Московская Эллино-греческая Академия (1685-1700 гг.)

Киево-Могилянская коллегия Петр Могила (1596 - 1647) был знатоком западно-европейской литературы, высоко ценил образование, даваемое в школах заграничных и считал делом первой важности для юго-западной России перенесение на русскую почву западной науки. Впоследствии, когда ему удалось устроить свою Киево-Могилянскую коллегию, он очень гордился тем, что в ней обучение наукам и преподавание идет так же хорошо, как и в коллегиях заграничных. В 1625 г. он был подстрижен и монахи в Киево-Печерской лавре. Общее религиозное движение увлекло Могилу и он примыкает к кругу передовых деятелей того времени, горячо ратовавших за дело православия. Идеалом Могилы был такой русский человек, который сохраняя и свою веру и свой язык, в то же время был человеком oбразованным. Преобразования Петра Могилы касались не только состава курсов и объема преподавания наук, но и самого характера воспитания и oбразования. Могила, следуя примеру академии Краковской, открыл в своей школе полный курс наук словесных, начиная с низин и классов до философии и богословия, завел библиотеку и типографию. Вместе с переименованием Киево-братской школы в коллегию, она была возведена на степень первоклассных училищ. С увеличением числа учебных предметов последовало и иное распределение классов. Так как первою статьей училищ ной конструкции поставлялось обязательным изучение языков - латинского, славянского и греческого, то для этого открыты были четыре низшие класса. В первом из них обучали читать и писать, но непременно на трех языках, а не на одном славянском, как это было в приходских школах; этот класс назывался аналогией и фарой. Во втором классе, называвшемся инфимой, приучали учеников уже грамматическому разбо­ру, ограничиваясь, впрочем, первоначальными понятиями. В классе грамматики прочитывались уже сполна грамматики оз­наченных языков с подробным филологическим разбором. Латинский язык, без сомнения, изучался по руководствам, принятых в польских училищах. Кроме того, здесь преподавали катехизис, арифметику, нотное пение и отчасти музыку. Окончившие учение в низших классах, переходил в средние, которых было два: класс поэтики или поэзии и класс красноречия или риторики. При религиозном направлении всего образования были в большом употреблении произведения духовного содержания, в лирической поэзии к таким произведениям принадлежали переложения церковных песней и молитв (например, Царю небесный, Тебе, Бога, хвалим), так называемые псалмы и канты; в драматической поэзии духовные драмы и мистерии. Риторика преподавалась по латинским руководствам, составленным по сочинениям Аристотеля, Дмитрия Александрийского, Цицерона и Квинтилиана. Классы риторики и поэтики всегда были полны слушателями, ибо тут преподавалось то, что было самым необходимым по тогдашним обстоятельствам времени. Высших классов было два: философский и богословский. Несмотря на то, что в XVII веке Англия уже имела Бэкона и Локка, а Франция – Декарта, Киево-Могилянская коллегия главным руководителем в философских науках признавала только Аристотеля. Первой части философии предшествовала диалектика, трактовавшая о законах рассудка во всех проявлениях его деятельности. Это была как бы теоретическая часть умственной философии. Второй частью философской науки являлась физика, которая была довольно обширна: она излагала общее начало всех вещей, материю, форму, и их видоизменения; говорила о природе и свойстве предметов видимых, жизни их, как самих в себе, так и вне себя, о бесконечном и его качествах, пространстве, времени и физической пустоте. Однако выше всех наук в Киево-Могилянской коллегии считалось богословие, которым заканчивался курс и увенчивалось все стройное и научное здание. Оно читалось с пышною полнотою, отчетливостью и стройностью, и потому курс богословского класса заканчивался только в четыре года.Главнейшим из языков, преподаваемых в коллегии, был язык латинский. В Киевской коллегии приняты были все меры, чтобы усовершенствовать воспитанников в знании латыни. Едва ребенок поступал в школу, ему тотчас давали в руки латинский букварь и отчета в заданном уроке требовали гораздо строже, чем по другим предметам; прийти в коллегию с невыученным уроком и скрыть свое незнание не было никакой возможности: ибо предварительно ученик должен был ответить свой урок так называемому аудитору, избиравшемуся из лучших учеников. Аудитор же сообщал сведения о занятиях учеников преподавателю. Каждую субботу происходило повторение недельного курса и считались отметки в нотатах: оказавшиеся неуспевающими не получали приличное «вознаграждение». Особенно большое значение в педагогическом отношении Киево-Могилянская коллегия придавала диспутам. Жизнь схоластики была в диспуте. Все к нему сводилось. Диспут был единственным упражнением учащихся. Магистры обязаны были, по крайней мере, раз в неделю состязаться между собою в присутствии учеников. Были торжественные диспуты, привлекавшие массы. Споры велись с крайним увлечением, но знавшие удержу. Разделялись на партии, спорили до хрипоты, кричали, говорили грубости, оскорбления, произносили угрозы. Когда страсти разгорались, доходило до рукопашных схваток. Из сказанного видно, что главное усилие Киевской коллегии было направлено к тому, чтобы усилить и укрепить православную русскую веру, а для этого сделать своих учеников ораторами, проповедниками, людьми искусными в развитии известных религиозных положений и находчивыми в диалектической защите. Воспитанники Киевской коллегии занимали видное положение в обществе и литературе. Благодаря строгой дисциплине коллегия вырабатывала людей с громадным самообладанием, с умением подчиняться авторитету власти и в то же время горой стоять друг за друга. Такие люди могли уже защищать не только религиозные, но и научные интересы. Таким образом, начало любви и уважения к науке было положено не в петровское время и не его сотрудниками, которые явились только развивателями и продолжателями, а гораздо раньше, с основанием Киево-Могилянской коллегии. Без Киевских ученых и Петру Первому едва ли бы удалось двинуть русское просвещение.

