Аморфность платоновской прозы – текст м. разрезать на куски, они будут иметь собственное существование, возможно написать другой финал.

Жизненный и творческий путь А. Платонова. Характеристика основных текстов (кроме романа «Чевенгур»).

Платонов родился 1 сентября 1899г в Ямской слободе, в семье железнодорожного рабочего. Фамилия отца – Климентов. Окончил 3-ехклассную церковноприходскую школу. Рано начал работать в железнодорожных мастерских. После революции сотрудничал в газете «Воронежская коммуна». Одновременно оканчивал Воронежский Полетехникум, получает 2 специальности: 1. инженер-электротехник, 2. инженер-гидромериоратор. Электричество в его текстах символизирует категорию прогресса, а вода – истину. В газете «Воронежская коммуна» печатает свои статьи по вопросам: 1. науки и техники, 2. философии, 3. педагогики (советская власть озабочена воспитанием нового поколения).

Мышление раннего П-ва утопично, глобально, мыслит категориями миров, планет, вселенных, Солнца. Иногда П-ва путают с поэтами группы «Кузница», кот. призывали к вселенной перестройке. В 22г. П. выпустил книгу стихов «Голубая глубина».

Статья П-ва «О глобальных улучшениях климата» - написана под влиянием идей Фёдорова. Климатические богатства распределены по земному шару неравномерно. Вслед за Фёдоровым выдвигает требования: давайте перемешаем жару и холод и везде будет равномерно тепло, чел-к сможет жить везде. П. предлагал конкретный способ: возьмем Сибирь (холод) и пол-ов Индостан (жара). П. предлагает пробить несколько тоннелей. Этот проект не был осуществлен.

В раннем ТВ-ве П. считает, что природа по отношению к чел-ку как дикий зверь к укротителю.

В 1ой пол 20-х гг. П. приходит к жанру повести и к научно-фантастическому рассказу. Он создает 1 рассказ и 2 повести научно-фантастического направления:

Рассказ «Потомки солнца» ( Главный герой – инженер Вогулов – один из газетных псевдонимов самого П-ва. Его изобретение перенапряженный свет. Чел-во получает неисчерпаемый источник энергии, чел-во питает его разнообразные двигатели. Чел-ву тесно на земле, оно изобретает космические корабли и улетает. Остается только сторож Вселенной).

Повесть «Лунная бомба»- лунная бомба – космический корабль, на кот. герой Крейцкопф отправляется в космос (крейцкопф – небольшая деталь паровозного механизма).

Повесть «Эфирный тракт» - инженер Михаил Кирпичников изобретает способ выращивания металлов.

В основе всех 3-ех произведений – человеческая трагедия – изобретение – месть жестокой природы. Инженер Крейцкопф сбивает ребенка на дороге – трагедия, кот. надо искупить, его сажают в тюрьму, он выбрасывается в окно, но остается в живых (падает на часового), улетает на лунной бомбе. Егор Кирпичников мстит природе за смерть отца. У Вогулова скончалась возлюбленная.

В раннем тв-ве П-ва устойчивый мотив труда-мести, труда-трагедии.

1926г. переломный для П-ва. Он переезжает в Москву, становится профессиональным литератором, обласкан властью. В 1927г. выходит книга «Епифанские шлюзы» (в ней П. заначивает проект Петра 1 по строительству канала между Доном и Окой) (ряд рассказов + одноименная повесть), 1928г. – повесть «Сокровенный чел-к», 1929г. – книга «Ямская слобода». Мотив труда-мести, труда-трагедии уходит из тв-ва.

В 1929г. создает очерки «ЧЕ. ЧЕ. О» - сатирические картины сов. власти. Рассказ «Усомнившийся Макар» (Макар – крестьянин, приезжает в Москву поучится уму-разуму, но сам начинает учить, его отправляют в клинику для душевнобольных. Сюжетный центр – сцена чтения ленинской статьи. Петр читает, Макар слушает, поражаясь точности ума Ленина. Рассказ заканчивается тем, что Петр и Макар идут в учреждение и садятся за столы, стоящие напротив бюрократа». В 1927г. антибюрократическая повесть «Город Градов». В 1930г. печатает бедняцкую хронику «В прок» (герой – бедняк, сел в поезд и поехал смотреть, как живет его народ, выходит в Рязанской области с соседом по купе) – прием буквализации метафоры– «погасло колхозное солнце». Люди в колхозе задались вопросом, почему днем рожь и пшеница растут, когда их обдает солнцем, а ночью нет? Люди решают создать колхозное солнце, но медные части тарелки с лампочками расплавились, колхозное солнце перестало светить. Бедняк видит разные фантасмагорические картины: по окрестным селам ходит Бог, его кормят, пускают на ночлег.

