V. Фрагменты источников XIII – XIV вв.
Лаврентьевская летопись
[Лаврентьевская летопись получила название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 г для суздальско-нижегородского великого князя Дмитрия Константиновича, по благословению Суздальского епископа Дионисия. Изложение в летописи доведено до 1304 г.]
В лето 6745 [1237] На зиму пришли от восточные страны на Рязанскую землю безбожные татары и начали воевати Рязанскую землю и пленили ее до Проньска. Попленили Рязань весь и пожгли. И князя их убили (…) Много же святых церкви огню предали и монастыри и селе пожгли, имущества немало в свою страну взяли. Потом пошли на Коломну.
Тое же зимы. Поиде Всеволод, сын Юрьев внук Всеволож противу Татаров и встретил их у Коломны и бысть сеча велика и убили у Всеволода воеводу, Еремея Глебовича и иных мужей много убили у Всеволода и прибежал Всеволод в Володимер в мале дружине, а Татарове пошли к Москве.
Тое же зимы взяли Москву Татарове и воеводу убили Филипа Нянка, за православную христианскую веру, а князя Володимера взяли в плен, сына Юрьева, а люди избили. (…)
Тое же зимы. Выехал Юрьи из Володимера в мале дружине, урядив сыны своя в собе место Всеволода и Мстислава. И еха на Волгу с племянниками своими Васильком и Всеволодом и с Володимером и ста на Сити станом. (…) Татарове станы свои урядив у города Володимера, а сами пошли взяли Суздаль и святую Богородицу разграбиша и двор княж огнем пожгли, и монастырь святого Дмитрия пожгли, а прочии разграбили, а чернеци и черницы старыя и попы и слепыя и хромыя и люди все иссекоша, а что чернец иных и черниц и попов и попадьи и дьяконы и жены их и дчери и сыны их, то все повели в станы свои, а сами пошли к Володимеру. В неделю мясопустую по заутрени приступили к городу месяца февраля в …. день (…) и взяли град до обеда. (…)
|
|
Татарове попленише Володимер и поидоша на великого князя Георгия окаянные кровопийцы и другие пошли к Ростову, а иные к Ярославлю, а ини на Волгу на Городец и пленише все по Волге и даже до Галича Мерьскаго, а ини идоша на Переславль и его взяли оттоле всю ту страну и грады многи (…). Яко приде весть к великому князю Юрью Володимер взят и церкви соборныя, и епископ и княгини с детьми, и со снохами и со внучаты огнем скончашася, а старейшая сына Всеволод с братом вне града убита, люди избиты, а к тобе идут. (…) И поидоши безбожные Татары на Сить, противу великому князю Юрью. Слышав же князь Юрги с братом своим Святославом и племянниками своими Василком и Всеволодом и с Володимером и с мужами своими поидоша противу поганых. И вступили в бой и была сеча зла и побегоша наши пред иноплеменники и ту убиен бысть князь Юрьи, а Василка яша руками безбожнии и поведоша в станы свое се же зло здеяся.
|
|
В лето 6747 [1239]. Взяли Татарове Чернигов, того же лета взяли Мордовскую землю, Муром по Клязьме повоевали город святой Богородицы взяли, того же лета был пополох зол по всей земли, не ведали и сами кто где бежит.
Джувейни. История Завоевателя мира.
[Ала-ат-дин Ата-мелик Джувейни (1226 – 1283) губернатор Багдада, Ирака и Хузистана на службе у хана Хулагу, внука Чингисхана и правителя Персии. Его «История» написана между 1256 и 1260 годами по официальным документам и рассказам очевидцев.]
«Когда каан (Угэдэй) во второй раз устроил большой курултай и назначил совещание относительно уничтожения и истребления остальных непокорных, то состоялось решение завладеть странами Булгара, ассов и Руси, которые находились по соседству становища Бату, не были еще окончательно покорены и гордились своей многочисленностью. Поэтому в помощь и подкрепление Бату он (Угетай) назначил царевичей: Менгу-хана, и брата его Бучека, из своих сыновей Гуюк-хана и Кадагана и других царевичей: Кулькана, Бури, Байдара, братьев Бату – Хорду и Тангута – и несколько других царевичей, а из знатных эмиров был Субутай-бахадур. (…) В землях Булгара царевичи соединились; от множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума войска столбенели дикие звери и хищные животные. Сначала они силою и штурмом взяли город Булгар (…). Для примера подобным им жителей его (частью) убили, а (частью) пленили. Оттуда они отправились в землю Руси и покорили области ее до города М.к.с., жители которого, по многочисленности были точно муравьи и саранча, а окрестности были покрыты болотами и лесом, до того густым, что нельзя было проползти по земле. Царевичи окружили (город) с разных сторон и сперва с каждого бока устроили такую широкую дорогу, что могли проехать рядом три-четыре повозки, а потом, против стен его выставили метательные орудия. Через несколько дней они оставили от этого города только имя его, и нашли много добычи. Они отдали приказание отрезать людям правое ухо. Сосчитано было 270 000 ушей».
