Многозначность пословицы как педагогического суждения



Люди чаще всего употребляют пословицы и поговорки по одной, украшая ими текст или комментируя ими факт, или аргументируя народным авторитетом высказанную собственную мысль. Реже употребляются пословицы по две, по смыслу близкие, взаимно дополняющие друг друга. Очень редко встречаются в разговоре три пословицы кряду. В то же время нами зафиксированы случаи употребления пословиц до шести вместе. Такое употребление пословиц происходит в силу необходимости настойчивого повторения одной и той же важной мысли, когда пословицы близки по смыслу или находятся в тематическом единстве, если они - как стихи в прозе. Часто разные пословицы передают одну и ту же мысль. Например: «И лошадь в сторону дома бежит быстрее», «Из дома - в калитку, домой в ворота», «Из дома шагом, домой - бегом», «Из дома - рысью, домой - галопом», «Из дома без ног, домой - на крыльях», «Из дома - вздохи, домой - улыбки», «Покидает со слезами, возвращается - с песней». Данный ряд пословиц посредством движения и физического состояния передает душевные переживания человека, в связи с любовью к родному дому, к родине.

Трудящимся присуще отношение к пословице как к авторитетному указанию, вокруг которого мысленно концентрируются другие пословицы как носители производной идеи, смежной с главной. Но есть и пословицы, отражающие мысль в развитии. Эффект - в логическом единстве: «Не считай радости, считай детей в доме», «Счастье дома - дети дома», «Говорят "радости домашние", понимай "полон дом детей"», «Радость и счастье - дети и дети» и др.

Народ прибегает к комментированию одной пословицы другими в целях усиления убедительной силы первой. Две пословицы «Ложь гони прочь от себя, говори правду» и «Не оттого бывает спокоен сон, что постель мягка, а оттого, что совесть чиста» нередко употребляются вместе. Обе они дополняют друг друга в конкретных аспектах: правдивость и чистая совесть - явления одного порядка.

Любопытно, что убежденность неграмотных крестьян в справедливости пословицы доходит порою до суеверного поклонения силе слова. Они отбирают народные афоризмы в соответствии со своими представлениями об определенных явлениях жизни и ни одно положение пословиц, употребляемых в связи с конкретной ситуацией, не подвергают сомнению.

Педагогические идеи в пословицах представлены в различных формах. Обобщающая информация о детях, воспитании, родителях и т.п. имеет форму советов, предсказаний, правил и др. Отдельные пословицы по характеру близки к педагогическим принципам и живо напоминают фрагменты теории. Коменский, например, в своих научных выводах так трансформирует мысли народа: «Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно, но если выросло, это невозможно сделать... Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку». Коменский много раз возвращался от теории к народной мудрости. В своем сборнике «Мудрость старых чехов» он приводит пословицу: «Второй день всегда мудрее». Аналогичная мысль присутствует в пословицах всех народов. Но если, например, русская пословица - «Утро вечера мудренее» предполагает решение серьезного вопроса не в утомленном состоянии, а после отдыха, то чешский афоризм, приведенный великим педагогом, высоко оценивает накопленный опыт.

Как уже было сказано выше, много пословиц могут выражать совокупно одну общую идею, но и одна пословица может содержать в себе все богатство и многообразие идей, раскрывающихся каждый раз особенным образом, в зависимости от конкретной ситуации. Жизнь пословиц в народе настолько своеобразна и богата, что возможно посвящение целых исследований одной какой-либо пословице. Автором настоящей книги было заведено «досье» на чувашскую пословицу, которая при буквальном переводе имеет следующий смысл: «У единственной овцы нет овчарни (хлева, сарая, укрытия, двора, ограды и т.п.), а у единственного ребенка нет Бога (божества, ангела-хранителя, покровительствующего святого и т.п.)». В этом «досье» накопилось 278 листов. По пословице проводилось анкетирование среди представителей разных национальностей и разных слоев населения. Среди них были неграмотные старики, опытные директора школ, студенты, отцы и матери, молодые колхозницы, рабочие и др. Их комментарии были столь различны, что, казалось бы, не имели никаких точек соприкосновения. Суждения анкетируемых касались многих сторон воспитания и жизни в целом. Ниже приводятся обобщенные высказывания целого ряда лиц.

