Далее начинается Страстная седмица.



Великий пост

Вели́кий по́ст — пост, цель которого в приготовлении к празднованию Пасхи, в богослужении отмечен молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа.

Для кого-то пост торжественно-мрачен — и тем как раз ценен, ибо всякий подвиг формирует чувство собственной значимости (поэтому надо как можно интенсивней накрутить себя в постнической изощренности), для кого-то светел и непринужден (как бы сам строго ни постился), кому-то – просто правило церковной дисциплины, которое надо исполнить, «не заморачиваясь глубинами и рефлексиями» (мясо-молочного нельзя? – не проблема: мы такие постненькие блюда сготовим, что пальчики оближешь!), а для кого-нибудь и вовсе – период в календаре, имеющий весьма параллельное значение для него лично и для всей его семьи (поводы могут быть разными: «пост должен быть духовным», «пост – для здоровых, а мы все больные», «жизнь такая, что нет возможности выбирать в пище» и вообще «пост – это не главное»). Все же, есть одна общая черта всех многодневных постов: они предваряют светлое торжество, готовят к нему. Не в том смысле, чтобы, вот, потерпеть скорбь, дабы на ее фоне полнее, ярче прочувствовать радость освобождения от нее, но в смысле подготовки души к вмещению радости от соприкосновения с вечностью, в чем, собственно, и состоит суть любого христианского празднования.

 В страстную неделю всем без исключения верующим нельзя развлекаться и бездельничать, нельзя есть мясо и рыбу, пить вино и много чего еще. Приходит на ум: хорошо бы на время поста скрыться куда-нибудь, где бы пост меня не настиг; затаиться, переждать, схорониться, впасть в спячку, только не пост! Великий пост - это путь к Пасхе. Он начинается пасхальными песнопениями (в Прощёное воскресенье) и естественно осмысляется только из Пасхи и в Пасхе. Но с богословским смыслом тесно переплетён смысл аскетический. Пост есть духовное упражнение, определённый урок и задание, которое мы получаем в Церкви как студенты этого духовного университета. Пост –  это сессия для каждого христианина. В этом смысле монахи похожи на студентов дневного обучения, а миряне на заочников, а для заочников, как известно, всё всегда интересней и по-своему сложнее. Без поста немыслимо созидание себя в благочестии, а под благочестием, по словам преподобного Кассиана Римлянина, следует понимать любовь. Таким образом, конечная цель поста, как и всякого духовного упражнения научиться любить.

Питание в Великий пост

В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:

  • в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;
  • не разрешаются «скоромные» продукты;
  • в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без масла один раз в день (в вечернее время);
  • во вторники и четверги — горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время);
  • по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время[15]);
  • в Великую пятницу ничего есть не положено;
  • в Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи;
  • рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал с Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

Как нам не кушать людей в пост?