П. подвергается жесткой критике. В 1934г. практически перестают печатать, направляют в Среднюю Азию. Рассказ «Такыр», повесть «Джан» - мышление о мире, о бытие чел-ка в мире. Центральная тема – тема чел-ка и власти.

Повесть «Джан» - в пустыне собрались люди – племя джан, у них «кроме души ничеко нет», это неимущие люди, бытие их ужасно, их надо спасти. Назар Чагаев сам из этого племени, выводит людей за собой. Пространство повести – вокруг замкнутого круга. Худ. пространство преодолевается, но преодолевается бессмысленно. Люди идут по замкнутому кругу, последние их богатство – несколько овец. Чагаев срывает их с круга и уодит (библейский сюжет – Моисей ведет евреев в землю обетованную). Поднимается на высокую гору и видит разбредшихся людей, они вспомнили, что у них есть семьи. Весь смысл повести заключен в последней фразе: «Но самим людям виднее, как им лучше быть. Достаточно того, что он помог им остаться живыми и пусть они счастья достигнут за горизонтом» (имеется ввиду за горизонтом полит. власти)У П-ва мотив философский – отыскание минимального кол-ва жизни, т.е. грани между жизнью и смертью. Редакция сделала П-ву замечание – финал таким быть не должен.П. пишет другой финал.

Аморфность платоновской прозы – текст м. разрезать на куски, они будут иметь собственное существование, возможно написать другой финал.

1-ая половина 30-х гг. П. создает роман «Ювенильное море» и 2 пьесы «14 красных избушек»(бандиты совершили налет на колхоз) и «Шарманка» (вопросы о чел-ке и власти, абсурд сов. власти). П. употребляет редкие приемы – тавтологии, плианазмы – избыточное толкование.

    В 1837-1938гг. П. пробивается к читателю, несколько рассказов печатает журнал «Лит-ный критик»: рассказы «Фро», «Третий сын», «Бессмертие». В 1938г. Журнал закрывают за помощь П-ву. Притча о П-ве – якобы он был дворником при Лит-ном институте.

    Рассказ «Третий сын» победил в конкурсе «Лучший американский рассказ».

    П-ва лит-ра вернула в годы Отечественной войны. Становится военным корреспондентом «Красной звезды», присваивают звание капитана. В 1938г. Сына арестовывают по обвинению в шпионаже в пользу посольства Японии. Через 3 года возвращается в семью, но в 1843г. Умирает от туберкулеза, заразив отца. П. Едет по фронтам. Создает сборники очерков и рассказов в годы ВОВ: «Одухотворенные люди», «Под небесами Родины», «Броня», «В сторону заката солнца». В 1946г. публикует рассказ «Семья Иванова» (современное название «Возвращение». Подвержен жесточайшей критике. Рассказ прозвучал реалистично на фоне неоклассицистической лит-ры послевоенного десятилетия (Герой – Ал. Иванов возвращается с фронта, по дороге изменяет жене. Узнает, что дочере купил книжку дядя Семён, у кот. вся семья погибла при бомбежке. Алексей уходит. Петрушка, у кот. война отняла детство всё понимает. Иванов садиться в поезд, хочет уехать, видит 2-ух своих детей, бегущих за поездом. Заканчивается рассказ духовным перерождением героя). 4января 47г. в 1-ом номере «Лит-ной газеты» выходит статья «клеветнический рассказ А. Платонова» - автор – Ермилов – обвинение в клевете за советского солдата, совет. детей, совет. женщину и инвалида. П-ва перестают печатать, ему помогает Шолохов, он выговорил для П-ва право издавать пересказы русских и башкирских народных сказок. Его книги сказок: «Волшебное кольцо», «Финист-ясный сокол». П. изобретает собственные пословицы и поговорки.

    От тоски по сыну они с женой заводят ребенка – дочку Машу. Последняя сказка «Кто сильнее?» - диалог крошки хлеба и крошки пороха о том, кто сильнее.

    Роман Чевенгур – 1926-1929гг. , повесть Котлован 1929-март 1930хгг.

        5 января 1951г. П. скончался и похоронен рядом с сыном на Армянском кладбище.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 134; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