 

Одна овца - не стадо. Она и овчарни не будет иметь. Люди должны состоять хотя бы в самом маленьком обществе. Своего рода ангелами-хранителями являются братья и сестры, которые смогут помочь в тяжелые минуты. По ассоциации с пословицей возникает мысль: семья непременно должна быть маленьким коллективом, но не настолько маленьким, чтобы в ней детей было меньше, чем взрослых. Один человек не делает истории даже своей жизни. Спаянная группа уже что-то дает, для нее нужно иметь и место, где жить.

Во многих случаях обе части пословицы комментируются как нечто единое, имеющее отношение только к ребенку, т.е. прямой смысл второй части применяется для расшифровки переносного смысла первой.

Один ребенок, не имея собственного коллектива в своей семье, пристает к любому другому, может оказаться и в дурной компании. Многозначность слова «ограда» переносится на характеристику поведения единственного ребенка. Фразеологизм «оказался за оградой» имеет смысл: человек нарушил общепринятые нормы поведения, позволил недозволенные действия. Овца, отставшая от стада, может быть съедена волком. Вот почему подрастающему поколению в целом нужно держаться вместе с братьями, сестрами, односельчанами, народом.

Пословица напоминает другую - о женщине без мужа как о кобыле без узды, т.е. в ней усматривается что-то своевольное, неодобряемое, выходящее за рамки допускаемого, общепринятого, дозволенного.

С пословицей совместно употребляется благопожелание: не будь одинокой (одиноким). Разбирая вторую часть пословицы об отсутствии Бога у единственного ребенка, один из комментаторов отмечает отсутствие управления собой: нет опоры в характере, нет стержня в моральном облике, в целом нет того, что держало бы его в рамках благопристойности. Отсутствие божества трактуется как отсутствие высших авторитетов. Единственный ребенок - один в семье - нет ни старших, нет ни младших, своим исключительным, обособленным положением он не способствует реализации принципа преемственности поколений.

У одной овцы нет овчарни - у нее не возникает необходимости в создании своего постоянного места жительства, живет без заботы о других, одновременно эта часть пословицы выражает слабость и незащищенность одиночки. Вторая часть пословицы имеет в виду то, что воспитать одного ребенка труднее и сложнее, что он может оказаться жертвой слепой родительской любви; это настолько серьезно, проблематично, что и Бог не в состоянии помочь, его действия равны нулю, и потому сказано, что у единственного ребенка нет Бога.

Отдельные комментаторы с единственностью связывают угрозу физическому существованию ребенка. Пословица относится, подчеркивают они, к давнему прошлому и характеризует тяжелую долю крестьян. При огромной детской смертности, когда дети умирали от болезней и голода, единственный ребенок оказывался ненадежной опорой для семьи. Сыновей надолго забирали в армию, многие не возвращались. Одиночка не имеет и сам нигде опоры, его голоса не слышно.

Среди комментаторов есть и такие, которые приводят собственные варианты пословицы. Так, например, в одном случае вместо овцы назван ягненок, в другом случае вместо единственного ребенка назван одинокий ребенок (сирота). Соответственно разные варианты и толкуются по-разному.

Один-единственный, ягненок, как бы его ни охраняли, может быть потерян, съеден хищниками, что бывает очень часто. Так и одно единственное дитя: как бы его ни холили, ни лелеяли, ни воспитывали - едва ли будет сам счастлив и осчастливит родителей. Мало надежды на то, что единственный ребенок выберет правильный путь в жизни. С другой стороны, единственному ребенку нет защиты после смерти родителей: нет людей - так и Бог не поможет.

Очевидно, приводя эту пословицу, говорящий сетует, что у него только один ребенок. Этот же комментатор допускает и второе толкование пословицы, вкладывая в нее, в зависимости от конкретной ситуации, смысл русской пословицы: «У семи нянек дитя без глазу».

Любопытными представляются обстоятельные рассуждения комментатора, в которых проявляет себя этнический индивидуум, представитель своей нации.