|
|
Ипатьевская летопись
[Ипатьевская летопись получила свое название по принадлежности старшего списка Костромскому Ипатьевскому монастырю, но по содержанию представляет южный летописный свод конца XIII в. Свод состоит из двух частей: киевской летописи, оканчивающейся 1198 годом и галицко-волынского повествования, доходящего до конца XIII века.]
|
|
В лето 6748 [1240]. Пришел Батый Киеву в силе тяжкой, многим множество силы своей, и окружи град и обступила сила татарская, и бысть град в осаде велице. И был Батый у города и воины его осаждали град. И не было слышно от гласа скрипения телег его, множества ревения верблюд его, и ржания от гласа стад конь его. И была исполнена земля Русская ратных. Взяли в плен Татарина именем Товроул. И тот исповеда им всю силу их. То были братья его сильные воеводы Урдю и Баидар, Бируй, Каидан, Бечак, Менгу и Куюк, иже воротился увидев смерть ханову и был ханом не отроду же его, но был воевода его первый. Себедай богатур и Бурундай богатырь иже вся Болгарскую землю пленил, и Суждальскую, иных без числа воевод, их же не исчислишь здесь. Постави же татары пороки [стенобитные машины] городу подле врат Лядских. И били пороком беспрестанно, день и нощь, выбили стены. И возиидоша горожане на избыт стены, и тут видно было, как ломаются копья, и стрелы омрачили свет побежденных. И Дмитр [киевский воевода] ранен был. Взошли Татары на стены (…) гражане же построили тогда другие, около святой Богородицы. Татары же пошли на приступ и бысть брань межи ими велика. Люди же взбегали на крыши церковные. От тягости повалились с ними стены церковные, и взят был град воинами».
Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского
и его боярина Федора.
[Сказание составлено во второй половине XIII в священником Андреем или епископом Иоаном, как форма «Жития» святого, церковное почитание которого установили в Ростове дочь Михаила, княгиня Марья и его внуки Борис и Глеб.]
«В год 6746 (1238), по гневу Божиему за умножение грехов наших, было нашествие поганых татар на землю христианскую. Тогда одни затворились в городах своих, другие убежали в дальние земли, а иные спрятались в пещерах и расселинах земных. Михаил же бежал в Венгрию. Те, кто затворился в городах, каялись в своих грехах и со слезами молились Богу, и были они погаными безжалостно перебиты; из тех же, кто скрывался в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. И этих через некоторое время татары расселили по городам, переписали их всех и начали с них дань брать. Услышав об этом, все разбежавшиеся по чужим землям, возвратились снова в земли свои, кто остался в живых, князья и иные люди. И начали татары насильно призывать их, говоря: «Не годится жить на земле хана и Батыя, не поклонившись им». И многие приезжали на поклон к Батыю. И вот какой обычай был у хана и Батыя: когда приедет кто-нибудь на поклон к ним, то не велели сразу приводить такого к себе, но приказано было волхвам. чтобы шел он сначала через огонь поклонился кусту и идолам. (…) Многие же князья с боярами своими проходили через огонь и поклонялись солнцу, и кусту и идолам ради славы мира этого, и просил каждый себе владений. И им невозбранно давались те владения, какие он хотели получить – пусть прельстятся славой мира сего».
Ипатьевская летопись
«В лето 6753 [1245] Михаил [Черниговский] бежал Угры (…) возвратился к Чернигову, оттуда ехал к Батыю прося волостей своих от него. Батый же сказал: «Поклонися отец наших закону». Михаил же отвечал: «Раз Бог наш передал власть нашу из-за наших грехов в руки ваши, тебе кланяемся, и чести приносим тебе, а закону отец твоих и твоему богонечестивому повелению не кланяемся». Батый же яко свирепый зверь возъярился, повелел заколоти [Михаила]. И заклан был беззаконным Доманом Путивльцем нечестивым и с ним заклан был боярин его Федор».
Плано Карпини. «История Монгалов».
