврике. Своеобразным центром являлось поселение Чуфут-Кале. Религия караимов — караимизм — своеобразна по обрядам, догмам, календарям.

Занятие населения.Важнейшее значение для жителей Таврики имело выращивание зерновых: пшеницы, проса, ячменя; садоводство. Местное население выращивало волов, коров, лошадей, коз, баранов, свиней.

Из поколения в поколение передавалась одна из важнейших традиций — бережное отношение к воде. Везде, где это было возможно, использовались родники, рылись колодцы, сооружались водоемы. Люди прилагали огромные усилия, чтобы сохранить даже самый маленький источник воды. Его буквально лелеяли — очищали от загрязнений, сооружали ограждения, высаживали деревья и кустарники.

Развивалось кузнечное дело, плотничество, кожевенное ремесло. Эти ремесла носили примитивный, домашний характер. Примитивными были и керамические изделия, изготовленные вручную и плохо обожженные.

Пещерные города и храмы.

В VIII веке в Византии уничтожались иконы и росписи в храмах. Монахи, спасаясь от преследований, переселялись в Крым. Здесь, в горах они основали пещерные храмы и монастыри: Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и др.

Успенский монастырь (близ Бахчисарая) возник предположительно в конце VIII — начале IX века и просуществовал с перерывами около тысячи лет. После вторжения в Крым монголо-татар многие монастыри пришли в упадок, Успенский же монастырь сумел остаться центром христианской церкви в Крыму. Эта роль перешла к нему после захвата Мангупа турками (1475 г.).

В Шульской долинев скальном обрыве видны высеченные пещеры: это монастырь Шулдан(«Отдающий эхо»), возникший, вероятно, в VIII веке.На стенах монастыря еще различимы следы росписи, которую датируют XII-XIII в.

В VI—XII веках в Юго-западном Крыму происходит формирование укрепленных поселений— «пещерных городов». Пещерный город Чуфут-Кале (первоначальное название не сохранилось), построенный в VI веке,аланскими племенами на вершине неприступной скалы. Аланы – племена иранского происхождения, которые проникали в Крым со II века до н.э. Обосновавшись в горном Крыму аланы приняли христианство и занимались земледелием, садоводством, виноградарством и торговлей. Татары в старину называли город Кырк-Ор.В конце XIII века крепость была захвачена татарскими войсками под командованием Ногая.

В конце XIV века, перенеся сюда свою ставку (столицу), крымские ханы. В период борьбы крымских ханов с Золотой ордой за самостоятельность крепость служила Гиреям укрепленной резиденцией. После распада Золотой орды Чуфут-Кале утрачивает свое значение и Менгли-Гирей переселился в Бахчисарай. Покинутую же крепость заселяют караимы, и постепенно за городом закрепляется название Чуфут-Кале — «иудейская крепость».

По свидетельству путешественников, в Чуфут-Кале в середине XIX века было 300 домов и 1600 жителей; однако уже во второй половине столетия большинство их покидает город на скале.

Вопросы.

1. Почему люди в то время выбирали такие неудобные места для городов?

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 748; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!