У овцы есть хозяин. Нормальный практичный человек не держит одну овцу. А если держит, то проявляет о ней заботу. Следовательно, одна овца без укрытия дважды характеризует хозяина плохо: имеет только одну овцу и не ухаживает за этой одной. Ребенок не должен быть предоставлен самому себе, быть оторванным от друзей, о нем всегда должны проявлять заботу взрослые, родители, а если нет - воспитатель, учитель. Умный педагог и есть бог. Главный смысл пословицы состоит в том, чтобы единственный не оказывался одиноким. Пословица в равной степени относится и к взрослому человеку. Если он поставит себя вне коллектива, то перестает быть активной общественной личностью.

Пословицу многие комментаторы относят к седой старине, связывают с прошлым чувашей-скотоводов. Между первой и второй частями пословицы усматривают не только педагогическую, но и практическую связь: с одним сыном не разведешь овец, нужен пастух, а единственный едва ли сумеет стать надежным пастухом. Позднее при оседлом земледелии малочисленность семьи для бедных крестьян становилась источником бесчисленных бед.

Человек, не имеющий Бога, - в народном толковании человек без веры в добро. Без ограды, без ограничения, безудержный. Слова «нет ограды», «нет бога» соотносятся и со значением «нет толку» - бестолковый.

Пословица афористична, многозначна. Главная мысль в ней: от одного ребенка мало толку, как мало толку от одной овцы, для которой нет смысла строить загон. По всей вероятности, в пословице подчеркивается и трудность воспитания одного ребенка: трудно ставить его в естественные условия воспитания. Чаще всего единственный ребенок не имеет никаких ограничений, оказывается «вне ограды», ему все равно, где быть и каким быть по отношению к себе самому, к окружающим, родителям. В данном случае может иметь место пренебрежение ребенка к окружающим, порожденное его избалованостью.

Комментаторами даются фразеологические оценки семей и родов: род без будущего, семья без завтрашнего дня, дерево без поросли; без корней дерево засохнет; единственная поросль может сломаться; одноногий без клюшек - дерево без ветвей; вместо ограды овце - ограда на кладбище и т.п. В отдельных случаях высказывается мысль о том, что единственный ребенок, став взрослым, может оставить своих детей без защиты, у них не будет близких родственников - ни дядь, ни теток, ни племянников, иные во время анкетирования прямо высказывают, исходя из пословицы как авторитетного мнения народа, пожелание собственным детям и внукам иметь большое потомство: «Вот потому и говорю дочери, что одного ребенка мало...»

Любовь к детям и гордость за них, как стороны педагогических функций родителей, четко распределены между отцом и матерью: «Отец любит дочь, гордится сыном; мать любит сына, гордится дочерью». В пословице особо предусмотрена ответственность отца и матери за воспитание своих детей, дифференцированы их педагогические роли: в данном случае любовь, предполагающая благоприятную моральную атмосферу в семье, душевные взаимоотношения между родителями и детьми, скорее относится к условиям воспитания, а гордость - к его результатам. Единственный ребенок - это только сын или только дочь, а в семье необходимы и сыновья, и дочери. Пусть ни отец, ни мать не будут лишены ни гордости, ни любви, пусть оба они испытают полное удовлетворение в своих моральных чувствах, связанных с воспитанием детей.

Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, взаимные дополнения, разъяснения, комментарии. Эта многозначность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Примером ниже приводим русские пословицы, которые учитель, воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.

 

Родина-чужбина

 

Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.

Где сосна взросла, там она и красна.

И кости по родине плачут (по преданию - в некоторых могилах слышен вой костей).

 

Русь–Родина

 

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Русский человек хлеб-соль водит.

На Руси не все караси - есть и ерши.

 

Молодость-старость

 

Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.

Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет.

Смолоду наживай, а под старость проживай!

 

Дети

 

Дети - благодать божья.

Который палец не укуси - все одно: все больно /дети/.

Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить.

 

Семья-родня

 

На что и клад, коли в семье лад. Совестно жить - время коротать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Русский человек без родни не живет.

 

Здоровье-хворь

 

Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства.

Здоровью цены нет. Здоровья не купишь.

 

Грамота

 

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Написано пером, не вырубить и топором.

Не красна книга письмом, красна умом.

 

Ученье-наука

 

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Чему учился, тому и пригодился. Знай больше, а говори меньше!