[Джовани дель Плано Карпини – францисканский монах, направленный папской курией послом к монголам. В 1245 году он побывал в ставке Батыя, а затем в столице империи монголов – Каракоруме, был свидетелем избрания нового каана. По возвращении опубликовал записки о своем путешествии на восток, посвященные главным образом описанию жизни и нравов монголов и их правителей.]
Глава VII. Как они заключают мир.
«Надо знать, что они не заключают мира ни с какими людьми, ели те им не подчиняться, потому. Что, как сказано выше, они имеют приказ от Чингисхана, чтобы, если можно, подчинить себе все народы. И вот что татары требуют от них: чтобы они шли с ними в войске против всякого человека, когда им угодно, и чтобы он отдавали им десятую часть от всего, как от людей, так и от имущества. (…) Они посылают также за государями земель, чтобы те являлись к ним без замедления; а когда они придут туда, то не получают никакого должного почета, а считаются наряду с другими презренными личностями и им надлежит подносить великие дары как вождям, так и их женам, и чиновникам, тысяцким и сотникам (…). Для некоторых также они находят случай, чтобы их убить, как было сделано с Михаилом и с другими; иным же они позволяют вернуться, чтобы привлечь других; некоторых он губят также напитками или ядом. Ибо их замысел заключается в том, чтобы им одним господствовать на земле, поэтому они выискивают случаи против знатных лиц, чтобы убить их.(…) Башафов [Баскаков], или наместников своих, они ставят в земле тех, кому позволяется вернуться; как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению, и если люди какого-нибудь города или земли не дают им того, что они хотят, то эти башафы возражают им, что они неверны татарам. И таким образом разрушают их город и землю, а людей, которые в ней находятся, убивают при помощи сильного отряда татар, которые приходят без ведом жителей по приказу того правителя, которому повинуется упомянутая земля, и внезапно бросаются на них (…) И не только государь татар, захвативший землю, или наместник его, но и всякий татарин, проезжающий через эту землю или город, является как бы владыкой над жителями, в особенности тот, кто считается у них более знатным».
Лаврентьевская летопись
«В лето 6760 [1252] Иде Олександр, князь Новгородский Ярославич в Татары и отпустили его с честью великою, давше ему старейшинство во всей братьи его. В то же лето сдумал Андреи князь Ярославич с своими боярами бегати, нежели царем служити и побежал на неведому землю, со княгинею своею и с боярами своими и погнались татарове в след его. И настигли его у города Переславля. Бог же сохрани и молитва его отца. Татарове же рассеялись по земли и княгиню Ярославлю взяли и дети взяли и воеводу Жидослава тут убили и княгыню убили и дети Ярославли в полон послали и люди без числа повели до конь и скота, и много зла створили и отошли. Того же лета приде Олександр князь великий из Татар в град Володимер и встретили его с крестами у Золотых ворот митрополит и все игумены и гражане и посадили на столе отца его Ярослава.
В лето 6765 [1257]. Поехали князи в Татары: Александр, Андрей, Борис, чтивше Улавчия, приехали в свою отчину. Тою же зимы приехали численицы исчислили всю Суждальскую землю и Рязанскую и Муромскую и ставили десятники и сотники и тысячники и темники и ушли в Орду. Толика не считали игуменов, чернецов, попов, клирошан, кто зрит на святую Богородицу и на владыку».
Житие Александра Невского.
[Житие составлено в 80-е гг. XIII в. по инициативе сына Александра Невского, великого князя Владимирского Дмитрия Александровича и митрополита Киевского Кирилла]
«В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил Бог народы многие от востока до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли ты, что Бог покорил мне многие народы. Что же - один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего». (...) Решил Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра. После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. (...) Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на свое стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды. (...) возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и прибыв в Городец разболелся».
«Поучение преподобного Серапиона»
[Серапион Владимирский – монах Киево-Печерского монастыря, ставший в 1274 г. епископом Владимирским. Тогда же было написано «Поучение».]
«Страшно, дети мои, попасть под Божий гнев. Почему не думаем, что постигнет нас, в такой жизни пребывающих? Чего не навлекли на себя? Какой казни от бога не восприняли? не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши трупьем на землю? Не уведены ли жены наши и дети в полон? Не порабощены ли были оставшиеся горестным рабством неверных? Вот уже к сорока годам приближаются страдания и мучения, и дани тяжкие на нас непрестанны, голод, мор на наш скот, и всласть хлеба своего наесться не можем, и стенания и горе сушат нам кости. Кто же нас до этого довел? (…) Господь сотворил нас великими, мы же своим ослушанием себя превратили в ничтожных».
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!