И это для нас принципиально важный ориентир и критерий истинности аскетических

Усилий: если моя подвижническая жизнь не помогает мне любить, а наоборот, озлобляет меня, делает раздражительным, понуждает кушать людей. Пост потерял свой смысл и стал даже вредным для души, не говоря уже и про тело. Что же тогда делать? Искать свою меру. Именно незнание своей меры и является ближайшей причиной неудач в постном упражнении. У апостола Павла есть такие слова: до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. Итак, первичная цель каждого постного усилия - отыскать свою меру. В календарях и богослужебных книгах мы читаем о строгостях поста: сухоядение, без масла, без рыбы. Так постятся единицы. Для большинства верующих это непосильный труд. И не надо смущаться или требовать отмены устава. Он для нас ориентир и некая рекомендация, потому что мера поста у каждого своя. Обычно уже на первой седмице батюшек осаждают десятки верующих: батюшка, благословите на масло, на рыбу, на молоко. Это неправильно. Потому что здесь всего лишь попытка сбросить на священника груз ответственности. Свою меру поста найти трудно, как трудно найти и свою меру келейного правила, ведь мы часто лукавим сами с собой. Но без мужества честно принимать решение не бывает подвига самовоспитания и самоосвоения. Каждый пост мы узнаём себя, примеряя к себе разные меры поста. Древнем Патерике есть замечательный рассказ об авве Пимене. Его спросили: как нужно поститься? Он ответил: можно есть каждый день, но есть немного, чтобы не быть сытым. Но молодые послушники тут же спросили: но ведь ты, отче, в молодости не ел и по два дня. Точно, ответил старец, не ел я и по три, и по четыре дня, и по неделе, и всё это испытали старцы, как сильные мужи, и нашли, что лучше есть каждый день понемногу, и передали нам этот путь, ибо он есть путь царский и для нас удобный. Заметьте: отцы испытывали разные меры поста. Точно так же и каждому из нас следует испытывать и искать свою меру подвига, внимательно прислушиваясь к своей душе и телу, постоянно напоминая себе, что мера подвига есть мера любви. Великий пост в древности предназначался для людей воцерковляющихся, осваивающих веру Христову. Наше небольшое подвижническое усилие в период поста тоже усилие воцерковляющегося человека, и мера поста бывает по мере веры, какую каждому Бог уделил. Как художник или начинающий писатель, мы ищем свой стиль, созвучный неповторимому тембру нашей жизни. И начинаем мы всегда с подражания. Осваивая веру, мы пробуем свои силы и в посте, и в молитве. Правила не абсолютны, в силу хотя бы своей исторической переменчивости. Мера у каждого своя, и, как говорят, что русскому хорошо, немцу смерть. Один постится без рыбы, другой пьёт молоко; один вычитывает всё правило, другой ограничивается краткой молитвой. У каждого своя мера. И не надо смущаться и бояться ошибок. Пусть этот пост не удался: что-то сорвалось, где-то были упущения. Делайте работу над ошибками и воспитывайте в себе мужество ответственности за свою духовную жизнь. Не всем по силам выдержать все ограничения в пище, но вот постися от всякия злобы, и зависти и свары, и сладости текущия и сластныя это доступно всякому и не только во время поста.

Люди ищут в храме безопасности. Для многих это единственное место, где они могут наконец раскрепоститься, освободиться от беспокойства, которым насквозь пронизана наша жизнь. Поэтому так важно прихожанам заботиться о том, чтобы в церкви люди чувствовали себя в безопасности. Вот вам и духовное упражнение: постом поупражняться во внимательности к людям и учтивости. Ведь это совершенно естественное для христианина состояние, к которому призывал и апостол Павел: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью. Чем не задание на дом? Научиться братолюбию с нежностью! А умеренность в пище, чтение Писания, церковные службы, такие умилительные и трогательные постом лучшего подспорья для упражнения в постоянстве в добре в нежности и внимании друг ко другу и не найти.

За то уже пасхальный стол не имеет никаких запретов. Испокон веков на Руси к празднику готовили куличи и пасхи, запекали окорок, жарили телятину... Все должно быть готово к субботе, когда кулич, творожную пасху и крашеные яйца понесут святить в церковь.

Множество пасхальных обрядов на Руси совершалось в Великий четверг, который православные называют "чистым”. В этот день готовили свой дом к празднику: все мыли, убирали, украшали. Купались до первых лучей солнца, в воду опускали серебро и золото: будешь богатым и крепким. Чтобы волосы стали густыми и длинными, женщины подстригали кончики своих кос.

В русском народе верили, что в пасхальную ночь можно свидеться со своими умершими родственниками. Разговаривать с усопшими нельзя, для этого есть другое место - кладбище. А вот у девушек имелись свои пасхальные обычаи и приметы. Они умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы стать крепкой.

В России пасхальные яйца, полученные при "христосовании”, наделялись чудесными свойствами.

Как праздновать Пасху

Воскресение Христово это самый большой праздник православных христиан. Они подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней.
К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это. Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом — большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!» Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Ни одна Пасха, как и Масленица на Руси, не обходилась без гуляний - игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях - еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования…Пасха празднуется семь дней.

Пасхальный стол — праздничный, обильный. Все ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Помимо традиционных куличей, пасхи и крашеных яиц на нем почти в обязательном порядке бывают пироги, студень, буженина, гусь или утка с яблоками и т. д Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых в особенности старших и пожилых. Обыкновенные подарки в этот день не приносят.


Как украсить стол на Пасху и подготовить подарки

Красив и радостен праздничный пасхальный стол. Весело придумывать еще новые способы украсить его. Яйца можно красить луковой шелухой, можно разноцветными специальными красителями, которые продаются в магазинах, можно расписать яйца тонкой кисточкой, наклеить на крашеные яйца красивые наклейки. Крашеные яйца еще ярче выглядят на фоне зеленой травки, а такую тарелку с травой легко приготовить самим. За 10 дней до Пасхи на красивую глубокую тарелку или блюдо овальной или круглой формы надо насыпать немного земли, с землей смешать пшеничные зерна, или зерна овса, или кресс-салата. Полить смесь, так что­бы она была, как жидкая кашица и держать ее в теплой комна­те, очень влажной. Когда семена начнут прорастать, травинки будут тянуться к свету и тарелки надо часто поворачивать, что­бы трава росла прямо. К Пасхе тарелка будет покрыта густой зеленой травкой, на которую можно положить крашеные яички. Советуем заранее, за 2-3 недели проверить семена на всхожесть.