 

Ум-глупость

 

И сила уму уступает.

Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

Трудовая копейка до веку живет.

 

Правда-кривда

 

Неправедное богатство прахом пойдет.

Правда светлее солнца. Правда чище ясного солнца.

Всякая неправда грех.

Строгость-кротость

 

Не все должно, что можно.

Смирный в артели - клад.

Будешь сладок - живьем проглотят; будешь горек - проклянут.

 

Добро-милость-зло

 

На свете не без добрых людей.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Доброму добрая память.

 

Признательность

 

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Не стыдись, а нагнись да поклонись.

За добро добром и платят (прибавка: а за худо - худом).

Работа-праздность

 

Без дела жить - только небо коптить.

Что потрудимся, то и поедим.

Горька работа, да хлеб сладок.

 

Взаимность

 

Долг платежом красен.

Не думай, как бы взять, а думай, как бы отдать.

 

Дом-двор-хозяйство

 

Держись друга старого, а дома нового.

На своей улочке и курочка храбра.

Хозяин в дому, что медведь в бору; хозяюшка в дому, что оладышек в меду.

 

Род-племя

 

Какого роду, племени?

От яблоньки яблочко, а от ели шишка.

По матери дочка. Отцовский сын. Батюшкин сынок.

 

Честь-почет

 

Честь чести на слово верит.

Честь честью, а дело делом. Честь по заслугам.

Сегодня в чести, а завтра - свиней пасти.

 

Жених-невеста

 

Жену выбирай не глазами, а ушами (по доброй славе).

У невесты женихов сто один, а достанется один.

Замуж выходи - в оба гляди.

 

Загадки

Загадки у разных народов называются по-разному. Балкарцы, например, загадки именуют элбер, где «эл» означает село, а «бер» - дай. Разгадавший загадку в игре «получает» в награду «село» или «город». Кто наберет больше «сел» и «городов», тот выходит победителем. У чувашей загадка называется «тупмалли юмах», «сутмалли юмах», что означает буквально «сказка, требующая отгадки», «слово, за которым, если его не разгадать, последует продажа». Продажа - это наказание за неуменье разгадать загадку назначением жениха или невесты из среды самых непривлекательных лиц. Почему загадка именуется сказкой? Загадка называется сказкой, потому что многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок. Неотгадавшему загадку предоставляется возможность выкупа, взамен отгадки он может рассказать сказку (спеть песню, сплясать или загадать неизвестную загадку). Такой выкуп называется «сказкой на продажу».

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни. Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Разнообразны содержащиеся в загадках сведения о человеке. Здесь имеется определенная система: много загадок о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека, далее - о частях и органах человеческого тела: о головном мозге, глазах, зубах, волосах, языке, пальцах, сердце и т.п. - как о частях целого (например: «У дедушки избушка маленькая, порог мохом оброс, волоковое окно без затычки, ветродувы без ставней, кровля покрыта ковылем»), и в отдельности (например о волосах: «В дремучем лесу нет дерева, пригодного на крюк»). Таким образом, загадки нацеливают мышление ребенка как на анализ, так и на синтез, что приучало детей не упускать из виду целое при отгадывании его частей.

Обычно самостоятельные загадки о части предмета не повторяли тех признаков, которые назывались в загадке о целом предмете. Такой многосторонний подход к одним и тем же предметам в зависимости от взаимодействия его частей содействовал развитию творческого мышления у детей. Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

Святой верой в человека проникнута чувашская загадка, сформулированная в виде вопроса: «Кто на свете всех сильнее?» Отгадка обычно произносится хором, дружно: «Человек!» Известны варианты этой загадки у других народов; ее ответ: «Могущественнее народа на белом свете никого нет». Нередко отгадывание этой загадки связывалось со сказкой «Кто сильнее?», которую рассказывали детям старшие. Подобная сказка известна почти всем тюркским народам, особенно интересен и поучителен ее киргизский вариант.

В ряде загадок о голове глаза называются светлым озером, а волосы - мелколесьем, мелким ивняком, тальником, дремучим лесом. Даже говоря о волосах, люди задумывались о красотах родной природы и напоминали об этом своим детям загадками, которые и сами имели совершенную форму, были насыщены поэтическими образами. Говоря о прекрасном красивыми загадками, народные педагоги развивали у подрастающего поколения эстетический вкус.