Московская Эллино-греческая Академия (1685-1700 гг.)

К XVII в. не только возрос интерес к просвещению в Московской Руси, но и возникла необходимость создания высшей школы, организации и устройства Академии.

Первоначально для создания Академии пользовались руководствами и уставами западных университетов и Академий. На учреждение Московской Академии была составлена в 1682 г. Привилегия.

Начало организации Академии положила школа братьев «Лихуды». Школа приступила к занятиям в конце 1685 г. Вначале школа состояла из 6 учеников, потом к ним присоединилось еще два ученика. С помощью князя В.В. Голицина было построено здание Академии в Законоспасском монастыре. Там было открыто в Московской Руси первое высшее заведение Элинно-греческая Академия (впоследствии Славяно-Греко-Латинская академия).

Блюститель и учители Академии должны по требованию Привилегии, целовать крест, что будут крепко и нерушимо содержать православную веру, охранять и защищать ее от вторжения всех других вер и ересей; в случае же нарушения крестной присяги полагалось наказывать их лишением чина и звания, а в случае хулы на православную веру, «без всякого милосердия», сжигать. Лучшим ученикам обещалось, по окончании курса свободных наук достойное мздовоздаяние; они, по словам Привилегии, «будут пожалованы в приличные их разуму чины». Все ученые иностранцы, приезжавшие в Россию для поступления «неже одобрения» изгоняются из государства. Блюститель и учители должны наблюдать также, чтобы никто не держал у себя польских и латинских, лютерских и кальвинских еретических книг, а также волшебных, чародейных, гадательных и всех вообще, возбраненных церковью. Государственная библиотека передавалась блюстителю Академии с учителями на вечные времена.

При чтении Привилегии нельзя не заметить высокого уважения к мудрости «Царских должностей родительниц и всяких благ изобретательниц, через которую в вещах гражданских и духовных познаем доброе и злое». Ради этой мудрости устрояется Академия, в которую вводятся науки гражданские и духовные. Философия, согласно Привилегии Московской Академии, определяется как логика, физика и этика. Логика заключает в себе всю философическую часть человеческого знания (грамматику, риторику с поэтикой и диалектику), физика или «философия естественная» заключается в себе все науки естественные. Этика, или «философия нравная» заключается в себе науки юридические, экономические и общественные, венец которых составляет политика — «царственная мудрость». Таким образом, в понятии о единой философии заключается зародыш факультетского разделения образования, которое, однако, не лишается через то значение общего образования, оно существенно едино, как тройственное проявление единой мудрости.

В курсе Академии были введены языки: славянский, греческий, латинский и польский. Таким образом, согласно привилегии, Академия должна была быть высшим учебным заведением с общеобразовательным курсом, который подготовлял бы молодых людей на все пути общественной деятельности, вообще же Привилегия видела в учреждении Академии дело «богоугодное церкви Божией и нам, великому государю, и всему нашему царствию полезное и душам верным спасение», а потому от водворения образования «мудрости» ожидалось преуспеяние духовное и гражданское. Но главным образом, конечно, Академия должна была способствовать утверждению и распространению православной веры и охранению ее от ересей.

Академическая программа была весьма обширна, повелевалось учить всем свободным наукам, но для выполнения ее были непреодолимые трудности. Не было прежде всего учебников, по которым можно было бы изучать таковые науки, Поэтому по мере того, как приготовляли тот или иной учебник, открывали тот или другой класс.

Первый класс, грамматики, открыли в 1687 г. Затем постепенно открыли другие классы - пиитика, риторика, логика, физика — на греческом и латинском языках. Ученики настолько успевали в науках, что за три года могли свободно говорить по-латыни и по-гречески и делать переводы с обоих языков на славянский.

Как образование учителей для Академии, так и метод их преподавания имели схоластический характер. В этом отношении Московская Академия походила на Киево-Могилянекую коллегию. Главным авторитетом в риторике, логике и физике был Аристотель, обойтись без которого в то время было невозможно.

Учебники для Академии писались учеными греками. Они хотя и преподавали в Академии науки по схоластическому методу, однако первые подали пример живого отношения к науке.

Необходимо отметить, что Московская Академия и Киевская Коллегия являлись школой не профессиональной и не духовной, а общей, чем-то вроде древнерусского университета.

В Привилегии сказано, что Московская Академия — заведение, открытое для всех, без всякого зазора приходящего для овладения науками.


 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 813; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!