Главным украшением стола являются, конечно, куличи и пасхи. Если вы купили куличи в магазине, не поленитесь украсить их домашней глазурью и обильно посыпать разноцветным сахаром. Тогда даже магазинные куличи будут выглядеть оригинально.

Если вы сделали творожную пасху в специальной форме, да еще по нашему рецепту - пасха будет главным украшением вашего стола. Украсьте крест на пасхе разноцветными цукатами, на пасху и куличи поставьте красные свечечки, под тарелочки вырежьте бумажные цветные салфетки.

Когда вы готовите свои пасхальные яства к освящению в храме, приготовьте заранее картонные коробки, украсьте их разноцветными бумажными салфетками, приготовьте специальные корзиночки или картонки для того, чтобы положить в них подарки . В Церкви в пасхальные дни всегда есть возможность передать подарки детям  из детского дома , бездомным и бедным. Вам будет очень приятно, если ваши подарки будут не только вкусные, но и красиво украшены. На ручку корзинки или коробочки можно прикрепить искусственную бабочку, птичку или цветок. Вы можете сделать их своими руками или купить в цветочном магазине.

К пасхальному столу, как правило, собирается много друзей. Постарайтесь каждому приготовить пасхальный подарок: красивое яичко и маленький куличик. Если вы заранее приготовите корзиночки с проросшей зеленью и среди зелени разместите яички и кулич на салфетке, радость ваших близких вознаградит ваши труды и наполнит ваше сердечко счастьем.

Богослужение во всё продолжение Великого поста отличается от обычного, главным образом тем, что:

  • по понедельникам, вторникам и четвергам литургии не бывает (если нет праздника), причастие не совершается
  • по средам и пятницам православные после исповеди причащаются, как в субботу и в воскресение ;
  • каждое из шести воскресений посвящено особому воспоминанию.

1-я седмица Великого поста называется «Феодоровой неделей». На храмовых богослужениях в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается, по частям, Великий канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону (отсюда и название первой седмицы) и совершается благословение коли́ва (кутьи). Понедельник в народе называется «Чистым понедельником»: в этот день принято чистить дом от «духа масленицы», помыться в бане, надеть на себя всё чистое, то есть встречать пост в чистоте.

  • Первая Неделя поста — Торжество православия: в современной практике РПЦ возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. До 1919 года совершалось также анафематствование ересей, а ещё раньше в России — государственных преступников.
  • Вторая Неделя Великого поста — Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу.
  • Третья Неделя Великого поста — Крестопоклонная: после великого славословия на утрени износится из алтаря святой Крест и предлагается для поклонения верным. Следующая за Неделей 4-я седмица Великого поста именуется Крестопоклонной; её среда — Преполовение Святой Четыредесятницы (в просторечии именовалось Средокрестьем); от сего дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения «О готовящихся ко святому просвещению» (крещению).
  • Четвёртая Неделя — переходящая память прп. Иоанна Лествичника. В четверг 5-й седмицы на утрене читается весь великий покаянный канон Андрея Критского, а также житие прп. Марии Египетской — «Андреево стояние» или «стояние Марии Египетской». Получило распространение ещё одно название этой седмицы — «Похвальная» от Субботы Акафиста или Похвалы Пресвятой Богородице: на утрене субботы торжественно читается Акафист Пресвятой Богородице. Празднование было установлено в память спасения Константинополя от иноплеменного нашествия в 626 году при императоре Ираклии.
  • Пятая Неделя — память прп. Марии Египетской, образца истинного покаяния. Шестая седмица — седмица ваий, в пяток которой завершается Святая Четыредесятница; суббота — Воскрешение праведного Лазаря (Лазарева суббота).
  • Шестая Неделя — Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье, двунадесятый праздник.

Далее начинается Страстная седмица.

Страстная седмица

Страстна́я Неделя (Седмица, Великая Неделя ) — последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе и следующая за Неделей цветоносной (шестое воскресенье Великого поста), во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!