Красива и поучительна загадка о глазах «На стекле - один жемчуг» (чув.) - без какой-либо назидательности она призывала беречь глаза, самое дорогое (русские говорят: «Беречь, как зеницу ока»). В загадках воспет и человеческий лоб: это - и серебряная чашка, и высокая гора за светлым озером... В загадках как бы мимоходом дается описание признаков умного красивого человека.

Самые разнообразные виды трудовой деятельности охарактеризованы в загадках о труде, оборудиях труда, о сельскохозяйственноных культурах, домашних животных, одежде, пище и т.д. и т.п. Даже в сказках о вселенной постоянно присутствуют орудия труда и тема труда. Например, в загадках о солнечном свете говорится о коромысле, о мерном шесте и других орудиях труда. Показательно, что часто в загадке тот или иной предмет рассматривается по частям, а эти части, в свою очередь, рассказывают о последовательности трудовых операций. В загадке «Восемьдесят солдат, два жандарма, один барин» говорится о крыше как результате человеческого труда: установление стропил, балок, прибивание досок).

А сколько остроумия и юмора в загадках, касающихся именно труда и орудий труда! - «В поле дурак пляшет» (ветряная мельница), «Стоит, как барин, кричит, как черт» (оцеп), «Сноха выше свекрови (колья, прясла), «У Федосьи черный рот» (дымовое окно) и др. Поучительна загадка о мусорной яме: «Что богаче всего в этом доме?» Она так или иначе напоминает известную чувашскую сказку, в которой ленивых дочерей хозяина портной проучил тем, что давно не убиравшийся мусор посолил, чтобы он не испортился. Загадка конкретна: в ней говорится о «богатстве» определенного дома, следовательно, она содержит конкретный намек по конкретному адресу.

В загадках говорится о доброй славе («Дерево свалится, и тень от чего останется?»), высмеивается ложь («На непаханом загоне, под невыросшей березой лежит нерожденный заяц»), бичуется сплетня («Что на свете горше всего?»), говорится о совести («Беззубая мышь кость гложет»), о горе и печали («Что на свете тяжелее всего?») и др.

Загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, косвенно призывающий молодежь к совершенствованию личности:

 

Чего хочешь - того не купишь,

Чего не надо - того не продашь.

 

Прекрасна поэтическая форма загадки, глубока мысль, заключенная в отгадке (молодость и старость), ценен призыв дорожить молодостью. Для ребенка - это загадка, а для взрослого вместе с отгадкой уже пословица. А вот другая загадка:

 

Когда я молод был,

Светло светил.

Старым стал

Меркнуть стал.

 

Разве это - только загадка о месяце? Это - одновременно и поэтический афоризм о человеческой жизни.

Поэтические обобщения в загадках требуют большой мыслительной работы:

 

Без крыл летит,

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без ран болит.

 

Отгадка проста - ветер, туча, солнце, сердце. Память может подсказать отгадку: дети не раз отгадывали эту загадку в иных вариантах, слышали подобное в песнях и в разговорах (в песнях без огня горит не только солнце, но и сердце).

Загадки очень разнообразны по формам. Среди них распространены такие, которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и ответы на них имеют большое воспитательное значение, образовывают, формируют убеждение, с их помощью реализуется проблемный метод ознакомления детей с разнообразными идеями, явлениями действительности.

Очень распространена эта форма загадок у чувашей. Например, загадка-вопрос: кто больше всех любит свою страну? На вопрос взрослого трое детей отвечают, последовательно дополняя друг друга:

- Человек, работающий в горах: он далеко видит страну. Ему и далекие горы близки.

- Человек, ловящий рыбу в глубоких озерах, реках и морях. Он глубоко видит родную землю.

- Человек, пашущий землю равнин: он ближе всего к родной земле.

Среди взрослых распространен уже другой вариант ответа, богатый педагогической идеей: тот сильнее всех любит свою страну, кто сильнее всех и умнее всех любит детей своей страны.

Загадки и их отгадки, заучиваемые наизусть, имеют афористические оттенки, нередко превращаясь в пословицы.

Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. В них отразились привычные представления народа. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречали в пословицах, песнях и сказках. Ответы содержатся в сказках в разных вариантах. Самым удачным обычно признается ответ наиболее безупречный, убедительный по содержанию и высокопоэтический по форме. Например, для чувашской загадки: «Что для человека дороже всего на свете?» таким ответом является следующий: «Нет ничего дороже родины» - этот ответ дается в историческом сказе «О барине и его работнике».

Пословица, содержащая сравнения, может послужить основой для двух взаимосвязанных загадок-вопросов (в зависимости от того, какая часть сравнения принимается за неизвестное): «Что есть золотая колыбель?» или «Что есть дом отца и матери?» Разгадкой загадки является пословица - «Дом отца и матери - золотая колыбель». Эта пословица часто фигурирует в народных песнях.

Чрезвычайно интересны загадки-вопросы, касающиеся процесса труда, орудий и результатов трудовой деятельности: «Доска стоит - можно расколоть, доска лежит - можно сломать, доска сидит - не колется, не ломается. Что делать?» Наиболее распространенная отгадка - распилить. Иногда вопрос ставят после каждой строки - «Что нужно?» Разгадками служат ответы: топор, колун (или колотушка), пила.

Иные загадки-вопросы носят характер системы уравнений. Так, например, загадка «Короткая и тонкая - что это такое?», предложенная отдельно, не имеет определенной отгадки или может иметь много предположительных ответов, как и неопределенное уравнение. Четыре вопроса вместе воспринимаются как система четырех уравнений с четырьмя неизвестными и имеют общепризнанные, т.е. вполне определенные решения: «Короткая и тонкая - что? Длинная и тонкая - что? Короткая и толстая - что? Длинный и толстый - что?» Разгадки - бечевка, веревка, паяв (род толстой и короткой веревки), канат. Загадок подобного рода у чувашского народа сохранилось немного.

У всех народов есть загадки, представляющие собой миниатюрные рассказы. Особенно богат ими русский фольклор: «Пришел жених к невесте, спросил ее: "Где у тебя, невеста, отец?" - Отец, говорит, мой ушел взаймы работать. "А где мать?" - Ушла долг отдавать» (разгадка - отец пошел могилу рыть, мать пошла повивать). Такие загадки часто приводятся в сказках. По содержанию загадки-вопросы всех народов похожи друг на друга, а в форме отразились особенности образного мышления и поэтического склада народа.

Ценность загадок-вопросов еще и в том, что их разгадки служили распространению пословиц, которые воспринимались уже как собственные выводы детей и молодежи.

«Чего дороже на свете нет?» - спрашивает русская загадка-вопрос, ответ должен явиться убеждением ребенка: «Друга искреннего». Полный ответ уже является пословицей. «Что у человека ложно и что правдиво?» Разгадкой этой загадки является тоже пословица - «Уши - ложь, глаза - правда», у чувашей эта пословица распространена в виде совета: «Не верь ушам, а верь глазам».

Обычно пословицами являются разгадки тех загадок-вопросов, которые проблемную ситуацию используют для распространения, среди подрастающего поколения морально-этических знаний. Много загадок-вопросов, содержащих разнообразные знания об окружающей действительности, развивающих ум, сообразительность, память. Особенно богат ими бурятский, калмыцкий и монгольский фольклор: «Что раньше всего появилось: свет или тьма? Что такое один? (Однажды увиденное почему бы забыть?). Что такое пять? (Чего бояться человеку, имеющему пять сыновей?). В памяти бурятского и родственных им народов сохранились изумительные загадки-триады, загадки-тетралогии, песни-загадки. Загадка-вопрос: Что такое три быстрых в мире? - имеет следующий ответ:

 

Быстра стрела, когда выстрелят;

Быстра мысль, когда думают;

Быстры глаза, когда смотрят.

 

А вот ответ о четырех зеленых в мире:

 

Растущая трава - зеленая,

Тина в воде - зеленая,

Бирюза в волосах - зеленая,

Желчь в животе - зеленая.

 

Загадками пользуются и как намеками. В присутствии детей в разговоре на педагогические темы взрослые изъясняются загадками: «Выражайтесь осторожнее, бревна имеют трещины», т.е. при детях разговоры можно вести не на все темы, дети все слышат, по-своему понимают, истолковывают и разносят.

Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. Мастерство «ребячьего пастуха» - общинного педагога, отличавшегося-наибольшим энтузиазмом в работе с детьми, чаще всего наиболее полно проявлялось именно в организации занятий детей по загадкам. В них участвовали дети разных возрастов, начиная с малолетних и кончая парнями и девушками.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное - как средство. Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Этнопедагогические миниатюры - пословицы и загадки - играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «Много сказанное -пустословие, кратко сказанное - мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах. Для греков и римлян пословицы были господствующим мнением общества; для итальянцев - училищем народа; для испанцев - исцелителем души; для чехов - мудростью предков; для чувашей - поучением старцев; для восточных народов - цветом языка, ненанизанными жемчужинами; для русских - школой мудрости и добра... А для всех народные пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью! Ребенку, научившемуся отгадывать загадки, можно дать задание сочинить свои загадки.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умтвенного развития, а также уровень творческого мышления ребенка*.

* Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.-С.7-8.

Явления природы (Погода)

Тур ходит по горам,

Турица-то по долам

Тур свистнет,

Турица-то мигнет.

(Гроза, гром и молния).

 

Без рук, без ног

Под окном стучится,

В избу просится.

(Ветер).

 

Ревнул вол

За стол сел

За сто речек.

(Гром).

 

Рассыпался горох

На семьдесят дорог;

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица

Ни красная девица.

(Град).

 

Шел долговяз,

В землю увяз.

(Дождь).

 

На дворе горой,

А в избе водой.

(Снег).

 

Лежал, лежал,

Да и в речку побежал.

 (Снег).

 

Бежал по одной улице,

На другую перешел,

И по третьей полетел.

(Ветер).

 

Старый дед,

Ему сто лет,

Мост намостил

Во всю реку,

А пришла молода,

Весь мост разметала.

(Мороз и весна).

 

Заря-зарница,

Красная девица

По миру (по свету) ходила,

Слезы (ключи) обронила;

Месяц видел,

Солнце скрало.

(Роса).

 

Небо и земля

 

Синенька шубенька

Покрыла весь мир.

(Небо).

 

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут;

Я все терплю

И всем добром плачу.

(Земля).

 

Красная девушка

По небу ходит.

(Солнце).

 

Сестра к брату в гости идет,

А он от сестры прячется.

(Солнце и месяц).

 

За бабиной избушкой

Висит хлеба краюшка;

Собаки лают,

А достать не могут.

(Месяц).

 

Поле не мерено,

Овцы не считаны,

Пастух рогатый.

(Небо, звезды, месяц).

 

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только глядят.

(Большая Медведица).

 

Черная корова

Весь мир поборола,

А белая подняла.

(День и ночь).

 

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(Облако).

 

Крашеное коромысло

Через реку повисло.

(Радуга).

 

Время

 

Стоит дуб,

На дубу двенадцать гнезд

На каждом гнезде

По четыре синицы,

У каждой синицы

По четырнадцати яиц:

Семь беленьких

Да семь черненьких.

Двенадцать братьев

(Год, месяцы, недели, дни и ночи).

 

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

(Месяцы).

 

Есть семь братьев:

Годами равные,

Именами разные.

(Недели и дни).

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Подберите несколько пословиц о детях.

2. Приведите отрывок из художественного произведения или случай из собственной жизни, которые можно было бы прокомментировать конкретной пословицей.

3. Продолжите следующую мысль: пословица умеет быть немногословной, умной, деловитой, о многом она гордо и как бы независимо молчит...

4. Прокомментируйте русскую пословицу: «Нынче народ плохой: ввечеру -зашел, утром - ушел, скажут: ночевал».

5. Назовите пословицы, которые вы могли бы принять как руководство в жизни, как своего рода девиз.

6. Приведите примеры загадок-пословиц.

7. Порассуждайте, обращаясь к сказкам, загадкам и пословицам, о присказках, например, таких: «под темными лесами», «под ходячими яблоками», «под частыми звездами, под красным солнышком»; «облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами». Каково их значение в соответствующем фольклорном жанре? Прокомментируйте их смысл.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 547; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